Рабочая программа внеурочной деятельности. Кружок по изодеятельности Красочное путешествие (5 класс)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №7 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Дубны Московской области»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ СОШ №7
Приказ №103 от 31.08.2016
_____________/ А.Р. Редькин
РАБОЧАЯ ПРОГРАММАвнеурочной деятельности
кружок «Красочное путешествие»
5 КЛАСС
Составитель:
Кораблёва Ольга Леонидовна,
учитель технологии
г. Дубна, 2016Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Красочное путешествие» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соответствии с новыми требованиями ФГОС средней ступени общего образования второго поколения. В процессе разработки программы главным ориентиром стала цель гармоничного единства личностного, познавательного, коммуникативного и социального развития учащихся, воспитание у них интереса к активному познанию истории материальной культуры и семейных традиций своего и других народов, уважительного отношения к труду.
Методологическая основа в достижении целевых ориентиров – реализация системно - деятельностного подхода на средней ступени обучения, предполагающая активизацию познавательной, художественно-эстетической деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей. Занятия художественной практической деятельностью, по данной программе решают не только задачи художественного воспитания, но и более масштабные – развивают интеллектуально-творческий потенциал ребенка. В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации. Освоение множества технологических приемов при работе с разнообразными материалами в условиях простора для свободного творчества помогает детям познать и развить собственные возможности и способности, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Важное направление в содержании программы уделяется духовно-нравственному воспитанию школьника. На уровне предметного содержания создаются условия для воспитания:
- патриотизма: через активное познание истории материальной культуры и традиций своего и других народов;
- трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни (привитие детям уважительного отношения к труду, трудовых навыков и умений самостоятельного конструирования и моделирования изделий, навыков творческого оформления результатов своего труда и др.);
- ценностного отношения к прекрасному, формирования представлений об эстетических ценностях (знакомство обучающихся с художественно-ценными примерами материального мира, восприятие красоты природы, эстетическая выразительность предметов рукотворного мира, эстетика труда, эстетика трудовых отношений в процессе выполнения коллективных художественных проектов);
- ценностного отношения к природе, окружающей среде (создание из различного материала образов картин природы, животных, бережное отношение к окружающей среде в процессе работы с природным материалом и др.);
- ценностного отношения к здоровью (освоение приемов безопасной работы с инструментами, понимание детьми необходимости применения экологически чистых материалов, организация здорового созидательного досуга и т.д.).
Наряду с реализацией концепции духовно-нравственного воспитания, задачами привития ученикам 5 класса технологических знаний, трудовых умений и навыков программа «Красочное путешествие» выделяет и другие приоритетные направления, среди которых:
- интеграция предметных областей в формировании целостной картины мира и развитии универсальных учебных действий;
- формирование информационной грамотности современного школьника; - развитие коммуникативной компетентности;
-формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;
-использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
-овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
Основные содержательные линии программы направлены на личностное развитие учащихся, воспитание у них интереса к различным видам деятельности, получение и развитие определенных профессиональных навыков. Программа дает возможность ребенку как можно более полно представить себе место, роль, значение и применение материала в окружающей жизни. Связь прикладного творчества, осуществляемого во внеурочное время, с содержанием обучения по другим предметам обогащает занятия художественным трудом и повышает заинтересованность учащихся. Поэтому программой предусматриваются тематические пересечения с такими дисциплинами, как математика (построение геометрических фигур, разметка линейкой и угольником, расчет необходимых размеров и др.), биологоия (создание образов животного и растительного мира). При создании художественных образов используются те же средства художественной выразительности, которые дети осваивают на уроках ИЗО.
Системно - деятельностный и личностный подходы на средней ступени обучения предполагают активизацию познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей. Исходя из этого, программа «Красочное путешествие» предусматривает большое количество развивающих заданий поискового и творческого характера. Ученик всегда имеет возможность принять самостоятельное решение о выборе задания, исходя из степени его сложности. Он может заменить предлагаемые материалы и инструменты на другие, с аналогичными свойствами и качествами. Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
В программе уделяется большое внимание формированию информационной грамотности на основе разумного использования развивающего потенциала информационной среды образовательного учреждения и возможностей современного школьника. Передача учебной информации производится различными способами (рисунки, схемы, выкройки, чертежи, условные обозначения).
Развитие коммуникативной компетентности происходит посредством приобретения опыта коллективного взаимодействия, формирования умения участвовать в учебном диалоге, развития рефлексии как важнейшего качества, определяющего социальную роль ребенка.
Программа курса предусматривает задания, предлагающие разные виды коллективного взаимодействия: работа в парах, работа в малых группах, коллективный творческий проект.
Социализирующую функцию учебно-методических и информационных ресурсов образования обеспечивает ориентация содержания занятий на жизненные потребности детей.
У ребёнка формируются умения ориентироваться в окружающем мире и адекватно реагировать на жизненные ситуации. Значительное внимание должно уделяться повышению мотивации. Ведь настоящий процесс художественного творчества невозможно представить без особого эмоционального фона, без состояния вдохновения, желания творить. В таком состоянии легче усваиваются навыки и приемы, активизируются фантазия и изобретательность.
На первом этапе формируется деятельность наблюдения. Ребенок анализирует изображение, схему, поделку, пытается понять, как они выполнены. Далее он должен определить основные этапы работы и их последовательность, обучаясь при этом навыкам самостоятельного планирования своих действий. В большинстве случаев основные этапы работы показаны в пособиях, специальной литературе, картах поэтапного изготовления в виде схем, макетов и рисунков. Однако дети имеют возможность предлагать свои варианты, пытаться усовершенствовать приёмы и методы.
Следует помнить, что задача занятия — освоение нового технологического приема или комбинация ранее известных приемов, а не точное повторение поделки, предложенной учителем. Такой подход позволяет оптимально учитывать возможности каждого учащегося, поскольку допускаются варианты как упрощения, так и усложнения задания.
Дети могут изготавливать изделия, повторяя образец, внося в него частичные изменения или реализуя собственный замысел.
Планируемые результаты освоения
внеурочной деятельности кружка «Красочное путешествие»
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
широкая мотивационная основа художественно-творческой деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
интерес к новым видам прикладного творчества, к новым способам самовыражения;
устойчивый познавательный интерес к новым способам исследования технологий и материалов;
адекватное понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности;
Обучающийся получит возможность для формирования:
внутренней позиции обучающегося на уровне понимания необходимости творческой деятельности, как одного из средств самовыражения в социальной жизни;
выраженной познавательной мотивации;
устойчивого интереса к новым способам познания;
адекватного понимания причин успешности/неуспешности творческой деятельности.
Регулятивные универсальные учебные действия:
Обучающийся научится:
принимать и сохранять учебно-творческую задачу;
планировать свои действия;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль;
адекватно воспринимать оценку учителя;
различать способ и результат действия;
вносить коррективы в действия на основе их оценки и учета сделанных ошибок;
выполнять учебные действия в материале, речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
проявлять познавательную инициативу;
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в незнакомом материале;
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
самостоятельно находить варианты решения творческой задачи.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащиеся смогут:
допускать существование различных точек зрения и различных вариантов выполнения поставленной творческой задачи;
учитывать разные мнения, стремиться к координации при выполнении коллективных работ;
формулировать собственное мнение и позицию;
договариваться, приходить к общему решению;
соблюдать корректность в высказываниях;
задавать вопросы по существу.
Обучающийся получит возможность научиться:
учитывать разные мнения и обосновывать свою позицию;
с учетом целей коммуникации достаточно полно и точно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
осуществлять взаимный контроль и оказывать партнерам в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
осуществлять поиск нужной информации для выполнения художественно-творческой задачи с использованием учебной и дополнительной литературы;
использовать знаки, символы, модели, схемы для решения познавательных и творческих задач и представления их результатов;
анализировать объекты, выделять главное;
осуществлять синтез (целое из частей);
проводить сравнение, классификацию по разным критериям;
устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать (выделять класс объектов по к/л признаку);
подводить под понятие;
устанавливать аналогии;
проводить наблюдения и эксперименты, высказывать суждения, делать умозаключения и выводы.
Обучающийся получит возможность научиться:
осуществлять расширенный поиск информации в соответствии с исследовательской задачей с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
использованию методов и приёмов художественно-творческой деятельности в основном учебном процессе и повседневной жизни.
В результате занятий по предложенной программе учащиеся получат возможность:
развить воображение, образное мышление, интеллект, фантазию, техническое мышление, конструкторские способности, сформировать познавательные интересы;
расширить знания и представления о традиционных и современных материалах для прикладного творчества;
познакомиться с историей происхождения материала, с его современными видами и областями применения;
познакомиться с новыми технологическими приемами обработки различных материалов;
использовать ранее изученные приемы в новых комбинациях и сочетаниях;
познакомиться с новыми инструментами для обработки материалов или с новыми функциями уже известных инструментов;
совершенствовать навыки трудовой деятельности в коллективе: умение общаться со сверстниками и со старшими, умение оказывать помощь другим, принимать различные роли, оценивать деятельность окружающих и свою собственную;
оказывать посильную помощь в дизайне и оформлении класса, школы, своего жилища;
достичь оптимального для каждого уровня развития;
сформировать систему универсальных учебных действий;
сформировать навыки работы с информацией
Рабочая программа кружка «Красочное путешествие» составлена на основе комплексной программы «ДЕТСТВО» (В. И. Логинова, Т. И. Бабаева, Н. А. Ноткина и др. /Под ред. Т. И. Бабаевой, 3. А. Михайловой, Л. И. Гурович), авторской программы художественного воспитания, обучения и развития детей «Цветные ладошки» (Лыковой И.А.), учебных программ по изобразительной деятельности Б.М. Неменского и авторских работ Сокольниковой Н.М.
Данная программа кружка художественного творчества составлена из расчета 1 час в неделю (34 часа за учебный год) и рассчитана на один год обучения.
Содержание внеурочной деятельности
Кружок «Красочное путешествие», 5 класс
Содержание программы нацелено на активизацию художественно-эстетической, познавательной деятельности каждого учащегося с учетом его возрастных особенностей, индивидуальных потребностей и возможностей, преемственность с дошкольными видами деятельности детей, формирование мотивации детей к труду, к активной деятельности на уроке и во внеурочное время.
Программа «Красочное путешествие» составлена с учетом специфики возрастного психофизического развития детей среднего школьного возраста (10 – 14 лет). Объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей данного возрастного периода почти такие же, как и у взрослого человека. Что касается переключаемости, то она в этом возрасте даже выше, чем в среднем у взрослых. В подростковом возрасте активно идет процесс познавательного развития. Подростки уже могут мыслить логически, заниматься теоретическими рассуждениями и самоанализом. Развитие самосознания ребенка находит свое отражение в изменении мотивации основных видов деятельности: учения, общения и труда. Прежние «детские» мотивы, характерные для младшего школьного возраста, теряют свою побудительную силу. На месте их возникают и закрепляются новые, «взрослые» мотивы, приводящие к переосмыслению содержания, целей и задач деятельности. Те виды деятельности, которые прежде выполняли ведущую роль, например, игра, начинают себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникают новые виды деятельности, начинается новая стадия психического развития. В подростковом возрасте активно совершенствуется самоконтроль деятельности, являясь вначале контролем по результату или заданному образцу, а затем — процессуальным контролем, т. е. способностью выбирать и избирательно контролировать любой момент или шаг в деятельности.
Вводное занятие.
Знакомство с обучающимися. Введение в программу. Расписание занятий. Многообразие мира творчества, видов и техник художественного искусства. Планирование работы на год. Инструктаж по технике безопасности.
Практическая работа: выполнение творческой работы под руководством педагога с использованием различных техник и материалов (рисование красками, карандашами, выполнение аппликации из различных материалов или лепка).
Я и мои интересы. Самопознание.
Проведение бесед на тему: «Кто я?», «Какой я?». Изображение людей. Что такое портрет? Введение понятия «портрет». Мир вокруг меня: красота внутренняя и внешняя. Реальный мир и художественный образ. Жизнь природы: изменения в природе. Знакомство с творческими профессиями. «Цветная музыка» - умение выразить музыку, чувства, настроение в цвете.
Практическая работа: рисование человека по представлению и с натуры: портреты, автопортреты. Проведение наблюдений за изменениями в природе осенью. Рисование цветовыми пятнами: «Мои любимые цвета».
Я и мое окружение.
Я и моя дружная семья. Мир и люди вокруг меня. Бумагопластика. Знакомство с основными приемами работы. Понятие «художественный образ». Декорирование рисунка различными материалами.
Практическая работа: рисование и конструирование: «Чудесные предметы». Создание художественного образа героя сказок, былин, из жизни (рисование). Объединение рисунка с пластилиновыми элементами декора (декорирование рисунка).
Искусство.
Знакомство с профессией художник-пейзажист. Знакомство с творчеством известных художников-пейзажистов: «Природа на картинах известных художников». Русский пейзаж. Знакомимся с жанровой живописью. Мастера жанровой живописи. Знакомимся со сказочно-былинной живописью. Разница между жанровыми и сказочными живописными полотнами.
Русский пейзаж. Дары природы: знакомство с натюрмортом. Натюрморт простой и сложный. Виды натюрмортов. Натюрморт, как часть произведений других жанров. «Человековидение», портрет: ознакомление с пропорциональными отличиями в изображении взрослых и детей. Портреты женские, мужские, детские.
Введение понятия экопластика: основные приемы работы. Живописный пластилин. Введение понятия тестопластика: основные приемы работы. Барельефы. Приемы рисования солью. Соленые картины.
Практическая работа: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов: Шишкина И.И., Левитана И.И. Тематическое рисование: «Медвежата», «Золотая осень», «Жили-были…». Рассматривание жанровых композиций (реконструкция изображенных событий), портретов, коллекционных кукол в национальных костюмах.
Сбор природного материала: листьев, шишек, веточек. Декорирование работ природным материалом. Рисование натюрмортов, мимических картинок, портретов современных, исторических. Рисование с элементами тканевой аппликации и декорирования: «Русская красавица в костюме», «Портрет девицы-красавицы», «Щит богатырский». Выполнение работ из пластилина с элементами экопластики: «Фон для пейзажа», «Дерево-шар из осенних листьев». Выполнение барельефов из теста. Выполнение работы из проволоки «Фигура человека в движении».
Детский взгляд на известные картины.
Изображение времён года на картинах известных русских художников. Анализ содержания картин. Наблюдения за сезонными изменениями в природе. Портретные изображения: что мы знаем о портрете? Механическое смешение красок: основные приемы работы.
Практическая работа: рассматривание репродукций картин известных русских художников: сезонные изменения в природе. Проведение наблюдений в природе за изменениями. Рисование: «Кружево берез», «Сирень», «Утро в лесу», «Портрет красавицы».
Это очень интересно: рисовать, что всем известно.
Содержание картин. Времена года. Что мы знаем о портрете: детский портрет.
Практическая работа: рассматривание картин известных художников; анализ их содержания. Рисование: «Золотая осень», «Зимний пейзаж», «Март», «Девочка танцует», «Дети в маскарадных костюмах», «Зеленое кружево».
Я и Родина.
Из прошлого в настоящее: «С чего начинается Родина», «Природа нашей Родины». Русский пейзаж. Русский костюм. Лубочные картинки.
Практическая работа: рисование «Портрет русской красавицы», «Дома-терема».
Итоговое занятие.
Оформление выставочных работ. Подведение итогов учебного года.
Краткая характеристика процесса обучения
В зависимости от поставленных задач на занятии используются разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, эвристический или частично-поисковый, метод проблемного изложения), приемы обучения.
Формы работы могут быть следующими: индивидуальная работа, работа в парах, в группах. Используются традиционные формы проведения занятий:
комбинированные занятия;
беседы с воспитанниками;
экскурсии;
выезды на природу; сбор природного материала;
проведение мастер-классов;
проведение выставок работ учащихся объединения;
тематические чаепития;
коллективное творчество;
подведение итогов.
В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества. Выполнение некоторых заданий требует объединения детей в подгруппы.
Теоретическая часть дается в форме бесед с просмотром иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением темы.
Каждое занятие, как правило, включает теоретическую часть и практическое выполнение задания. Теоретические сведения — это объяснение нового материала, информация познавательного характера о видах декоративно-прикладного искусства, общие сведения об используемых материалах. Практические работы включают изготовление, разметку и оформление поделок.
Обучающиеся приобретают необходимые в жизни элементарные знания, умения и навыки ручной работы с различными материалами, бумагой, картоном, проволокой, нитками.
Особенностью данной программы является то, что она дает возможность каждому обучающемуся реально открыть для себя волшебный мир живописи и декоративно-прикладного искусства, проявлять и реализовывать свои творческие способности.
Подведение итогов может происходить в виде выставки, проведение конкурсов на выявление лучших работ по темам. Если при выполнении работы присутствовал метод проектов, его необходимо защитить.
Выставки:
однодневные - проводится в конце каждого задания с целью обсуждения;
постоянные - проводятся в помещении, где работают дети;
тематические - по итогам изучения разделов, тем;
итоговые – в конце года организуется выставка практических работ учащихся, организуется обсуждение выставки с участием педагогов, родителей, гостей.
Формы контроля:
Рейтинг готового изделия
Наблюдение
Беседа, объяснения учащихся
Практический контроль
Учебно-тематический план
№ Наименование разделов Количество часов Характеристика деятельности учащихся
всего аудиторные внеауди-торные5 класс
Вводное занятие. Я и мои интересы. Самопознание
8 7 1 Усвоение правил по технике безопасности при работе с колющими, режущими инструментами, пластическими и живописными материалами.
Проведение анализа изображения, умение сделать выбор, исходя из имеющихся материалов, используя технические приемы создания изображения.
Овладение техникой рисования, инструментами и приспособлениями. Знакомство с терминами: краски, цвет, колорит, палитра, композиция, художник, линия, пятно.
Умение совмещать разные материалы для изготовления композиций: включение элементов экопластики и бумагопластики.
Я и мое окружение 7 7 Усвоение правил по технике безопасности при работе с ножницами, клеем, бумагой.
Освоение способов разметки деталей.
Продолжить знакомство с техникой оригами. Знакомство с терминами: силуэт, композиция, орнамент, аппликация, лепка, рельеф, барельеф, горельеф, роспись, бумагопластика.
Овладение основными приёмами формообразования: сгибание и отгибание бумаги, складывание по намеченной линии и фиксирование формы поглаживанием с нажимом, целенаправленное изменение формы. Создание моделей по предложенным образцам.
Умение композиционно размещать на листе объёмные элементы и аппликационные и /или живописные изображения, учитывая формат работы, пространственное размещение на листе и соотношение предметов по величине.
Создание сюжетных композиций на темы окружающей жизни и литературных произведений с использованием разнообразных приемов работы, инструментов и материалов. Использование приёмов работы с пластичными и декоративными материалами на плоскостях и в объёме в самостоятельном творчестве.
Искусство 10 10 Распознавание жанров живописи: портрет, натюрморт, пейзаж, жанровая живопись, сказочно-былинная живопись. Умение пользоваться инструментами: карандашами, кистью, палитрой;
полностью использовать площадь листа, крупно изображать предметы;
подбирать краски в соответствии с настроением рисунка;
пользоваться графическими живописными материалами.
Определение жанры живописи, умение дать словесное определение понятий, самостоятельно различить разновидности лепных изображений на плоскости: рельеф, барельеф, горельеф.
Детский взгляд на известные картины 4 4 Формирование интереса к художественной деятельности, предметам искусства, творчеству известных русских художников- живописцев. Подбор красок в соответствии с настроением рисунка, использование формообразующих линий и пятен в ходе самостоятельной творческой работы. Подбор цветовых сочетаний и цветовой гаммы в самостоятельной творческой работе.
Это очень интересно: рисовать, что всем известно 3 3 Планирование хода самостоятельной творческой работы, организация рабочего места, реализация своего замысла. Подбор цветовых сочетаний и цветовой гаммы в самостоятельной творческой работе.
Я и Родина. Итоговое занятие 2 2 Создание пейзажных и сюжетных композиций на темы окружающей жизни и литературных фольклорных произведений с использованием разнообразных приемов работы, инструментов и материалов.
Итого 34 33 1 Тематическое планирование внеурочной деятельности
кружка «Красочное путешествие», 5 класс
№ Раздел,
тема занятияКоличество часов
Форма организации Виды деятельности
Сроки проведения
Вводное занятие Знакомство детей с режимом работы, инструментами, материалами, техникой безопасности.
Многообразие мира творчества, видов и техник художественного искусства. 1 индивидуальная, парная работа самостоятельная работа Я и мои интересы. Самопознание
Рисование человека по представлению и с натуры.
Портреты (пропорциональные соотношения).
Автопортрет.
Рисование цветовыми пятнами: «Мои любимые цвета». 8
3
2
2
1
индивидуальная, парная, фронтальная работа;
элементы игры;
экскурсия ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму); самостоятельная работа Я и мое окружение
Чудесные предметы.
Создание художественного образа героя сказок, былин, из жизни (рисование).
Объединение рисунка с пластилиновыми элементами декора (декорирование рисунка). 7
1
4
2 индивидуальная, парная, фронтальная работа;
элементы игры ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму);
выбор объекта из предложенных преподавателем;
самостоятельная работа Искусство
Рисование натюрмортов. Рисование портретов современных, исторических. Рисование с элементами тканевой аппликации и декорирования. Выполнение работ из пластилина с элементами экопластики. Выполнение барельефов из теста. 10
2
2
2
2
2 индивидуальная, парная, фронтальная работа;
элементы игры ответы на вопросы; выполнение работы по образцу (алгоритму);
выбор объекта из предложенных преподавателем;
самостоятельная работа Детский взгляд на известные картины Рисование-прочтение картин известных художников
4
индивидуальная, фронтальная работа выполнение работы по образцу (алгоритму);
выбор объекта из предложенных преподавателем (дифференцированные по уровню сложности);
самостоятельная работа Это очень интересно: рисовать, что всем известно 3 самостоятельная творческая работа Я и Родина.
Лубочные картинки.
Итоговое занятие
Оформление работ 2
1
1 выполнение работы по образцу; самостоятельная работа Рассмотрено на заседании кафедры _______________________________________
«29» августа 2016г
Протокол №__1___
___________________ Е.Г.КравцоваСОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР
_______________ Л.А. Сорокоумова
«30» августа 2016г