Доклад Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы
Нравственное и эстетическое воспитание на уроках литературы. Актуальность проблемы нравственного и эстетического воспитания вижу в том, что интенсификация информационных процессов в последние три десятилетия снизила читательский интерес. Школьники проживают в мощном информационном поле и стали носителями визуальной культуры. Компьютер, телевизор, сотовый телефон деформируют эмоциональную сферу, что ведет к недоразвитости творческого воображения. Мозаично – клиповые восприятия превалирует над вдумчивым, осознанным чтением и пониманием. Перед современным образованием стоит сложная и ответственная задача – воспитание многогранной личности, способной ориентироваться на духовно – значимые ценности. Литература – предмет эстетического цикла, систематически изучаемый с первого класса по одиннадцатый, занимает особое место в формировании личности, духовного мира школьника. Великий педагог Василий Сухомлинский считал, что «чтение – это источник духовного обогащения… чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Читательская культура является показателем духовно – нравственного потенциала общества. В современной школе сталкиваюсь с таким явлением ( последние 16-20 лет), как невыразительное чтение. Пройдя 1 ступень литературного образования, пятиклассник уверен, что беглость чтения, пересказ текста – главный показатель знаний по литературе. Большинство детей не чувствуют мелодику речи, не применяют фразовых ударений, не делают логических и психологических пауз, - все сводится к монотонному и скучному чтению. Художественно – эстетическая деятельность школьников, следовательно, речевая, не воздействует на душу ребенка. Особое внимание в методической системе М.А Рыбниковой уделено влиянию живого слова на слушателя, читателя. Она убеждена, что выразительное чтение произведения учеником «заключает процесс разбора». «Мы не отрицаем наглядности зрительной, - пишет методист, но самой природой звучащего слова определен основной метод проникновения слова в сознание – метод его выразительного произношения». Следующая проблема преподавания литературы заключается в нежелании читать, что ведет к незнанию текста на экзаменах и не -умению писать. Уровень речевого развития школьников резко понизился, лексикон обеднился, исчезли из речи образные выражения, стало допускаться значительное количество речевых и стилистических ошибок. Уроки по теме «Роль эпизода…» воспитывает любовь и привычку к внимательному чтению, развивает способность воспринимать и анализировать произведение в единстве с композицией, развивает устную и письменную речь. Эпизод помогает увидеть в отдельном фрагменте выражение авторской концепции мира и человека, осмыслить текст как единое целое. Следовательно, анализ эпизода – путь постижения смысла целого произведения через его фрагмент. На уроках литературы речевая деятельность школьников эффективно осуществляется и совершенствуется в процессе их диалогического общения вместе с углублением анализа художественного произведения, расширением литературной эрудиции. К примеру, для анализа диалогов – споров по роману Ф. Достоевского «Преступление и наказание» может быть отведен урок, тема которой «Страдалец за человечества или неудавшейся Наполеон?». Для диалога важно хорошо знать не только содержание романа, но и высказывание современников, мысли великих людей. «Мысль тоже реальность, когда становится всепоглощающей страстью», «Красота спасет мир». У Ивана Карамазова «если бога нет, то всё позволено «Не уйти ли слышит голос сердца, когда стоит с топором перед дверью старухи!?» Не оставляйте без ответа вопросы, которые задает ваше сердце – именно к этому зовет Достоевский: «Давайте послушаем себя!»«Человеколюбие толкает мысль на убийство?» Урок – диалог строится от последовательного изложения теории, от внутреннего состояния и поведения Раскольникова, сопоставления поведения речевых действий до преступления и после. При диалоге используется лексика, выражающая этические, нравственные, психологические, философские понятия, записанные ранее. В школу приходят дети, у которых слабо развита мотивация к обучению, затрудняются излагать свои мысли. Какие цели должен ставить учитель? Конечно нравственные задачи: закрепить в душе, в сознании важные человеческие заповеди через эстетическое, эмоциональное и интеллектуальное переживание. Проблема устной речи обретает общественное значение, так как речь является убедительным показателем духовной культуры, актом интеллектуальной деятельности, указывает на уровень эстетического развития человека. Поэтому на уроках русского языка и литературы уделяю серьезное внимание формированию развития речи учащихся. Развитию индивидуальных творческих способностей. Дети успешно участвуют в в конкурсах, НПК. Из сочинений учащихся. .. «Читать стало «не модно». Я придерживаюсь иного мнения – читать необходимо в любое время. Это полезно и с практической, и с эстетической точки зрения. Именно в книгах можно найти ответы на вечно интересующие нас вопросы…» « Пройдет немного времени со дня написания повести, не станет СССР, изменится мир, деревня, другое поколение придет вместо Матрены, бабки Дарьи, но хочется верить, что добро, правда – непреходящие ценности духовности российского народа. Я хочу в это верить…»