Технологическая карта занятия с подростками Путь к успеху


Конспект интерактивного занятия с использованием технологии АМО (активных методов обучения)

Организационная информация


Автор занятия
Макарова Лариса Александровна, социальный педагог

Образовательное учреждение
Государственное бюджетное учреждение Калужской области для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Кондровский детский дом»

Предмет
Программа социально-педагогического содействия социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Я Сам»

Класс, профиль группы
Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, в возрасте 14-16 лет


Методическая информация


Тема урока
Путь к успеху

Автор учебника
«Тренинг развития жизненных целей» под ред. Е.Г. Трошиной.

Классификация занятия в
системе воспитательных
мероприятий (тип,
взаимосвязь с предыдущим
и последующими занятиями)

Занятие «Путь к успеху» входит в интеграционный заключительный блок программы «Я Сам». Данный блок имеет своей целью обращение к прошлому и моделям будущего, к целям и стремлениям участников, интеграцию опыта, завершение работы группы.

Краткая характеристика группы
Воспитанники детского дома в возрасте 15-16 лет в количестве 8 человек. Для группы характерно частое проявление сопротивления занятиям, темам, отдельным упражнениям.

Цель занятия
Расширить представления воспитанников о слагаемых жизненного успеха.

Задачи занятия
Образовательная
Дать определение удаче и успеху.
Определить качества успешного человека.
Создать портрет успешного воспитанника.
Развивающая
Научить видеть в неудачах возможность для самосовершенствования.
Научить использовать имеющиеся ресурсы.
Подготовить к самостоятельным действиям,  научить нести ответственность за их результаты.
Воспитательная
Способствовать сокращению коммуникативной дистанции между членами группы.
Формирование доброго, внимательного отношения друг к другу.

Знания, умения, навыки и
качества, которые закрепят воспитанники в ходе занятия

Знать понятия успех, удача; уметь различать понятия успех и удача; научаться видеть в неудачах возможность для самосовершенствования, создавать коллаж успешного воспитанника, отработать алгоритм достижения успеха.

Универсальные учебные действия, на формирование которых направлен воспитательный процесс
Личностные УУД: умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия, оценка собственных самостоятельных действий, мотивирование своих действий, проявление доверия, внимательности.
Метапредметные УУД:
Регулятивные: контролировать, оценивать и корректировать свои действия во время занятия.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование темы и цели занятия, находить в сообщении нужную информацию, делать умозаключения, представлять конечный результат, использовать знаково-символические средства (коллаж) представления информации для создания модели изучаемого.
Коммуникативные: работа в группе, адекватная передача информации, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, осуществление сотрудничества с педагогом и сверстниками с помощью различных способов взаимодействия.

Необходимое оборудование и материалы
листы бумаги А3, ручки, фломастеры, компьютер, карточки с перечнем качеств, карточки с ситуациями, презентация к занятию, вырезки из журналов для коллажа, клей, ножницы, мешочек с фигурами для игры «Угадай!», приз (чупа-чупс), пластиковый стаканчик с водой.



Подробный конспект занятия

Этапы занятия
Время,
продолжительность
Подробное описание АМО
Описание действий участников образовательного процесса
Примечание







Инициализация
2 мин.
Приветствие.
Цель: создание доверительной атмосферы, обмен приветствиями.


Добрый день, уважаемые ребята! Я предлагаю начать нашу работу. Начнем наше занятие с приветствия.
Сейчас я произнесу два слова: Всем, всем – ваша задача сказать – «Добрый день!». Но сказать вы это должны эмоционально, вкладывая в слова свое настроение, так, чтобы каждый почувствовал, что ему действительно желают доброго дня, попробуем? Итак, всем, всем – добрый день!

Вместе с педагогом подростки стоят в кругу. В конце приветствия садятся за большой круглый стол.

Вхождение или погружение в тему занятия

2 мин.
Мотивационная готовность к занятию.
Самостоятельно определить обсуждаемую тему.
Концентрация  внимания воспитанников за счет активизации зрительного восприятия.

Педагог читает стихотворение:
Силы гибнут от бездействия Им нужно применение. Хорошо жить в спокойствии, Но в жизни важно разума приложение. А чтобы получить удовлетворение, Необходимо старание:
своих способностей, сил, ума и воли сложение,
К цели упорное стремление и постоянное движение,
Без раскаяния и сожаления успехом наслаждение.
Разве это не достижение?!
- Кто догадался, о чем сегодня будет наш разговор. Итак, тема нашего исследования – успех.
- На сегодняшнем занятии «Путь к успеху» мы обсудим, что такое успех, как он достигается, какие качества для этого необходимы, с какими препятствиями можно встретиться на этом пути. У вас будет возможность задуматься над личным опытом успешности, проанализировать и создать портрет успешного воспитанника.

Слайд 1.
Текст стихотворения.



13 EMBED PowerPoint.Show.8 1415


Слайд 2. Название занятия «Путь к успеху»

Определение ожиданий и опасений воспитанников
3 мин.
«Солнышко и туча»
Цель: выявить уровень ожиданий и опасений воспитанников.
Проведение: дети, уверенные в своих силах прикрепляют на доске с помощью магнитов солнышко, неуверенные – тучу.
Оценка результатов: по количеству тучек в начале занятия можно отследить неуверенных в своих способностях воспитанников; по количеству солнышек в конце занятия можно судить о качестве усвоения нового материала; имена, записанные на картинках с изображением тучек, позволять планировать инд. Работу на следующем занятии по этой теме.

Необходимые материалы:
карточки в форме солнышка и тучи по 2 шт. на каждого подростка, цветные маркеры.
Педагог раздает воспитанникам солнышки и тучки (по 2 шт.), вырезанные из цветной бумаги, и предлагает подписать. Далее педагог поясняет группе о том, что тот из подростков, кто уверен, что он все поймет и у него все получится при изучении темы занятия, прикрепляет с помощью магнитов к доске свое солнышко, а у кого есть какие-либо сомнения, просит прикрепить тучку.




Доска. Карточки с изображением солнышка и тучи для каждого подростка. Магниты.


Проработка содержания темы занятия.
Инпут (интерактивная лекция)










5 мин.













2 мин.










Упражнение «Ассоциации»
Цель: создать групповое, обобщенное определение слова «Успех».
Для этого в течение 2 минут каждая группа выполняет задание, придумывая ассоциации к слову успех. Для 1 группы это будут имена существительные, для 2 – имена прилагательные, а для 3 – глаголы. Время пошло, начинаем работать.




«Словарная работа»
Цель: познакомить воспитанников с определением слова «успех» в научной литературе.
В последнее время мы много слышим и говорим об успешности, об удачливых людях, что успешным быть престижно, хорошо. Давайте разберемся, что же такое успех, чем он отличается от удачи, может ли неудача привести к успеху.

Подростки разбиваются на группы по 2 человека. На спинках стульев каждого воспитанника приклеены фигуры разных цветов. Задача – объединиться по цвету.

Защита работ (каждая группа зачитывает свои ассоциации).

Вывод: обобщенное определение. Успех – это

Внимание на экран: совпадает ли ваше определение с научным определением успеха:
Успех (словарь Ожегова):
Удача в достижении чего-нибудь.
Общественное признание.
Хорошие результаты в работе, в учебе.


















Запись на доске.






Слайд 3. Определение успеха. Словарь Ожегова.





Проработка содержания темы занятия.
Индивидуальная работа с карточками.
10 мин.
Организация индивидуальной мыслительной деятельности по поиску путей решения ситуаций.
Ситуации:
1. Вы долго и серьезно тренировались и победили на соревновании.
2. Вы не готовились к контрольной работе, но получили хорошую оценку.
3. Вы выиграли в лотерею крупную сумму.
4. Вы случайно получили высокий балл на экзамене.
5. Вы хорошо учились в школе, отлично сдали экзамены и поступили в престижный вуз.
6. Вы получили наследство богатого родственника, о котором раньше не знали.
7. Вы усердно занимались и победили в олимпиаде по русскому языку.

Являются ли слова успех и удача синонимам? Попробуем разобраться.
У вас на столах лежат карточки, на которых перечислены некоторые ситуации. Распределите: где успех, а где удача?
Аргументируйте свой ответ. Выслушать ответы, прокомментировать их.
Вывод: Таким образом, мы можем сделать вывод: удача – это стечение обстоятельств, а к успеху ведет долгая и упорная работа. Удача – не ваша заслуга, как не ваша заслуга выигрыш в лотерею. Удача сваливается на вас просто потому, что вам повезло.
Успех приходит к тем, кто его заработал:
 - Вы знали, что хотели;
 - Вы сделали то, что нужно для этого;
 - Вы получили то, к чему стремились. Это ваш успех, и он всегда с вами.
Удачливым быть приятно, успешным престижно и надежно.

Карточки с ситуациями по количеству участников.

Проработка содержания занятия
15 мин.
Упражнение «Угадай!»
Перед участниками ставится непрозрачный мешочек, в котором лежат жёлтые (выигрышные) и синие (проигрышные) фигуры. Надо загадать, выпадет успешная фигура или нет, а потом вытащить из мешочка именно загаданную фигуру. За каждый верный выбор даются баллы (больше за выигрышную фигуру (4 балла), меньше – за проигрышную (2 балла), а за неправильный выбор баллы снимаются). Победителю вручается приз.
Педагог: Как вы думаете, может ли неудача привести к успеху?
Когда человека напрягают трудности и кажется, что уже сил никаких нет, чтобы с ними справиться, начинается самое интересное: именно в такие критические моменты проверяется, на что ты способен. Сейчас проведем один небольшой эксперимент.

Перед началом игры каждого из участников спрашивают, надеется ли он выиграть приз. Задаются вопросы: «Почему вы надеетесь выиграть или проиграть? Какое личностное качество нужно проявить, чтобы добиться победы?»
После окончания игры педагог предлагает оценить себя в ситуации «успеха» или «неуспеха» по ряду личностных качеств (ответственность, доброжелательность, независимость, добросовестность, уверенность, самостоятельность, самоконтроль). Доволен ли подросток своей игрой? Если ребенок все время не может угадать, какую фишку он вытянет, то можно, спросить его: «Как ты думаешь, почему ты не выигрываешь? Что ты должен сделать, чтобы достать ту фишку, которую ты назвал? Какие личностные качества ты проявил в ходе игры? Какие эмоции ты испытывал?».

Непрозрачный мешочек с разноцветными фигурами жёлтого и синего цвета.




Притча «Поставь стакан на стол».
У педагога в руке стакан с небольшим количеством воды. Он держит его таким образом, чтобы все его видели: «Как вы думаете, сколько весит этот стакан?...».
Ответы детей.
«Вообще-то, я и сама не знаю, сколько он весит, я не взвешивала. Но сейчас это не нужно. Мой вопрос вот какой: что произойдет, если я продержу его так несколько минут?»
«Ничего».
«Хорошо, что будет, если я буду держать его в течение часа?»
«У Вас заболит рука».
«Верно, а что будет, если я простою со стаканом в руке на протяжении всего дня?»
«Рука онемеет и будет совершенно обессилена от мышечного перенапряжения, и наверняка придется обратиться за медицинской помощью».
«Отлично, но изменится ли в течение дня вес стакана?»
«Нет».
«Тогда чем же вызваны такие последствия?»
«Хорошо, что я должен сделать, чтобы исправить положение?».
«Поставить стакан на стол».
«Точно. Так вот, так же следует поступать и с жизненными трудностями. Если вы будете думать о них десять минут, все будет нормально. Если вы продолжите держать их в своей голове, вы почувствуете себя хуже. Думайте о них день напролет и они обессилят и парализуют вас. Вы не сможете ничего сделать.
Очень важно думать о сложностях и проблемах вашей жизни. Но еще важнее вовремя «ставить их на стол».
Каждый день перед сном отложите ваши трудности в сторону. Тогда вы каждый день будете просыпаться полными сил и готовыми преодолеть любые жизненные трудности, которые подсунет вам судьба».
Не забудьте «поставить стакан»!


Воспитанники слушают педагога и отвечают на его вопросы в ходе рассказа.

Пластиковый стаканчик с небольшим количеством воды.

Проработка содержания темы

5 мин.
Упражнение «Выбор качеств». Работа в группах.
Для создания портрета успешного воспитанника нужно разобраться, что значит успешный человек. Представьте успешного человека. Это может вполне реальный человек (артист, политик, историческая личность, известная личность и т.п.), который является примером для подростка. Или это может быть придуманный идеал, к которому участник стремится. Подумайте, какие качества помогли ему этого достичь. Обсудите в группах.
Перед подростками список качеств. Необходимо выбрать пять качеств личности, которые помогут добиться успеха.
Скажите, пожалуйста, а чем мешает такое качество, как, например, послушание, настойчивость.
Хорошо, спасибо с данным заданием вы справились замечательно.

Карточки с набором качеств, фломастеры.
Слайд 4. Итак, «Успешный человек – это ».


Эмоциональная разрядка.
2 мин.
Упражнение «Те, кто »
Педагог зачитывает разные утверждения. Если вы обладаете услышанным качеством, то выполните действие, которое я назову.
- Встаньте те, кто считает себя добрым.
- Сделайте шаг вперед те, кто заботится о своем здоровье.
- Поднимите правую руку те, кто считает себя веселым.
- Присядьте те, кто считает, что он сильный.
- Хлопните в ладоши те, кто помогает друзьям в беде.
- Поднимите левую руку те, кто умеет хранить тайны.
- Повернитесь налево те, кто любит учиться.
- Сделайте шаг назад те, кто считает себя симпатичным.
- Повернитесь направо те, кто умеет радоваться своим успехам.
- Присядьте те, кто умеет внимательно слушать других.
- Подпрыгните те, кто считает, что он самостоятельный и независимый.
- Сделайте шаг вперед те, кто выполняет свои обещания.
-Выпрямите спину и расправьте плечи те, кто уверен в себе.
- Возьмитесь за руки те, кто умеет находить плюсы в любой ситуации!

- Посмотрим на себя.
Выполнение действий.
- Как вы себя сейчас чувствуете? (Ответы детей.). Есть над чем работать?



Завершение воспитательного занятия
10 минут
Коллаж «Портрет успешного воспитанника».
На листах бумаги создайте коллаж, схему, в которых отразите качества, признаки, характерные черты успешного воспитанника (работа в группах). Педагог просит ребят проявить свою фантазию. Из рисунка должно быть видно, какой это человек и какими характеристиками он обладает и что умеет (отразить, почему я считаю этого воспитанника успешным).

Мы с вами подошли к главному.
Попробуем создать портрет успешного воспитанника.
Каждый представляет свою работу и характеризует успешного воспитанника. Задача - постараться ответить на вопрос: «Чему нужно научиться и какие качества развить, чтобы быть успешным».
Вывод: Успех не приходит просто так, его достигают, и многое в нашей жизни зависит от нас самих. Тот ресурс, который в нас заложен, поможет нам добиться своих целей.
Нужно четко представлять то, что хочешь.                    Это – цель.
Нужно знать, что есть для того, чтобы добиться цели. Это – ресурсы.
Нужно незамедлительно начинать действовать.            Это – действия.
Вы получите то, что хотели.                                            Это – результат.
Один очень важный момент, хотя вы и обладаете качествами, необходимыми для успеха, нельзя забывать на пути к успеху – это сохранение человеческих качеств.
Листы А3, вырезки из журналов, клей, ножницы, фломастеры.

Подведение итогов (рефлексия, оценка занятия)



3 мин.
АМО «Солнышко и туча».
Цель: Выявить уровень удовлетворенности своей работой на занятии.
Проведение: каждый подросток подходит к своему солнышку и накладывает сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, накладывает солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.
Оценка результатов: преобладание солнышек над тучами позволяет сделать вывод о том, что занятие было плодотворное, интересное и цели были достигнуты.
Итак, давайте обратимся к началу занятия, какую цель мы поставили перед собой? (Выяснить, что такое успех, научиться различать успех и удачу, создать портрет успешного воспитанника).
Удалось ли нам ответить на вопросы, может кто-то хочет что-нибудь добавить?

Оправдались ли ваши ожидания и опасения?
Подросткам вновь предлагается взять солнышко или тучку. Далее каждый воспитанник должен подойти к своему солнышку и наложить сверху тучу, если у него возникли трудности в восприятии материала и наоборот, наложить солнышко на тучу, если его опасения были напрасны.

Доска.

Рефлексия (усиление педагогического воздействия)
5 мин.
Притча «Лягушка, дошедшая до цели».
Собрались несколько лягушек и разговорились:
Как жаль, что мы живём в таком маленьком болоте. Вот бы добраться до соседнего болота, там значительно лучше! проквакала одна лягушка.
А я слышала, что в горах есть отличное место! Там чистый большой пруд, свежий воздух, и нет этих хулиганов-мальчишек, мечтательно проквакала вторая лягушка.
А вам-то что с этого? огрызнулась большая жаба. Всё равно вам туда никогда не добраться!
Почему не добраться? Мы лягушки можем всё! Правда, друзья? сказала лягушка-мечтатель и добавила, давайте докажем этой вредной жабе, что мы сможем перебраться в горы!
Давайте! Давайте! Переберёмся в большой чистый пруд! заквакали все лягушки на разные голоса.
Так они все стали собираться в дорогу. А старая жаба рассказала всем жителям болота о «глупой затее лягушек». И вот когда лягушки двинулись в путь, все, кто остался в болоте, в один голос закричали:
Куда вы, лягушки, это же невозможно! Вы не дойдёте до пруда. Уж лучше сидеть в своём болоте!
Но лягушки не послушали, и двинулись в путь. Несколько дней они шли, многие выбивались из последних сил и отказывались от своей цели. Они поворачивали обратно в родное болото. Все, кого встречали лягушки на своём нелёгком пути, отговаривали их от этой безумной затеи.
И так их компания становилась всё меньше и меньше. И только одна лягушка не свернула с пути. Она не вернулась обратно в болото, а дошла до чистого красивого пруда и поселилась в нём.
Эта лягушка не была сильнее и настойчивее других просто она была глухая.
Она не слышала, что это "невозможно". Невозможно – это всего лишь громкое слово. Невозможно – это не факт. Это только мнение. Невозможно - это не приговор. Это вызов. Невозможно - это шанс проверить себя. Невозможно – это не навсегда. Невозможное - возможно!


Закончить наше занятие мне бы хотелось притчей. Педагог читает притчу.
- Если после нашего занятия, вам захочется подумать о своей жизненной цели, о том, что для вас в этой жизни важно. Значит, мы сегодня провели время с пользой.

Видеоролик «Лягушка, дошедшая до цели»
http://garmuspekx.com



Root Entry