Дополнительная образовательная программа «Умелые ручки»
Министерство образования Республики Башкортостан Муниципальное бюджетное учреждение «Отдел образования Администрации муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан» Муниципальное образовательное автономное учреждение дополнительного образования детей Центр детского творчества муниципального района Бижбулякский район Республики Башкортостан»
Утверждаю
Директор МАОУ ДОД ЦДТ
________ Набиуллина И.Ю
«___» ________2014
Дополнительная образовательная программа
«Умелые ручки»
Возраст детей 6-7 лет.
Срок реализации 2 года.
Составитель:
Педагог дополнительного образования
Леонтьева Валентина Александровна
Педстаж 15 лет
Образование среднее специальное
с.Бижбуляк, 2015
Пояснительная записка.
Дети младшего и среднего возраста с удовольствием делают поделки своими руками. В процессе изготовления изделий из разнообразного материала ребенок знакомиться со способами его обработки, его свойствами. Содержание программы представлено различными видами трудовой деятельности (работа с бумагой, тканью, мехом, работа с природным материалом, пластилином, работа с бросовым материалом и бисером) и направлена на овладение, необходимыми в жизни элементарными приемами ручной работы с разными материалами, изготовление игрушек, различных полезных предметов для школы и дома. По каждому виду труда программа содержит примерный перечень практических и теоретических работ. Программа рассчитана на детей 6-10 лет. При обучении используется режим групповых занятий: 2 занятия по 2 часа (учебный час детей 6-7 лет составляет 30 мин).
. Программа рассчитана на 2 года. Объединяются дети, проявляющие достаточно устойчивый, длительный интерес к конкретным видам практической трудовой деятельности: конструированию и изготовлению изделий, выполнению практических работ. Целесообразно с первой группы обучения предлагать детям художественно-технические приемы изготовления простейших изделий. При этом нельзя забывать о доступности для младших школьников и дошкольников объектов труда.
Программа имеет художественно- техническую направленность, модифицирована на основе программы кружка технического моделирования с элементами художественного конструирования ( А.П.Журавлёва) М. «Просвящение» 1988
Объединение «Умелые руки» развивает творческие способности - процесс, который пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.
Для развития творческих способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей, развития творческого подхода к своему труду – приобщение детей к продуктивной творческой деятельности
Цель: развитие детского, сплоченного коллектива через воспитание трудолюбия, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи данной программы:
Знакомство с окружающим миром. Духовное содержание предметного мира.
Изготовление поделок и сувениров, в том числе и из бросового и природного материала.
Использование в работе различных материалов: (ткань, мех, бумага, картон, пластилин, бисер, пряжа, бросовый материал, природный материал и т.д.)
Воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, гордости за свой выполненный труд.
Обучать различным приёмам работы с бумагой, с соленым тестом, с тканью.
Правильное использование цветовой гаммы.
Задачи программы будут достигнуты, если ребенок на занятии займет позицию “Я хочу это сделать сам”. В задачу педагога входит не столько помочь ребенку в осознании или изготовлении, сколько создать условия, при которых его потенциал будет использован полностью. Для этого педагогу необходимо помнить об особенностях деятельности ребенка на занятии, включающей в себя как равнозначный интеллектуальный и моторный компоненты, т.е. на занятии должна быть специально организованная часть, направленная на обеспечение безусловного понимания сути и порядка выполнения практической работы, и должным образом оснащенная самостоятельная деятельность ребенка по преобразованию материала в изделии. Причем на теоретическую часть занятия должно отводиться втрое меньше времени, чем на практические действия. Это обосновано тем, что теоретическую работу под руководством учителя можно ускорить, организовав обсуждение в динамичной, веселой, захватывающей форме, а самостоятельные практические действия должны вестись неторопливо, в строго индивидуальном ритме, обеспечивающем формирование трудовых умений на должном уровне.
Следует помнить, что воспитывающий и развивающий потенциал занятий снижается, если ребенок привыкает работать только “под диктовку” педагога по принципу “ делай как я”, выполнять роль исполнителя, недостаточно ясно и точно понимающего какая связь между отдельными операциями при изготовлении изделия и конечным результатом. Безусловно, в подражательной деятельности заложены большие возможности для обучения учащихся. Но задержка младших школьников на этом уровне обучения отрицательно сказывается на их развитии: дети становятся интеллектуально пассивными, часто беспомощными при самостоятельном решении самых простых заданий. Использование инструкционных и технологических карт и других видов изобразительной наглядности увеличивает время на занятии на практическую работу, позволяет наиболее подготовленным детям работать самостоятельно, соединяя “работу ума с работой рук”, а педагогу иметь большую возможность оказать помощь менее подготовленным детям.
Индивидуальный труд детей во внеурочное время заключается в том, что под общим руководством педагога младшие школьники самостоятельно выполняют интересующие их трудовые задания. Тематика, содержание, сложность и трудоемкость этих заданий должны подбираться с учетом возрастных особенностей младших школьников и возможностей обеспечения их всем необходимым для успешного выполнения намеченных планов.
Планирование имеет направленность на формирование у детей общетрудовых умений и навыков: анализ, планирование, организация и контроль трудовой деятельности, которые расширяются и углубляются в процессе любой трудовой деятельности школьников. Большое значение приобретает выполнение правил культуры труда, экономного расходования материалов, бережного отношения к инструментам, приспособлениям и материалам.
Изготовление изделий необходимо строить на различном уровне трудности: по образцу, рисунку, простейшему чертежу, по собственному замыслу ребенка с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьника. При изготовлении какого-либо изделия ребенок учится устанавливать последовательность выполнения действий, порядок работы инструментами. Пропуск самой незначительной операции или выбор не того инструмента, который нужен в данный момент, - все это сразу же сказывается на качестве работы. Ребенок действует в системе наглядно выраженных требований, выбирает и сопоставляет варианты действий, отбирает наиболее рациональные пути решения задания, сравнивает полученный результат с планируемом ранее, оценивает его. Это способствует формированию у детей способности к планированию. Планирование предупреждает ошибочные действия, способствует более четкому представлению порядка операции. Это сказывается на качестве изделий школьника, позволяет ему познать радость труда.
Главной задачей педагога, проводящего занятие, должна быть забота о развивающем характере обучения, заложенном в содержании. Методическое решение этой задачи будет состоять в том, что нужно постараться поменьше объяснять, лучше вовлекать детей в обсуждение, нельзя перегружать занятие новыми сведениями, торопить детей и сразу стремиться на помощь, если что-то не получается. Ребенок должен попробовать преодолеть себя; в этом он учится быть взрослым, мастером.
В программе указано примерное количество часов на изучение каждого раздела программы. Педагог может самостоятельно распределять количество часов, опираясь на собственный опыт и имея в виду подготовленность учащихся и условия работы в данной группе. В программу включается не только перечень практических работ, но и темы бесед, рассказов, расширяющие политехнический кругозор детей.
Результатом реализации данной образовательной программы являются выставки детских работ, как местные (на базе школы, села), так и районные. Использование поделок-сувениров в качестве подарков для первоклассников, дошкольников, ветеранов.
Формы контроля на занятиях в объединении является:
- Периодическая организация выставок, что дает возможность детям заново увидеть и оценить свои работы, ощутить радость успеха.
-Тестирование как способ проверки знаний детей по технологии.
-Два раза в год на всех этапах обучения отслеживается личностный рост ребенка по следующим параметрам:
· усвоение знаний по базовым темам программы;
· овладения навыками предусмотренными программой;
· развитие художественного вкуса;
· формирование коммуникативных качеств, трудолюбия и работоспособности.
Методы проверки:
· Наблюдение;
· Анкетирование;
· Тестирование;
· Опрос.
Результаты фиксируются по следующим параметрам:
· Усвоение знаний, умений, навыков по базовым разделам программы;
· Личностный рост, развитие общительности, работоспособности;
· Формирование художественных способностей, эстетического вкуса;
· При оценке знаний, умений и навыков, полученных ребенком за период обучения (полугодия), учитывается его участие в выставках, конкурсах прикладного творчества.
В конце учебного года проводиться итоговое тестирование
Учебно-тематический план 1 года обучения:
№
Тема
Всего
Теоретических
Практических
1
Вводная беседа
2
2
2
Работа с бумагой и картоном
58
6
52
3
Работа с тканью
14
2
12
4
Работа с бросовым материалом
20
2
18
5
Работа с пластилином
14
2
12
6
Работа с соленым тестом
34
4
30
7
Итоговое занятие
2
2
8
Всего
144
20
124
Учебно-тематический план 2 года обучения:
№
Тема
Всего
Теоретических
Практических
1
Вводная беседа
2
2
2
Работа с бумагой и картоном
62
2
60
3
Художественные работы из природного материала
12
2
10
4
Работа с бросовым материалом
52
4
48
5
Работа с пластилином
12
2
10
6
Художественные работы из различных материалов
30
4
26
7
Работа с соленым тестом
42
4
38
8
Итоговые занятия
4
4
9
Всего
216
22
194
Содержание программы.
1 год обучения.
Первый год обучения определяет содержание и характер совместной работы детей и педагога и учащихся по осознанию предстоящей практической деятельности: это анализ конструкции изделия, анализ технологии его изготовления, сведения об устройстве, назначении и правилах безопасной работы инструментами, название используемых материалов и ряда их свойств, подлежащих целенаправленному наблюдению и опытному исследованию.
При обсуждении технологии изготовления изделия обучаемые под руководством педагога составляют словесный план, различая только понятия материал и инструмент, поскольку само изготовление будет вестись подконтрольно.
Вводная беседа (2 часа).
-Беседа, ознакомление детей с особенностями занятий в объединении.
-Требования к поведению детей во время занятия.
-Соблюдение порядка на рабочем месте.
-Соблюдение правил по технике безопасности.
-Из истории происхождения ножниц. Беседа.
Работа с бумагой и картоном( 58 часа).
-Рассказ «Из истории бумаги», «Оригами». Виды бумаги.
-Художественное моделирование из бумаги путем складывания. Панно из оригами «Лесные мотивы».
-Знакомство с аппликацией. Изготовление аппликаций по образцу.
-Изготовление сплошной мозаики из обрывных кусочков.
-Работа с гафрокартоном и гафробумагой.
-Изготовление новогодних поделок.
-Изготовление поздравительных открыток (по образцу).
Работа с тканью (14 часов).
-Знакомство с наперстком.
-Знакомство (практическое) с видами швов «через край», «петельный шов».
- Изготовление салфетки с бахромой (по образцу).
-Знакомство и шитьё мягкой игрушки на основе шара.
-Изготовление сувениров из ткани.
Работа с бросовым материалом.(20 часов).
-Конструирование дома для сказочных героев.
-Панно из ниток.
-Картинки из бросового материала.
-Панно из пуговиц.
-Игрушки из пластмассовых бутылок.
Работа с пластилином (14 часа).
-Рассказ о глине и пластилине.
-Лепка простых по форме овощей, фруктов (по образцу).
-Пластилиновая аппликация на картоне по желанию детей.
-Лепка по замыслу детей.
Работа соленым тестом.(34 часа).
-Из истории соленого теста. Цветное тесто.
-Лепка по трафарету фигур животных.
-Лепка магнитиков.
-Панно «Ягоды», «Цветы» и.т.д.
Итоговое занятие (2 часа).
-Итоговые занятия проводятся после 1 и 2 полугодия.
К концу 1 года обучения дети должны уметь:
-правильно организовывать свое рабочее место, поддерживать порядок во время работы;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены;
-анализировать под руководством педагога изделие (определять его назначение, материал из которого оно изготовлено, способы соединения деталей, последовательность изготовления);
-экономно размечать материалы с помощью шаблонов, сгибать листы бумаги вдвое, вчетверо, разгибать бумагу и ткань ножницами по линиям разметки, соединять детали из бумаги с помощью клея, шить стежками «через край», «петельный шов».
2 год обучения.
Руководство педагога на второй год обучения, распространяется уже на обучение распознования способов соединения деталей и их размеров, и оперируют дети не только материальными предметами, но и их графическими изображениями: дети учатся читать простейшие эскизы прямоугольной и круглой заготовки. Дети самостоятельно составляют технологическую цепочку из карточек по выполнению работы.
Вводная беседа (2 часа).
Работа с бумагой и картоном.(62 часа)
-Изготовление объемных аппликаций: панно «Цветы»; «Чудо-дерево»;
-Аппликация из мятой бумаги: «Котик», «Корова».
-Изготовление поздравительных открыток.
-Оформительские работы к праздникам.
-Обрывная аппликация.
Художественные работы из природного материала.(12 часов)
-Аппликация из семян в круге.
-Изготовление поделок из шишек, желудей и ракушек.
-Изготовление вазы из веточек.
Работа с бросовым материалом.(52 часа).
-Изготовление карандашницы.
-Куклы из пластиковых бутылок.
-Объемные изделия из вискозных салфеток (цветы, брелоки и.т.д.).
-Изделия из одноразовой посуды.
Работа с пластилином(12 часов)
-Изготовление панно из пластилина по контуру.
-Лепка фигур животных по желанию детей.
Художественные работы из разных материалов.(30 часов)
-Работа с бисером (Цветы, Цепочка)
-Оформление стаканчика и тарелочки в стиле декупаж.
-Изготовление украшений, аппликаций из макарон.
-Аппликация из ниток.
Работа с соленым тестом.(42 часа).
-Изготовление объемных фигур животных из соленого теста.
-Составление композиций из соленого теста «На полянке».
-Изготовление коллективной работы из соленого теста.
-Изготовление объемной композиции из соленого теста в корзиночке.
Итоговые занятия (4 часа).
К концу 2 года обучения дети должны уметь:
- правильно пользоваться ручными инструментами;
-соблюдать правила безопасности труда и личной гигиены во всех видах технического труда;
-Организовывать рабочее место и поддерживать на нем порядок во время работы;
-бережно относиться к инструментам и материалам;
-экономично размечать материал с помощью шаблонов, линейки, угольника;
-самостоятельно изготовлять изделия по образцу;
-выполнять работу, используя художественные материалы;
-правильно выполнять изученные технологические операции по всем видам труда;
Материально – техническое обеспечение.
Цветные карандаши, ножницы, кисточка для клея и красок, шило, шаблоны выкроек.
Материалы Инструменты и приспособления: простой карандаш, линейка, фломастеры,: бумага цветная для аппликаций, самоклеющая бумага, ватман, калька копировальная, картон переплётный, цветной картон, вата, проволока, коробки спичечные, пенопласт, кусочки ткани, соленое тесто, бросовый материал, бисер, фурнитура, атласные ленты.
Список литературы для детей.
1 «Поделки из веток» Перевертеннь Г.И.
2 (Золотые сюжеты, Старичок – лесовичок, и.т.д) Журнал «Мастерилка».
«Поделки из орехов» Перевертень Г.И
4 Оригамми. Чудеса из бумаги. Л.А. Водяная.
5 Украшения для девочек своими руками. Е. Румянцева М: Айрис – пресс, 2005.
6.Поделки с тиснением по бумаге. М. 2009.
7. Азбука аппликации Е. Коротеева.
8. Поделки и сувениры из солёного теста, ткани, бумаги и природного материала М. Мой мир. 2006.
Список литературы для педагога.
Обучение детей работе с природными материалами. Методика и практика. Т. Ф. Панфилова. М. Школьная пресса. 2004.
Поделки из ткани, ниток, тесьмы. Рукоделие. Т.Ф. Панфилова. М. Школьная пресса. 2007.
Журналы «Мастерилка».
Оригамми. Чудеса из бумаги. Л.А. Водяная.
Поделки с тиснением по бумаге. М. 2009. А.Зайцева
Техническое творчество учащихся. Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. М. Просвящение.
Украшения для девочек своими руками. Е. Румянцева М. Айрис – пресс, 2005.
8. М.А Гусакова « Подарки и сувениры своими руками»
13PAGE 15
13PAGE 141115
15