Выступление на педсовете на тему Посещение социокультурных мест
Выступление на педсовете.
Тема «Посещение социокультурных мест»
«Школа – не здание, не кабинеты, не образцовая наглядная агитация. Школа – это возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих – ребенка, учителя, родителя – и тут же реализуются. Если их нет, значит это не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывают – кто деньги, кто оценки и считают дни до отпуска и минуты до очередного звонка… Учитель призван реализовывать мечты детей…»
(А.А. Захаренко)
Мы все родом из детства. Вспоминая детство, каждый взрослый человек часто воспроизводит события, связанные с его жизнью в школьные годы. Добрая память остается о том педагоге, с которым были радостные минуты общения, который помогал в решении проблем, был интересной личностью. Чаще всего - это классный руководитель. Он действительно ближе всех стоит к ребенку в педагогическом коллективе школы. Деятельность учителя начальной школы весьма специфична. Педагог работает и как учитель, и как классный руководитель. От его работы во многом зависит, насколько успешно будет протекать жизнедеятельность ребенка в школе. Здесь особенно важно знание возрастных особенностей детей: из-за пренебрежения ими не полностью реализуются интеллектуальные, нравственные, творческие силы ребенка, вполне "благополучные" дети могут стать "трудными". Поэтому очень важно учитывать специфику этого возраста.
Мечта любого учителя - создать единый дружный коллектив. Работа классного руководителя будет более эффективна, если ее осуществлять систематически и всегда помнить, что есть мощное орудие - коллектив детей, ученика воспитывает дух коллектива. Учитель призван быть связующим звеном между учеником, педагогами, родителями, социумом, а зачастую и между самими детьми.
Учитель способствует включению школьников в различные творческие объединения по интересам (кружки, секции, клубы), действующие как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования. Совместная деятельность во внеурочное время (внеклассная работа) может быть очень разнообразной. Она должна соответствовать возрастным особенностям детей, их положительным интересам.
Основным направлением воспитательной работы в моём классе является воспитание нравственных позиций младших школьников.
Задачи работы:
Побуждение учащихся к самовоспитанию
Формирование нравственных чувств (долг, вера, ответственность, патриотизм)
Формирование нравственных позиций, таких как способность к различию добра и зла, готовности к преодолению жизненных испытаний.
Большое значение имеют коллективные походы в театр, кино, на экскурсии. Такие мероприятия формируют мировоззрение учащихся, нравственную и этическую культуру, развивают наблюдательность, влияют на формирование взглядов, привычек, помогают выбрать линию поведения. Экскурсии призваны помочь школьникам пережить и осмыслить все положительное, что было в прошлом. Усвоение учащимися идеи любви к Родине, ко всему человечеству, привитие общечеловеческих норм нравственности является важнейшим этапом формирования гражданственности, воспитания Гражданина России. Это достигается тогда, когда идеи патриотизма раскрываются перед умом и сердцем воспитанника в ярких, эмоциональных образах, пробуждают в нем чувства сопереживания, благодарности к мужественным борцам за торжество правды, справедливости.
Познавательные экскурсии учащихся должны стать частью учебно-воспитательной системы образовательного учреждения. Их нужно рассматривать как сильнейшее образовательное и воспитательное средство, позволяющее на практике ознакомить молодое поколение с природным наследием, историей и культурой родного края, развивать в детях эстетические чувства, любовь к Родине, отзывчивость к высшим интересам духовности и нравственности.
Для формирования творческого потенциала обучающихся, их коммуникативной компетенции очень важно знакомство с окружающим их миром не понаслышке, а «лицом к лицу», с этой целью организовываются поездки по интересным местам, как нашей области, так и за ее пределы.
С соответствии с планом учебно-воспитательной работы я с своим классом совершаю много экскурсий . С целью ознакомления с народными промыслами была совершена экскурсия в Дроняевскую школу, в музей «Народного помысла». В доступной форме рассказали ребятам об истории игрушке, о Ковкиной Н. В - мастере, которая до 75 лет проработала в данной школе. Она смогла передать свою любовь и привить талант подрастающему поколению.
Интересной и запоминающей стала данная поездка. Дети познакомились с Кожлянской и Дроняевской игрушками. Увидели гончарный круг, печь, в которой обжигают изделия. Своими руками ребята делали «игрушки-свистушки». Воспоминаниями о данной экскурсии ребята поделились с родителями и сверстниками
Раньше в школах в обязательном порядке организовывались экскурсии на производство. Обычно они устраивались для учащихся старших классов и имели благую цель -привлечь на фабрики и заводы страны новые рабочие руки Но экскурсия обувную фабрику в г. Курск была организована для детей младших классов. Побывали с детьми и в гостях у хлебопеков «ООО Курск - хлеб»
Экскурсии были достаточно интересными и познавательными. По дороге домой ребята делились впечатлениями и рассматривали кусочки из заготовок, которые им дали на память об экскурсии, с удовольствием ели горячие пирожки. Итогом таких экскурсий стало написание сочинений.
Большое внимание уделяю духовно-нравственному и эстетическому воспитанию наших детей, формированию у школьников устойчивого интереса к обобщению с культурно-историческим наследием прошлого, воспитания толерантности, любви и уважения к национальной культуре, развитие творческой активности, нравственного и эстетического воспитания. Совершили с ребятами обзорную экскурсию по г.Курску. Продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которых лежит анализ, находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, ощутить себя гражданином великой страны, впитать нравственные ценности . Ребенок должен знать, что он - хранитель памяти о своих предках и должен передать ее потомкам. Память о предках - это показатель нравственного здоровья нации.
Много совершаем «Экскурсий в природу». Запоминающей стала поездка
Стрелецкую степь. Познакомились обучающиеся с памятником истории с. Марьионо. Посетили г.Льгове музей А.П. Гайдара. Ребята посчастливилось посидеть за партами и стать участниками открытого урока письма.
Ежегодно с классом выезжаем в драмтеатр им. Пушкина в г Курск, бываем на цирковых представлениях.
Частыми гостями стали в городской библиотеке, в Информационном центре, в краеведческом музее г. Курчатова.
Учитель играет главную роль в воспитательном процессе. Но просто так, на пустом месте и ничего не делая, не вкладывая душу, ничего не получится. И если мы будем руководствоваться этими принципами, то многие наши проблемы будут решены.
Не надо забывать слова В.Г. Белинского, которого удручало, что в школьном обучении мы все глядим «куда-то вдаль и не видим, что у нас под носом делается». Он советовал: «…Давайте детям больше и больше созерцать общего, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные национальные явления… Общее является только в частном: кто не принадлежит своему Отечеству, тот не принадлежит и человечеству»
Ребенок - горящий факел! Это, то живое пламя, горючим материалом которого является тесная дружба, единая воля, отличное взаимопонимание, деловое сотрудничество, сотоварищество, содружество. И регулирует это пламя классный руководитель. От него зависит, потухнет факел или будет гореть все ярче и ярче. И главная роль классного руководителя - поддерживать огонь в каждом ребенке.