Автореферат Предпосылки овладения письмом при нормальном развитии
Предпосылки овладения письмом при нормальном развитии
В вопросах профилактики нарушения письма у детей важное значение имеют предпосылки овладения письменной речью.
Для успешного овладения письмом у ребенка еще до поступления в школу должны быть сформированы все предпосылки овладения этим видом деятельности.
Л.С. Выготский писал, что подготовка к развитию письменной речи начинается задолго до начала обучения ребенка письму в школе. Письменная речь детей, по Л. С. Выготскому, развивается путем перехода от рисования вещей к рисованию речи. Овладение письменной речью означает усвоение сложной символической системы знаков. Поэтому письмо является результатом длительного развития высших психических функций, личности и поведения ребенка.
Изучению письменной речи, подготовке детей к овладению грамотой
посвящен ряд фундаментальных и разносторонних исследований многих
ученых: Р.Е.Левиной, Е.А.Логиновой, О.В.Правдиной, Е.Н. Российской, И.Н. Садовниковой, О.А. Токаревой и др. Ими был выделен ряд психофизиологических компонентов, необходимых для овладения письменной речью и являющихся предпосылками усвоения письма.
Такие авторы как Б.Г. Ананьев, А.Р. Лурия, Л.С. Цветкова отмечали, что сохранность и полноценное функционирование центральных и периферических отделов анализаторных систем, их совместная работа является условием нормального протекания процессов чтения и письма. М.М.Безруких, Е.В.Гурьянов, считают необходимым условием хорошее состояние зрительных и моторных функций.
Л.С.Выготский, Р.Е.Левина, подчеркивают необходимый уровень сформированности внимания, памяти, мышления ребенка.
С точки зрения Р.Е.Левиной, чем лучше сформированы произносительная сторона речи, фонематический слух, чем выше степень морфологических и синтаксических обобщений и лингвистических знаний, тем лучше ребёнок оказывается подготовленным к письму.
Р.Е.Левина выделяет ряд предпосылок, которыми ребенок должен овладеть в дошкольном возрасте, необходимых для усвоения фонетического принципа, отражающего написание слов соответственно их произношению, не основываясь на знании правил грамматики. К ним относятся:
- чёткая дифференциация всех звуков речи;
- правильное звукопроизношение;
- владение звуковым анализом и синтезом слов;
- знание букв, чёткое различение их по виду.
Автором указывается, что главный принцип русского правописания – морфологический, является более сложным для усвоения. Для овладения этим принципом необходимо усвоение грамматических правил, определяющих особенности написания различных морфем слова (корня, приставки, суффикса, окончания). Для усвоения морфологического
принципа письма, в качестве необходимых предпосылок, Р.Е. Левиной
выделяются следующие:
- полное усвоение фонетического принципа;
- овладение морфологическим анализом слов необходимым для выявления части слова, содержащей орфограмму;
- овладение, активное пользование приведенным в систему запасом слов;
- предварительное (в дошкольном возрасте) усвоение грамматических норм языка.
Отсутствие, выпадение какого либо звена этого процесса, как указывает Р.Е.Левина, может повлечь за собой невозможность усвоения грамматических правил, не связанных с их незнанием.
По мнению Г.А.Каше, Р.Е.Левиной, М.Е.Хватцева, Г.В.Чиркиной, Д.Б.Эльконина и др., для начала обучения ребенка письму необходим определенный уровень развития его устной речи - разделение внешней и внутренней (смысловой) сторон слова, наличие достаточного словарного запаса, начальная степень грамматичности речи.
Л.С. Цветкова, основываясь на трудах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, выделяет следующие предпосылки овладения письменной речью:
Первая предпосылка - достаточная сформированность (или сохранность) устной речи, свободное владение ею, способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
Вторая предпосылка - формирование (или сохранность) слухо-пространственного и зрительно-пространственного гнозиса, сомато-пространственных ощущений, разных видов восприятия, ощущений и знаний и их взаимодействия, ориентировка в схеме собственного тела.
Третья предпосылка - сформированность двигательной сферы - разных видов целенаправленного действия (праксиса) руки, подвижности, устойчивости, переключаемости, то есть предметных действий, тонких движений.
Четвертая предпосылка - формирование у детей абстрактных способов
деятельности, то есть постепенный переход от действий с конкретными предметами к действиям с абстракциями.
И пятой предпосылкой является сформированность общего поведения – саморегуляция, регуляция, контроль за действиями, намерения, мотивы поведения.
Предпосылками овладения письменной речью А.Н. Корнев считал формирование следующих навыков:
А) Навык символизации (буквенное обозначение фонем).
Формируется на основе развивающихся у ребенка способностей к символической игре, изобразительной деятельности, рисованию и др.
Б) Моделирование звуковой структуры слова с помощью букв.
Овладение этим навыком на начальном этапе обучения грамоте происходит в два этапа: установление временной последовательности фонем, из которых состоит слово и перевод временной последовательности фонем в пространственную последовательность букв.
В) Формирование графомоторных навыков.
Важнейшей функцией, от которой этот процесс зависит, является зрительно-моторная координация. Поэтому сформированность графомоторных навыков считают одним из показателей так называемой «школьной зрелости».
Особенность письма как сложного комплексного навыка заключается в том, что оно требует объединения и согласования всех трех перечисленных операций.
Е.А. Логинова, опираясь на труды Л. С. Выготского, А. Р. Лурии,
Л. С. Цветковой и других ученых, выделяет два основных и взаимосвязанных уровня предпосылок формирования навыка письма у детей.
1.Нейрофизиологический уровень овладения письмом:
функциональная зрелость анализаторных систем мозга, их координация; перевод звука речи (фонемы) в зрительный образ - графему и в двигательный образ – кинему; сформированность у ребенка зрительного и слухового восприятия, моторных функций, полноценной слухо-оптико-моторной координации (межсенсорного взаимодействия).
2.Психологический уровень овладения письмом:
зрелость психических функций и процессов (мышления, памяти, внимания, мотивации, произвольной саморегуляции) и т.д.; соматическое состояние ребенка, его слуха; моторная зрелость; состояние артикуляционного аппарата, нормативное произношение всех звуков речи родного языка; развитое фонематического восприятия, владение звуковым анализом и синтезом; сформированность зрительного контроля и зрительно-пространственного восприятия; лингвистическая готовность ребенка к овладению новым видом речевой деятельности; хорошо развитая устная речь.
По мнению И.Н.Садовниковой, процесс письма протекает благодаря согласованной работе четырех анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного, поэтому овладение письмом представляет собой формирование новых связей между словом слышимым и произносимым, словом видимым и записываемым.
Для овладения письменной речью имеет существенное значение степень сформированности всех сторон речи: звукопроизношения, фонематического и лексико-грамматического. М. Е. Хватцев подчеркивал, что между фонемами и обозначающими их графемами обязательно должна быть устойчивая связь. На основе внутреннего процесса образования фонемы происходит уже внешний процесс письма: отыскивание и запись нужной буквы с опорой на внутренний слуховой, оптический и кинестетический образ слова.
Недостатки сформированности звукопроизношения и вторичного
нарушения фонематического слуха являются предпосылками артикуляторно-акустической дисграфии. Этот вид дисграфии во многом сходен с дисграфией на почве расстройств устной речи, выделенной М. Е. Хватцевым, и называемой «косноязычие на письме». Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребенок отражает свое дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия связана с недостаточно чёткой слуховой дифференциацией ребёнком акустически близких речевых звуков и выражается в соответствующих буквенных заменах на письме. В норме полные замены одних речевых звуков другими должно исчезнуть к 5-6 годам. Сохраняющиеся замены будут являться предпосылкой артикуляторно-акустической дисграфии.
Неправильное проговаривание слов в процессе их записи приводит к появлению однотипных буквенных замен, о чём говорится в работах
Н.С. Жуковой, Е.М. Мастюковой. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется также в пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи. Иногда замены букв на письме могут сохраняться и после их устранения в устной речи. В этом случае можно предположить, что при внутреннем проговаривании нет достаточной опоры на правильную артикуляцию, так как четкие кинестетические образы звуков еще не сформированы. При нарушении звукопроизношения и отсутствии чёткой слуховой дифференциацией речевых звуков можно говорить о несформированности предпосылок овладения навыком письма.
Таким образом, формирование предпосылок овладения письмом представляет собой длительный, динамичный процесс, состоящий из усвоения знаний, приобретения умений изложения мыслей в письменной форме в результате многократного повторения в ходе практической деятельности и зависит от степени сформированности всех сторон речи и состояния психических функций и процессов.
Список литературы
Ананьев, Б.Г. Анализ трудностей в процессе овладения детьми чтением и письмом [Текст] / Б.Г. Ананьев. – Известия АПН РСФСР,1955. – вып. 70.- С. 104 – 151.
Безруких, М.М. Трудности обучения письму и чтению в начальной школе [Текст] / М.М.Безруких. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2009. – 84 с.
Выготский, Л. С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский // Собр. соч.: В 6 т. / Под ред. Д. Б. Эльконина. - М.: Педагогика, 1984. – Т.4. - 432 с.
Гурьянов, Е.В. Психология обучения письму: формирование графических навыков письма [Текст] / Е.В. Гурьянов. – М.: АПН РСФСР, 1959. – 264 с.
Жукова, Н.С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст] / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева. - Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998. – 320с.
Каше, Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи: Пособие для логопеда [Текст] / Г.А.Каше. - М.: Просвещение, 1985. – 207 с.
Корнев, А.Н. Нарушения чтения и письма у детей [Текст] / А.Н.Корнев. - СПб.: МиМ, 1997. – 286 с.
Левина, Р. Е. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи [Текст] / Р. Е. Левина. М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 115 с.
Логинова, Е.А. Нарушения письма [Текст]/ Е.А.Логинова / Под ред. Л.С.Волковой. - СПб.: Детство-Пресс, 2004. – 208с.
Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека [Текст] / А.Р.Лурия. - М.: Московский ун.,1969. – 504с.
Основы теории и практики логопедии [Текст] / Под ред. Р.Е. Левиной. - М.: Просвещение, 1968. – 173 с.
Правдина, О. В. Логопедия [Текст] / О.В.Правдина. - М.: "Просвещение", 1973. – 272 с.
Российская, Е.Н. Методика формирования самостоятельной письменной речи у детей [Текст] / Е.Н.Росиийская. - М.: Айрис-пресс, 2005. – 240 с.
Садовникова, И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников [Текст] / И.Н.Садовникова. М.: Владос,1995.– 256 с.
Токарева, О. А. Дизартрия [Текст] / О.А.Токарева // Расстройства речи у детей и подростков / Под ред. С. С. Ляпидевского. - М.: Медицина, 1969. - С.114 – 155.
Хватцев, М. Е. Логопедия [Текст] / М.Е.Хватцев // Книга для преподавателей и студентов. – М.: Владос, 2009. - Кн.1. – 272 с.
Цветкова, Л. С. Нейропсихология счета, письма и чтения: нарушение и восстановление [Текст] / Л.С.Цветкова. – М.: Юристъ, 1997. – 256 с.
Чиркина, Г.В. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ [Текст] / Г.В.Чиркина / Под ред. Г. В. Чиркиной. - М.: Аркти, 2005. – 240 с.
Эльконин, Д.Б. Развитие устной и письменной речи учащихся [Текст] / Д.Б. Эльконин; Под ред. В.В. Давыдова, Т.А. Нежновой. - М.: Интор, 1998. – 112 с.