Доклад на тему «Развитие коммуникативной функции речи глухих учащихся на специальных занятиях «Речь вне класса».


Министерство образования и науки Самарской области
Государственное бюджетное специальное
(коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 5
городского округа Тольятти

ул. Лесная, д. 13, г. Тольятти, обл. Самарская, 445010.
тел. 22-58-85, 22-54-92, 22-58-70, тел/факс 22-93-71 E-mail: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
ИНН 6323022690; КПП 632401001; ОГРН 1036301039290








Доклад на тему:

«Развитие коммуникативной функции речи глухих учащихся на специальных занятиях «Речь вне класса».




Подготовила учитель начальных классов
ГБС(К)ОУ школы - интернат №5
Аверьянова Е.Н.






Тольятти

Дети с нарушенной слуховой функцией с большим трудом овладевают обобщающим значением слова, что, безусловно, влияет на уровень их развития. Как помочь таким детям услышать все многообразие окружающей среды, познать свое «я», научить думать, правильно выражать свои мысли, чувствовать, сопереживать? Самой важной, конечной целью обучения и воспитания таких детей является достижение умения ребенка свободно общаться с другими людьми, утвердиться в обществе слышащих, войти во взрослый мир полноценной всесторонне - гармонично развитой личностью. Задача учителя и воспитателя не заставить ребенка произносить заученные фразы, значение которых он, возможно, и понимает, но не может глубоко прочувствовать, а создать такую обстановку, которая помогла бы ему широко, многогранно и эмоционально понимать окружающий мир в звучащей речи, и у ребенка возникло бы внутреннее желание к постоянной собственной речевой активности. Основной формой речевого общения является диалогическая речь, овладение которой осуществляется параллельно с расширением и уточнением словаря, структуры предложений, овладением словоизменением и словообразованием.
В диалоге глухие испытывают затруднения в понимании смысла реплик, высказанных собеседником в форме краткого сообщения или встречного вопроса. В диалогах отмечается бедность лексики, неточное и неправильное употребление слов, нарушения в построении предложений, характерным является преобладание одних и тех же заученных вопросов и ответов и употребление полных предложений. В работе над диалогической речью рекомендуется: постоянное обогащение речи глухих детей разговорно-обиходной лексикой и её варьирование, показ разнообразных синтаксических конструкций, словосочетаний и предложений в разных ситуациях.
(слайд №2)

Существуют различные классификации диалогов. И. В. Колтуненко даёт элементарную классификацию типов диалогических единств: 1.Вопросно-ответные. 2.Диалогические единства, включающие сообщения, вопрос, а затем ответ на него. 3.Диалогические единства, представляющие собой сообщение и встречное сообщение.
Основным признаком диалога является реплицирование – чередование говорения собеседников, причем каждая предыдущая реплика обусловлена предыдущей. Обмен репликами осуществляется без предварительного обдумывания и непосредственно связан с ситуацией, в которой происходит. Диалог не нуждается в развернутых предложениях, так как его содержание дополняется не только ситуацией, но и интонацией, мимикой, жестами.
В работе над диалогом следует обращать внимание на использование неполных предложений, слов-предложений: «да», «нет», относительно свободный порядок слов, частые повторы.
Важным участком работы над диалогической речью является внеклассная работа.
(слайд № 3)
В нашей школе это происходит на внеклассных занятиях «Речь вне класса». Данная «Коррекционно-развивающая программа по развитию разговорной речи в школе I и II вида (для детей с нарушением слуха)» была разработана Куликовой Татьяной Данииловной. Занятие проводится 1 час в неделю (в год 33 часа).
Такие занятия призваны, обогащать, расширять и пополнять активный словарь ребят в различных моделях коммуникативного общения.
Работа по РВК проводится в тесном взаимодействии с учителем, воспитателем и родителями.
Тематика программы отражает события и явления жизни человека, общества, природы. Содержание включает разделы (слайд № 4):
«Человек и семья»
«Человек и общество»
«Человек и природа»
Все разделы содержат сведения, касающиеся деятельности человека: окружающих его предметов, событий и явлений, что является, положительным в дальнейшей интеграции неслышащего в общество. На каждый раздел дан свой словарь и речевые конструкции.
Речевой материал отрабатывается в различных моделях коммуникативного общения. Диалоги разработаны с учетом коммуникативного принципа, предназначены и для совместной работы с родителями. Воспитатель создает на своих занятиях речевые ситуации, условия, которые бы побуждали ребенка к активному коммуникативному общению.
Развитие коммуникативной функции речи глухих учащихся на специальных занятиях «Речь вне класса» хотелось бы рассмотреть на конкретном классе. Сейчас эти дети обучаются в 6 классе и динамика развития стабильная, без изменений.
(слайд № 5)
Я начала с ними работать с 2007 года, когда в 1а класс поступило 6 учеников, из которых 2 были оставлены на повторное обучение, обучались дети по программе ЗПР. У данных детей наблюдался разный уровень умственного и речевого развития (1 ученик с сохранным интеллектом, 3 с диагнозом ЗПР, 2 ученика с умственной отсталостью). После проведенной диагностики класс был разделен на 3 группы речевого развития:
I – высокий уровень (2 человека)
II – средний уровень (1 ученик)
III – низкий уровень (3 ученика)
(слайд № 6)

На своих занятиях я применяла и отрабатывала различные тренировочные упражнения:
- построение диалога по аналогии с образцом дополнение его репликой;
- подбор парных реплик из числа, предложенных;
- вставка в диалог пропущенной реплики;
- продолжение диалога (по его началу);
- составление диалога по заданной ситуации;
- трансформация его по различным заданиям (например, изменить время или место действия) и т.д.
В создании искусственно созданной ситуации способствовала речевая комната, оснащенная табличками, необходимыми предметами по изучаемым темам: (слайды № 7, № 8, № 9, №10) «Магазин», «Аптека», «Парикмахерская», «Больница», «На кухне», а также помогали экскурсии и личные наблюдения учащихся. Выход на экскурсии в город, дальние места не всегда получалось идти, в классе у одной девочки ярко выраженное ДЦП.
Хочу привести примеры диалогов, которые предлагались разным уровням детей. Например, изучаемый во 2 классе раздел «Магазин», тема «Диалог в магазине».
Для детей III уровня составление диалога упрощалось на более упрощенные грамматические конструкции, простую лексику, общий объём диалога был небольшой и велся с педагогом. (слайд №11)
Например:
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Что ты хочешь купить?
- Я хочу купить батон.
- 20 рублей.
- Спасибо.
(слайд № 12)
Для II уровня немного усложнялся на несколько речевых фраз.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Что ты хочешь купить?
- Хлеб.
- Тебе какой? Ржаной или пшеничный?
- Белый.
- 20 рублей.
- Спасибо.
Данный диалог велся с помощью педагога, в редких случаях с детьми 1 уровня.

слайд № 13)
Дети I уровня развернутый диалог вели самостоятельно между собой, изредка прибегая к помощи воспитателя.
- Здравствуйте.
- Здравствуйте.
- Вы что-то хотели купить?
- Да. Хлеб.
- Вам, какой хлеб? Ржаной или пшеничный?
- Белый. Сколько стоит?
- 20 рублей.
- Дайте две буханки.
- С вас 40 рублей.
- Вот 50 рублей.
- Ваша сдача 10 рублей.
- Спасибо.
- До свидания.
Обучая диалогу, важно постоянно стимулировать самостоятельную речь самих учащихся. Вовлекать детей в беседу, задавать им вопросы, поправлять ответы, предлагать задуматься над тем, как можно сказать по-другому. Во время беседы следить за связностью и логичностью выражения мыслей, если нужно подсказывать детям нужные слова и речевые обороты, корригировать произношение на материале занятия. При подготовке к занятию я заранее планировала речевые умения для отработки, продумывала систему вопросов, характер ответов, новую терминологию, типы фраз, варианты встречных вопросов. Мною был проведен мониторинг с целью определения уровня речевого развития детей и овладения самостоятельной речью. На базе школы администрацией были взяты за основу следующие уровни по определению уровня речевого развития и овладения самостоятельной речью:
(слайд № 14)
I ур. – оптимальный или уровень активного оперирования. Словарный запас соответствует требованиям программы, в самостоятельной речи присутствуют все части речи. Восприятие на слух речевого материала более 50%, предложения состоят из 6-7 слов и более. Ошибки присутствуют в виде аграмматизмов и искажения звуко-буквенного состава слова.
(слайд № 15)
II ур.- сниженный или уровень элементарного оперирования. Объём словарного запаса приближается к оптимальному, но отмечается большее количество аграмматизмов, неточное овладение окончаниями, суффиксами, приставками и предлогами. Не используются (или мало используются) в речи местоимения, наречия. Восприятие на слух речевого материала около 45%, предложения из 4-5 слов.
(слайд № 16)
III ур.- ограниченный или уровень определения. Словарный запас ограничен, что сопровождается неадекватной по смыслу и содержанию подменой отсутствующих слов. Характерны неполные предложения, в которых отсутствуют главные члены предложения. Предложения состоят из 2-3 слов. В произношении отмечаются искажение в звуковом составе при сохранении контура слова. В речи - увеличение замен слов в виде бессмысленных словосочетаний, аграмматизмы, отказы от высказывания. Восприятие на слух речевого материала – 20% от предъявляемого.
(слайд № 17)
IV ур. – резко ограниченный или уровень представления. Словарный запас резко ограничен. Незнание элементарных предметов обихода. Замена предложения словом. В произношении большие искажения. Понимание обращённой речи резко ограничено или полностью отсутствует. В самостоятельной речи используются отдельные слова. Ошибок и отказов от высказываний до 90%.
(слайд № 18)
ФИ
ученика
2007-2008
1 класс
2008-2009
2 класс
2009-2010
3 класс
2010-2011
4 класс

Г. Н.
IV
IV
IV
IV

Л. А.
III
III
III
III

М. Д.
III
II
II
I

П. В.
IV
IV
IV
IV

Р. В.
III
II
I
I

Т.А.
III
III
II
II


Вывод: из таблицы мы видим
на I  уровень ____2____учащихся
II уровень ___ 1____учащийся
III уровень ____1___учащийся
IV уровень ____ 2____учащихся
М.Д. и Р.В. показали заметную динамику речевого развития и самостоятельной речи. На начало обучения в начальной школе составляли III уровень, а на конец обучения I уровень.
Г.Н., Л.А., и П.В. показали стабильную динамику и без существенных изменений. И незначительные изменения в речевом развитии произошли у Т.А., с III уровня на II.
(слайд № 19)

Спасибо за внимание.