Конспект занятия с учащимися 8-11 классов по проблеме употребления ненормативной лексики
Тема «Слово – самое сильное оружие»
( проблема употребления подростками ненормативной лексики)
Словом можно убить – словом можно спасти…
Вадим Шефнер Цели занятия: воспитание культуры речи и нетерпимости к сквернословию
Задачи: 1) доказать, что ненормативная лексика негативно влияет на физическое здоровье человека и его дальнейшую судьбу.
2) обсудить причины распространения нецензурных выражений в подростковой среде и установить возможные противодействия этому явлению
3) формировать навыки и умения выражать свои мысли
Оборудование:
ноутбук, релаксирующая музыка, мультимедийный проектор, аудиоколонки,
текст для определения темы «Эксперимент с рисом»,
два листа бумаги и две ручки для работы в группах,
карточки с заданием для работы в двух группах,
текст «Мама и Томас Эдисон»,
видеофрагмент фильма «Слово – самое сильное оружие»,
гитара или минусовка песни Б.Окуджавы,
текст песни «Давайте говорить друг другу комплименты» для каждого участника
План.
Звучит приглушённая релаксирующая музыка
1.Упражнение знакомства и приветствия. Учащиеся и психолог встают в круг. Ведущий поворачивается к ученику справа от себя, протягивает руку для приветствия и произносит: «Здравствуй, меня зовут Саша». Ученик пожимает руку и говорит: «Очень приятно». После этих слов вся группа хором отвечает: «Здравствуй, Саша!» И так далее по кругу, пока приветствие не вернётся к ведущему. После чего происходит небольшое обсуждение:
- Есть ли для вас разница, когда к вам обращаются по имени или по фамилии? (выслушать ответы учащихся)
Психолог делает вывод: если хотите подружиться с человеком или расположить его к себе, обращайтесь к нему по имени. Тем самым вы выражаете своё уважение к человеку, подчёркиваете, что он вам не безразличен. Почаще улыбайтесь и смотрите человеку в глаза. Обращение по фамилии допускается только в официальных случаях, но не в дружеских отношениях.
2. Дыхательная гимнастика и кинезиологические упражнения. Все делают полшага назад, тем самым расширяя пространство круга, выполняют упражнения под релаксирующую музыку (см. приложение №1)
3. Определение новой темы занятия. Все садятся. Кто-то из участников по просьбе педагога-психолога зачитывает текст (см. приложение №2) , После прочтения учащиеся высказывают свои предположения.
Тема: плохие и хорошие слова. Проблема влияния плохих и хороших слов на нашу судьбу и здоровье.
4. Деление на две группы.
Каждая группа получает задание: почему подростки употребляют ненормативную лексику? Назовите не менее 3-х причин и приведите примеры из собственных переживаний, наблюдений, когда вы первый раз столкнулись с этим злом (приложение №3)
Примерные ответы по заданию первой группы:
Семья: плохое воспитание, низкий уровень культуры и образования, нехватка словарного запаса
Влияние группа, к которой подросток принадлежит или хочет принадлежать. Отрицательное влияние окружающих и неспособность противостоять этому влиянию.
Негативное самоутверждение. Например, стремление быть лидером, чтобы обратили внимание.
Личностные проблемы. Отсутствие внутреннего самоконтроля. Невротизация, агрессивность, психопатия. Злоба, гнев, ненависть, неадекватность поведения, агрессия. Неуважение, унижение. Для эмоциональной разрядки в тяжёлых ситуациях.
После 5 минутной подготовке от каждой группы заслушивают коллективное решений
5. Просмотр фрагмента фильма «Слово – самое сильное оружие» (приложение № 4)
6.Обсуждение темы занятия. Ученики и ведущий садятся в круг. Вопросы для учащихся ( см. приложение №5)
7. В заключении занятия ведущий напоминает о бережном отношении к произносимому СЛОВУ, цитируя строки стихотворения Вадима Шефнера: «Словом можно убить, Словом можно спасти, Словом можно полки за собой повести...», затем учащиеся поют песню Булата Окуджавы «Давайте говорить друг другу комплименты» под гитару или «минусовку».
приложение №1
« Сейчас мы проведём несколько упражнений дыхательной и мышечной гимнастики, которые снимают эмоциональное напряжение и активизируют мыслительные процессы.
(Упражнение выполняются под тихую релаксирующую музыку).
Упражнение 1. Правую руку кладём на живота, а левую на грудь. Дышим животом. Глубокий медленный вдох – задержка дыхания – медленный выдох. И так делаем 3 раза.
Примечание: ладони к туловищу прилегают плотно – стараемся почувствовать тепло ладоней. Все мысли из головы прочь – сосредоточились на дыхании…
Упражнение 2. Глубокий вдох животом – медленно поднимаем плечи. Задержали дыхание. Плечи отводим назад. Медленный выдох – опускаем плечи. И так делаем 3 раза
Упражнения 3. Напрягаем мышцы рук. Поднимая ладони вверх на уровень груди, делаем глубокий вдох. Задержали дыхание – локти немного отводим назад, выпрямляем спину… делаем выдох – ладони опускаем вниз, как бы прессуем воздух. И так – 3 раза. Сосредоточили внимание только на дыхании и напряжении в мышцах.
Упражнение 4. Правой ладонью поглаживает живот по часовой стрелке, а левой похлопываем себя по голове. Делаем это одновременно…. Меняем руки… Спасибо!
Упражнение 5. Правой рукой берём себя за нос, левой – за правое ухо. Получается крест – накрест. Меняем руки, хлопая в ладоши. Левая рука – за нос, а правая за левое ухо. Опять хлопаем в ладоши и меняем руки. Повторить не менее 8 раз без ошибки.
Упражнение 6. И последнее упражнение. Закрыли глаза. Расслабились. Дышите глубоко и свободно. Ни о чём не думаем – слушаем только музыку… Спасибо!
приложение №2
Прослушав этот текст, определите тему нашего занятия: «Учёный из Японии провёл опыт с рисом. Залил рис в двух банках водой и в течение месяца один раз в сутки, подходя к одной банке, говорил «спасибо», а другой – «ты дурак». В итоге рис покрылся плесенью в той ёмкости, которой говорили «дурак», и хорошо сохранился в банке, которой говорили «спасибо»…
приложение №3
1. Почему подростки употребляют ненормативную лексику? Назовите не менее 3 –х причин и приведите примеры из собственных переживаний, наблюдений, когда вы первый раз столкнулись с этим злом, когда сквернословие, чья-то брань, оскорбления произвели на вас неприятные впечатления
приложение №4
Текст фильма «Слово – самое сильное оружие».
.Ежедневно каждый из нас произносит около 20 000 слов. Но как эти слова влияют на нас? В это трудно поверить, но многие учёные уверены: слово – это самое сильное оружие из всех, которое когда-либо было доступно человечеству. Современные исследования подтверждают: произнесённые слова могут влиять на состояние организма человека. Некоторые произносимые в нашей обычной жизни слова по своей силе вполне сопоставимы с последствиями ядерного взрыва. Самыми разрушительными оказались грубые и оскорбительные слова. Именно они проникают в организм через органы слуха, буквально разрывают генетический аппарат,
искажая его наследственные программы. Кто-то кому-то на ногу наступил, кто-то кого-то толкнул, и тут же мы реагируем: «чтобы у тебя глаза повылазили», «чтобы у тебя руки отсохли» - и начинаются на самом деле проблемы с суставами и усыхания рук. Это всё работает. Поэтому нужно очень аккуратно обращаться со своим языком. Даже думать надо тихо. В 70-х годах прошлого века учёные пришли к удивительным выводам: растения запоминают голоса людей, которые ухаживают за ними. В окружении знакомых звуков они растут гораздо быстрее. Мало того, это загадочная особенность передаётся по наследству. Наша человеческая речь прямо воздействует на генетический аппарат. Слова, которые мы произносим, влияют на молекулы ДНК.
Влияние нецензурной лексики на здоровье человека сравнимо с радиационным излучением. Произнося грубые слова, мы сами запускам программу самоликвидации. Матерные слова – это как атомное оружие. Русский мат – это сильнейшая заклинательная грамота.
Удивительно, но ещё 300 лет назад услышать на улице мат было просто невозможно. Это объясняется не только скромностью и деликатностью наших предков, но и политикой, проводимой государством. За использование нецензурных слов было жестокое наказание, вплоть до смертной казни. Возможно, наши предки на подсознательном уровне догадывались о разрушительной силе слова. Современные исследователи считают, что нецензурная лексика – это обоюдоострое оружие. От него страдают и тот, кто её использует, и тот, кому адресовано подобное высказывание.
Учёные Санкт-Петербурга провели эксперимент. Они взяли пробы воды из различных водоёмов: колодцев, озёр и прудов, в которых содержались в больших концентрациях кишечная палочка и золотистый стафилококк . Невероятно, но после прочтения молитвы «Отче наш» над этой водой, количество вредных бактерий уменьшилось в 100 раз. С точки зрения психологии молитва – это некое трансовое состояние, кода произнося определённый набор слов, не обязательно вникая в него детально, можно погрузиться в транс с тем, чтобы прекратить какой-то энергозатратный процесс.
В 1927 году американские антропологи провели уникальный эксперимент. В одном из колледжей они разделили учеников выпускного класса на 2 группы. Одной группе было сказано, что она сформирована в результате особых исследований. Подростков убедили: они прошли секретный тест на гениальность, и теперь с ними будут заниматься лучшие преподаватели Америки. В результате к концу учебного года группа достигла невероятных успехов. Ученики за полгода освоили и школьную программу и 10 предметов из университетского курса. В это трудно поверить, но тесты на гениальность и особые учителя – всё было выдумкой. С детьми работали самые обычные учителя. Не было никаких специальных пособий. Это удивительно: самые обычные слова, сказанные в начале эксперимента, превратили подростков в настоящих вундеркиндов.
приложение №5
Вопросы для обсуждения
1.Что вам запомнилось или что нового вы узнали из фильма «Слово – самое сильное оружие»? (вопрос по кругу ко всем участникам тренинга)
2. Второй вопрос как уточняющий, если участники затрудняются ответить на первый:
Могут ли растения различать интонацию слов и что при этом происходит?
Могут ли слова влиять на здоровье человека, на генетику человека?
300 лет назад на Руси больше или меньше было мата? Почему?
Что вы узнали о молитве? Это закодированные слова, которые благотворно влияют на организм человека, повышают его иммунитет. Что молитва в 100 раз улучшает структуру воды, а значит, и нашей крови?
3.Что вы теперь подумаете о человеке, который в вашем присутствии сквернословит? (плохое воспитание, негативно самоутверждается, медицинские проблемы, не может контролировать своё эмоциональное состояние)
4.Считаете лично вы, что сквернословие – это вредная привычка? 5. Что нужно сделать, чтобы мата и оскорблений вокруг вас было меньше? (Во-первых, самим не выражаться. Хочешь изменить мир – измени себя… Если каждый из нас откажется от крепких выражений, то мир уже станет лучше. Во-вторых, объяснять окружающим, что оскорбительные слова наносят вред человеку, как его здоровью, так и судьбе. В-третьих, надо помнить, что в Библии, в книге всех времён и народов, написано: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Значит, слова имеют божественную сущность, и искажать их ни в коем случае нельзя. Кто сквернословит, тот встаёт по другую сторону…). 6. Есть ли какие-то общие причины возникновения вредных привычек у подростков: табакокурения и сквернословия? ( если говорить о подростках, то они подражают плохим привычкам взрослых, пытается либо обратить на себя внимание либо показать свою взрослость и самостоятельность; у таких людей слабая сила воли)
7.Какие пословицы о значении слов вы знаете? (в случае затруднения перейти к следующему вопросу)
8. Продолжи пословицу: слово не воробей…., Относится ли следующая пословица к теме нашего занятия «Семь раз отмерь – один раз отрежь»?
9. Как вы понимаете пословицу «Первое слово – дороже второго»
10. Могут ли слова изменить судьбу человека? Каким образом? Приведите примеры…
из фильма эксперимент с учащимися американского колледжа
психолог поручает одному из учеников прочитать историю из жизни Томаса Эдисона… приложение №6
12. Какой вывод вы сделали для себя в конце нашего занятия?
приложение №6
Однажды Томас Эдисон вернулся домой из школы, и передал маме письмо от учителя. Мама зачитала сыну письмо вслух, со слезами на глазах: «Ваш сын - гений. Эта школа слишком мала, и здесь нет учителей, способных его чему-то научить. Пожалуйста, учите его сами.»Много лет после смерти матери (Эдисон к тому времени уже был одним из величайших изобретателей века), он однажды пересматривал старые семейные архивы, и наткнулся на это письмо. Он открыл его и прочитал: «Ваш сын - умственно отсталый. Мы не можем больше учить его в школе вместе со всеми. Поэтому рекомендуем вам учить его самостоятельно дома».Эдисон прорыдал несколько часов. Потом записал в свой дневник: «Томас Эдисон был умственно отсталым ребенком. Благодаря своей героической матери он стал одним из величайших гениев своего века.»