Рабочая программа Обществознание 10-11 класс (базовый уровень)


Букрин А.А. учитель истории и обществознания гимназии №402 г. МосквыРАБОЧАЯ программа среднего (полного) общего образования
на базовом уровне По обществознанию
10-11 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа по обществознанию 10-11 класса составлена на основе:
Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования. ( Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 № 1089);
Примерной программы основного общего образования по истории для 10-11 классов общеобразовательных учреждений;
Закона РФ « Об образовании» № 122-ФЗ в последней редакции от 01.12. 2007 № 313-ФЗ;
Федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях;
Рабочая программа составлена на основе федерального компонента Государственного стандарта среднего (полного) образования по обществознанию и авторской программы Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой (базовый уровень) по курсу «Обществознание» 10-11 классов к учебнику «Обществознание» под редакцией Л.Н.Боголюбова, Н.И.Городецкой, А.И.Матвеева (базовый уровень). Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю).
Уровень и направленность рабочей программы:
Средняя полная общеобразовательная программа, базовый уровень
Организация учебного процесса: классно-урочная.
Данная рабочая программа может быть реализована при использовании традиционной, модульной технологии обучения, а также элементов других современных образовательных технологий, передовых форм и методов обучения, таких как проблемный метод, развивающее обучение, компьютерные технологии, тестовый контроль знаний и др., в зависимости от склонностей, способностей, возможностей каждого конкретного класса.
Статус документа
Примерная программа по обществознанию составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования.
Примерная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает примерное распределение учебных часов по темам курса, определяет минимальный набор самостоятельных, лабораторных и практических работ, выполняемых учащимися.
Общая характеристика учебного предмета
Содержание среднего (полного) общего образования на базовом уровне по «Обществознанию» представляет собой комплекс знаний, отражающих основные объекты изучения: общество в целом, человек в обществе, познание, экономическая сфера, социальные отношения, политика, духовно-нравственная сфера, право. Все означенные компоненты содержания взаимосвязаны, как связаны и взаимодействуют друг с другом изучаемые объекты. Помимо знаний, в содержание курса входят: социальные навыки, умения, ключевые компетентности, совокупность моральных норм и принципов поведения людей по отношению к обществу и другим людям; правовые нормы, регулирующие отношения людей во всех областях жизни общества; система гуманистических и демократических ценностей.
Содержание курса на базовом уровне обеспечивает преемственность по отношению к основной школе путем углубленного изучения некоторых социальных объектов, рассмотренных ранее. Наряду с этим, вводятся ряд новых, более сложных вопросов, понимание которых необходимо современному человеку.
Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами истории, географии, литературы и др. С этой точки зрения, важно использовать резерв свободного учебного времени, установленный примерной программой, для привлечения дополнительного материала, сопряженного с тематикой того или иного конкретного материала. Кроме того, с учетом небольшого объема учебного времени, отведенного на изучение обществознания на базовом уровне, принципиально важны межпредметные связи с курсом истории. Предполагается не только использование учащимися понятийного аппарата, усвоенного в рамках обществоведческого курса, но и тесная взаимосвязь обоих предметов в формировании и развитии умений и навыков, важных для познавательной, информационно-коммуникативной, рефлексивной деятельности учащихся. Взаимодействие курсов истории и обществоведения позволяет учащимся сформировать целостное представление о динамике развития современных форм общественной жизни, критически воспринимать получаемую социальную информацию, осмысленно изучать многообразие моделей поведения, существующих в современном обществе. Использование потенциала межпредметных связей курсов обществознния и географии расширяет знания учащихся о глобализации современного мира. Формирование системы интегративных связей обществознания и предметов образовательной области «Филология» значительно повышает коммуникативный потенциал процесса обучения, позволяет учащимся обращаться к творческому потенциалу народов мира, к духовному богатству народов. Знание учащимися принципов и направлений духовного творчества расширяет их возможности.
Цели
Изучение обществознания (включая экономику и право) в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие личности в период ранней юности, ее духовно-нравственной, политической и правовой культуры, экономического образа мышления, социального поведения, основанного на уважении закона и правопорядка, способности к личному самоопределению и самореализации; интереса к изучению социальных и гуманитарных дисциплин;
воспитание общероссийской идентичности, гражданской ответственности, правового самосознания, толерантности, приверженности гуманистическим и демократическим ценностям, закрепленным в Конституции Российской Федерации;
освоение системы знаний об экономической и иных видах деятельности людей, об обществе, его сферах, правовом регулировании общественных отношений, необходимых для взаимодействия с социальной средой и выполнения типичных социальных ролей человека и гражданина, для последующего изучения социально-экономических и гуманитарных дисциплин в учреждениях системы среднего и высшего профессионального образования или для самообразования;
овладение умениями получать и критически осмысливать социальную (в том числе экономическую и правовую) информацию, анализировать, систематизировать полученные данные; освоение способов познавательной, коммуникативной, практической деятельности, необходимых для участия в жизни гражданского общества и государства;
формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области социальных отношений; гражданской и общественной деятельности, межличностных отношений, отношений между людьми различных национальностей и вероисповеданий, в семейно-бытовой сфере; для соотнесения своих действий и действий других людей с нормами поведения, установленными законом; содействия правовыми способами и средствами защите правопорядка в обществе.
Место предмета в базисном учебном плане
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 140 часов для обязательного изучения учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования. В том числе: в X и XI классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
Примерная программа рассчитана на 140 учебных часов. При этом в ней предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 16 учебных часов (или 11%) для реализации авторских подходов, использования разнообразных форм организации учебного процесса, внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
Примерная программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетами для учебного предмета «Обществознание» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
определение сущностных характеристик изучаемого объекта, сравнение, сопоставление, оценка и классификация объектов по указанным критериям;
объяснение изученных положений на предлагаемых конкретных примерах;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
умение обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного);
поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа и извлечение необходимой информации из источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.). Отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели (сжато, полно, выборочно);
выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
работа с текстами различных стилей, понимание их специфики; адекватное восприятие языка средств массовой информации;
самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера;
участие в проектной деятельности, владение приемами исследовательской деятельности, элементарными умениями прогноза (умение отвечать на вопрос: «Что произойдет, если...»);
формулирование полученных результатов;
создание собственных произведений, идеальных моделей социальных объектов, процессов, явлений, в том числе с использованием мультимедийных технологий;
пользования мультимедийными ресурсами и компьютерными технологиями для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;
владение основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следование этическим нормам и правилам ведения диалога (диспута).
Программа призвана помочь осуществлению выпускниками осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.
Результаты обучения
Результаты изучения курса «Обществознание» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в социальной среде, делать сознательный выбор в условиях альтернатив.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и осознанно воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: характеризовать, анализировать, объяснять, раскрывать на примерах, осуществлять поиск социальной информации, оценивать, формулировать собственные суждения и т.д.
В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
Некоторые результаты обучения могут быть определены как прогнозируемые и не подлежат непосредственной проверке, поскольку связаны с личностными чертами и мировоззренческими установками выпускников.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Человек как творец и творение культуры
Человек как результат биологической и социокультурной эволюции. Философские и научные представления о социальных качествах человека.
Мышление и деятельность. Творчество в деятельности. Формирование характера. Потребности, способности и интересы.
Понятие культуры. Культура материальная и духовная. Элитарная, народная, массовая культура. Многообразие и диалог культур как черта современного мира. Традиции и новаторство в культуре. Мораль. Искусство.
Познавательная деятельность человека. Чувственное и рациональное познание. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, её критерии. Самопознание, его формы. Самооценка личности. Формирование образа «Я». Виды человеческих знаний.
Мировоззрение, его место в духовном мире человека. Типы мировоззрения. Философия. Искусство. Религия. Свобода совести. Веротерпимость.
Наука. Основные особенности научного мышления. Научное познание, методы научных исследований Естественные и социально-гуманитарные науки. Особенности социального познания.
Свобода и необходимость в человеческой деятельности. Свобода как условие самореализации личности. Выбор в условиях альтернативы и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности.
Общество как сложная динамическая система
Представление об обществе как сложной системе: элементы и подсистемы. Социальные взаимодействия и общественные отношения. Понятие о социальных институтах, нормах, процессах. Основные институты общества.
Общество и природа. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Феномен «второй природы».
Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса, его противоречивость. Цивилизация, формация. Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Постиндустриальное (информационное) общество.
Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм. Компьютерная революция. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.
Общество и человек перед лицом угроз и вызовов XXI века. Современные военные конфликты. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации.
Экономика
Экономика и экономическая наука. Спрос и предложение. Рыночные структуры. Рынки сырья и материалов, товаров и услуг, капиталов, труда, их специфика. Рыночные отношения в современной экономике. Особенности современной экономики России. Экономическая политика Российской Федерации.
Совершенная и несовершенная конкуренция. Политика защиты конкуренции и антимонопольное законодательство. Естественные монополии, их роль и значение в экономике России.
Экономика предприятия. Факторы производства и факторные доходы. Экономические и бухгалтерские издержки и прибыль. Постоянные и переменные издержки. Основные источники финансирования бизнеса.
Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Финансовый рынок. Особенности развития фондового рынка в России.
Банковская система. Роль ЦБ в банковской системе России. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции.
Рынок труда. Безработица и государственная политика в области занятости в России.
Роль государства в экономике. Общественные блага. Внешние эффекты.
Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.
Основы денежной и бюджетной политики государства. Кредитно-финансовая политика. Государственный бюджет. Государственный долг.
Экономическая деятельность и ее измерители. Понятие ВВП. Экономический рост и развитие. Экономические циклы.
Основные принципы менеждмента. Основы маркетинга.
Мировая экономика. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.
Социальные отношения
Социальная структура и социальные отношения. Социальная стратификация, неравенство. Социальные группы, их типы.Социальный конфликт. Виды социальных конфликтов, их причины. Пути и средства их разрешения.
Виды социальных норм. Социальный контроль и самоконтроль. Отклоняющееся поведение. Наркомания, преступность, их социальная опасность.Социальная мобильность, виды социальной мобильности в современном обществе. Каналы социальной мобильности. Молодёжь как социальная группа, особенности молодёжной субкультуры.
Этнические общности. Нации. Национальное самосознание. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как социальный институт. Семья и брак. Тенденции развития семьи в современном мире. Проблема неполных семей. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации.
Религиозные объединения и организации в Российской Федерации. Опасность сектантстваПолитика как общественное явление
Понятие власти. Типология властных отношений. Политическая власть. Государство как главный институт политической власти. Функции государства.
Политика как общественное явление. Политическая система, ее структура и сущность. Политическая деятельность. Политические цели и средства их достижения. Опасность политического экстремизма.
Политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Отличительные черты выборов в демократическом обществе.
Гражданское общество и государство. Проблемы формирования правового государства и гражданского общества в Российской Федерации. Гражданские инициативы.
Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Политическая идеология. Основные идейно-политические течения современности.
Многопартийность. Политические партии и движения, их классификация. Роль партий и движений в современной России. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации.
Роль средств массовой информации в политической жизни общества. Влияние СМИ на позиции избирателя во время предвыборных кампаний. Характер информации, распространяемой по каналам СМИ.
Политический процесс. Особенности политического процесса в России. Избирательная кампания в Российской Федерации. Законодательство Российской Федерации о выборах.
Человек в системе общественных отношений
Общественное и индивидуальное сознание. Социализация индивида. Социальная роль. Социальные роли в юношеском возрасте.
Духовная жизнь человека. Самосознание индивида и социальное поведение. Ценности и нормы. Мотивы и предпочтения.
Свобода и ответственность. Отклоняющееся поведение, его типы.
Общественная значимость и личностный смысл образования. Интеграция личности в систему национальной и мировой культуры. Знания, умения и навыки людей в условиях информационного общества.
Человек в системе экономических отношений. Свобода экономической деятельности. Предпринимательство. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина.
Человек в политической жизни. Политический статус личности. Политическая психология и политическое поведение. Политическое участие. Абсентеизм, его причины и опасность.
Политическое лидерство. Типология лидерства. Лидеры и ведомые.
Правовое регулирование общественных отношений
Право в системе социальных норм. Система российского права. Законотворческий процесс в Российской Федерации.
Гражданство в Российской Федерации. Основания приобретения гражданства. Права и обязанности, принадлежащие только гражданину.
Воинская обязанность. Призыв на военную службу. Военная служба по контракту. Альтернативная гражданская служба.
Права и обязанности налогоплательщиков. Юридическая ответственность за налоговые правонарушения.
Право на благоприятную окружающую среду и способы его защиты. Экологические правонарушения. Природоохранные и природоресурсные нормы.
Субъекты гражданского права. Понятия юридического и физического лица. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности.
Имущественные права. Право собственности. Основания приобретения права собственности. Право на интеллектуальную собственность. Наследование.
Неимущественные права: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав.
Порядок и условия заключения и расторжения брака. Правовое регулирование отношений супругов. Права и обязанности родителей и детей.
Законодательство РФ об образовании. Правила приема в образовательные учреждения профессионального образования. Порядок оказания платных образовательных услуг.
Трудовое законодательство РФ. Занятость и трудоустройство. Порядок приема на работу, заключения и расторжения трудового договора.
Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Основные нормы социального страхования и пенсионная система.
Споры, порядок их рассмотрения. Основные правила и принципы гражданского процесса. Особенности административной юрисдикции.
Особенности уголовного процесса. Виды уголовных наказаний и порядок их назначения. Конституционное судопроизводство.
Понятие и система международного права. Взаимоотношения международного и национального права. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.
Резерв учебного времени
Самостоятельные, лабораторные и практические работы, выполняемые учащимися
Не менее 40% учебного времени отводится на самостоятельную работу учащихся, позволяющую им приобрести опыт познавательной и практической деятельности. Минимальный набор выполняемых учащимися работ включает в себя:
работу с источниками социальной информации, с использованием современных средств коммуникации (включая ресурсы Интернета);
критическое осмысление актуальной социальной информации, поступающей из разных источников, формулирование на этой основе собственных заключений и оценочных суждений;
решение познавательных и практических задач, отражающих типичные социальные ситуации;
анализ современных общественных явлений и событий;
освоение типичных социальных ролей через участие в обучающих играх и тренингах, моделирующих ситуации из реальной жизни, через самостоятельное формулирование правил и норм поведения (в школе, общественных местах и т.п.);
применение полученных знаний для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;
аргументированную защиту своей позиции, оппонирование иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах о современных социальных проблемах;
написание творческих работ по социальным дисциплинам.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
В результате изучения обществознания (включая экономику и право) на базовом уровне ученик должен
Знать/понимать
биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;
тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;
необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;
особенности социально-гуманитарного познания.

Уметь:
характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;
анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;
объяснять: причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);
раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;
осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма, аудиовизуальный ряд); извлекать из неадаптированных оригинальных текстов( правовых, научно-популярных, публицистических и др. ) знания по заданным темам; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;
оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;
формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;
подготовить устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;
применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
успешного выполнения типичных социальных ролей; сознательного взаимодействия с различными социальными институтами;
совершенствования собственной познавательной деятельности;
критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации; осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации.
решения практических жизненных проблем, возникающих в социальной деятельности;
ориентировки в актуальных общественных событиях, определения личной гражданской позиции;
предвидения возможных последствий определенных социальных действий;
оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;
реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;
осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением.
Календарно-тематическое планирование по предмету
Обществознание 10 класс (базовый уровень) –70 ч.
№ занятия Тема занятия Тип занятия Дата занятия Кодификатор
ГИА 2014 года Кодификатор
ЕГЭ 2014 года
КЭС КПУ КЭС КПУ
Раздел I. ОБЩЕСТВО И ЧЕЛОВЕК.
Глава 1. ОБЩЕСТВО (4 часа) 1-2 Что такое общество Вводный урок
Комбинированный урок 1 нед сент1.1;1.1.1 1.4-1.5; 2.3;2.4;2.6-2.9
3-4 Общество как сложная динамическая система Урок -исследование 2 нед сент1.8-1.9 1.4-1.5; 2.1-2.4;2.5-2.8;3.1;3.3;
Глава 2. ЧЕЛОВЕК (11 часов). 5-6 Природа и человек Познавательная лаборатория 3 нед сент1.1 2.1-2.4;2.5-2.8;3.1;3.3;
7-8 Человек как духовное существо Урок презентаций, урок- исследование 4 нед сент1.1;1.5. 1.4-1.5; 2.1-2.4;1.8;2.5;
9-10 Деятельность – способ существования людей Урок презентаций, урок- исследование 1 нед окт1.5. 1.4-1.5; 2.1-2.4;1.8;2.5;
11-12 Познание и знание Занятие-анализ 2 нед окт1.3-1.4 1.21.82.1-2.5;3.1;3.6-3.7
13-14 Человек в системе социальных связей Урок презентаций, урок- исследование 3 нед окт1.1;1.2-1.3;1-5-1.7. 1.4-1.5; 2.1-2.4;1.8;2.5;
15 Общество и человек (обобщение) Урок обобщения и систематизации знаний 4 нед окт1.1.- 1.7 1.4-1.5; 2.1-2.4;2.5-2.8;3.1;3.3;
Раздел II. ОСНОВНЫЕ СФЕРЫ ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
Глава 3. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА (8 часов) 16-17 Культура и духовная жизнь общества Урок изучения нового материала. Комбинированный 4 нед окт 2 нед нояб1.1 1.4-1.5; 2.3;2.4;2.6-2.9
18-19 Наука. Образование. Урок изучения нового материала. Комбинированный 2-3 нед нояб1.11;1.12 1.4-1.5; 2.3;2.4;2.6-2.9
20-21 Мораль. Религия. Урок изучения нового материала. Комбинированный 3-4 нед нояб1.13;1.15 2.1;2.2;2.3;2.9;3.1
22-23 Искусство и духовная жизнь Творческая мастерская 4 нед Ноябрь 1 нед дек 1.14 2.1;2.2;2.3;2.9;3.1
Глава 4. ЭКОНОМИКА (4 часа) 24-25 Роль экономики в жизни общества Урок презентаций, урок- исследование 1-2 нед дек 2.1;2.3. 2.3;2.4;2.6-2.9
26-27 Экономическая культура Урок изучения нового материала. Комбинированный 2-3 нед дек 2.16 2.3;2.4;2.6-2.9
Глава 5. СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА (14 ч.) 28-29 Социальная структура общества Урок-исследование 3-4 нед дек 3.1;3.2. 1.3-1.7: 2.1-2.4;2.5-2.8;3.1;3.3;
30-31 Социальные взаимодействия Урок-исследование 4 нед дек
2 нед янв3.13;3.7;3.2; 1.3-1.7: 2.1-2.4;2.5-2.8;3.1;3.3;
32-33 Социальные нормы и отклоняющееся поведение Урок изучения нового материала. Комбинированный 2-3 нед янв2.3;2.4;2.6-2.9
34-35 Нации и межнациональные отношения Урок презентаций, урок- исследование 3-4 нед янв3.4-3.5. 2.3;2.4;2.6-2.9
36-37 Семья и быт. Урок презентаций, урок- исследование 4 нед янв1 нед фев1.9;3.14 2.3;2.4;2.6-2.9
38-39 Социальное развитие и молодежь Урок презентаций, урок- исследование 1-2 нед фев3.3. 2.3;2.4;2.6-2.9
40 Духовная и социальная сферы общества (обобщение) Урок-диспут 2 нед фев3.1-3.9 1.1;1.2;1.3;1.7;2.1-2.3;2.5-2.93.1;3.3.
41 Духовная, социальная и экономическая сферы общества (обобщение) Урок систематизации, проверки и коррекции знания и умений учащихся 3 нед фев2-3 1.1;1.2;1.3;1.7;2.1-2.3;2.5-2.93.1;3.3.
Глава 6. ПОЛИТИЧЕСКАЯ СФЕРА (11 ч.) 42-43 Политика и власть. Урок изучения нового материала. Комбинированный 3-4 нед фев4.1;4.14; 1.7;2.3;2.4;2.6-2.9
44-45 Политическая система Урок презентаций, урок- исследование 4 нед фев1 нед марта 2.3;2.4;2.6-2.9
46-47 Гражданское общество и правовое государство. Урок-практикум 1-2 нед марта 5.13;4.4;4.6; 1.4;1.7; 2.3;2.4;2.6-2.9
48-49 Демократические выборы и политические партии Урок изучения нового материала. Комбинирован 2-3 нед марта 4.1;4.11;4.
12;4.5;4.8. 2.3;2.4;2.6-2.9
50-51 Участие гражданина в политической жизни Урок презентаций, урок- исследование 3 нед марта 1 нед апреля 4.1;4.5. 2.3;2.4;2.6-2.9
52 Политическая сфера Урок систематизации, проверки и коррекции знания и умений учащихся (защита проектов) 1 нед апреля 4.1-4.9 1.1;1.2;1.3;1.7;2.1-2.3;2.5-2.93.1;3.3.
Раздел III. ПРАВО.
Глава 7. ПРАВО КАК ОСОБАЯ СИСТЕМА НОРМ (10 ч) 53-54 Право в системе социальных норм Урок изучения нового материала. Комбинированный 1-2 нед апреля 5.1. 1.7. 2.3;2.4;2.6-2.9
55-56 Источники права Урок презентаций, урок- исследование 2-3 нед апреля 5.1. 1.7. 2.3;2.4;2.6-2.9
57-58 Правоотношения и правонарушения Урок презентаций, урок- исследование 3-4 нед апреля 5.2.-5.4 1.7. 2.3;2.4;2.6-2.9
59-60 Современное Российское законодательство Познавательная лаборатория 4 нед апр1 нед мая 5.2. 2.1-2.3;2.5-2.9;3.1;3.3.
61-62 Предпосылки правомерного поведения Урок презентаций, урок- исследование 1-2 нед мая 5.1. 2.3;2.4;2.6-2.9
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ (6 ч.) 63-64 Общество в развитии Урок-практикум 2-3 нед мая 1.16.-1.17 1.4.-1.8.
65-66 Общество вступило в XXI в. Урок-семинар 3-4 нед1.18 2.3;2.4;2.6-2.9
67-68
69-70 Обобщение по курсу
Резерв Урок обобщения и систематизации знаний 4 нед мая 1-5 1.4-1.5; 2.1-2.4;2.5-2.8;3.1;3.3;
Перечень учебно-методического обеспечения
Учебники и методическая литература:
Л.Н.Боголюбов, А.Ю.Лазебникова и др. Обществознание.10 класс: учеб. для общеобразовательных учреждений: базовый уровень.- М.: Просвещение,2009
Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровень:10 класс. –М.: ВАКО,2012
Школьный словарь по обществознинию/ под редакцией Л.Н.Боголюбова. М .Просвещение, 2011
Учебное электронное издание Обществознание. ООО "Кордис&Медиа", 2011
Дополнительная литература
П.А. Баранов, С.В.Шевченко. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика». М.:АСТ:Астерель, 2011, 158 с
П.А. Баранов, А.В.Воронцов. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Право». М.:АСТ:Астерель, 2011, 191 с
П.А. Баранов. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Человек. Познание». М.:АСТ:Астерель, 2011, 158 с
П.А. Баранов, А.В.Воронцов. Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Социальные отношения». М.:АСТ:Астерель, 2009, 155 с
П.А. Баранов Обществознание: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Общество. Духовная жизнь общества». М.:АСТ:Астерель, 2008, 157