Статья Формирование нравственной сферы ребенка
Чанкова Галина Ильинична, учитель начальных классов,
МБОУ СОШ№6 г.Саяногорска
Формирование нравственной сферы ребенка
Нравственно воспитанным является такой человек, который не только усвоил нравственные знания, но и ведет себя в любых ситуациях в соответствии с ними. У воспитанного человека сформированы устойчивые нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.
Нравственное воспитание школьников осуществляется в самых разных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, в школе, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным. Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в школе, в детском коллективе.
В воспитании детей весьма актуальным является формирование гуманных отношений между детьми, воспитание у них действенных нравственных чувств. Воспитание нравственных чувств у подрастающего поколения требует специальной работы, разных приемов и методов воздействия, организации жизни и деятельности детского коллектива. Необходимым условием формирования нравственной сферы ребенка является организация совместной деятельности детей, способствующая развитию общения и взаимоотношений детей друг с другом, в процессе которых ребенок усваивает социально – исторический опыт, получает представления о другом человеке и о самом себе, о своих возможностях и способностях.
Для воспитания любого нравственного качества, характеризующего отношения школьников к обществу, труду, к людям, к самому себе применяются различные методы и средства нравственного воспитания. К этой группе относятся этические беседы, лекции, диспуты, экскурсии, игра, классные часы, трудовая деятельность, процесс обучения.
Учащиеся младших классов с большим удовольствием включаются в творческие или ролевые игры. В игре ребята учатся оказывать помощь товарищам, переживают за успехи коллектива. Именно в игре у ребенка начинают возникать моральные чувства, в тот момент, когда он совершает благородные поступки.
Этическая беседа широко применяется в работе с учащимися разных возрастных групп. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию, помочь каждому школьнику осознать свой личный нравственный опыт поведения, привить воспитанникам умение вырабатывать нравственные взгляды, оценки, суждения. Беседа строится на анализе и обсуждении конкретных фактов и событий из повседневной жизни ребят, примеров из художественной литературы, периодической печати, кинофильмов. Особенность этической беседы заключается в том, что это метод привлечения самих ребят к выработке у них правильных оценок и суждений о нравственных поступках, ведь в процессе этической беседы, нужно заинтересовать каждого учащегося, чтобы они активно участвовали в обсуждении нравственных проблем и сами подходили к определенным выводам, нужно учить отстаивать свое личное мнение, уметь убеждать своих товарищей.
Примерные темы этических бесед:
1. Совесть.
2. Умей уважать других.
3. Друг познается в беде.
4. Умей быть самим собой.
И т. д.
В начальной школе провести нравственный классный час непросто. Ребятам трудно усидеть на месте, трудно слушать нравственные назидания. Поэтому нравственный классный час должен строиться на жизненных ситуациях и реальных жизненных примерах. Подготовка такого классного часа требует серьезных усилий педагога, умения общаться с детьми легко, интересно и свободно.
Главные цели классного часа:
Нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок
Изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений.
Критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников.
Развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощенным, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.
Необходимо помнить о том, что нравственный классный час у младших школьников должен проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся не должны бояться говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.
Основой для подготовки нравственного часа у младших школьников могут стать художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства.
Для выявления и формирования направленности личности ребенка, различных форм сопереживания в словесном плане рекомендуется использовать ситуации морального выбора. Например: Ситуация 1.
.Б. Заходер «Вежливый Индюк».
Объявился в доме вдруг
Очень вежливый индюк.
Раз по 30 в день, не реже,
Он кричал: «Эй вы, невежи!
Заходите, что ли, в гости –
Поучитесь вежливости!
Я и сам, - кричал Индюк, -
Доктор вежливых наук.
И жена моя – пример
Замечательных манер.
Даже когда спит она,
Видно, что воспитана.
Не стесняйся, ты, Осел!
Заходи, садись за стол!
Что же ты молчишь, как рыба?
Говори: «Приду, спасибо».
Ты не будь свиньей, свинья.
Ждет тебя моя семья.
Только раньше бы умыла
Ты свое свиное рыло.
Как ни бился он, однако
К индюку никто не шел –
Ни Корова, ни Собака,
Ни Хавронья., ни Осел.
Посинел Индюк от злости,
Не идут нахалы в гости.
Зря пропали все труды!
Все они балды - балды.
И добавил с высоты
Своего величия:
«Не усвоили, скоты,
Правила величия!»
- Понравился ли вам Индюк?
- Можно ли назвать его вежливым?
- Почему к нему не пришли гости?
Ситуация 2.
Сценка «Пуговица» В. Осеевой.
У Тани оторвалась пуговица. Таня долго пришивала ее.
-А что бабушка, - спросила она,- все ли мальчики и девочки умеют пришивать свои пуговицы?
-Вот уж не знаю, Танюша: отрывать пуговицы умеют и мальчики, и девочки, а пришивать-то все больше достается бабушкам!
- Вот как! – обижено сказала Таня, - А ты меня заставила, как будто сама не бабушка!
- Права ли Таня?
Ситуация 3.
-А теперь давайте решим все вместе задачу.
Мальчик крикнул прохожему: «Скажите сколько сейчас часов?» Обращаясь к прохожему мальчик допустил три ошибки. Ответьте, какие.
(1. Должен был не кричать, а спросить спокойно «Скажите, пожалуйста, который час?»
2.Не «часов», а «который час?»
3. После ответа взрослого надо сказать «спасибо»
- Еще одна задача: «Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежа – зовет меня Галька».
« А ты как его зовешь?» – спросила мама,
« Я его вообще никак не зову, - ответила Галя, - я ему просто кричу: «Эй, ты!»
- Скажите, права ли Галя
Ситуация 4 «Чьи монетки?»(для выявления вербального морального выбора)
Детям рассказывается история о том, как мальчик (девочка), который очень хочет купить мороженое, неожиданно находит две монетки. Довольный, он направляется к киоску, но замечает плачущего сверстника, который спрашивает его, не находил ли он монеток, полученных им от мамы на мороженое и потерянных где-то поблизости.
Ситуация 5. «Геометрические фигуры» (для выявления вербального сопереживания, т.е. разделения чьих – либо переживаний в словесной форме).
Петя и Вова ходят в один класс. Однажды учительница попросила их вырезать геометрические фигуры для урока математики. Пете надо было вырезать только три фигуры, а Коле – шесть. Учительница сказала: «Тот, кто выполнит задание первым, может поиграть интересными игрушками» - и ушла. Когда Петя вырезал свои фигуры, Коля попросил его помочь, но Петя отказался и пошел играть.
После каждого рассказа детям предлагают ответить на вопросы: «Хорошо поступил Петя( Вова) или плохо?», « Как бы ты поступил?» Цель вопросов – выяснить, знает ли ребенок о существовании правил поведения, направленных на оказание помощи другим людям, считает ли для себя обязательным подчинение этим нормам
Нравственный классный час – это время совместного поиска истины, смысла существования, извлечение урока, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.
Чувства доброты, заботливости, любви к людям наиболее успешно формируются в жизни коллектива, в котором ведется интересная, содержательная деятельность, где каждый член коллектива испытывает жизнерадостное настроение.
15