Исследовательская работа «Кривая семья» в изображении Людмилы Петрушевской



«Кривая семья» в изображении Людмилы Петрушевской
Автор: Давыдова Валерия Сергеевна,
ученица 11а класса МАОУ СОШ №8
Руководитель: Стадник Лена Николаевна,
учитель русского языка и литературы
МАОУ СОШ №8
Ямало-Ненецкий автономный округ
г.Лабытнанги
«Кривая семья» в изображении Людмилы Петрушевской
Давыдова Валерия
Ямало-Ненецкий автономный округ
г.Лабытнанги
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8»
11а класс
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………..……..…………………………………………...…...3
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ………………………..………………………………………………5
Жизнь и творчество Л.С.Петрушевской...............................................................5
Галерея «кривых» семей в произведениях Л.С. Петрушевской….........................7
Рассказ «Как ангел»..………………………………………………………….……7
«Время ночь»………………………………………………………………………..9
«Гимн семье»…………………………………………………………….………...11
Стилистические и художественные особенности творчества Л.С. Петрушевской.…………………………………………………………………………………..11
Исследовательская часть………………………………………………………..…...13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..…...13
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………..….…….14
ВВЕДЕНИЕОтличительной чертой современного литературного процесса является современная женская проза. Появление на литературном горизонте столь ярких и разных писательниц, как Татьяна Толстая, Виктория Токарева, Людмила Улицкая, сделало актуальным вопрос о том, что такое «женская литература», стоит ли вообще выделять ее из всей совокупности литературных произведений. Основная тема женского творчества – «тоска по идеалу», идеалу Любви, идеалу Семьи, идеалу Мужчины, идеалу Жизни. И в ряду этих имен с полным правом может стоять имя Людмилы Петрушевской [12].
О ней, известном современном писателе старшего поколения, много спорят, ее пьесы, рассказы и повести обычно ужасают, а сказки, напротив, радуют - такой уж дар у этого художника слова.
Драматургия и проза Петрушевской производят впечатление реалистической, но какой-то сумеречной. Еще одно движение, и начнется нечто иное, что именно, пока неясно, будущее покажет.
Современная литературная критика связывает Петрушевскую с «другой литературой», осваивающей прежде «табуированные» для советской литературы жизненные реалии - тюрьму, «дно» общества и т.п., что характерно для новой «натуральной школы». После М. Горького социальное «дно» нашло своего исследователя и художника в лице Петрушевской. Интересна оценка критика И. Борисовой: в творчестве Петрушевской демократизм - и «чисто художественная категория,...и этика, и эстетика, и способ мышления, и тип красоты» [11].
Людмила Стефановна Петрушевская склонна воссоздавать темные стороны жизни. Предмет её рассказа – жизнь алкоголиков, наркоманов, опустившихся людей, но во многих произведениях неизменным остается выбранный художественный ракурс – изображение не сложившейся либо разрушенной женской судьбы, и как итог – «кривая семья» [18]. Людмила Петрушевская разрушает красоту женского облика – уже в силу того, что живой человек не может быть всегда так же прекрасен, как нарисованная с него гениальным мастером картина или вылепленная гениальным скульптором статуя. На всю свою жизнь с горечью смотрит усталая женщина. Неужели настолько печальна жизнь женщин в России, что не позволяет им быть по-настоящему счастливыми? Именно поэтому мы обратились к этой теме – «Кривая семья» в изображении Людмилы Петрушевской».
Таким образом, цель нашей работы - проследить, как изображает Л.С. Петрушевская современные семьи, которые она называет «кривыми».
Для реализации данной цели необходимо было решить ряд задач, а именно:
Изучить биографию и творчество Л.С. Петрушевской.
Проанализировать прозу и драматургию Л.С. Петрушевской.
Изучить критические и литературоведческие статьи о творчестве Л.С. Петрушевской.
В качестве объекта определены произведения Л.С. Петрушевской, предметом исследования является кривая семья в изображении Л.С. Петрушевской.
Гипотезу работы можно сформулировать словами самой Людмилы Стефановны: «Любое несчастье, отрепетированное в искусстве, вызывает тем сильнее катарсис, возвращая к жизни, чем совершеннее, гармоничнее прошла репетиция страдания и страха» [12].
В соответствии с поставленными целью и задачами в работе были использованы описательный метод, метод аспектного анализа, а также анализ и синтез собранных материалов.
Практическая значимость работы заключается в том, что данные материалы могут быть использованы на уроках литературы и внеклассных занятиях, как учителем, так и учащимися при изучении темы «Современная русская литература».
Цели исследования определили структуру работы: введение, четыре главы, заключение и список литературы, включающий 19 наименований, а также список используемых Интернет – ресурсов.
Данная работа актуальна, так как позволяет посмотреть на современную жизнь со стороны глазами писателя-женщины, произвести переоценку ценностей или, наоборот, упрочить свои взгляды на современную жизнь.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
Жизнь и творчество Л.С. Петрушевской
Людмила Стефановна Петрушевская родилась 26 мая 1938 года в Москве в семье «врагов народа». Детство у Петрушевской Л. С. Складывалось не лучшим образом. Людмила Стефановна «ребенок войны» ее детство прошло в самые страшные годы страны. Это были военные годы, когда дети недоедали, оказывались в детдомах, скитались по родственникам..  Первые её рассказы появились в журналах в 1972 году, однако официальная критика встретила их холодно, и после этого Петрушевская более десяти лет не печаталась, прозу Петрушевской принято было называть «чернухой», а все попытки ставить её пьесы в театрах до конца существования Советского государства заканчивались трагически.
Однако после войны вернулась в Москву, окончила факультет журналистики Московского университета. Работала корреспондентом московских газет, сотрудницей издательств.
В середине 80-х гг. Петрушевская стала одной из самых известных и популярных драматургов. Тяжелые, «чернушные» пьесы о бессмысленности и жестокости жизни воспринимались в тот момент как критика общественного строя.
В 1991г. писательнице присуждена Пушкинская премия в Германии. Многие российские критики признали ее повесть "Время ночь" лучшим произведением 1992 года, повесть была включена в шорт-лист Букеровской премии. В это же время появился сборник прозы "Дом девушек", где опубликованы, наряду с рассказами, и повести Петрушевской, ранее печатавшиеся лишь в журналах [16].
Уровень правды в ее произведениях так непривычен, что прозу Петрушевской и близких ей писателей стали называть «другой прозой». Свои сюжеты, реквиемы, песни, предания писательница черпает «из гула городской толпы, уличных разговоров, рассказов в больничных палатах, на скамеечках у парадных» [5]. В ее произведениях всегда ощущается присутствие внесюжетного рассказчика (чаще – рассказчицы), ведущего свой монолог прямо из самой толпы и являющегося плотью от плоти этого общества.
Признание пришло к уже зрелому автору потому, что Петрушевская талантливо и смело показала страшные реалии жизни "застоя" и первых лет перестройки. "Серая" будничная жизнь изображена в прозе Петрушевской в ритмах и речи сегодняшнего дня «Сильно. Кратко. Жестко» [7]. Писательница подчеркивала: «...Мое рабочее место на площади, на улице, на пляже. На людях. Они, сами того не зная, диктуют мне темы, иногда и фразы... А я все равно поэт. Я вижу каждого из вас. Ваша боль - моя боль» [10].
Спектакли по пьесам Петрушевской были поставлены во многих театрах. Петрушевская также пишет и выставляет картины, охотно принимает участие в экстравагантных художественных проектах. Так, объединив свои усилия с московским фри-джаз-рок ансамблем «Inguisitorium», она в 2003 году выпустила альбом «№ 5. Середина Большого Юлиуса», где читала и напевала свои стихи под аккомпанемент свиста, гула океана или лая собак.
Людмила Стефановна пишет рассказы, темы которых волнуют людей и заставляют задуматься над своей жизнью. Однозначно нельзя сказать, что пережитое тяжелое детство толкнуло Людмилу на написание таких рассказов, однако мы и не можем это отрицать.
Произведения Людмилы Петрушевской рассказывают не только о «свинцовых мерзостях жизни», о боли и страданиях «маленького человека», они учат любить людей, сострадать им. Читая рассказы Петрушевской, вспоминаешь слова А. П. Чехова: «Надо, чтобы за дверью каждого счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и напоминал о несчастных и обездоленных, о пошлостях нашей жизни…» [12].
Петрушевская находит темы для своих рассказов там, где людям больно и стыдно, а больнои стыдно, хотя бы иногда, бывает всем. Поэтому, можно сказать, что Петрушевская пишет про каждого из нас. Кроме того, произведения писательницы учат нас любить жизнь и жить: «в этом мире, однако, надо выдерживать все и жить…» [1].
Людмила Петрушевская чаще всего обращается к самым больным проблемам человеческого бытия, приводящим к ненормальным отношениям поколений в одной семье, к озлоблению и даже ненависти в другой.
Сегодня Людмила Петрушевская пробует себя в новом для себя направлении — создании мультфильмов — она самостоятельно рисует мультфильмы в собственной Студии ручного труда. «Мои фильмы плохо нарисованы, коряво написаны, однако существуют. И не забудьте, что можно смеяться!» — говорит Петрушевская [5].
Всесторонне исследуя и поэтизируя женскую судьбу, автор «правдиво до озноба» изображает жизнь семьи, как правило, «кривой», трагедию любви, непростые отношения между Матерью и Ребенком [3]. Ее героини пытаются всеми силами вырваться из «своего круга» жизни, идя к своей цели часто путями зла, ибо считают, что добро бессильно противостоять окружающему злу.
Галерея «кривых» семей в произведениях Л.С. Петрушевской
Рассказ «Как ангел»
Мир Петрушевской - это, действительно, «изнаночный мир», болезненный и угрюмый, не приукрашенный благородными чувствами и порывами души [6]. Но сама писательница так не думает, герои ее попадают в такие ситуации, когда не на кого положиться и надеяться не на что. А разве в жизни так бывает? В произведениях Л. Петрушевской женщины противоположны мужчинам, они не имеют права укрыться от бед, им необходимо жить в любых обстоятельствах.
Так произошло и с героиней рассказа «Как ангел», вошедшего в цикл «Непогибшая жизнь». Сюжет его таков: два немолодых одиноких и некрасивых человека, нашли друг друга в одной экспедиции и через девять месяцев родили своего ангела. Девочке дали имя Ангелина, “как бы в насмешку”, так как она родилась больной. “Ангел” был, любим и балован всей огромной семьей немолодого отца: его престарелой матерью, его сестрами и их семействами. Маленькая Ангелина привыкла получать подарки, чей бы день рождения не выдался. И к пятнадцати годам она стала открыто требовать свою долю “на празднике жизни”: “А где мои подарки? А мне?” Так она кричала и во дворе и дома. Ее бедная больная головка никак не могла понять, что нет добра и справедливого распределения между всеми жаждущими, что нельзя подойти и съесть все, что хочешь, взять, что понравилось. Она не понимала, что в этом ужасном мире давно расставлены преграды, все разделено на «твое» и «мое».
Все это, однако, было в детстве Ангелины и продолжалось позже, но только среди родных. К тридцати годам она более походила на животное: «…ее сильно раскрашенное синим и красным лицо с постоянно зияющим беззубым ртом, в котором по углам торчало четыре клыка, производило сильное впечатление на всех». В рассказе Ангелина часто сравнивается не с человеком, а с животным, с птицей: «требовала, разевала клюв, как взрослый птенец», «мать давала ей куски хлеба, обмакивая их в кулек с сахаром, затыкала ей голодную глотку, как ласточка птенчику»; «…она не выносила замкнутого пространства, как животное…»
Да, Ангелина родилась больной, но ее привычки – следствие неправильного воспитания. Вся семья сделала из ребенка нечто уродливое, потакая всем его капризам. Ангел–злодей перенял все негативное от родственников и окружающих людей. «…Сверстники просто били Ангелину по голове сразу, без обиняков», что и привело к тому, что без обиняков и Ангелина била людей кулаком. В детстве говорили: «Встань с кровати, хватит хандрить!» Семидесятилетняя мать уводила дочь из дома, чтобы та не била семидесятилетнего, больного, после инфаркта, отца, просто так кричала: «Встань с кровати, хватит хандрить!» Она – это отражение пороков всех людей, ее окружающих. А любили ли ее родные по-настоящему? Скорее всего, нет. Даже ангел-хранитель Ангелины, как Петрушевская называет ее мать, «в глубине своей кроткой души надеется когда-нибудь отдохнуть, скинув ее на руки двоюродной родне…» Но и те хвалили и кормили ее только до определенного часа. Эту ложь всеобщей, якобы, любви до определенного часа чувствовала больная душа Ангелины. На улице же ей никто не врал, все открыто глазелиили смеялись в лицо, это была правда, и Ангелине не надо было притворяться, «…вот это и была свобода, и она, видимо, рвалась на улицу, как в театр», где от души исполняла роль городского пугала и заблудившегося животного [13].
Но все же жизнь Ангелины по-прежнему охраняет мать, отрывает от батона огромные куски, а дочь все требует – дай-дай-дай. Бедная мать хлопочет, «как ласточка», чтобы не убили, не обидели ее ангела-дочь, чтобы эта дочь не била ангела-мужа. И все невинны. Только мать в глубине души надеется, «смешно сказать», что придет время, и они умрут вместе. В жизни не все устроено благополучно, но героиня пытается все сделать так, чтобы всем было хорошо, наверное, поэтому писательница называет свой рассказ «Как ангел». Ведь ангел – это посланник Бога, который покровительствует человеку.
Ангелина родилась больной, а больных людей издавна на Руси называют Божьими. Петрушевская утверждает: «Она просто больна, а больных не судят. И родители все реже и реже ходили по гостям, боясь чужих взглядов, опасаясь окружающего несправедливого мира, который издевается над самым обездоленным человеком, над инвалидом, над дурочкой, а она же творенье Божье и имеет все права на место на земле». Боль и грязь того, что зовется жизнью, проходит сквозь Ангелину, сквозь ее мать, они как бы являются носительницами этой грязи и боли.
Она идет против всего человечества, вольная и свободная, свирепая, нищая духом, про которых ведь сказано, что их будет царствие небесное, но где… - вот боль автора, вот лейтмотив, который потрясает нас [2].
Грустно и безысходно заканчивается рассказ Людмилы Петрушевской «Как ангел». Да, эта история, страшней которой, кажется, ничего и не придумаешь, рассказана нам без всяких прикрас, но всех этих людей, несчастных и искалеченных, глубоко страдающих, хочется понять и пожалеть. Пожалеть это «животное с клыками наружу», ведь там внутри все та же маленькая, слепенькая девочка, которая часто плакала. Это были слезы о несправедливости, слезы о неверии, неравном распределении любви и добра: всем все, а мне ничего. Хочется пожалеть мать, которая как инвалид, сваленный с костылей, под злобными взглядами людей, падает, «шлепается на землю, как тряпка, съеживается, становится крохотной, незаметной, точно залегший в поле заяц». Она раскачивается между дочерью и мужем и знает, что есть люди, сердце которых закрыто, ум ожесточен, рука не протягивается для того чтобы оказать помощь. Мать ждала «чудодейственной помощи», которой мы никогда не перестаем ждать от неба или от людей, не задумываясь над тем, как, почему и через кого она может прийти. Не ругань, не унижения, но тихое глумление над человеком, - вот что заставляет Петрушевскую яростно возмущаться. Не переносит она этого. А мы? Мы привыкли, даже утешаем себя тем, что жизнь – она такая уж есть. Да ведь это мы ее делаем такой. Мы считаем чуть ли не нормой неуважение к человеку, подавление слабого сильным, холодность и жестокость. Подумаешь, мелочи! А с ними утекает по капле наша жизнь…
«Время ночь»
Повесть Л. С. Петрушевской «Время ночь» - это обыденность, приземленность, неустроенность быта, нищета [9]. Героиня повести Анна Андриановна, пожилая женщина, потерявшая работу и содержащая семью. Героиня называет себя поэтом:  «Я поэт. Некоторые любят слово «поэтесса» [13].
Перед нами записи, сделанные ночью, когда все спят, когда есть возможность собраться с мыслями, обдумать прожитое. Героиня повести Анна Андриановна говорит: «… мое время ночь – свидание со звездами и с Богом, время разговора, все записываю». Но, кроме того, герои Петрушевской – ночные жители. Они словно по команде пробуждаются ближе к ночи. «Время ночь» - условный сигнал, пароль обострения чувств, учащения пульса, оживления сюжета, событий и происшествий. И катастрофическая слепота героев в отношениях друг с другом, непонимание, трагическая разобщенность обусловлены тем, что живут они во мраке ночи.
Но повесть, вернее дневниковые записи героини, имеют подзаголовок «записки на краю стола. Стол издавна на Руси считался символом жизни, дома. Это записки «на краю жизни», записки между жизнью и смертью «… тут после мамы остались рукописи».
Перед нами дневник, а точнее, два дневника – матери и дочери. Это значит, что повести присуща предельная искренность. Дневник Анна Андриановны позволяет Петрушевской отстраниться от повествования, наблюдать за жизнью семьи Голубевых со стороны, «неприличная и беззащитная» жизнь семьи Голубевых встает перед нами со страниц дневника, у которого нет начала и конца.
В повести три центральных женских образа: Анна, Серафима и Алена. Их судьбы зеркальны, их жизни с фатальной неизбежностью повторяют друг друга.
Анна Андриановна – типичная мать, но в недавнем прошлом и в своих воспоминаниях – типичная дочь. В свое время с ней происходило то же, что теперь происходит с ее «дурой» Аленкой: «это было сумасшествие одной археологической экспедиции и моя очередная грандиозная ошибка, роман с женатым мужчиной, рождение детей, затем уход мужа. Интересно, что сама героиня абсолютно не осознает этого подобия, которое автор все время подчеркивает. Анна Андриановна все время утверждается в своем превосходстве над дочерью: «что такое есть она и что такое есть я», не понимая, что дочь в точности повторяет ее судьбу. В ее сознании будто стоит какая-то стенка, мешающая ей увидеть истину. В их судьбах одни и те же эпизоды, мелькают те же лица, звучат те же фразы.
«Что не в порядке с пищей было всегда у членов нашей семьи, нищета тому виной, какие-то счеты, претензии, бабушка укоряла моего мужа в открытую, «все сжирает у детей» и так далее. А я так не делала никогда, разве что меня выводил из себя Шура, действительно, дармоед и кровопиец». А через много лет так же, наверное, будет упрекать своего зятя Алена, не заметив, быть может, что в гневе повторяет слова своей матери и бабки.
В дневнике Анны Андреевны есть слова, которые потрясают больше всего, это слова есть, накормить, жрать в три горла. Происходит постепенное омертвение, и знаком мертвого, как это ни странно, становится питание. Анна Андриановна говорит о сыне Андрее, опустившемся безвольном человеке: «…он ел мой мозг и пил мою кровь, весь слепленный из моей пищи, но желтый, грязный, смертельно усталый» [14]. Не случайно и в конце повести и в конце дневника возникает образ смерти: «Шаги судьбы… Спят мертвецким сном. Живы ли… Не могу предугадать насчет четырех гробов мал мала меньше, и как все это хоронить?!».
Скрепляющим началом любой семьи является любовь. Любовь в семье зажигает в душе человека огонь, который горит в нем всю жизнь, который в нем должен гореть, несмотря на холод, который может окружить человека. Может быть анна Андриановна – человек, у которого атрофированы все чувства: любовь, сострадание, жалость.
Главная героиня упорно и сознательно рвет нити, связывающие ее с внешним миром, с окружающими людьми: «мы на разных уровнях». Вначале уходит муж. В психбольницу отправляется мать, больная, выжившая из ума старуха. Уходит зять, которого Анна Андриановна когда-то насильно женила на своей дочери, а потом безжалостно третировала, попрекая куском хлеба. Уходит дочь к новому мужчине, чтобы снова быть брошенной. Уходит сын, спившийся, сломленный после тюрьмы человек. Анна Андриановна остается рядом с единственным родным существом – внуком Тимофеем. Но в конце покинет ее и он.
Героиня останется одна в стенах своей нищей квартиры, наедине со своими мыслями, наедине с ночью.
Повесть Людмилы Петрушевской «Время ночь» предупреждает нас: где нет взаимопонимания, доброты, любви, заботы, благодарности, там нет Семьи, нет жизни.
«Гимн семье»
Еще одно произведение Людмилы Стефановны, которое описывает нелегкое положение самой обычной семьи. Первое с чем нас знакомит автор– с дочерью Аллой незаконнорожденной девушки. Этой девушке было пятнадцать лет, когда она забеременела от мужа своей сестры. После того, как муж сестры узнал о сложившийся ситуации, он повесился. Алла и ее молодая мама часто ругались друг с другом. В добавок к этому мама заболела «болезнью с очень дурным прогнозом». Ситуация, которая сложилась в этой семье очень напряженная и запутанная. Алла несколько раз делала аборты и Виктора это совсем не смущало. И вот, когда Алла в очередной раз забеременела она решила оставить «очередного» внебрачного ребенка. Когда Виктор об этом узнал, он ушел от бедной Аллы.
«Гимн семье» Л. С. Петрушевской закончился не так как обычно. Виктор принял своего ребенка от Аллы, и все закончилось хорошо. Главные герои произведения прошли очень долгий и тернистый путь к счастью.
Разрушая человеческие мифы на семейном уровне, Петрушевская изображает ужасы жизни, ее грязь, злобу, невозможность счастья, страдания и муки. Все это рисуется так, что порой вызывает шок [2]. Но шоковая терапия с помощью слова должна у Петрушевской мобилизовать все силы человека: «В этом мире, однако, надо выдерживать все и жить... до последней минуты, свято веря в свою долю счастья» [13].
Стилистические и художественные особенности творчества Петрушевской
Творчество Петрушевской - особый, во многом уникальный художественный мир. Художественный мир Людмилы Петрушевской представляет собой сложный синтез взаимоисключающих эстетических тенденций: постмодернизма и реализма, натурализма и сентиментализма, модернизма и барокко. Жанровое разнообразие её произведений достаточно велико. Это и драматургические, прозаические произведения, а также сказочная проза.
К стилистическим и художественным особенностям творчества Петрушевской можно отнести, во-первых, потрясающую узнаваемость ситуаций. Во-вторых, мастерское владение диалогом, энергию языка, невероятную неженскую безбоязненность в прикосновении к самым потаенным мыслям, которые прячет от себя человек, редкое умение обнаружить ужас повседневного бытия – все это открывает читатель в ее рассказах и сказках [10]. Язык Петрушевской своеобразен, в нем изобилие вводных слов, таких, как «видимо», «почти», «как бы», которые создают впечатление призрачной и ненастоящей жизни. Автор внимательно вслушивается в речь своих героев, дословно воспроизводит их «словечки», оговорки, вводя нас через речь как бы внутрь психики этих людей. И мы видим, как много там бессознательности, автоматизмов, слепоты и в то же время – страдания.
Героини Петрушевской, кто они? Царицы, рабыни, хозяйки, ангелы-хранители, матери, бледные тени, пугающие людей? Да, похоже, но не бледные тени и не пугающие, потому что женщиной людей не напугаешь [11]. Тени – вот это верно, они отражения на собственных лицах, рабыни, иногда бушующие, но получающие за этот бунт более крепкие оковы, они оказываются закабаленными, заключенными в одиночество. Действительно, женщины у Петрушевской – это Олимп, на котором нет мужчин, «потому что Петрушевская всегда на стороне женщины. Дело в том, что она со стороны женщины» [17].
Изображение жизни семьи и диктует писателю обращение к жанру семейного рассказа или семейной повести, однако под пером Петрушевской эти жанры чуть ли не соединяются с жанром готического романа. И неудивительно, ведь в семье она чаще всего видит распад: неверность одного или обоих супругов, ад ссор и склок, обжигающие потоки ненависти, борьбу за жилплощадь, вытеснение кого-то из членов семьи с этой жилплощади, приводящее его к нравственной деградации (в повести "Маленькая Грозная" к пьянству) либо мешающее герою обрести место в социуме (повесть "Время ночь"). Некоторые коллизии ее рассказа "По дороге бога Эроса" и повести "Маленькая Грозная" напоминают обстоятельства вытеснения постылых детей госпожи Головлевой.
Героини обоих произведений, сотрудница библиотеки Оля и жена высокопоставленного партийного деятеля и впоследствии преподаватель научного коммунизма в вузе, держат круговую оборону своих больших квартир от родственников и сыновей. " - Сколько можно! Эта его девушка, я имею в виду сына, опять она его подсылает разменять квартиру! Настропалила сына подавать в суд! Ему же говорят языком: она получит квартиру, которую мы тебе дадим, сами останемся на бобах с психически больным отцом и она тебя погонит. Отдай сыну квартиру, не будет ни сына, ни квартиры!" [13]. Неизвестно, удастся ли все же Оле противостоять натиску ее мужа и сына, желающих разменять квартиру, чтобы освободиться от Олиной тирании, так как героиня показана в самый разгар борьбы за «неразменность» своих хором. Финал рассказа оставлен открытым. Главное здесь не развязка сюжета, а обрисовка контрастных женских характеров - агрессивной и деспотичной жены и кроткой, мягкой возлюбленной. Впрочем, дальнейшее развитие судьбы Оли показано на примере судьбы героини "Маленькой Грозной". Ей удается отстоять неприкосновенность стопятидесятиметрового жилища, но сама она умирает в психбольнице на руках отнюдь не своей любимицы-дочери, а ненавидимого сына.
Отсутствие квартиры у режиссера Саши - одна из причин ее загубленной жизни: «… Саша передвигалась по городу от квартиры к квартире, от комнаты к комнате, от матраца на полу к раскладушке, и каждое утро, осторожно выбираясь из очередного чужого гнезда, вероятно, хитроумно планировала следующий пункт своего кочевья, пока не откочевала навеки, сунувшись в петлю: но об этом после» [14].
Исследовательская часть
Работая над данной темой, нам стало интересно, читают ли ученики нашей школы современную литературу. Чтобы ответить на этот вопрос мы предложили ученикам 6-11 классов ответить на вопросы: «Читаете ли вы современную литературу? Знакомы ли вы с творчеством Л. С. Петрушевской?». В опросе приняли 218 человек, из них только 5% респондентов читают современную литературу, 60% не читают, но многих авторов знают из современных СМИ. 35% школьников не интересуются современной литературой совсем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема семьи - одна из основных тем современной женской прозы. В традиции русской классической литературы семья- это нравственная основа человеческого быта или бытия. «Мысль семейная», так или иначе, пронизывает практически все произведения ХIХ века [19]. Век же ХХ - страшный и трагический - внес свои коррективы в восприятие этой темы. Революция, разрушившая привычную систему нравственных координат, практически разрушила семью. В эстетике соцреализма семья становится скорее символом буржуазности, чем символом счастья, «ячейкой» государственной машины.
Совершенно закономерно, что к концу ХХ века «мысль семейная» перестала быть главной для литературы. Человек в мире, где «безумие становится нормой», обречен на одиночество.
Петрушевская утверждает: «Человек светит только одному человеку только один раз, и это все» [13]. Писательница светит всем, этот свет в ее произведениях, в нашей душе, но его надо только почувствовать и открыть для себя.
ЛИТЕРАТУРА
Агишева Н. Звуки «Му»//Театр. 1988, №9, с.21.
Алиева С.У. Как жить?//Октябрь.1991, №6.
Бавин С.П. Обыкновенные истории (Людмила Петрушевская): Б13. Библиографический очерк – М.: РГБ, 1995.
Барзах А. О рассказах Л.С. Петрушевской.//Постскриптум. 1995, №1.
Иванова Н. Пройти через отчаяние//Юность, 1990, №2, с.94.
Иткин В. Крик юродивой на паперти. – М.: Олимп, 2003.
Касаткина Т. Но страшно мне: изменишь облик ты//Новый мир. 1997, № 1.
Кузьминский Б. «Время ночь» Людмилы Петрушевской. – М.: Просвещение, 2005.
Куралех А. Быт и бытие в прозе Л.Петрушевской //Литературное обозрение. 1993, №5, с.63-66.
Лебедушкина О. Книга царств и возможностей //Дружба народов. 1998, №4, с.199-207.
Липовецкий М. Л. Петрушевская.//Новый мир. 1994, №10.
Панн Л. Вместо интервью, или опыт чтения прозы Людмилы Петрушевской вдали от литературной жизни метрополии //Звезда. 1994, №5, с.197-201.
Петрушевская Л.С. Девятый том. - М.: Эксмо, 2003.
Петрушевская Л.С. Детский праздник. Истории из жизни детей и их родителей. - М.: АСТ, Астрель, 2011.
Петрушевская. Л. Квартира Коломбины. Пьесы. — СПб.: Амфора, 2006.
Ремизова М. Теория катастроф или несколько слов в защиту ночи//Литературная газета. 1996, №11, с.4.
Славникова О. Петрушевская и пустота// Вопросы литературы. 2000, №2, с.47-61.
Черкашина С.П. Рациональное и эмоциональное в повести Л. Петрушевской «Время ночь»// «Проблемы сердца и ума в современной филологической науке». – Волгоград: Изд-во ВГПУ «Перемена», 2010. – С. 266-271.
Черкашина С.П. Творчество Л.С. Петрушевской в мифопоэтическом контексте: матриархальность художественного мира. – Ставрополь, 2011.
ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСЫ
http:// hronos. hm.ru/biograf/petrushev.html
http://lib.ru/ PETRUSHEWSKAYA/
http://som.frio.ru/getbtob.asp
http://www. so4.ru/index.php
http://www.hentos.ru/Moskhov1/PROSA/PETRUSHEWSKAYA/skameika.htmlhttp://www.krugosvet.ru/articles/68/1006896/1006896a1.htmhttp://www.proza.com.ua/visions/litsa_ljudmila_petrushevskaja_9f94.shtml
http://www.a-z.ru/women_cd1/html/preobrazh_5_1997_1.htm