Наличие и результативность мониторинга в деятельности театральной студии «Синяя птица» в рамках профессионального педагогического стандарта
Наличие и результативность мониторинга в деятельности театральной студии «Синяя птица»
в рамках профессионального педагогического стандарта
Современная педагогическая наука рассматривает искусство как одно из ведущих образовательных воздействий на формирование личности ребенка, его мировоззрения, духовного потенциала. Оно имеет большое воспитательное и познавательное значение для человека, так как позволяет ему значительно расширить свой жизненный опыт, удовлетворять свои растущие интересы к окружающему миру и социуму, формирует его духовный мир. В эстетическом воспитании личности искусству принадлежит роль главного фактора. Особое место среди других занимает искусство театра. Оно сосредоточивает в единое целое средства выразительности разных искусств (музыки, танца, живописи, скульптуры). Известно, что формированию целостной творческой личности в наибольшей степени способствует синтез искусств, что позволяет, рассматривать театральную деятельность ребенка как наиболее природо-сообразную и целостную систему социального и эстетического образования и воспитания. Актуальность исследования заключается в том, что оно направлено на выявление возможностей театральной деятельности подростков в социально-культурном развитии личности. Участие в школьном театральном кружке создает условия для раскрытия внутренних качеств личности и ее самореализации, формирования содержательного общения по поводу общей деятельности, умения взаимодействовать в коллективе, для развития художественного творчества, эстетического вкуса и стремления к освоению нового опыта. В работах по театру и театральной деятельности учащихся исходным рассматривается положение о формировании самостоятельной творческой личности только путем самостоятельной творческой деятельности, построенной на основе самоуправления.
Проблема образования и воспитания школьников средствами театрального искусства актуальна для общеобразовательной школы. Ее недостаточное освещение в социальной, психолого-педагогической и в школе не только традиционно, как самостоятельный раздел художественного воспитания детей, но и как действенное синтетическое средство развития их творческих и коммуникативных способностей. Вместе с тем многие вопросы возможностей театральной деятельности в социально-культурном развитии учащихся не разработаны, что и определило выбор темы моего исследования.
Цель исследования состоит в том, чтобы на основе теоретико-методологического и социологического анализа, и опытно-экспериментальной деятельности разработать содержание, формы и методы театральной деятельности учащихся в условиях разновозрастного коллектива студии как средства социально-культурного воспитания личности.
Объект исследования:
Социально-культурное воспитание участников студии.
Предмет исследования:
Условия социально-культурного воспитания студийцев «Синей птицы».
В основу исследования положена гипотеза, согласно которой социально-культурное формирование личности в процессе участия в деятельности театральной студии будет эффективным, если в нем будут принимать участие дети разных школьных возрастов, семьи детей, родители, педагоги школы.
В этом случае осуществляется:
Взаимодействие коллектива театральной студии с коллективами школьных классов и коллективом зрителей.
Будет использоваться коллективное обсуждение спектаклей в процессе его создания и представления, а так же просмотренных в других коллективах и профессиональных театрах.
Целенаправленное формирование руководителем индивидуальных особенностей детей и взрослых.
Целенаправленная деятельность на изменение детей средствами подбора ролей, организации индивидуальных заданий и упражнений, коллективной постановки поэтапным осуществлением творческих планов, учитывающие индивидуальные особенности каждого участника творческого процесса.
Периодический мониторинг динамики развития театрального коллектива с целью планирования развития личности каждого члена студии.
Задачи:
Охарактеризовать теоретические основы социально-культурного воспитания участников студии в процессе театральной деятельности.
Определить организационно-педагогические условия социально-культурного воспитания коллектива в театральной деятельности и проверить их в опытной работе театральной студии.
Разработать содержание и методику создания и функционирования театральной студии в гимназии и экспериментально проверить ее.
Экспериментальной базой исследования являлась театральная студия «Синяя птица»
Исследование проводится в несколько этапов.
Первый этап:
Поисково-теоретический. (январь – март 2016г.)
Цель:
Разработать методику мизансценирования, изучить историю, события, которые описывает автор.
На этом этапе было изучено современное состояние проблемы, сделан анализ постановок, с которыми предстояло работать. В результате были определены исходные параметры исследования: содержание, жанр, эпоха, мизансценирование. Началась работа по ознакомлению опытной группы участников(34 человека) со спецификой театральной деятельности.
Результат:
Учащиеся гимназии справились с заданием на 100%, родители– на 87%, ветераны– 56%
Второй этап:
(апрель – май 2016г)
Цель:
Уметь применять имеющиеся знания в области актёрского мастерства.
Опытно-экспериментальный. Данный этап предусматривает экспериментальную проверку теоретических знаний в создании образов персонажей, сценическом слове, пластике движений и внедрение полученных результатов в практику.
Результат:
Все три возрастные группы в равной степени показали умение в создании образов, пластике движений – 80%, внедрение знаний в практику было опять сложнее ветеранам – 52%, родителям– 70%, учащимся – 82%
Третий этап:
(2015 – 2016 уч. год)
Цель:
Научить ребят осуществлять руководство творческим процессом.
Заключительно-обобщающий. Связан с анализом результатов исследования, выводов, полученных на предыдущих этапах, выборе правильных оттенков интонации своего героя, логического построения мизансцены, точном проведением сквозного действия пьесы и решению сверхзадачи, отвечающей запросу автора.
Результат:
Ветераны - 36%,родители – 49%,учащиеся – 73%
Основные положения, выносимые на защиту
1. Деятельность театральной студии в школе располагает большими возможностями в осуществлении социально-культурного воспитания учащихся и их родителей, формировании эстетических суждений, художественного вкуса, нравственных ценностей личности, основных коммуникативных навыков, способов работы с партнером и в коллективе, овладение спецификой театральной деятельности.
2.Формы и методы создания и работы школьного театрального коллектива включают прием детей и взрослых по желанию. В отборе содержания, обсуждения пьесы принимают участие все члены студии. Определение специфики каждого образа и распределение ролей проходит с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося.
Неотъемлемой частью работы студии является коллективное
обсуждение спектакля в процессе его подготовки и после его представления. 3.Эффективность занятий достигается путем проведения тренинга, индивидуальных занятий, подбором специальных упражнений, стимулирующих развитие театральных способностей и использованием театрального искусства в качестве коррекционного воздействия на него (развитие речи, мимики и жестикуляции, преодоление трудностей в общении, пластическое развитие и помощь в овладении движениями в условиях быстрого роста и пр.).
4.Успешность социально-культурного воспитания и развития студийцев обеспечивается созданием следующих условий работы театральной студии:
Разновозрастный состав коллектива,
Установление взаимодействия между членами студии педагогом, широкое включение в работу студии взрослых членов педагогического коллектива, родителей и ветеранов.
Взаимодействие коллектива театрального кружка с коллективами школьных классов, зрителями не только своей школы, но и зрителями других детских коллективов.
Научная новизна:
Разработаны содержание и методы деятельности театральной студии, направленных на социально-культурное воспитание участников.
Выделены теоретические основы социально-культурного воспитания всего состава студии в процессе театральной деятельности, которая способствует проявлению творчества, формированию содержательного общения, формированию содержательного общения в процессе постановки спектакля.
Проходит изучение психолого-физиологических особенностей детей и взрослых для планирования воспитательного процесса средствами театральной деятельности.
Придаётся значение роли совместной деятельности взрослых и детей в процессах формирования личности, сплочении семьи и взаимодействии семьи и школы.
Разработаны методические рекомендации для педагога-руководителя театрального разновозрастного коллектива детей и взрослых, с учетом исполнительского и зрительского состава .
Теоретическая значимость:
Внесен известный вклад в теорию и практику социально-культурного воспитания коллектива студии путем включения их в театральную деятельность как внутри школы, так и за её пределами.
Практическая значимость:
Разработанные содержание, формы и методы социально-культурного воспитания участников студии средствами театральной деятельности позволяют повысить уровень образованности в области культурного наследия не только своей страны, но и народов мира.