Доклад Новации в школе. Результативность
«Новации в школе. Результативность»
В связи с тем, что новые стандарты прочно вошли в нашу жизнь, я уже не мыслю себя вне реализации задач, поставленных в них.
Теперь на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни».
Принципиальным отличием современного подхода является ориентация стандартов на результаты освоения основных образовательных программ. Под результатами понимается не только предметные знания, но и умение применять эти знания в практической деятельности.
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете
Поэтому кабинеты стали оснащаться по-новому: в моем кабинете сосредоточены почти все средства для успешной реализации современных требований к уроку. Это и компьютер с мультимедийной приставкой, аудиосистема, набор CD, видеоаппаратура, маркерная доска, цифровые микроскопы, лабораторное оборудование для проведения опытов, множество дидактического материала для групповой и индивидуальной работы.
Теперь, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это неполучение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются
универсальные учебные действия (УУД), которые мы формируем с первых дней обучения детей в школе.
Вся учебная деятельность должна строиться на основе деятельностного подхода, цель которого заключается в развитии личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Ребенок не может развиваться при пассивном восприятии учебного материала. Именно собственное действие может стать основой формирования в будущем его самостоятельности.
Благоприятной средой для этого является проектная деятельность. Если в 1 классе этот вид деятельности был непонятен и труден не только детям, но и родителям, то со временем дети научились самостоятельно готовить проекты по любой теме и даже самостоятельно готовить презентации к ним.
Это теперь – любимое занятие детей, и не всегда хватает времени всех выслушать. Иногда мы их рассматриваем во время внеурочной деятельности.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация, под которым подразумевается такая особая единица учебного процесса, в которой дети с помощью учителя обнаруживают предмет своего действия, исследуют его, совершая разнообразные учебные действия, преобразуют его, например, переформулируют или предлагают свое описание и т.д., частично – запоминают.
В связи с новыми требованиями перед учителем ставится задача научиться создавать учебные ситуации как особые структурные единицы учебной деятельности, а также уметь переводить учебные задачи в учебную ситуацию.
Учебной ситуацией может стать задание составить: таблицу, график или диаграмму по содержанию прочитанного текста, алгоритм по определенному правилу или выполнение задания.
При этом изучаемый учебный материал выступает как материал для создания учебной ситуации, в которой ребенок совершает некоторые действия (работает со справочной литературой, анализирует текст, находит орфограммы, группируя их или выделяя среди них группы). Осваивает характерные для предмета способы действия, т.е. приобретает наряду с предметнымипознавательные и коммуникативные компетенции.
На уроке теперь преобладают продуктивные задания – главное средство достижения результата образования.
Сравнивая результативность прошлых лет и результативность работы по новым стандартам, могу сказать, что дети стали намного успешнее, раскрепощённее на уроке, не боятся ошибаться, смело выдвигают гипотезы и находят пути их проверки, делают выводы, , сами формулируют тему и цели урока, умеют сотрудничать, работая в группах, вести дискуссии, защищать свою точку зрения, умеют отделить свои знания от того, что еще им не известно, умеют оценить свою работу и работу одноклассников.
Систематически проводя диагностику в каждом классе, могу представить следующие результаты:
Ежегодно мы проводим комплексные контрольные работы.
Комплексная контрольная работа состоит из двух частей: основной идополнительной. Основная часть содержит задания, позволяющие проверить планируемыйуровень сформированности УУД («Планируемые результаты» – «Ученикнаучится»), дополнительная – задания повышенного уровня сложности («Планируемые результаты» - «Ученик получит возможность научиться»).
По итогам комплексной контрольной работы получены следующие результаты:
анализ выполненных заданий основной части контрольной работы
показал:
1 класс
Планируемый уровень сформированности УУД
достигли – 9% обучающихся;
Планируемый уровень сформированности УУД
частично достигли – 63% обучающихся;
Низкий уровень сфомированности УУД
отмечен у 28% обучающихся;
2 класс
Планируемый уровень сформированности УУД
достигли – 15% обучающихся;
Планируемый уровень сформированности УУД
частично достигли – 68% обучающихся;
Низкий уровень сфомированности УУД
отмечен у 17% обучающихся;
Анализ выполненных заданий дополнительной части контрольной
работы показал:
1 класс
Планируемый уровень сформированности УУД
достигли – 14% обучающихся;
Планируемый уровень сформированности УУД
частично достигли – 64% обучающихся;
Не выполнили ни одного задания дополнительнойчасти – 22% обучающихся2 класс
Планируемый уровень сформированности УУД
достигли – 23% обучающихся;
Планируемый уровень сформированности УУД
частично достигли – 65% обучающихся;
Не выполнили ни одного задания дополнительнойчасти – 12% обучающихся;
Комплексная контрольная работа показала, что обучающиеся, впервые выполнявшиекомплексную работу на основе единого текста испытывают определённые трудности,связанные с:
- отсутствием опыта выполнения работы, носящей комплексный характер;
- недостаточным уровнем сформированности навыка осмысленного чтения, в том числе, навыка аналитической работы с текстом;
-недостаточным уровнем сформированности навыка выполнения межпредметных заданий на основе единого текста.
Проведённая диагностика позволила выявить трудности, возникшие уобучающихся в процессе выполнения комплексной контрольнойработы. Обозначить педагогические проблемы, повлиявшие на показатели уровня сформированности УУД, и как следствие, определить диапазондальнейшего конструирования и корректировки педагогической деятельности вусловиях перехода на ФГОС нового поколения
Изменился и эмоционально-психологический климат в коллективе:
В первом классе трудно проходил адаптационный период. Детям не всем нравилось подчиняться школьным правилам, некоторые не умели ладить с одноклассниками, были дети, которые боялись ошибиться, сказать что-то неправильно. Во втором классе ситуация изменилась. Дети поняли, что по правилам жить легче, научились помогать друг другу, не смеяться над ошибками, находить выход из затруднительных ситуаций. Исчез страх, ученики поняли, что здесь всегда готовы придти им на помощь, поддержать.
Следующие графики показывают эти изменения.
В третьем классе эта работа продолжается и перед нами еще предстоит выйти на новый уровень по многим вопросам.
Быть учителем, перестав быть учеником, невозможно. Проработав столько лет в школе, каждый из нас становится мастером своего дела.
Что же я понимаю под словом “мастер”?
М – мудрость, она приобретается с годами
А – активность, в ней сила, здоровье, успех.
С – счастье, ещё Антон Семёнович Макаренко писал “Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно!”
Т – творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е – единство, только в единстве учитель – ученик – родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р – результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни.
Спасибо за внимание!