Конспект комплексного занятия с детьми среднего дошкольного возраста


Конспект комплексного занятия с детьми среднего дошкольного возраста.
Тема: «Поездка на стойбище».
Цель: сформировать представления детей среднего дошкольного возраста о культуре, традициях и быте коренных народов Севера – ханты и манси.
Программное содержание:
Расширять представления детей о родном городе, о людях разных национальностей, живущих в нем.
Формировать представления о коренном населении, проживающем в округе.
Уточнить и закрепить представления детей о дружбе.
Формировать умение устанавливать положительные взаимоотношения с педагогами, сверстниками в коллективных играх и на занятиях.
Развивать умение овладения действиями замещения при отборе требуемого количества предметов (без использования счета) c использованием условной мерки и способа моделирования.
Продолжать развивать интерес и любовь к художественной литературе.
Учить отвечать на вопросы по содержанию произведения.
Развивать связную речь при пересказе сказки - по плану с использованием способа моделирования.
Развивать умения участвовать в беседе.
Развивать интерес к аппликации, усложняя ее содержание и расширяя возможности создания разнообразных изображений.
Оборудование:
Демонстрационный материал: игрушка – собака, мультимедиа-проектор, экран, презентации к занятию, видеоролик к физкультминутке, варежка народов ханты, вышитая бисером.Раздаточный материал: 7-8 наборов оленей и нарт, сделанных из бумаги на каждую пару детей; 10 фишек на каждую пару детей; набор карточек-схем по сюжету легенды на каждого ребенка; варежка, элементы хантыйского орнамента, вырезанные из цветной бумаги на каждого ребенка; клей ПВА; кисточки; салфетки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме: «Ханты-Мансийский округ-Югра», беседа по теме: «Население нашего округа», проведение подвижной игры народов ханты «Поймай оленя» на прогулке.
Словарная работа: чум, стойбище, народы ханты и манси, оберег, нарты.
Использование ИКТ: мультимедиа-проектор, экран, презентации к занятию, видеоролик, фотоаппарат.
Воспитатель. Ребята, сегодня утром, когда я шла в детский сад, по дороге мне встретился одинокий и грустный пес – Снежок.
Снежок. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй, Снежок!
Снежок. Я сегодня потерял своего друга – моего маленького хозяина. Можно я понюхаю каждого из вас, вдруг мой хозяин здесь.
Дети. Можно! (Собака подходит к каждому ребенку, чтобы удостовериться здесь ли ее хозяин).
Снежок. Жаль, но среди этих ребят нет моего хозяина.
Воспитатель. Ребята, поможем нашему гостю найти его друга?
Дети. Да, поможем!
Воспитатель. Ребята, а как вы думаете – кто такой друг?
Дети. Друг – это тот, кто всегда придет на помощь, кто всегда поделится с тобой, кто всегда выслушает.
Воспитатель. А как поступают настоящие друзья?
Дети. Друзья всегда приходят на помощь!
Воспитатель. А в нашем городе тоже есть улица с похожим названием, кто ответит, как она называется?
Дети. Улица Дружбы народов.
Воспитатель. Правильно. И каждый год на ней проходит большой праздник, где собираются люди разных национальностей в нарядных костюмах. Они все вместе поют, танцуют и угощают друг друга своими национальными блюдами. Сейчас мы с вами посмотрим, кто пришел на этот праздник. (Дети смотрят презентацию «Национальный колорит»). А это коренные жители нашего округа ханты. Они живут на этой земле очень давно, их поселения возникли еще до появления нашего города. Они жили еще тогда, когда еще не было вас, не родились еще ваши папы и мамы.
Снежок. Ребята, смотрите – это мой дом - чум, я здесь живу с моим маленьким другом. Я охраняю оленьи упряжки и хожу на охоту. Но сегодня, когда я потерялся, все олени разбежались, и мне надо помочь собрать столько оленей – сколько у меня нарт в стойбище.
Воспитатель. Поможем, ребята, разобраться Снежку, сколько же ему понадобиться привести оленей?
Дети. Поможем.
Воспитатель. У вас на стойбище привезли новые нарты, а олени пасутся в поле. Нужно пойти к оленеводу и привести столько животных, сколько у вас нарт.
Ребята, сейчас мы поиграем в игру. Вы разделитесь на «оленеводов» и «охотников», которые будут запрягать оленей в нарты. У «оленеводов» - олени, а у «охотников» - коробка с фишками, с помощью которых они будут определять, сколько потребуется оленей.
Я – «охотник», хочу пойти к «оленеводу» и взять у него столько оленей, сколько у меня нарт. Чтобы не забыть, сколько мне нужно оленей, я возьму фишки.
(Воспитатель выкладывает под каждыми нартами фишку, закрывает коробку с оставшимися фишками, а разложенные собирает и относит к «оленеводу». Там он отбирает столько оленей, сколько оказалось фишек).Затем начинается игра. Дети действуют парами: оленевод-охотник. «Охотник» берет из коробки фишки, раскладывает их на нарты, закрывает коробку с оставшимися фишками. Разложенные фишки собирает в руку и относит «оленеводу», говоря, что столько оленей нужно. «Оленевод», устанавливая взаимно однозначное соответствие, отбирает столько оленей, сколько принесено фишек.
Воспитатель. Молодцы, ребята, все справились с заданием и помогли охотнику запрячь оленей в нарты.
Снежок. Здорово, я теперь могу пойти на охоту.
Воспитатель. А теперь, представим, что мы свами охотники и пошли в зимний лес на охоту, сейчас посмотрим, кто прячется от нас в лесу.
Физкультминутка. (Видеоролик)
Снег летит, летит.
Ели за окном стоят,
В небо синее глядят.
(Потягивания - руки вверх.)
Ветки в стороны торчат,
(Потягивания-руки вперед.)
Белки на ветвях сидят.
(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Белки прыгают по ёлкам,
Собирают белки шишки.
Не пугают их иголки –
Белки – ловкие малышки.
(Прыжки.)
Мы под ёлками сидим
И на белочек глядим.
(Присели.)
Ветер дует ледяной
(Дети машут руками.)
И вздымает снега тучу.
Он суровый и могучий.
(Дети крутят руками.)
Зайцы прячутся в кустах.
Даже хитрая лиса
Притаилась и сидит,
(Дети садятся в глубокий присед на несколько секунд, потом встают.)
Ну, а снег летит, летит.
(Дети машут руками.)
Но утихла злая вьюга,
Белой стала вся округа.
(Потягивания-руки в стороны.)
Солнце светит в небесах.
(Потягивания - руки вверх.)
Скачет по полю лиса.
(Прыжки.)
Ну, а мы чуть-чуть пройдёмся
(Ходьба.)
И домой к себе вернемся.
(Дети садятся.)

Воспитатель. Ребята, у народов ханты есть много легенд и сказок. Вот одна из них. (Показ слайдовой презентации по мотиву легенды).
Жил один богатырь, который любил ходить в лес. Однажды он пошел в лес и заблудился: зашел так далеко вглубь леса и в такое непроходимое место, из которого можно было выйти, только, если перелезешь через колоду, поросшую мхом. Богатырь не смог перелезть через неё в одежде и ему пришлось снять с себя одежду. Когда он перелез через колоду, то почувствовал, что тело его покрылось шерстью. Не нашел он и своей одежды. Покрытый шерстью богатырь не пошел в таком виде к людям, а свой век стал скитаться по лесу и питаться тем, что найдет в лесу.
Воспитатель. Ребята, а вы догадались, в кого превратился охотник?
Дети. В медведя!
Воспитатель. Правильно! Сейчас, используя простые рисунки - схемы, вам надо разложить, происходившие действия легенды по порядку.
(Дети раскладывают на столе рисунки-схемы в той последовательности, в которой происходили события в легенде).
Воспитатель. Кто уже справился с заданием и расскажет легенду об охотнике?
Воспитатель. Хорошо, Семен, рассказывай, а вы, ребята слушайте внимательно, кто-то из вас будет рассказывать то, что не расскажет Семен.
Воспитатель. Маша, что еще можно добавить к рассказу Семена? Воспитатель. У народов ханты каждая вещь украшается орнаментом – узором, что делает эту вещь неповторимой и уникальной. Сейчас каждый из вас сможет создать себе рукавичку с орнаментом, который используют ханты.
(Декоративное украшение рукавички. Дети получают рукавичку, вырезанную из бумаги и готовый орнамент, которым нужно украсить рукавичку. Дети, которые быстрее других справятся с заданием, дополнительно могут украсить опушку рукавички мехом).Воспитатель. Вот какая замечательная рукавичка у вас получилась! Молодцы! (Воспитатель в роли Снежка анализирует работы детей).
- Жанна, какая ты молодец, смотрите, как ровно по центру она приклеила орнамент.
- Егор тоже молодец, все сделал аккуратно, даже опушку на рукавичку приклеить успел.
Воспитатель. Ребята, смотрите, наш Снежок, кажется, разыскал своего друга и вернулся домой в свое стойбище.(На экране дети видят красочную фотографию, где Снежок уже среди своих хозяев – большой и дружной хантыйской семье).
Воспитатель. Ребята, что мы делали сегодня?
Дети. Встретили Снежка, который потерял своего друга. Помогли запрячь оленей, послушали легенду об охотнике, сделали рукавичку, делали разминку.
Воспитатель. Молодцы! Вася, а кто работал лучше всех? А чья рукавичка тебе больше понравилась? А тебе, Маша, чья рукавичка понравилась больше всех?
Дети. Мне понравилась рукавичка Али, потому что она все сделала аккуратно.
Воспитатель. Молодцы, ребята, сегодня все постарались. Хорошо отвечали на вопросы, помогли охотникам запрячь оленей в нарты, разминались вместе под видеоролик, сделали чудесные орнаменты на рукавичках, помогли Снежку отыскать своего друга. Вам понравилось?
Дети. Да!