Интегрированный урок по познанию мира и математике в 3 классе Чистый воздух — залог здоровья. Решение экологических задач

Интегрированный урок в 3 классе (познание мира +математика)

Тема: Чистый воздух – залог здоровья. Решение задач.
Цели: совершенствовать умение решать составные задачи и изучить механизмы взаимодействия объектов природы с воздухом.
Задачи:
Отрабатывать вычислительные навыки, закреплять навыки таблицы умножения. Дать представление о том, почему воздух необходим для жизни на земле, о его значении для жизни;
Развивать исследовательские навыки, умение наблюдать, сопоставлять, делать выводы, развивать мышление, познавательный интерес к окружающему миру;
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе, учить учащихся правильному поведению в природе, воспитывать взаимоуважение, аккуратность. Воспитывать коммуникативные умения, продолжить работу над умением работать в группах и самостоятельно.
Планируемые результаты:
Личностные
-организовать себя на урок, формирование положительных мотивов учения.
-развивать самостоятельность, мотивировать себя к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки.
Познавательные
Научится:
- понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках;
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- анализировать полученные данные, выделять сходства и различия;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Регулятивные
- самостоятельно сформулировать цель урока после предварительного обсуждения
-самостоятельно планировать и выполнять свои действия на знакомом учебном материале;
-выполнять действия в сотрудничестве с учителем по предложенному плану;
-самостоятельно выстраивать план действий по решению учебной задачи изученного вида;
- воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами, оценивать результат своих действий.
-анализ, оценка и контроль результата деятельности, осознание качества и уровня усвоения
Коммуникативные
- работать в группе в разных ролях, контролировать действия партнёра, уметь обмениваться мнениями,
- выражать свою точку зрения и аргументировать её,
-слушать другого ученика и учителя;
-обсуждать индивидуальные результаты учебной деятельности.
- формировать собственное мнение, строить монологическое высказывание.
Тип урока: комбинированный урок.
Вид урока: исследовательский проект.
Оборудование: презентация, для опыта: спички, колба, 2 свечи, презентации, фильм «Загрязнение воздуха» - 3.45 минут, карточки с задачами.

Ход урока.
I. Психологический настрой
Дыхательная гимнастика.
1. Глубокий вдох, выдох порциями.
2. Глубокий вдох, выдох с шипением.
3. Глубокий вдох - руки через стороны вверх, поднимаемся на носки, выдох – опускаем руки вниз.
 - Почему урок начали с дыхательной разминки? (кислород попадает в кровь через лёгкие и улучшает работу мозга)
Задача в группах Прочитайте текст, (группы должны составить по 1 вопросу к задаче и решить её)
Взрослый человек в состоянии физиологического покоя совершает в среднем до 20 дыхательных движений в минуту, новорождённый 40 дыхательных движений.
Является ли эта запись задачей? (нет, нужен вопрос)
Какие вопросы вы можете поставить к условию ( на сколько, во сколько раз, сколько всего). Решение задачи на А 4, защита.
II. Актуализация знаний и целеполагание
На телеграмме ребус, разгадайте его
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
 - К нам пришла необычная телеграмма с пометкой «ЭКОЛОГИЯ».
 - Что такое экология? (на столе у каждой группы определение из словаря С.И. Ожегова) слайд 2
Экология – это наука, которая изучает, как растения и животные связаны с воздухом, водой, землей, с человеком, как человек зависит от природы и как влияет на нее своими действиями.
 - Как вы думаете, кто мог прислать эту телеграмму? Тот, кто зависит от чистоты воздуха (растения, вода, животные, человек).
Что значит фраза «ЧИСТЫЙ ВОЗДУХ»? А бывает ГРЯЗНЫЙ воздух?
Проблема – загрязнение воздуха
Гипотеза – воздух загрязняет человек.
Цель. Найти пути решения проблемы (как сохранить воздух).
 - Как называют людей. Которые решают такие проблемы? (экологи)
 - В словаре Ожегова написано, что экологи – это люди, которые занимаются экологией, защищают природу. Они объясняют всем, как надо жить и вести хозяйство, чтобы не погубить природу и самих себя.
– Чтобы реализовать цель урока, предлагаю поработать по следующему плану и провести небольшое исследование.
Учащиеся читают пункты плана:
П л а н. слайд 3
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
4. Изучение способов очистки воздуха.
1. Повторение. Свойства и состав чистого воздуха.
Игра «Карусель» (диалоговое обучение – вопросы низкого порядка)
В коробке лежат вопросы с цифрами от 1- 12 по теме «Воздух». Спикер достаёт номер вопроса, учитель зачитывает вопрос, а группа отвечает (для каждой группы по 3 вопроса).
Что такое воздух
Сколько весит воздух
Где находится воздух
Что такое атмосфера
От чего защищает атмосфера
Какова толщина атмосферы
На какой планете есть атмосфера, а жизни нет
Назовите свойства воздуха
Из чего состоит воздух
Какой газ нужен человеку
Сколько человек может прожить без воздуха
Сколько нужно человеку кислорода в день
Математический диктант (запись в тетради: число, классная работа, в строчку только ответы)- коллективно
600 литров кислорода необходимо человеку для дыхания только на 1 день. Сколько человеку понадобится воздуха на неделю? (600*7=4200 литров)
Человек может не дышать 5 минут. Сколько секунд человек может обойтись без воздуха? (5*60=300 сек)
У ежа в активном состоянии наблюдается 50 вздохов в минуту. Сколько вздохов сделает ёж за 1 час? (50*60=3000 вздохов)
В 2010 году был поставлен новый мировой рекорд книги Гиннеса. Житель Дании продержался без воздуха 20 минут 10 секунд. Сколько это секунд?
(20*60=1200+10 сек.= 1210 секунд)
Каждый житель Земли расходует в год количество бумаги, которое получается из трёх хвойных деревьев. Сколько хвойных деревьев в год требуется на наш класс? (30 человек=30*5=150 хвойных деревьев)
Проверка по слайду: 4200 300 3000 1210 150
Критерии оценивания:
«5» - нет ошибок
«4» - 1 ошибка
«3» - 2 ошибки
«2» - 3 и более
III. Исследовательский проект.
2. Исследование факторов загрязнения воздуха (работа в группах с текстом учебника с 68-69) слайд
Изучите текст и ответьте на вопросы:
 - Что загрязняет атмосферу? (1 группа)
 - Как влияет загрязнение воздуха на здоровье человека? (2 группа)
 - Как влияет загрязнение воздуха на растения? (3 группа)
 - Рассмотрите фотографии и назовите основные источники загрязнения воздуха. (4 группа)
Ребята, людям и животным, заводам и машинам  - всем нужен воздух.
Почему же на земле его не становится меньше? ( обсуждение и ответы )
Потому что на Земле есть зеленые растения. Человек дышит кислородом, а выдыхает углекислый газ. А растения как бы дышат углекислым газом, а выдыхают кислород, который необходим людям и животным. Вот почему так легко дышится в лесу.
Решение задачи в парах слайд
Дубовая роща выделяет в год 830 кг. кислорода, а такая же сосновая роща - 540 кг. На сколько больше кислорода выделяет дубовая роща, чем сосновая? (830-540=на 290кг больше)
Как вы думаете, где воздух чище: на улице или в помещении? (обсуждение в группе и ответы детей)
В помещении грязнее в 10 раз.
- Откуда берётся пыль? (Частички кожных покровов человека и животных, ворсинки различных тканей и ковров, а в них много бактерий и микробов, которые поражают дыхательные пути и вызывают различные формы аллергии.)
- Как защитить воздух в помещении: дома, в классе?
 - Опыт «Горение свечи» слайд
Проблема: Как вы думаете, загрязняет ли огонь воздух?
Что произойдёт если над пламенем обычной свечки подержать металлическую ложку?
Выдвижение гипотез: желающие высказывают своё мнение.
(Повторяем правила обращения с огнём и горячими предметами)
Проведение опыта:
Держим металлическую ложку над пламенем свечи. Показываем образовавшуюся сажу, остужаем и предлагаем потрогать пальцем. Какой стал палец?
Вывод: такая же грязь попадает вместе с дымом в воздух, а потом мы им дышим.
Ребята, а от чего ещё воздух может загрязняться? слайд
В городах строится много заводов. Из их труб в воздух поднимается дым, в котором много пыли ядовитых веществ, вредных для здоровья всех живых существ. Выхлопные газы автомашин так же загрязняют воздух.
Просмотр фильма «Загрязнение атмосферы»-3 мин. 45 сек
Отходы от заводов и фабрик Слайд «Дым фабрик и заводов»
Лесные пожары Слайд «Пожары»
Загрязнение городов Слайд «Смог городов»
Леса Слайд «Вырубка лесов»,
Множество машин Слайд «Машины»
Автотранспорт – основной загрязнитель воздуха в городах (от 60 до 80%).
Решение задач по вариантам слайд
1 вар В сутки легковой автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов, а грузовой 30 кг. Сколько кг выхлопных газов выбросят 8 грузовых и 7 легковых автомобилей?» (20*8+20*7=160+140=300 кг)
2 вар В сутки автомобиль способен выбросить в воздух примерно 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток? (20*8*10=1600т сажи)
Физминутка
Игра «Что загрязняет воздух?» (хлопок в ладоши) Лес, костёр, пластиковые бутылки, птицы, выхлопные газы автомобилей, сигареты, животные, дым заводов, травы, вспаханные земли, насекомые.
3. Исследование природных факторов, очищающих воздух.
-А какой из газов в воздухе самый важный? (Кислород)
-Что мы можем сделать для сохранения чистого воздуха? (ответы учащихся)
-От кого зависит чистота нашей планеты?
Что же делают люди, чтобы воздух был чистым? ( ответы ) слайд 9
На заводах работают установки, которые улавливают пыль и ядовитые газы. Ученые разрабатывают новые машины, которые не будут загрязнять воздух.
Работа в группах слайд
ЗАДАЧА 1 группа
Одно крупное предприятие выбрасывает в атмосферу 200 т сажи в год. После установки очистительных сооружений на этом предприятии количество выбросов сажи уменьшилось в 20 раз. Сколько тонн сажи выбрасывается в атмосфере после установки очистительных сооружений? Какие предприятия нашего города загрязняют атмосферу?
А в городе высаживают деревья, кустарники
ЗАДАЧА 2 группа
Одно большое дерево выделяет в сутки столько кислорода, сколько его необходимо для одного человека. В городе из-за поступления выхлопных газов в атмосферу выделение кислорода снижается в 10 раз. Сколько должно быть деревьев, чтобы обеспечить кислородом город Рудный, в котором проживает 100 000 человек? (100.000*10 =1 000 000 больших деревьев)
К сожалению, с зелёными насаждениями города часто бывают проблемы: выбирают не те породы деревьев, которые требуются для города.
ЗАДАЧА 3 группа
Небольшой хвойный лес отфильтровывает за год 35 т пыли, а такой же лиственный лес – 70 т. Что мы узнаем, вычислив значение выражения:
(70:35) (Во сколько раз меньше пыли отфильтровывает за год хвойный лес, чем лиственный?) Какие деревья лучше сажать в городе? (Лучше сажать лиственные деревья) 70:35= в 2 раза
- Какие лиственные деревья вы знаете?
ЗАДАЧА 4 группа
Один только тополь в год выделяет кислорода столько, сколько 3 липы и 4 осины или 7 елей. Используя следующие данные, подсчитай, сколько кг кислорода в год выделяет один тополь? (в среднем 40-42 кг)
Липа – 12 кг кислорода (12*3+1*4=40 кг или 7*6=42 кг)
Ель- 6кг кислорода
Осина- 1 кг кислорода
Вывод: Какие деревья лучше всего сажать в городе? ТОПОЛЯ
IV. Постер «Чистый воздух – залог здоровья» слайд
Дети заранее приносят иллюстрации, материал из газет, журналов, и в группе делают постер по теме. Защита постеров
Мы речь свою ведём о том, Что вся Земля - наш общий дом – Наш добрый дом, просторный дом, Мы все с рожденья в нём живём. Ещё о том ведём мы речь, Что мы наш дом должны беречь. Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля. Давайте будем беречь планету, Другой такой на свете нету. Развеем над нею и тучи и дым, В обиду её никому не дадим!
V. Рефлексия.
Индивидуальный оценочный лист
Урок
Я на уроке
Итог

1. интересно
1. работал
1. понял материал

2. скучно
2. отдыхал
2. узнал больше, чем знал

3.безразлично
3.помогал другим
3.не понял


Отметь знаком «+» , оцени свое настроение




1. Мое настроение в начале урока




2. Мое настроение в конце урока




Отметь знаком «+» , оцени себя
Хорошо
Не очень
Плохо

1. Данную тему я усвоил (а)




2. На уроке я работал (а)




на доске приём «Светофор»
(дети с помощью стикеров показывают, как усвоен материал)
ТЕМА НЕ ПОНЯТНА -
ОСТАЛИСЬ ВОПРОСЫ –
Я ВСЁ ПОНЯЛ –
VI. Домашнее задание: Работа над проектом «Чистый город»:
Прочитать статью учебника с. 68-69, ответить на вопросы
Для сильных учеников - проект «Чистый город» (нарисовать рисунок на формате А-4, написать не менее 5 правил: «Как сделать город чистым»).



Ребусы по экологии Заголовок 1 Заголовок 215