Интегрированный урок по познанию мира и математике в 3 классе Чистый воздух — залог здоровья. Решение экологических задач
Интегрированный урок в 3 классе (познание мира +математика)
Тема: Чистый воздух – залог здоровья. Решение задач.
Цели: совершенствовать умение решать составные задачи и изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
Задачи:
Отрабатывать вычислительные навыки, закреплять навыки таблицы умножения. Дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни;
Развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, учить учащихся правильному поведению в природе, воспитывать взаимоуважение, аккуратность. Воспитывать коммуникативные умения, продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.
Планируемые результаты:
Личностные
-организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения.
-развивать самостоятельность, мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Познавательные
Научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- анализировать полученные данные, выделять сходства и различия;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные
- самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения
-самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
-выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
-самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;
- воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
-анализ, оценка и контроль результата деятельности, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные
- работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, уметь обмениваться мнениями,
- выражать свою точку зрения и аргументировать её,
-слушать другого ученика и учителя;
-обсуждать индивидуальные результаты учебной деятельности.
- формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: исследовательский проект.
Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнение воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.
Ход урока.
I. Психологический настрой
Дыхательная гимнастика.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
- Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)
Задача в группах Прочитайте текст, (группы должны составить по 1 вопросу к задаче и решить её)
Взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем до 20 дыхательных движений в минуту, новорождённый 40 дыхательных движений.
Является ли эта запись задачей? (нет, нужен вопрос)
Какие вопросы вы можете поставить к условию ( на сколько, во сколько раз, сколько всего). Решение задачи на А 4, защита.
II. Актуализация знаний и целеполагание
На телеграмме ребус, разгадайте его
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
- К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».
- Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря С.И. Ожегова) слайд 2
Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
- Как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).
Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?
Проблема – загрязнение воздуха
Гипотеза – воздух загрязняет человек.
Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).
- Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)
- В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
– Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.
Учащиеся читают пункты плана:
П л а н. слайд 3
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
4. Изучение способов очистки воздуха.
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
Игра «Карусель» (диалоговое обучение – вопросы низкого порядка)
В коробке лежат вопросы с цифрами от 1- 12 по теме «Воздух». Спикер достаёт номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, а группа отвечает (для каждой группы по 3 вопроса).
Что такое воздух
Сколько весит воздух
Где находится воздух
Что такое атмосфера
От чего защищает атмосфера
Какова толщина атмосферы
На какой планете есть атмосфера, а жизни нет
Назовите свойства воздуха
Из чего состоит воздух
Какой газ нужен человеку
Сколько человек может прожить без воздуха
Сколько нужно человеку кислорода в день
Математический диктант (запись в тетради: число, классная работа, в строчку только ответы)- коллективно
600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на 1 день. Сколько человеку понадобится воздуха на неделю? (600*7=4200 литров)
Человек может не дышать 5 минут. Сколько секунд человек может обойтись без воздуха? (5*60=300 сек)
У ежа в активном состоянии наблюдается 50 вздохов в минуту. Сколько вздохов сделает ёж за 1 час? (50*60=3000 вздохов)
В 2010 году был поставлен новый мировой рекорд книги Гиннеса. Житель Дании продержался без воздуха 20 минут 10 секунд. Сколько это секунд?
(20*60=1200+10 сек.= 1210 секунд)
Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на наш класс? (30 человек=30*5=150 хвойных деревьев)
Проверка по слайду: 4200 300 3000 1210 150
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более
III. Исследовательский проект.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха (работа в группах с текстом учебника с 68-69) слайд
Изучите текст и ответьте на вопросы:
- Что загрязняет атмосферу? (1 группа)
- Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)
- Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)
- Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха. (4 группа)
Ребята, людям и животным, заводам и машинам - всем нужен воздух.
Почему же на земле его не становится меньше? ( обсуждение и ответы )
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.
Решение задачи в парах слайд
Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (830-540=на 290кг больше)
Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении? (обсуждение в группе и ответы детей)
В помещении грязнее в 10 раз.
- Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных, ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)
- Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?
- Опыт «Горение свечи» слайд
Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?
Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?
Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.
(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)
Проведение опыта:
Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?
Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.
Ребята, а от чего ещё воздух может загрязняться? слайд
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек
Отходы от заводов и фабрик Слайд «Дым фабрик и заводов»
Лесные пожары Слайд «Пожары»
Загрязнение городов Слайд «Смог городов»
Леса Слайд «Вырубка лесов»,
Множество машин Слайд «Машины»
Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха в городах (от 60 до 80%).
Решение задач по вариантам слайд
1 вар В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?» (20*8+20*7=160+140=300 кг)
2 вар В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? (20*8*10=1600т сажи)
Физминутка
Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши)Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
-А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород)
-Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)
-От кого зависит чистота нашей планеты?
Что же делают люди, чтобы воздух был чистым? ( ответы ) слайд 9
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Работа в группах слайд
ЗАДАЧА 1 группа
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений? Какие предприятия нашего города загрязняют атмосферу?
А в городе высаживают деревья, кустарники
ЗАДАЧА 2 группа
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (100.000*10 =1 000 000 больших деревьев)
К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.
ЗАДАЧА 3 группа
Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Что мы узнаем, вычислив значение выражения:
(70:35) (Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный?) Какие деревья лучше сажать в городе? (Лучше сажать лиственные деревья) 70:35= в 2 раза
- Какие лиственные деревья вы знаете?
ЗАДАЧА 4 группа
Один только тополь в год выделяет кислорода столько, сколько 3 липы и 4 осины или 7 елей. Используя следующие данные, подсчитай, сколько кг кислорода в год выделяет один тополь? (в среднем 40-42 кг)
Липа – 12 кг кислорода (12*3+1*4=40 кг или 7*6=42 кг)
Ель- 6кг кислорода
Осина- 1 кг кислорода
Вывод: Какие деревья лучше всего сажать в городе? ТОПОЛЯ
IV. Постер «Чистый воздух – залог здоровья» слайд
Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме. Защита постеров
Мы речь свою ведём о том,Что вся Земля - наш общий дом –Наш добрый дом, просторный дом,Мы все с рожденья в нём живём.Ещё о том ведём мы речь, Что мы наш дом должны беречь.Давай докажем, что не зряНа нас надеется Земля.Давайте будем беречь планету,Другой такой на свете нету.Развеем над нею и тучи и дым,В обиду её никому не дадим!
V. Рефлексия.
Индивидуальный оценочный лист
Урок
Я на уроке
Итог
1. интересно
1. работал
1. понял материал
2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал
3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял
Отметь знаком «+» , оцени свое настроение
1. Мое настроение в начале урока
2. Мое настроение в конце урока
Отметь знаком «+» , оцени себя
Хорошо
Не очень
Плохо
1. Данную тему я усвоил (а)
2. На уроке я работал (а)
на доске приём «Светофор»
(дети с помощью стикеров показывают, как усвоен материал)
ТЕМА НЕ ПОНЯТНА -
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ –
Я ВСЁ ПОНЯЛ –
VI. Домашнее задание: Работа над проектом «Чистый город»:
Прочитать статью учебника с. 68-69, ответить на вопросы
Для сильных учеников - проект «Чистый город» (нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 5 правил: «Как сделать город чистым»).
Ребусы по экологииЗаголовок 1Заголовок 215