Толерантность — изучение понятия в рамках курса ОРКиСЭ(1-4 классы)


Заседание городского методического объединения учителей основ религиозных культур и светской этики
Январь, 2015
Толерантность. Раскрытие понятия
толерантность в религиозных культурах.
Занкина М.В.
Маленькая глупая белая кошка знает, что такое любовь. Любовь — это лежать на неудобных скользких коленях неудобного скользкого, постоянно шевелящегося любимого существа, сползать с них каждые несколько минут, но не выпускать отросшие после стрижки когти, не цепляться, а шмякаться на пол, вздыхать, запрыгивать обратно на скользкие неудобные колени, сворачиваться клубком и снова сползать на пол, но не выпускать когти, не цепляться, падать, вздыхать и возвращаться — и так до бесконечности.
Глупый большой неудобный и скользкий человек тоже знает, что такое любовь. Любовь — это сидеть в неудобной позе, задрав колени, едва касаясь пола кончиками пальцев ног, стараться поменьше шевелиться, чтобы маленькая глупая белая кошка падала и вздыхала как можно реже, и в этом удивительном мире, сотканном из глупости и любви, было чуть больше тишины и покоя. (Макс Фрай)
Милосердие. Ольга Май
Маленький мальчик стоял у витрины
И по слогам объявленье читал,
В нём сообщал продавец магазина,
Что он забавных котят продавал.
Мальчик не смело вошёл и с порога
Скромно спросил, сколько стоят они.
Цену узнав, прошептал: «Это много...»
Ручки засунув в карманы свои.
Он потихоньку извлёк всё, что было,
Да, это мало, хоть долго копил.
Детское сердце невольно заныло,
С горечью в голосе он попросил:
«Дяденька, можно хотя бы глазочком
Только на ваших котят посмотреть,
Были бы деньги, купил бы я точно,
Но накопить мне никак не успеть.» И продавец, не спеша, открывает
Крышку в огромной коробке и вот
Восемь котят из неё выбегают,
Но, а девятый за ними ползёт.
Хочет успеть за друзьями своими,
Но не угнаться за ними ему.
А всё потому лишь, что ножки больные,
Так он родился, себе на беду.
Мальчика словно водой окатили,
Глазки свои отвести он не смел,
Даже сказать что-то был он не в силах,
Лишь на хромого котёнка смотрел.
Но через силу, с огромным волненьем,
Еле, чуть слышно он вдруг проронил:
«Были бы деньги, то я без сомненья
Котёка хромого у вас бы купил.» А продавец посмотрев с изумленьем,
Грустно ответил, кивнув на него:
«Знаешь, котёнок больной, к сожаленью,
Родился таким, не излечишь его.
Но если ты хочешь, котёнка хромого
Можешь себе и без денег забрать.
Никто и копейки не даст за такого,
Я и не думал его продавать.» Мальчик ответил серьёзно и строго:
«Деньги у мамы могу я занять,
Я заплачу за котёнка хромого,
Чем же он хуже здоровых котят?
Стоит он так же, как стоят другие,
Полную цену я вам заплачу,
Будем с ним жить мы, как братья родные,
Сильно котёнка купить я хочу!»
Это сказав, он неловко нагнулся,
И под штанину зачем-то полез.
Взглянув на него, продавец ужаснулся,
Вместо ноги, он увидел протез!
Слёзы в глазах, в горле ком, дрожь по телу...
Всё стало ясно теперь продавцу.
Мальчика крепко обнять захотелось,
Он протянул свои руки мальцу.
«Знаешь, мой мальчик, чего я хотел бы?
Чтоб остальные котята нашли
Тоже заботливых и милосердных,
Добрых хозяев, таких же, как ты!»
В настоящее время особенно актуальной стала проблема терпимого отношения к людям иной национальности, культуры. Взаимная нетерпимость и культурный эгоизм через средства массовой информации проникают в семью, школу.
В последнее десятилетие в научно-педагогическую литературу прочно вошел термин «толерантность». В разных языках слово «толерантность» имеет сходное значение и является своеобразным синонимом «терпимости». Основой толерантности является признание права на отличие.
"Толерантность (от лат. tolerantia — терпение; терпимость к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям) – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности. Толерантность – это гармония в многообразии. Это не только моральный долг, но и политическая, правовая потребность.
Толерантность – это добродетель, которая делает возможным достижение мира и способствует замене культуры войны культурой мира. Ей способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести и убеждений".
Толерантность – терпимость по отношению к инакомыслию, чужим взглядам, верованиям, поведению, к критике другими своих идей, позиций и действий и т.д.
. В то же время, толерантность  –  это  не уступка, снисхождение  или  потворство,  а  активная  жизненная  позиция  на основе признания иного.
Можно рассматривать толерантность как социальную норму, в которую входят следующие компоненты:- социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга; - признание равенства партнёров;- отказ от доминирования и насилия;- готовность принять другого таким, какой он есть;- доверие, умение слушать и выслушивать другого;- способность к сочувствию, сопереживанию.
Личность ребенка формируется под влиянием осознания себя человеком со всеми присущими ему человеческими проявлениями в поступках, чувствах, отношениях и путем приобщения его к общечеловеческим ценностям и культуре. Одним из способов достижения толерантных отношений подростков друг к другу является обучение ассертивному поведению. Ассертивность рассматривается как способность личности открыто и свободно заявлять о своих желаниях, требованиях и добиваться их воплощения. Применительно к подросткам это обозначает умение оптимально реагировать на замечания, справедливую и несправедливую критику, способность говорить себе и окружающим «нет», отстаивать свою позицию, не ущемляя при этом достоинства другого человека. Важно учить подростков умению просить других об одолжении, не испытывая чувства неловкости. Все это позволит сохранить партнерские отношения с окружающими людьми.
ОПК ОИК ОБК ОИК ОМРК ОСЭ
социальная восприимчивость взаимодействующих субъектов, интерес к особенностям друг друга Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству.
Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству.
Нравственные ценности ислама.
Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству.
Добро и зло.
Основные принципы иудаизма. Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Россия – наша Родина.
Любовь и уважение к Отечеству.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Справедливость
Дружба.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Образцы нравственности
Жизнь-человека – высшая нравственная ценность
признание равенства партнёров Россия – наша Родина.
Библия и Евангелие.
Заповеди блаженства. Россия – наша Родина.
Коран и Сунна.
Обязанности мусульман.
Нравственные ценности ислама.
Россия – наша Родина.
Будда и его учение.
Любовь к человеку и ценность жизни.
Россия – наша Родина.
Добро и зло.
Основные принципы иудаизма.
Россия – наша Родина.
Человек в религиозных традициях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Россия – наша Родина.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Справедливость
Дружба.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Образцы нравственности
Жизнь-человека – высшая нравственная ценность
отказ от доминирования и насилия Библия и Евангелие.
Заповеди.
Совесть и раскаяние.
Заповеди блаженства. Коран и Сунна.
Обязанности мусульман.
Нравственные ценности ислама.
Будда и его учение.
Принцип ненасилия.
Любовь к человеку и ценность жизни. Основные принципы иудаизма. Человек в религиозных традициях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Справедливость
Дружба.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Образцы нравственности
Жизнь-человека – высшая нравственная ценность
готовность принять другого таким, какой он есть Россия – наша Родина.
Заповеди.
Заповеди блаженства.
Милосердие и сострадание Россия – наша Родина.
Нравственные ценности ислама.
Дружба и взаимопомощь.
Традиции гостеприимства.
Россия – наша Родина.
Любовь к человеку и ценность жизни. Россия – наша Родина.
Основные принципы иудаизма. Россия – наша Родина.
Человек в религиозных традициях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Россия – наша Родина.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Справедливость
Дружба.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Образцы нравственности
Жизнь-человека – высшая нравственная ценность
доверие, умение слушать и выслушивать другогоПроповедь Христа.
Золотое правило этики. Нравственные ценности ислама.
Традиции гостеприимства.
Любовь к человеку и ценность жизни. Основные принципы иудаизма. Человек в религиозных традициях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Справедливость
Дружба.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Образцы нравственности
Жизнь-человека – высшая нравственная ценность
способность к сочувствию, сопереживанию Милосердие и сострадание Нравственные ценности ислама.
Дружба и взаимопомощь.
Сострадание и милосердие. Основные принципы иудаизма.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Человек в религиозных традициях мира.
Религия и мораль. Нравственные заповеди в религиях мира.
Милосердие, забота о слабых, взаимопомощь. Свобода и моральный выбор человека.
Свобода и ответственность
Справедливость
Дружба.
Нравственный поступок.
Золотое правило нравственности
Образцы нравственности
Жизнь-человека – высшая нравственная ценность
В работе использованы материалы статьи Трегубова Ольга Ивановна, учителя информатике и ИКТ МОУ «Нижнесортымская СОШ» Тюменская области