Краткосрочный план урока русской литературы в 10 кл. Система образов романа Война и мир


Предмет Русская литература
Класс 10 «Б»
Тема Система образов романа «Война и мир»
Задачи 1. определить принципы изображения положительных героев
2. определить основные этапы внутреннего развития Наташи Ростовой
3. воспитывать интерес к произведениям русской литературы
Ожидаемый результат Знают художественные приемы Толстого для создания образов положительных героев, умеют определять этапы развития любимой героини Толстого
Ход урока Действия учителя Действия учащихся
Стадия вызова
- Психологический настрой.
- Деление на пары
- Проверка д/з. Синквейн со словами война, мир
-Характеристика семей.
1) определить одним словом главный стержень
Ростовы – любовь
Болконские - порядочность
Курагины – расчет, ложь
-Как могла бы выглядеть визитная карточка каждой семьи?
Ростовы – кто к нам ходит, делает нам приятное.
Болконские – кто к нам не ходит, делает приятное, кто ходит – одолжение
Курагины – нам приятны только те, кто нужен.
- Составьте семейный кодекс семьи Ростовых.
прекрасное гостеприимство
уважение к каждой личности
искренность и понимание в отношениях между родителями и детьми
все чувства наружу
Желают друг другу успехов
Читают составленные синквейныДают характеристику
Составляют визитку
записывают законы
Стадия осмысления.
- Самостоятельное изучение темы с. 199
- Задания с. 203
Почему Толстой больше всех других героинь любил Наташу? В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?
Обаяние ее – в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, (эпизод «Ночь в Отрадном» том 2, часть 3, гл.2).
Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?
Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Зачитать сцену пляски (том 2, часть 4, гл. 7.)
Первый бал Наташи Ростовой – одна из ярких сцен романа.
Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним.
Как дальше развивались события? Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год? Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало.
Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
Полюбив, она желает счастья сейчас же, немедленно. Нет рядом князя Андрея, - значит, время останавливается. Проходят дни впустую.
Как вы оцениваете поступок Наташи? Вправе ли мы судить ее?
И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Наташа сама судит себя.
Что же возрождает Наташу к жизни?
Итак, гибель брата, эта «новая рана» вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.
К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?
Наташа много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанным.
Вывод: И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.Работают по учебнику
Оценивание по критериям:
1. полное и доступное изложение материала - 3 б.
2. правильная речь - 1 б.
3. участие всех членов группы- 1 б.
Отвечают на вопросы
Стадия рефлексии
1.На уроке я работал активно / пассивно
2.Своей работой на уроке я доволен / не доволен
3.Урок для меня показался коротким / длинным
Домашнее задание:
1) Подготовить сообщение: «Андрей Болконский» и «Пьер Безухов»
2) описание дуба выучить наизусть Оценивают сами себя подсчетом баллов.
«5» - 15 б.
«4» - 13 б.
«3» - 10 б.