Мастер-класс: Организация активной речевой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, ориентированной на конкретную речевую ситуацию, формирующую замысел успешного обучения


МБОУ Тарасовская средняя общеобразовательная школа №1
МАСТЕР - КЛАСС НА ТЕМУ:
«Организация активной речевой деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы, ориентированной на конкретную речевую ситуацию, формирующую замысел успешного общения» Тарасовский, 2016
Уметь говорить – искусство.
Уметь слушать – культура.
Д.С.Лихачёв
В последние годы много говорится о необходимости модернизации содержания языкового образования, причём все сознают, что цель школьного курса – изучение языка и развитие речи. Но при этом развитие речи по-прежнему понимается не в современном значении, как выработка умения осуществлять речевое общение в различных жизненных ситуациях.
- А что же необходимо для успешного общения?
( Педагогическое взаимодействие учителя и ученика, т.е. контакт, взаимопонимание. Для современной тональности общения характерны заинтересованность, доброжелательность, уважительность, личное творческое начало. Со стороны учеников свободная, раскованная, но не развязная речь детей является признаком хорошей тональности общения на уроке, и её результатом). Растёт общительность, появляется лёгкость в обращении с людьми, становятся важными убеждения, кругозор, умственные способности, эмоции и воля друзей и сверстников. Однако значительная часть молодёжи не обладает необходимыми коммуникативными качествами и в определённых жизненных ситуациях остро переживает этот недостаток. Возникновение трудностей в общении негативно отражается на индивидуальном развитии юношей и девушек, на их социальной адаптации. Поэтому снятие коммуникативных трудностей должно стать одной из задач обучения в школе.
Но задачи для каждого этапа обучения и для каждой возрастной группы конкретизируются по-разному. Если начальной школе важны прежде всего умения читать и писать, причём формирование письменной речевой деятельности стоит на первом плане, то в среднем звене на первый план выходит овладение грамматикой и её стилистическими ресурсами, формирование полноценных навыков правописания. В области развития речи формируется понятие текста, а также совершенствуются основные виды речевой деятельности. - Какие? (чтение, письмо, говорение и слушание)
В старшем звене важнейшей задачей становится обобщение знаний о системе языка, о нормах речи, формирование индивидуального стиля учащегося, его коммуникативной компетенции, в которую входят прежде всего стилистическая и культурно-речевая компетенции.
Итак, речь – это язык в действии, язык в «работе», когда мы им пользуемся для общения с другими людьми.
- Какие условия необходимы для речевого общения?
(2 человека как минимум: говорящий и слушащий; человек испытывает потребность что-то сказать другому, поговорить о чём-либо и третье условие, чтобы говорящий и слушащий владели одним и тем же языком).
И, конечно же, замысел успешного общения формирует конкретная речевая ситуация.
Её можно представить в виде схемы:
тема и основная цель общения
мысль (о чём? что?) (зачем?)
автор адресат речи
(говорящий, пишущий высказывание (кому?) кто?) (речь)
сфера объём
общения (где?) высказывания (сколько?)

Для примера сравним традиционные и ситуативные упражнения
Традиционные ситуативные упражнения
1.Расскажите о значимых частях слова
1а) Сегодня на уроке мы будем работать над разбором слова по составу. Кто сможет рассказать о значимых частях слова, чтобы все быстро повторили эти сведения?
1б) Представьте себе, что вам нужно объяснить, что такое корень, суффикс и окончание младшему брату, пропустившему уроки по болезни. Составьте устно такое объяснение.
2. Составьте диалог «В магазине», используя словарные слова
2. Представьте себе, что вы собираетесь в гости. Вам нужно купить цветы. Вы покупатель, ваш друг - продавец магазина «Гвоздика». Пусть продавец спросит у покупателя, для какого случая ему нужны цветы, поможет ему выбрать наиболее подходящие и составить из них букет. Запишите возможный диалог между продавцом и покупателем, используйте слова – названия цветов. Подчеркните орфограммы, которые не регулируются правилами.
3.Составить диалог на тему: «Встреча двух одноклассников»
3.Представьте себе, что прошло 20 лет после окончания школы. Вы встретили своего одноклассника. Какой возможен диалог?
Из данных примеров видно, что в задании к ситуативному упражнению содержится перечень основных условий, от которых зависит характер высказывания. Наиболее значимые из них – цель общения и адресат речи.
Желательно, чтобы учитель по возможности чаще включал в уроки подобные упражнения, привлекая к их составлению учащихся, используя условия, позволяющие создавать естественные речевые ситуации (заметки в газету, создание сказок, рассказов, рукописных журналов; сделать доклад о результатах работы, написать письмо, побеседовать с другом и т.д.)
Развивая у учащихся умение соотносить содержание и форму своих высказываний с речевой ситуацией, эти упражнения дисциплинируют мышление, обостряют чувство родного языка, приучают гибко пользоваться им, выбирая из нескольких речевых вариантов один, наиболее подходящий к данным условиям речи. Ситуативные упражнения повышают речевую культуру учащихся и – через неё культуру их поведения в целом.
Итак, замысел успешного общения формирует конкретная речевая ситуация. Сейчас мы попробуем произнести одну и ту же фразу с различной целью.
«У меня важная деловая встреча»
1 ряд: используйте фразу с целью отказа.
Например, намечается важное мероприятие, и вы не можете принять приглашение друзей пойти в кино («У меня важная деловая встреча, поэтому я не могу пойти с вами)
2 ряд: иная речевая ситуация – опоздание на юбилей близкого товарища, иная цель – извинение.
3 ряд: данным высказыванием можно и воодушевить коллег по работе, помочь им сдвинуть дело с мёртвой точки, отсюда и новая цель – внушить уверенность (партнёры обещают нам новые проекты, новые перспективы).
Как видно из примеров, одно и то же предложение может звучать и восприниматься по-разному. Всё зависит от речевой ситуации и намерений говорящего.
Речевая ситуация помогает понять смысл текста, конкретизирует значение ряда грамматических категорий, например, категории времени, местоимённых слов типа Я, ТЫ, СЕЙЧАС, ЗДЕСЬ, ТАМ, ВОТ и т.д. Она позволяет также правильно толковать текст, уточнять его целевую функцию (просьба, совет, угроза, рекомендация и т.п.), выявлять причинные связи данного высказывания с другими событиями и т.п.
- А сейчас я попрошу вас привести примеры таких ситуаций, когда вы используете в своей речи монолог, когда – диалог. Что, по-вашему, чаще используется в устной речи, что – в письменной? (И монолог, и диалог могут быть как в устной, так и в письменной речи. Но всё-таки монолог чаще используется в письменной речи, а диалог – в устной) И во время диалога (беседы) необходимо соблюдать правила поведения. Давайте вспомним их. Чтобы успешно общаться, нужно соблюдать правила поведения во время беседы.
В разговоре старайся затронуть такую тему, которая может интересовать твоего собеседника.
Поменьше говори о себе. Не подражай тем самовлюблённым болтунам, которые готовы перебить любой интересный рассказ фразой: «А вот я…А вот у меня…»
Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать.
Не старайся говорить громче собеседника. Это невыгодно тебе же: кто говорит, не повышая голоса, к тому прислушиваются внимательнее, чем к крикуну.
Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражения. Ведь если вы оба будете говорить одновременно, всё равно ни он тебя не услышит, ни ты его.
Разговаривая, смотри на собеседника, но не хватай его за руку, не тереби за пуговицу, не хлопай по плечу. Нужно уметь привлекать внимание словами, а не руками.
Учебные речевые ситуации могут создаваться на основе наблюдений над повседневной речью учащихся и окружающих их людей, а также на основе текстов художественных произведений.
Диалог содержит больше возможностей для раскрытия подтекста, поскольку причиной срытого смысла является сам собеседник – его состояние, по ведение и т.п.
Можно выполнять различные виды работ с текстами. Например,
- по содержанию полного текста воссоздать ситуацию, вызвавшую подтекст, и выявить скрытое значение;
- в незавершённом тексте предугадать речевую реакцию героя, исходя из описанной речевой ситуации.
- Я вам предлагаю задание, которое представляет собой диалог, истинный смысл которого скрывается за словесно изысканным, но малозначимым текстом.
Вы 1) определите степень знакомства собеседников (видятся впервые, недавно познакомились, знакомы давно);
2) установите, есть ли в беседе подтекст; если есть, то раскрыть его;
3) определите личностные качества собеседников.
Она. Ваш товарищ прекрасно поёт. Почему только он закрывает глаза? Ах, впрочем, да: чтобы не видеть, как я закрываю уши.
Я. Остроумие придаёт облику женщины то самое, что мужской костюм её фигуре: подчёркивает имеющиеся у неё прелести и недостатки.
Она. Боюсь, что только благодаря моему костюму вы оценили моё остроумие.
Я. Это из вежливости. Было бы жаль по вашему остроумию оценивать вашу фигуру.
Она. Вашей вежливости можно было бы предпочесть галантность.
Я. Благодарю вас.
Она. За что?
Я. Вежливость беспола. Галантность сексуальна.
Она. В таком случае спешу вас заверить, что не в моих намерениях ждать от вас галантности. Да, впрочем, и где вам. Для того, кто галантен, - женщина пахнет розой, а для таких, как вы, видно, даже роза пахнет женщиной. А спроси вас, так вы даже не знаете толком – что такое женщина.
Я. Что такое женщина? Нет, почему же, - знаю. Женщина – это всё равно что шампанское: в холодном состоянии шибче пьянит и во французской упаковке – дороже стоит.
Развевая штаны и хлюпая каблуками, она подошла ко мне. – Если ваше определение правильно, - тихо сказала она, выразительно косясь на Нелли и Китти, - то я имела бы право утверждать, что ваш винный
погреб оставляет желать много лучшего. (М.Агеев).
Ответ: 1) герои видятся впервые, но думается, что такой разговор возможен и при недавнем знакомстве ( имеется в виду, что эта встреча не первая). Обратим внимание на ситуацию общения: разговаривают «на вы», она не знает его имени, ничего не знают друг о друге, не знают привычек друг друга, в речи сарказм, недопустимый при близком знакомстве, обмениваются колкостями, не боясь испортить отношений, поверхностные шутки, отсутствие личного в разговоре. 2) подтекст есть – желание познакомиться поближе, желание близости. 3) личностные качества: остроумие, чувство юмора, ум, вежливость, раскованность; высокомерие и самоуверенность4 чувство вкуса, эгоизм, раздражительность, язвительность, самовлюблённость, бестактность…
Такая беседа не может быть между близкими людьми и она неуместна при близком знакомстве. В данном тексте глубинное значение заслоняется малозначимым разговором. Это такой приём, который является средством для привлечения внимания человека, тебе небезразличного.
Таким образом, такие тексты нужны, чтобы позволить учащимся в полной мере воспринимать глубинное значение текста и его концепт как воплощение речевого намерения говорящего.
Как велика сила слова. Слово может окрылить, заставить радоваться, петь, любить и может опечалить, убить желание, вселить в душу сомнение, недоверие. Писатели, поэты это понимали, поэтому тщательно работали над отбором словесного материала, чтобы донести до нас свои мысли и чувства.
Известно, что творческие возможности человека чаще всего рождаются стихийно, ими нельзя управлять напрямую. Они развиваются в совместной деятельности. Эта деятельность станет развивающей, если она окажется увлекательной для всех. Если каждый из ребят сможет реализовать в ней свои знания, умения, творческие замыслы.
В настоящее время многие регионы стали полиэтническими. Остро стоит вопрос об обучении мигрантов русскому языку. Один из важнейших элементов всякой коммуникативной культуры – это речевой этикет.
Занятия по речевому этикету можно проводить на уроках развития речи. Цель данных уроков – ознакомить учащихся с правилами вежливого поведения и речи; сформировать умение активно пользоваться различными этикетными формами в устной и письменной речи с учётом речевой ситуации.
Предлагаю образцы речевых ситуаций и упражнения, которые могут быть использованы на уроках:
Вы наверняка видели когда-нибудь по телевидению передачи о встречах глав правительств разных стран? ( Высоких гостей встречают у трапа самолёта, им вручают цветы, проходит почётный караул, звучит государственный гимн страны, которую представляет гость, и нашей страны и т.д.)
- Представьте себе на минуточку, что может случиться, если прибывшему главе какой-то страны будет оказан приём, не соответствующий принятому при такой ситуации этикету.
2. Утро. Ты проснулся. В комнату входит мама, по-видимому, чем-то огорчённая. Употреби такую форму приветствия, которая, возможно, поднимет ей настроение. Какие добрые слова помогут в этой ситуации?
3.В школьном коридоре разговаривают учителя. Среди них ты видишь свою классную руководительницу. Проходя мимо, ты вежливо говоришь: «Здравствуйте, Елена Алексеевна!» Допущена ошибка (какая?) Или всё в порядке?
4. Ты входишь в класс. Учителя нет в классе, только дети. Какие слова ты произнесёшь? Дай побольше ответов. Что, с твоей точки зрения, вежливо? Что не совсем вежливо? Какие варианты неприемлемы?
5. Ситуация изменилась. В классе учитель и дети. Какие слова ты произнесёшь, входя в класс?
6. Обратитесь к литературным произведениям, которые читаете в настоящее время. Понаблюдайте, какие формы приветствия в них использованы.
Работа по обучению учащихся-инофонов речевому этикету должна занять своё место на уроках русского языка. Так как незнание речевого этикета может стать причиной того, что межкультурный коммуникативный акт не состоится.
Итак, центральное понятие успешности речевого общения – понятие языковой компетенции, которая предполагает знание правил грамматики и словаря, умение выражать смысл всеми возможными способами, знание социокультурных норм и стереотипов речевого поведения, которая позволяет соотнести уместность того или иного языкового факта с замыслом говорящего и, наконец, делает возможным выражение собственного осмысления и индивидуального представления информации. Активная речевая деятельность вырастает из потребности рассказать о своих наблюдениях, мыслях, впечатлениях, чувствах, переживаниях. А такая потребность возникает и складывается тогда, когда жизнь ребёнка наполнена разнообразными познавательными интересами и впечатлениями, богата духовно и эмоционально. Вот и выходит, что учить ребёнка говорить – это значит учить видеть и наблюдать, думать и чувствовать, - это значит расширять его жизненный опыт.