Презентация родительского собрания Подростковый возраст


Первые проблемы подросткового возраста Материал для проведения родительского собрания в 6 классе (2015-2016 уч.год)‏Классный руководитель Кожевина Н.И,. Я не верю, что жизнь человека предопределены его детством. Я думаю. Что существует ещё очень важные периоды: отрочество, юность… Ж.-П. Сартр Подростковый возраст (11-15 лет)‏ Перестройка организма ребенка – половое созреваниеГраницы этого периода достаточно неопределенныПротекает трудно и для ребенка, и для близких ему взрослыхПодростковый возраст называют затянувшимся кризисом Ребенок вынужден постоянно приспосабливаться к физическим и физиологическим изменениям, происходящим в его организме, переживать «гормональную бурю». Подростки как будто все время находятся в состоянии стресса. Новый образ физического «Я» Резко повышается интерес к своей внешности:Ребенок остро переживает все изъяны внешности, действительные и мнимыеНепропорциональность частей тела, неловкость движений, неправильность черт лица, кожа, теряющая детскую чистоту, излишний вес или худоба – все расстраивает, а иногда приводит к чувству неполноценности, замкнутости, даже неврозуТяжелые эмоциональные реакции на свою внешность смягчаются при теплых, доверительных отношениях с близкими взрослыми, которые должны проявить и понимание, и тактичность Подросток Умеет оперировать гипотезами, решая интеллектуальные задачиСпособен на системный поиск решенийПроверять логическую эффективность подходов к решению новой задачиНаходить способы применения абстрактных правил для решения целого класса задачРазвиваются такие операции, как классификация, аналогия, обобщение и др.Устойчиво проявляется рефлексивныйхарактер мышления: дети анализируют операции, которые онипроизводят, способы решения задач. Развитие самосознания В подростковом возрасте последовательно появляются две особые формы самосознания: чувство взрослости и « Я-концепция » Подростку еще далеко до истинной взрослости – и физически, и психологически, и социально, но он стремиться к ней и претендует на равные со взрослыми права. Подражание взрослым Внешний обликМанеры Развлечения (поездки за город, дискотеки)‏Романтические отношения (свидания, записки) Чувство взрослости - отношение подростка к себе как к взрослому и осознание себя в какой-то мере взрослым человекомЦентральное новообразование младшего подросткового возраста (11-13 лет)‏Особая форма самосознания, не жестко связанная с процессом полового созревания Как проявляется чувство взрослости подростка? В желании, чтобы все – и взрослые и сверстники – относились к нему не как к маленькому, а как к взросломуВ стремлении к самостоятельности, желании оградить некоторые стороны своей жизни от вмешательства родителей Претендует на равноправие в отношениях со взрослыми и идет на конфликты, отстаивая свою «взрослую» позицию Вопросы внешности, отношений со сверстниками, иногда учебы Появляются собственные вкусы, взгляды, оценки, собственная линия поведенияПоявляется моральный «кодекс», предписывающий подросткам четкий стиль поведения в дружеских отношениях со сверстниками: взаимная поддержка, помощь в случае нужды, уверенность в друге и доверие к нему, защита друга в его отсутствие, принятие успехов друга, эмоциональный комфорт в общении. Так как подросток во многом непоследователен и противоречив, он часто отступает от этого свода правил, но от друзей ожидает их неукоснительного соблюдения Все нестабильно, взгляды могут измениться через неделю «Один за всех и все за одного» Как развивается детское самосознание? К 3 годам появилась чисто эмоциональная, завышенная самооценкаВ дошкольном возрасте возникают рациональные компоненты самооценки, осознание некоторых своих качеств и поведения, согласующегося с требованиями взрослых, но дошкольники судят о себе поверхностно и оптимистичноУ младших школьников самооценка становится более адекватной и дифференцированной, они различают свои физические и духовные качества, оценивают свои способности, сравнивают себя с другимиК концу младшего школьного возраста дети, характеризуя себя, все чаще описывают типичное для них поведение, ссылаются на свои мысли и чувстваПримерно в 11-12 лет возникает интерес к своему внутреннему миру, а затем происходит постепенное усложнение и углубление самопознания Внутренний мир Сложные переживания, связанные с новыми отношениями, свои личностные черты и поступки анализируются им пристрастноПодросток хочет понять, какой он на самом деле, и представляет себе, каким он хотел бы бытьЛичностная рефлексия, потребность разобраться в себе самом порождают и исповедальность в общении с ровесниками, и дневники, которые начинают вести именно в этот период, стихи и фантазии Самооценка в подростковом возрасте оказывается низкой по своему общему уровню и неустойчивой Подростковые реакции Подростковая самостоятельностьСтремление к эмансипации от взрослыхОсвобождение от опеки взрослых, контроляРазнообразные увлечения – неучебные занятияУвлеченияПодростковый возраст без увлечения подобен детству без игрВыбирая себе занятие по душе, подросток удовлетворяетПотребность в самостоятельностиПознавательные потребности и др.Интеллектуально-эстетические, эгоцентрические, лидерские, телесно-мануальные,накопительские, информативно-коммуникативные Общение со сверстниками Общение пронизывает всю жизнь подростков, накладывая отпечаток и на учение, и на неучебные занятия, и на отношения с родителямиВедущая деятельность в этот период – интимно-личностное общениеПодростковая дружба – сложное, часто противоречивое явление«Счастье – это когда тебя понимают»Близкие друзья – ровесники одного и того же пола, учатся в одном классе, принадлежат к одной и той же средеНеформальные группыВзаимная симпатияОбщие интересы, занятияСпособы развлечений, место проведения свободного времени Общение со взрослыми Влияние родителей уже ограниченоЦенностные ориентации подростка, понимание им социальных проблем, нравственные оценки событий и поступков зависят в первую очередь от позиции родителейДля подростков характерно стремление к эмансипации от близких взрослых: нуждаясь в родителях, их любви и заботе, в их мнении, они испытывают сильное желание быть самостоятельными, равными с ними в правах. То, как сложатся отношения в этот трудный для обеих сторон период, зависит главным образом от стиля воспитания, сложившегося в семье, и возможностей родителей перестроиться – принять чувство взрослости своего ребенка. Родительский контроль Основные сложности в общении, конфликты возникают из-за родительского контроля за поведением, учебой подростка, его выбором друзей и т.д.Контроль может быть принципиально различнымКрайние, самые неблагоприятные для развития подростка случаи – жесткий, тотальный контроль при авторитарном воспитании и почти полное отсутствие контроля, когда подросток оказывается предоставленным самому себе, безнадзорнымРодители регулярно указывают детям, что им делатьПодросток может высказать свое мнение, но родители, принимая решение, к его голосу не прислушиваютсяПодросток может принимать отдельные решения сам, но должен получить одобрение родителейРодители и подросток имеют почти равные права, принимая решениеПодросток сам решает, подчиняться ему родительским решениям или нет Стили семейного воспитания Демократичный – родители ценят в поведении подростка и самостоятельность, и дисциплинированность, предоставляют ему право быть самостоятельным в каких-то областях его жизни; не ущемляя его прав, одновременно требуют выполнения обязанностейАвторитарный – родители требуют от подростка беспрекословного подчинения и не считают, что должны ему объяснять причины своих указаний и запретов; они жестко контролируют все сферы жизни, причем могут это делать не вполне корректно«Воспитание по типу Золушки» - высокая требовательность и контроль сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношением к подросткуГипоопека – сочетание безразличного родительского отношения с отсутствием контроляГиперопека – излишняя забота о подростке, чрезмерный контроль за всей его жизнью, основанный на тесном эмоциональном контакте,- приводит пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстникамиПротиворечивое воспитание – отношение родителей к подростку как к маленькому ребенку и непоследовательность требований, когда от него ожидается то детское послушание, то взрослая самостоятельность Отношения с окружающими – наиболее важная сторона жизни подростков Подростковые проблемы Ранняя алкоголизация, токсикомания и наркоманияПротивоправное поведениеСамоубийства К социальным проблемам приводят обычно особые обстоятельства:ИзолированностьОтсутствие понимания в семье и школеВстреча с асоциальной группой или сверстником, имеющим соответствующий жизненный опыт Причины подростковых проблем разнообразныНеудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстникамиНедостаточная загруженность реальными делами и скукаЖелание утвердиться и выделитьсяПротест против существующих в обществе норм и правилПротест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь»