Гражданско-патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы
Доклад на тему:
ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ
НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
Захарова Т.Г.
На дворе XXI век. Мода на всевозможные гаджеты. Буквально 5-10 лет назад телефон являлся роскошью, а сейчас у каждого ребёнка есть такая «игрушка» чуть ли ни с детского сада. К чему я веду?! В сознании людей поменялись ориентиры. Люди ставят превыше всего материальную сторону жизни. Развитие духовности отходит на второй план. Да, взрослым людям в нынешнем темпе и жить некогда. Но мы должны думать о наших детях.
Учитель в школе является проводником ребёнка в культурную среду, посредником между прошлым и настоящим.
«С чего начинается Родина?» Марк Бернес так и не даёт ответа на данный вопрос. Чувство Родины начинается с ощущения красоты родной природы. Оно впервые возникает, когда начинаешь замечать дрожь веточек на деревьях, шелест зелёной травы, пение птиц. Таким образом, воспитание патриотизма у подрастающего поколения невозможно без пробуждения любви к родной земле.
Развитие патриотических чувств в нашей школе начинается с фойе, где на видном месте расположена государственная символика. В школьниках развивается уважение к важнейшим символам нашей страны.
Общаясь со школьниками определенного возраста, остро чувствуешь, над какими направлениями нравственного становления и духовного роста необходимо работать. Работая с пятиклассниками, можно заметить, что в их среде ощущается дефицит культуры общения и терпимости в отношении друг к другу. И в то же время ребята этого возраста щедры душою, бескорыстны, открыты; способность их к самопознанию и постижению окружающего мира неисчерпаема. Они очень ранимы и глубоко восприимчивы к доброму слову, поступку, дружескому участию. И многие беды их возникают не по причине испорченности, а от незнания, неумения выбрать правильную линию поведения в определенной жизненной ситуации.
В детях необходимо формировать потребность в чтении патриотической литературы, литературы о природе родного края. Важно развивать нравственные качества. Школьная программа помогает сформировать данные качества в школьниках.
При проведении курса русского языка и литературы я использую различные виды деятельности: выразительное чтение, осознанное чтение художественных произведений, заучивание наизусть стихотворений, ответы на вопросы по прочитанным произведениям, написание изложений и сочинений.
Учебный предмет «Русский язык» в современной школе имеет познавательно-практическую направленность, то есть он дает учащимся знания о родном языке и формирует у них языковые и речевые умения. Помимо этого дисциплина «Русский язык» воспитывает гражданственность и патриотичность, любовь к русскому языку и родному краю.
При этом в русском языке также важны межпредметные связи. Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи. Учитель в школе не только работает с детьми над орфограммами, но и воспитывает в школьнике эстетические чувства, обучая детей писать сочинения по картине. Учит рассуждать над поставленными перед ним вопросами, искать ответы на них.
При составлении дополнительных заданий я использую краеведческий аспект. Предложения с историческими фактами нашего города предлагаю ученикам для синтаксического разбора. Тема «малой Родины» является неотъемлемым фактом при воспитании в учениках патриотического сознания. В учебнике присутствуют тексты, которые повествуют об Отечестве. Через данные тексты дети узнают события, которые происходили в нашей стране.
При изучении определённого литературного произведения важно обращать внимание на межпредметные связи. Литература как учебный предмет наиболее тесно связан с русским языком. Как вид искусства имеет связи с живописью, музыкой, театром. В целях обеспечения последовательного, систематического изложения материала курс построен на историко-литературной основе, что предполагает следование хронологии литературного процесса.
Курс литературы 5-го класса расположен к тому, чтобы развивать жизненно-необходимые нравственные качества в ребёнке: сочувствие, доброту, помощь, уважение, сострадание, любовь.
Первая тема, с которой знакомится школьник на уроке литературы – это устройство книги и бережное отношение к ней.
Устное народное творчество рассчитано на воспитания детей в духе дружбы, взаимопонимания, патриотизма. Былинные герои являются выражением национального представления о героях.
Отражение народных идеалов – богатырской силы, ума, ловкости, патриотизма – мы видим в древнерусской литературе. Отрывок из «Повести временных лет» удерживает нить между прошлым и настоящим нашей Родины.
Через басни передаётся патриотический настрой. Басня И.А. Крылова «Волк на псарне», в основе которой лежит реальный исторический факт, помогает понять школьникам через метафору, что врагам нет места на нашей родной земле. Помимо патриотического чувства, в баснях высмеиваются общечеловеческие пороки: лень, зазнайство, самолюбование, безразличие.
Сказки воспитывают чувство гордости за свою Родину, ответственности перед другими. В них прославляется отвага, сила, доброта, взаимопомощь, любовь.
Стихотворение «Бородино» открывает картину Отечественной войны 1812 года. М.Ю. Лермонтов показывает настоящих патриотов, сравнивает их с богатырями.
Поэзия о природе воспитывает любовь к родному краю. Авторы стихотворений воспевают красоту русских просторов, указывают на раздольность и величие нашей земли.
«Муму» И.С. Тургенева открывает в детях такие чувства, как сострадание, сопереживание, сочувствие. Стихотворение в прозе «Русский язык» учит школьников любить свой родной язык, относиться с уважением к ценностям культуры.
На уроках литературы, посвящённых «Кавказскому пленнику» Л.Н. Толстого, пятиклассники видят силу дружбы и предательства.
Курс литературы направлен на воспитание духовно развитой личности, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства патриотизма, любви.
Работа над гражданско-нравственным воспитание на уроках русского языка и литературы продолжается. Очень важно учителям в школе дать знания ученикам, но ещё важнее – воспитать нравственную Личность и Патриота своей страны.