Активизация познавательного процесса у учащихся через исторические картины, при помощи ИКТ.
Активизация познавательного процесса у учащихся через исторические картины, при помощи ИКТ.
В силу большой загруженности учащихся, огромным потоком информации, снижением интереса российского общества к интеллектуальным профессиям, науке, у учеников возникает равнодушие к процессу обучения, предмету, снижение мотивации. А это самая большая беда для учителя. Поэтому перед нами стоит задача все возможности учебного материала направить на развитие любознательности учеников. Это новые необычные факты, яркие наглядные пособия, изготовление самоделок, приглашать на уроки гостей, обеспечить урок музыкальным сопровождением, связывать информацию с жизненным опытом школьников.
Я остановлюсь на таком средстве изобразительной наглядности, в преподавании истории, как историческая картина. Исторические картины дают целостное, конкретное и красочное представление об историческом явлении, событии, герои.
По меткому выражению старейшего методиста. В. Н. Бернадского, « картина представляет собой параграф учебника, написанный кистью».
Современный учитель имеет возможность с помощью ИКТ использовать эту замечательную наглядность. Картины усиливают яркость, эмоциональность, придают динамичность обучению, стимулируют воображение и мышление учащихся. Исторические картины воспитывают чувство патриотизма, особенно картины Сурикова: «Покорение Сибири Ермаком», «Переход Суворова через Альпы» и др. В них показаны события, в которых проявляется исторический дух, единство, мощь русского народа, показан подвиг русских воинов во имя освобождения русской земли.
Методист Вагин А.А. выделяет четыре группы исторических картин.
1.Событийные картины отражают важные события, неповторимые факты общественной жизни, военного прошлого, классовой борьбы. («Утро на Куликовом поле», «9 января 1905года»)
2.Типологические картины отражают явления, типичные для определённой исторической эпохи, многократно повторяющиеся. («Полюдье», «Партизаны»). Эти картины дают богатый материал для развёрнутой беседы с учащимися, помогают им самостоятельно извлекать знания. Так, например, в картине «Полюдье», учащиеся, руководствуясь вопросами учителя, выясняют: Кто собирал дань, в какое время года, чем платили дань, и т.д.
3.Исторические пейзажи- это изображение древних городов, сооружений, архитектурных памятников и ансамблей. («Кремль при Дмитрии Донском»)
4.Исторические портреты передают образы типичных представлений общественных групп и классов, выдающихся исторических деятелей. («Царь Иван Грозный», «ПётрI»).Исторический портрет конкретизирует образ исторического деятеля, отражает черты его личности, передаёт особенности эпохи ( через костюм, причёску, обстановку). Портреты делятся на сюжетные (портрет включён в сюжетную или бытовую композицию, например «Переход Суворова через Альпы», групповые (позволяют раскрыть социальные отношения, классовую принадлежность, например «Военный совет в Филях) и индивидуальные, или героические (изображён один герой, передан не только его внешний облик, но и внутренний мир, например портрет М. И Кутузова). Приёмами работы с портретами являются характеристика, рассказ о жизни и деятельности исторического лица, обращение к воспоминаниям людей, лично знавших человека, портрет которого демонстрируется на уроке.
Различным видам исторических картин, используемых на уроках, соответствует и многообразие работы с ними.
Демонстрация картин по каждой теме программы, помогает учащимся при повторении и закреплении материала. Учащимся нравится узнавать тех исторических лиц, жизнь и деятельность которых они изучали. Картины помогают вспомнить пройденное, и ученики испытывают уверенность в своих силах. Картины учат подходить к ним как к источнику исторических знаний. Даже слабые ученики охотно берутся за описание картин. Они безбоязненно выходят к доске, т.к. картина отвлекает на себя взгляды класса.
Подробно о работе с историческими картинами можно познакомиться в работах методистов: М.В. Коротковой «Наглядность на уроках истории» М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000г., И.Б. Шулятиковой М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. Петровой Л.В. «Методика преподавания истории в специальной (коррекционной) школе VIII вида: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений». – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003., Кочетова Н.С. «Нестандартные уроки в школе» Волгоград.:Издательство «Учитель», 2002г. И др.
Таким образом, произведения живописи могут служить важным средством в процессе активизации познавательного процесса у учащихся, повысить качество обучения, наполнить урок новым содержанием.