Девиантное поведение подростков: причины и способы преодоления.
Сообщение к общешкольному родительскому собранию
по теме:
«Девиантное поведение подростков:
причины и способы преодоления».
Подготовила: Дунаева Е. Е.
(Общественный инспектор по охране прав детства).
2013-2014 уч.год
Семья – это разновозрастной коллектив, членом которого ребенок становится с первого дня своего существования, собственно он делает мужа и жену семьей.
Ребенок испытывает влияние семьи на протяжении многих лет, если не всю свою жизнь. Члены семьи объединены узами родства и чувством ответственности за все, что происходит в семье: они делят между собой и радость, и горе каждого человека, члена семьи.
Коллектив семьи имеет закрепленную обычаями, традициями, нравственными и правовыми нормами сложную структуру, в рамках которой детей, родителей, бабушек и дедушек объединяет целая система отношений: между старшими и младшими детьми, между детьми и родителями и т.д. Эти отношения и определяют психологический климат семьи. В этом климате и формируется у ребенка восприятие мира, людей и самого себя. Совместное ведение хозяйства. Проведение досуга, различные увлечения семьи – все это накладывает неизгладимый отпечаток на ребенка. В семье он приобретает знания, умения, навыки в различных областях, и прежде всего в области общения, человеческих взаимоотношений. Только в семье ребенок получает опыт совместной жизни. Здесь у него складываются нравственные чувства, здесь он приобретает то или иное представление о добре и зле, о чести, порядочности, долге и т.д. Каким вырастет ребенок. Во многом определяется его положением в системе семейных отношений. А это положение бывает самым различным: нормальным, когда семья, родители проявляют разумную заботу о ребенке, когда его воспитание строится с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей, когда его уважают и он уважает других, или ненормальным, когда он баловень, а затем нередко и деспот семьи, когда он изгой и растет как сорняк, когда он «квартирант», которому нет дела до семейных проблем.
У каждого ребенка есть желание жить в дружной семье, благополучной, основанной на взаимопонимании и доверии детей и взрослых.
Причины отклонений от норм поведения подростков.
Неправильное воспитание.
«Трудный» подросток как правило, живет в «трудной» семье. Он является свидетелем конфликтов между родителями и ощущает невнимание к своему внутреннему миру. Но не всегда неблагополучные семьи бросаются в глаза. Иной раз это неблагополучие скрыто довольно глубоко. И лишь тогда, когда с подростком случается беда. Обращают внимание на уклад семьи, на ее мораль, на ее жизненные ценности, которые и позволяют увидеть корни беды. За внешним благополучием может скрываться асоциальное состояние семейных отношений, уклада жизни и воспитания подростка в семье, которые являются ведущими факторами формирования личности каждого из нас.
К семьям, которые создают условия «повышенного риска» для отклоняющегося поведения подростка относятся:
- неполная семья, где имеются только матери, реже отцы, или семьи, в которых детей воспитывают бабушка или дедушка;
- конфликтная семья, в которой существует напряженность взаимоотношений между родителями, отсутствует взаимопонимание и имеются выраженные расхождения во взглядах, установках, вкоторой мир и согласие держатся на временных компромиссах и в трудную минуту противоречия вспыхивают с новой остротой;
- «асоциальная» семья» - преобладают антиобщественные тенденции, паразитический образ жизни. Члены семьи вступают в противоречие с законом;
- формальная семья – отсутствует общность потребностей, жизненных целей, взаимное уважение между членами семьи; семейные обязанности выполняются формально, часто родители находятся на грани расторжения брака, которому мешают материальные и жилищно-бытовые соображения;
- «алкогольная семья» - основные интересы членов семьи определяются употреблением спиртных напитков;
- семья. В которой имеются душевнобольные родители; в таких случаях не создаются условия для полноценного развития личности подростка.
В неблагополучных семьях, как правило, встречаются следующие виды неадекватного воспитания детей:
- безнадзорность – когда ребенок предоставлен самому себе, лишен родительского внимания, заботы, когда отсутствует систематический интерес к его делам, переживаниям, проблемам;
- скрытая безнадзорность – формальное выполнение родителями своих обязанностей, при котором создается видимость какого-либо интереса к воспитанию, однако дальше декларативных внушений и материального обеспечения родители не идут, они не требуют выполнения наставлений и указаний;
- потворствующая безнадзорность – сочетание полной бесконтрольности и некритического отношения к поведению подростка; стремление всегда его оправдать, активное неприятие помощи в воспитании со стороны других лиц, попытки родителей оградить подростка с отклоняющимся поведением от воспитательного воздействия коллектива, педагогов, участковых инспекторов инспекций по делам несовершеннолетних, членов оперативных и педагогических отрядов;
- эмоциональное отвержение – родители тяготятся ребенком; подросток чувствует. Что он обуза в жизни родителей;
- воспитание по типу «Золушки» - чрезмерная требовательность и строгость к ребенку, когда родители без учета его возраста и возможностей пытаются добиться от него излишне образцового поведения;
- воспитание в условиях жестких взаимоотношений – суровые расправы и наказания за мелкие проступки сочетаются с безразличным и холодным взаимоотношением между членами семьи;
- воспитание по типу «кумира семьи» -необоснованное и чрезмерное восхищение ребенком и стремление освободить его от любых трудностей, поощрение эгоистических установок, стремление к демонстративности и «жажде признания».
Подавляющее большинство подростков, имеющих отклонения от норм поведения, учатся плохо, не имеют и не выполняют общественных поручений. Отношение таких детей и подростков к школе, как правило, отрицательное. Неуспеваемость приводит к развитию конфликтов с классом, учителями, родителями.
Особую роль в возникновении нарушений поведения играют особенности подросткового возраста, который характеризуется бурным ростом организма, началом и завершением полового созревания, совершенствованием функций органов различных систем организма, в том числе и центральной нервной системы. Говоря об особенностях подросткового возраста, следует коснуться такой современной проблемы, как акселерация. Современные условия жизни оказывают на организм ребенка более интенсивное воздействие, чем полвека назад, темп жизни ускорился. Происходит и определенное ускорение физического и полового развития. Вместе с тем у подростков сохраняются детские интересы, эмоциональная неустойчивость, незрелость гражданских понятий и представлений. Возникает диспропорция между физическим развитием и социальной адаптацией. При неустойчивой нервной системе и еще не сформировавшихся жизненных взглядах и убеждениях, подросток оказывается более восприимчивым к воздействию примеров негативного поведения.
Подростковый возраст – период завершения характера. Нарушение этого формирования характера сопровождается различными реакциями, которые нередко выходят далеко за рамки нормы и могут приводить к различным формам асоциального поведения.
Наиболее распространенными негативными реакциями являются:
Реакции активного протеста, возникающие в кризисных для подростка ситуациях, проявляются в виде агрессивного поведения, грубости, непослушания, имеют четкую направленность против определенных лиц, создавших конфликтную ситуацию;
Реакции пассивного протеста, обусловленные стремлением избавиться от трудной для подростка ситуации, всегда сопровождаются чувством обиды, утратой прежнего эмоционального контакта и проявляются в виде уходов из дома, бродяжничества, отказов от приема пищи, отказов от речевого общения;
Реакции отказа, связанные с чувством отчаяния, проявляются в активном уклонении от контактов с окружающими, отказом от привычных желаний и увлечений, страхом перед всем новым;
Реакции имитации – подражания формам поведения окружающих, которые пользуются авторитетом у подростков и могут играть отрицательную роль, еслиимитируется асоциальный лидер или неприемлемые для нашего общества модели поведения (например, не лучшие образцы массовой культуры);
Реакции компенсации и гиперкомпенсации – обычно маскируют ту или иную слабую сторону личности, а также играют роль защитных личностных реакций; подчас принимают карикатурный характер ( в основе многих безрассудных поступков лежит стремление показать свое «бесстрашие» окружающим);
Реакции эмансипации – повышенное стремление подростка к независимости, самоутверждению (отражается в определенном отрицании социально-положительного опыта старшего поколения и в переоценке значения своих жизненных наблюдений);
Реакции увлечения – тесно связаны с влечениями, наклонностями и интересами личности и проявляются в удовлетворении каких-либо потребностей (увлечения, сопровождающиеся пустым бессознательным времяпрепровождением на улице; увлечения связанные с азартными играми и т.д.);
Реакции группирования – составляют важнейшую черту подростков и проявляются в стремлении образовать неформальные группы сверстников, обычно отличающиеся определенной стойкостью (в большей мере склонны к объединению в группы педагогически запущенные, безнадзорные подростки);
Реакции, обусловленные формирующимся сексуальным чувством, связанные с повышенным половым влечением и разнообразными формами его удовлетворения (сюда относятся не только проявления непосредственной сексуальной активности – онанизм, ранние сексуальные связи, подростковый гомосексуализм, демонстрация своих половых органов, но и некоторые другие случаи агрессивного садистского поведения: публичное унижение и т.д.);
На основании всего изложенного следует выделить 4 группы «трудных» подростков:
-Подростки, впервые совершившие проступок, или так называемые «случайные» правонарушители. В их поведении можно наблюдать грубость, равнодушие к учебе, проявление лживости. Чаще всего проступок они совершают под влиянием внезапно возникшей конфликтной ситуации или иной неблагоприятной жизненной ситуации. Это связано с тем, что обычно «случайные» нарушители либо постоянно находились под жестким контролем, либо воспитывались в семье, где отношения построены на лживости и взаимной грубости, или в школе, где они учатся, из-за трудности в учении сложилась конфликтная ситуация.
Таких детей необходимо включать в домашние проблемы мелкого масштаба, советоваться с ними по несложным вопросам, приводить положительные примеры из фильмов (желателен совместный просмотр), художественной литературы, давать поручения, постепенно усложняя их, помочь в подготовке к урокам. Необходимо установить контроль, но он не должен быть слишком жестким. Важно помочь подросткам найти друзей реальных, а не виртуальных.
- Подростки, впервые совершившие правонарушения, которые являются случайными с точки зрения повода и ситуации, но ранее уже имевшие отклонения от норм поведения (побег из дома, курение, драка, употребление спиртных напитков). Они равнодушно относятся к учебе, среди этих подростков наблюдается систематическая неуспеваемость по нескольким предметам. С такими подростками следует начинать работу с установления жесткого систематического контроля со стороны взрослых. Необходимо обеспечение постоянного положительного влияния посредством подбора уважаемого ребенком человека, которого приводят в пример. Необходимо держать в поле зрения все виды связей с микросредой.
- Подростки, совершившие правонарушения, которые обусловлены их общей нравственной деформацией (грубые систематические нарушения дисциплины в школе и вне ее, лживость, употребление спиртных напитков, курение, драки, грубость, жестокость). Это связано с тем, что у них сформирован определенный стереотип асоциального поведения. Чаще всего они являются активными участниками асоциальных неформальных групп подростков. С этими подростками необходимо, чтобы контроль был строгим и жестким, но и всесторонним. Их надо изолировать от отрицательного влияния группы с асоциальным поведением, больше проводить свободное время вместе, поощрять выполненные до конца поручения.
-Подростки, характеризующиеся устойчивой антиобщественной направленностью. К их числу относятся те подростки, которые уже неоднократно совершали проступки и имеют определенное наказание. У этого типа подростков наибольшая деформация нравственных устоев. Они обычно не хотят учиться, уклоняются от работы. Нередко они являются руководителями подростковых группировок антисоциального типа. С ними трудно сразу установить контакт. Они грубы, возводят между собой и взрослыми барьер недоверия и даже враждебности. С ними необходимо быть настойчивыми, перестраивать отношение к себе. Целеустремленность, принципиальность, чуткость и тактичность воспитания, должны помочь подростку почувствовать необходимость общения со взрослым. Необходим систематический, всесторонний контроль за деятельностью подростка, за кругом его общения. Если же он не поддается воспитательному воздействию со стороны взрослых, то следует ставить вопрос о его направлении в специальное учебное заведение.
Данную работу необходимо проводить с учетом характерологических особенностей подростка. В беседе с подростками возбудимого и злопамятного склада личности, необходимо обращать их внимание на социально положительные черты характера (бережливость, аккуратность, внимание к своему здоровью), подчеркивая, что именно это может способствовать их жизненному благополучию (уважение окружающих, долголетие, хорошо оплачиваемая работа). Построение бесед с подростками в таком плане окажется эффективными, т.к. именно эти проблемы наиболее важны для людей такого склада.
Для подростков с недостаточно устойчивой центральной нервной системой характерны эмоциональная взрывчатость, неумение управлять собой, поэтому следует ориентировать подростков на избежание конфликтных ситуаций, напоминая, что такие ситуации являются наиболее опасными для них.
Внимание с подростками неустойчивыми в поведении должно быть направлено на организацию неослабного контроля за учебными и другими видами их деятельности. Обращение к морально-этическими ценностями далеко не всегда приводят к положительным результатам – их почти невозможно переубедить, можно принудить. Только создание четкой и постоянной системы наблюдения за подростком приведет к улучшению поведения.
Самая сложная задача учителя и родителя – найти ключик к пониманию трудного ребенка, который позволит выработать систему адекватных воспитательных мер, способствовать созданию условий, при которых ребенок захотел бы изменить свое поведение.