Открытый урок по познанию мира на тему Охрана воздуха 4 класс

Тема:
Воздух-щит Земли. Охрана воздуха.
Цель:
Сформировать понятия учащихся об охране воздушной среды.
Раскрыть экологическую проблему: Источники загрязнения воздуха .Что предпринимают люди для охраны и очистки воздуха.
Развивать логическое мышление, воображение, восприятие, наблюдательность, память.
Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.

Тип урока: урок-проект.

Ход урока.

I Организационный момент. Психологический настрой.

Долгожданный дан звонок –начинается урок

-У нас сегодня необычный урок. У нас присутствуют гости. Поприветствуйте, пожалуйста, гостей, ребята. Садитесь.

II Определение темы урока

Загадка.
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
(Воздух)
-Может ли человек прожить без воздуха?

- Действительно, человек без воздуха может прожить самое большее 5 минут.

Что такое воздух? ( Это газ, а вернее смесь газов)
Назови их. (Азот, кислород, углекислый газ)
Слайд: (схема-опора «Состав воздуха»)
- Верно. Воздух – это смесь газов. Смесь газов, которая не имеет запаха и цвета.
Всего лишь два века назад учёные узнали, что воздух – смесь многих газов, в основном азота – 78%, кислорода – 21% и углекислого газа – 1%.
2. Сообщение темы и целей урока
Тема : Воздух- щит Земли.
- Без него не будет жизни на Земле.
Проблема -цель: «Как воздушный слой влияет на жизнь планеты Земля».

Рассказ ( подготовленных уч-ся ) и учителя.
- Вся планета Земля окутана невидимым покрывалом – воздухом. Воздух есть везде – на улице, в комнате, в земле, в воде. Любое свободное пространство на Земле заполнено воздухом. Воздух невидим, но его можно обнаружить с помощью наших органов чувств. Ветер – движение воздуха. Слой воздуха, окружающий нас и нашу планету, называется атмосферой.
Атмосфера – гигантская воздушная оболочка, которая простирается вверх на сотни километров. Толщина атмосферы в разных частях планеты неодинакова. Атмосфера защищает землю от избытка тепла и холода, от излишней солнечной радиации. Если бы вдруг она исчезла, то вода и другие жидкости на Земле мгновенно закипели бы, а лучи Солнца сожгли бы всё живое.
Слайд.


- Послушайте стихотворение «Воздух». (Читают заранее подготовленные ученики.)
О чем можно узнать из стихотворения? ( о воздухе)
Воздух
Он прозрачный невидимка,
Лёгкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Как целительный настой,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стёкла
И лежит на них каймой.
Мы его не замечаем,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Ведь он нам необходим.

Слайд №12

Первыми стали изучать состав и его свойства
Джозеф Пристли и Антуан Лавуазье.

- Какими же свойствами обладает воздух?
Составляется таблица «Состав воздуха».

Ключевое слово
Свойства воздуха

Воздух
Прозрачный, бесцветный, невесомый, без запаха, тёплый, холодный, при нагревании расширяется, от холода – сжимается.


Все живое на Земле не гибнет благодаря воздуху. Поэтому необходимо сохранять воздушную оболочку земли. Но человек постоянно что-то изобретает В процессе своего труда он влияет на воздушную оболочку земли.

4. Физкультминутка.

Цель: предупреждение и снятие умственного утомления, поддержать запас энергии, стимулировать рост и развитие основных физических качеств школьника: силу, ловкость, быстроту, выносливость, одним словом, сохранить здоровье младшего школьника.

Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали,
Вверх на солнце посмотрели
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети,
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали.


Мы немножко отдохнем
Встанем, глубоко вздохнем,
Руки в стороны, внеред.

(Ходьба на месте) Руки ставим перед грудью,

Рывки руками делать будем –
(Руки перед грудью, рывки руками)

Вот и кончилась игра.

За учёбу нам пора.
(Дети садятся за парты)

5. Продолжение работы по знакомству с новым материалом.
- Все живое дышит воздухом, и этот воздух должен быть чистым, Но не всегда он таким бывает. На земле погибают животные, растения, их становится все меньше и меньше, так как воздух становится грязным от человеческого недомыслия. В защиту выступают экологи.
-Кто следит за охраной воздуха? (Эколог)
Эколог-это ученый, который исследует невидимые связи природы и человека.
Экология - с греческого – наука об окружающем мире. Составляющие экологии( вода, воздух, почва, растения, животные)
Мы сегодня экологи.
Сегодня на уроке мы создадим проект, посвященный охране воздушной оболочки земли.
А называться наш проект будет «Помогая воздуху, помогаем себе.».
Цель: выяснить источники загрязнения воздуха, определить пути его охраны.

Методы и приёмы: метод стимулирования интереса к учению, эвристическая беседа, работа в группах.

Правила работы в группе.

1. Работать должен каждый на общий результат.

2. Свое несогласие высказывай вежливо.

3.Выберите в группе ответственного.

4. Один говорит, другие слушают.

5. Если не понял переспроси.


Время работы -10 минут. Затем презентация вашей работы.

Первая группа . Экологи. (мини-проект):
«Экологическая тревога. Источники загрязнения воздуха»
- К нам пришла телеграмма.

«Не хватает свежего воздуха! Нечем дышать! Полчища автомобилей заполнили улицы, обрушили на нас свои выхлопные газы. А ещё дымят бесконечно заводы и фабрики. Мы задыхаемся от ужасного дыма, едкой гари, ядовитой копоти».
Жители города Слайд №13

- Перечислите основные источники загрязнения воздуха. Начните словами: наша цель была
- Оформите кластер.

(Выхлопные газы автомобилей, пыль, ядовитые газы из заводских труб.) Слайд №14

В результате разговора на доска появляется схема:






















Вторая группа. Экологи. (мини-проект)
« Охрана- защитники воздуха»

Как вы понимаете выражение: «Воздух должен быть чистым?»
( В воздухе должно быть больше кислорода. Для этого надо высаживать в городе деревья, кустарники, цветы. Беречь зеленые насаждения , так как они поглащают углекислый газ (вредный для здоровья), а выделяют кислород (нужный для дыхания человеку, животным и растениям.), очищают от пыли и вредных примесей.


Третья группа. Математики. ( мини-проект)
« Экологические задачи.»
Прочитай, подумай. Реши. Вывод .
№1
Одно предприятие выбрасывает в атмосферу 200 тонн сажи в год. После установки газоулавливающей системы количество сажи уменьшилось в 20 раз .Сколько тонн сажи выбрасывает завод после установки очистных сооружений? (10 тонн)
Какой способ охраны воздуха предложен в условиях задачи?( Установка очистных сооружений)

№2
- Небольшой лиственный лес отфильтровывает за год 70 тонн пыли, а такой же хвойный – 30 тонн. Сколько тонн пыли отфильтруют эти оба леса за год? За 3 года? За 10 лет? (100 тонн, 300 тонн, 1000 тонн) (70+30)* 3=300т
Вывод: Лиственный лес лучше очищает воздух. Садить больше тополя, березу, клен и др. Воздух надо охранять, заботиться о его чистоте.

№3 Клён выделяет в год 2кг кислорода, а вяз в 7 раз больше, чем клён. Сколько кислорода в год выделяет вяз? (14кг)
- Какой способ охраны воздуха указан в задачах?
Вывод:(Озеленение окружающей среды) Слайд №16


Четвертая группа. Практики.( мини-проек)
« Если бы я был мэром города»
Если бы я был мэром города, то какие меры по охране воздуха от загрязнения ты бы предпринял в первую очередь?
-На дорогах города использовал бы электромобили.
-Перейти от дровяного(угольного) отопления к электрическому.
- Вынос промышленных предприятий за город.
-Внедрил бы на предприятии города технологию безотходного производства.

Пятая группа.Практики. ( мини- проект)
«Цвети, мой родной город!»
Рассказывают о том, что делают в родном городе, чтобы было чисто, красиво,много зелени, цветов.
Шестая группа. Художники. ( мини- проект)
«Запрещающие знаки. Берегите воздух!»
Рисунки. Знаки. Вывод.

6. Работа по учебнику
- Сопоставьте свои знания с текстом из учебника. Что нового вы узнали из текста? ( высказывание уч-ся)
Вывод о том, что всё живое на Земле зависит от деятельности человека, который должен беречь и охранять воздушное пространство. Чем больше вокруг зелени, тем чище воздух. Слайд №10
Без воздуха нет жизни на Земле.
7. Итог урока. Рефлексия. Оценивание учащихся.
- Сегодня на уроке мы рассмотрели тему «Воздух и его свойства», а что было бы, если бы не было на Земле воздуха?
- Какое открытие вы сделали?
- Понравился вам урок?
- С каким настроением вы уходите с урока, покажите на карточках.
Детям выдаются карточки. Они рисуют человечку такой рот, который соответствует настроению после урока.
Благодарю за работу учащихся и выставляет оценки.

8. Домашнее задание
Стр. 43-44 чит. пересказ.
дети рисую плакат «Берегите воздух!»
Презентация работ.
Главная мысль в работе «Что может ребёнок, взрослый сделать, чтобы сохранить чистый воздух».

















Причины загрязнения воздуха

Ядовитые газы

Выхлопные газы

Выбросы

Различные отходы

Радиация

Вырубка лесов