Материалы к уроку Общий взгляд на историю древней Греции
Тема: «Общий взгляд на историю Древней Греции».
Цели урока по линиям развития личности:
Линия 1. Повторить на первом, начальном уровне фактический и терминологически-понятийный материал по истории Древней Греции.
Линия 2-3. Из фактов истории Древней Греции научить выявлять главные черты античного Запада.
На примере древнегреческой цивилизации научить находить принципиальные отличия цивилизаций Древнего Запада (античных) от цивилизаций Древнего Востока.
Линия 4-5. Научить давать, объясняя, свои оценки личности, как на Древнем Востоке, так и на античном Западе (в Греции).
Задачи:
Личностные: способствовать формированию основ критического мышления, способности к саморазвитию и самообразованию, формированию коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
Метапредметные: Определять цель, проблему в деятельности, Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально, работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки;
Предметные: Сравнивать объекты по заданным или самостоятельно определенным критериям, Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне, выделять главное, делать выводы, строить логически обоснованные суждения.
Основные этапы урока:
Определить проблему урока (3 минуты).
Почему важно повторить тему «Древняя Греция», почему важно выделить существенные черты древнегреческой цивилизации, зачем сравнивать её с восточными цивилизациями.
Каким образом мы будем решать проблему (2 минуты). Определить способы и возможные варианты решения проблемы.
Работа с повторительным материалом фактического характера (10 минут). С помощью наглядных изображений, используется подготовленная презентация, содержащая задания и фронтальный опрос.
Выделение существенных черт древнегреческой цивилизации (10 минут). Ученики работают с таблицей и вопросами, выделяющими существенные черты древнегреческой цивилизации. Суждения подтверждаются фактами. В итоге выделяются существенные черты древнегреческой цивилизации.
Сравнение сущностных черт древнегреческой и восточной цивилизаций (10 минут). Работа в парах. Ученики, работая в парах, формулируют суждения об отличии древнегреческой цивилизации от древневосточной.
Разбор жизненной ситуации (5минут). Ваши права нарушены, местные власти вырубают парк, в котором вы гуляли, попробуйте предположить, как бы поступили жители древних Афин, чтобы могли сделать вы в этой ситуации.
Рефлексия (3минуты). Что мы разобрали на уроке, что получилось, а что не получилось в ходе урока?
Домашнее задание (2 минуты).
Технологическая карта урока.
Действия учителя Действия учеников Формирование УУД. Технология оценивания.
– Обратите внимание на тему сегодняшнего урока: Общий взгляд на Древнюю Грецию.
- зачем нам выделять основные черты древнегреческой цивилизации, а затем сравнивать её с восточной?
– Какие главные черты в истории Древней Греции мы должны с вами вспомнить, чтобы сформировать общую картину этого пласта древней истории?
- необходимо повторить некоторые фактические характеристики истории Древней Греции
– Планом нашей работы будут вопросы на с. 182. Обратите внимание: они даны на трёх уровнях, условия которых мы с вами попытаемся сегодня выполнить. 1 2 3
1. Главные черты античного Запада.
– По схеме на с. 280–281 определите, какую часть древней истории мы с вами изучили.
Предлагаем заполнить таблицу «Восток и Запад Древнего мира» (с. 120), колонку «Античный Запад».
– Выполним сначала задания необходимого уровня (вопросы 1, 2, 4).
Вопрос 1: в каких природных условиях они возникли?
– По карте на с. 123 определите особенности местоположения Древней Греции. 1
– Есть ли полноводные реки?
– На что указывает тот факт, что берега Балканского полуострова были изрезаны заливами и морскими бухтами?
– Обозначьте одним ключевым словосочетанием особенности природных условий цивилизации Древней Греции и запишите в таблицу. 2
Вопрос 2: главным занятием было…
– Если мало речных долин, но хорошие морские условия, что, по-вашему, лучше будет развито: земледелие или мореплавание?
– Зачем и куда могли снаряжать свои корабли древние греки?
– Чтобы чем-то торговать, надо это изготовить или вырастить.
– Судя по природным условиям, что могли выращивать греки и какие ремёсла были развиты?
– Обозначьте ключевыми словами, какое было главное занятие у древних греков.
1 2
Вопрос 3: кто считался обладателем власти? 1 2
– Особенности хозяйственной деятельности мы рассмотрели. Теперь давайте разберёмся с вопросами управления.
– Вспомните особенности управления в Афинах. Кто управлял полисом, какие там были законы?
– Запишите двумя ключевыми словами особенности власти в Древней Греции.
– Мы с вами ответили на вопросы необходимого уровня – это хорошо.
– Попробуйте поработать в парах и выполнить работу 1
на повышенном уровне, а для этого необходимо ответить на все вопросы таблицы.
– Давайте проверим, что у вас получилось.
Вопрос 4: большинство земель и имущество были собственностью
граждан, которые могли продать или подарить свою часть земли и должны были защищать свой полис.
Вопрос 5: большинство должностных лиц назначалось или выбиралось?
Вопрос 6: все свободные граждане государства были одинаково равны в основных правах или бесправны перед государством?
Вопрос 7: место человека в обществе во многом определялось его происхождением или личными заслугами?
Вопрос 8: люди больше ценили общественный порядок или личную свободу?
Вопрос 9: что люди чаще всего приветствовали, не осуждали?
– Если вы ответили на все вопросы таблицы правильно и привели свои подтверждения, то, следовательно, справились с работой на «отлично».
– Итак, из всего того, что мы с вами выяснили, сделайте вывод: каковы главные черты античного Запада? - ученики определяют, что таким образом они повторят основные характеристики развития, а также смогут увидеть место древнегреческой истории в формировании единой мировой цивилизации.
– Мы должны вспомнить особенности во всех четырёх сферах общества.
- по предложенной презентации ученики повторяют и вспоминают фактический материал и пройденные термины и понятия.
Ученики работают с таблицей, сверяют вопросы и ответы в парах, затем отмечают черты древнегреческой цивилизации.
По «вектору времени» на с. 280–281 определяют, что изучили первую цивилизацию Запада (Древнюю Грецию).
По карте определяют, что Древняя Греция занимала часть Балканского полуострова, окружённого водой. Территория в основном была покрыта горами и ущельями, речных долин было мало.
– Нет.
– Удобно для кораблей, значит, хорошо было развито мореплавание.
– Морская цивилизация.
– Мореплавание.
– Они могли путешествовать или торговать с другими странами.
Используя текст § 19, с. 125, § 21, с. 134, § 23, с. 147, делают вывод о том, что греки выращивали виноград и оливковые рощи. Продавали вино и оливковое масло, изготавливали сосуды-амфоры для хранения и перевозки вина, оливкового масла, в Афинах была очень хорошая глина, поэтому было развито гончарное ремесло. С VIII века первого тысячелетия греки научились изготавливать из железа орудия труда.
– Морская торговля и ремесло.
Делают вывод, что в Афинах после законов Солона была установлена демократия – власть народа.
Народ. Демократия.
Класс в течение пяти минут выполняет работу в парах.
По желанию ученики отвечают на вопросы, приводя свои подтверждения (исторические факты).
1 2 3 2 3
Используя заполненную таблицу, перечисляют главные черты античного Запада. Познавательные УУД.
1. Находить достоверную информацию в разных источниках.
2. Анализировать, доказывать, обобщать, делать выводы, строить логически обоснованные рассуждения.
3. Представлять информацию в разных формах (таблица, текст).
4. Выделять главное.
5. Устанавливать причинно-следственные связи – на простом и сложном уровне.
Коммуникативные УУД
1. Работать в парах, группах.
2. Излагать своё мнение, аргументируя его.
3. Создавать устные и письменные тексты.
Личностные УУД:
1. извлечь из истории необходимые уроки с целью применения полученных знаний на практике.
2. развивать основы критического мышления, рассматривать происходящий исторический процесс с разных сторон
3. Осознавать целостность мира и многообразия взглядов на него, вырабатывать собственные мировоззренческие позиции.
Регулятивные УУД:
-Определять цель, проблему в деятельности
- Выдвигать версии, выбирать средства достижения цели в группе и индивидуально
- Работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки.
- Оценивать степень и способы достижения цели в учебных и жизненных ситуациях, самостоятельно исправлять ошибки.
Технология оценивания связана с следующим:
Оценкой личного вклада ученика в рассмотрение проблемных вопросов.
Точность ответов на поставленные вопросы
Активности работы в паре
2. Отличия античного Запада от Древнего Востока.
– Мы с вами уже заполнили первую колонку таблицы «Восток и Запад Древнего мира» и выявили характерные особенности Древнего Востока.
– Давайте сравним античный Запад и Древний Восток. В чём заключаются главные отличия? 4 Выполняют задание необходимого и повышенного уровней, делают вывод о том, что по всем вопросам таблицы античный Запад отличается от Древнего Востока. Используется работа в группах. 3. Роль и положение в обществе личности на античном Западе (в Греции) и на Древнем Востоке.
Предлагает проанализировать положение человека на Востоке и в Древней Греции и подтвердить или опровергнуть мнение о том, что личность на античном Западе была действительно свободна, а на Древнем Востоке человек был полностью бесправен в глазах деспотичной власти. Критерием ответа на необходимом уровне можно считать следующий: 2 2Аргумент: «Я считаю, что личность на античном Западе была свободна, а на Древнем Востоке бесправна».
Факт: «На это указывают следующие факты: например, законы в греческом полисе принимались всеми гражданами, любой гражданин мог быть избран на государственные должности. Граждане ценили свободу выбора, свободу слова. На Древнем Востоке все должны были подчиняться законам правителя. Например, в Египте фараон мог наказать любого, кто не подчинится его власти, даже вельможу».
Критерием ответа на необходимом уровне можно считать следующий:
Аргумент: «Я не согласен с этим мнением, так как …»
Факт: в греческих полисах свободной личностью считался только гражданин в рамках своего полиса, а иноземцы, захваченные во время войны, становились рабами.
Жизненная ситуация: нарушение наших прав. Работая в группах, составляют речь, в которой необходимо привести убедительные аргументы в защиту сохранения парка.
1 2 3 3– На следующем уроке вам предстоит написать проверочную работу по Древней Греции, чтобы выполнить её качественно, повторите основные
факты и понятия по таблице на с. 122.