Презентация типовых заданий по формированию универсальных учебных действий на уроках русского языка


Типовые задания по формированию УУДна уроках русского языка Типовые задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)Задание «Анализ текста». Тема урока «Язык и речь» (повторение).5 класс Цель: прийти к пониманию необходимости беречь свой родной язык, ценить его и защищать, испытывать чувство гордости за богатство и неисчерпаемость языка. Прочитать высказывание, ответить на вопрос: Как вы его понимаете? «Перед вами громада – русский язык! Наслаждение глубокое зовёт вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его». Гоголь Н.В. 2. Приведите примеры лексического, морфемного, синтаксического богатства русского языка. 3. Докажите, что вы владеете разнообразными лексическими средствами для выражения мыслей. Продолжите синонимические ряды (кто больше?). К какому словарю следует обратиться в случае затруднения? Типовые задания для формирования личностных УУД (самоопределение)Дети получают карточки с текстом.(8 класс)Самая большая це(н, нн)ость народа - это язык, язык, на котором он пиш..т, говорит, дума..т. Дума..т! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проход..т через родной ему язык. .Вернейший способ узнать человека - его умственное развитие, его м..ральный облик, его х..рактер – прислушат(?)ся к тому, как он говорит.Если мы замеча..м манеру человека себя д..ржать, его похо..ку, его пов..дение и по ним судим о человеке, иногда, впрочем, ошибочно, то язык человека - гораздо более точ(?)ный пок..затель его человеческих качеств, его культуры.Итак, есть язык народа, как пок..затель его культуры, и язык отдельного человека, как пок..затель его лич(?)ных качеств, качеств человека, который пользует(?)ся языком народа.(Д. С. Лихачев)Выполнить следующие задания:1.Озаглавить текст.2.Определить основную идею.3.Сформулировать ответ на вопрос: «Что является показателем культуры человека?»4.Является ли ваша речь показателем культуры? Типовые задания для формирования личностных УУД (смыслообразование)Тема «Орфография» Вопросы: 1.Для чего нам нужно знать правила орфографии?2. Где в дальнейшем они могут вам пригодиться? 3.Встречались ли вы с случаями, когда взрослые люди не знали правил орфографии?4. О чем вы думали в тот момент? Типовые задания для формирования личностных УУД (нравственно-эстетическая ориентация)Урок развития речи 5 классПрочитайте рассказ В.А. Осеевой «Плохо». Cобака яростно лаяла, припадая на передние лапы. Прямо перед ней, прижавшись к забору, сидел маленький взъерошенный котёнок. Он широко раскрывал рот и жалобно мяукал. Неподалёку стояли два мальчика и ждали, что будет.В окно выглянула женщина и поспешно выбежала на крыльцо. Она отогнала собаку и сердито крикнула мальчикам:- Как вам не стыдно!- А что стыдно? Мы ничего не делали! - удивились мальчики.- Вот это и плохо! - гневно ответила женщина.Здания к тексту:1. О чем текст?2. Почему рассказ называется «Плохо»?3. Справедлива ли реакция женщины на поведение мальчиков?4. Случалась ли подобная ситуация с тобой или с твоими друзьями?5. Как бы вы поступили на месте мальчишек из рассказа?  Типовые задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)Тема урока: «Имя прилагательное как часть речи».(5 класс) Задание: выберите из предложенных высказываний то, которое раскрывает цель нашего урока: 1.Вспомнить, какие части речи мы знаем. 2.Определять самостоятельные и служебные части речи. 3. Научиться определять морфологические признаки и синтаксическую роль имени прилагательного. Типовые задания для формирования регулятивных УУД (целеполагание)Тема урока: «Правописание приставок на з и с». Формулирование цели и постановка проблемного вопроса урока. Чтение ключевых слов урока: Приставка, орфограмма – буква согласного, глухой согласный , звонкий согласный. Спрогнозируйте цель урока. (Узнать новый вид орфограммы, какие орфограммы – буквы согласного бывают, научиться писать орфограмму – букву согласного в приставке.) Подберите к каждому отрезку слова подходящую для него приставку. Прочитайте получившиеся слова. …дельник, …порядок, …трепенуться, …конечный, …жалобить, …чезнуть А если бы нужно было записать слова, с какой проблемой вы бы столкнулись? Почему? Типовые задания для формирования регулятивных УУД (планирование)Задание «Конструкторское бюро».Урок «Имя существительное как член предложения», 5 класс. Обобщение изученного.Как нужно расположить вопросы, чтобы получился план ответа на тему «Имя существительное как член предложения»?1.Дай определение обстоятельства. Приведи примеры предложений, где обстоятельство было бы выражено существительным?2.Дай определение дополнения. Приведи примеры предложений, где прямое или косвенное дополнение было бы выражено существительным?3.Дайте определение главных членов предложения. Приведите примеры, где главные члены будут выражены существительным. Типовые задания для формирования регулятивных УУД (контроль)Тема «Твердые и мягкие согласные» 5 классПодчеркни буквы мягких согласных звуков. Проверь свою работу с образцом на доскечайка, цапля, дочка, жизнь Типовые задания для формирования регулятивных УУД (контроль)Задание «Преднамеренные ошибки»Найдите и выпишите слова среди напечатанных без пробелов букв, исправьте возможные в них ошибки.3) ВУКПРСАБАКАЖЮТР (собака)МИДВЕДЬЙФЫУЪЭЮЬ (медведь) Типовые задания для формирования регулятивных УУД (коррекция)Задание «Я – корректор». Исправь ошибки в написании суффиксов прилагательных. Работа в паре. (Проверка по первичному тексту на экране)Шел я однажды по пустыной улице. Гляжу: деревяная ветрянная мельница. Я никогда не видел ничего подобного, привык жить в каменых домах со стекляными окнами, обедать в пристанционом буфете, испытывать родственные чувства к людям и не бояться временых трудностей.Подхожу поближе. Смотрю: выползает что-то змеинное: серебренная шкурка, длиное шнурообразное тело. Жизненного опыта у меня маловато, и я подумал: «Пойду-ка я домой, там меня ждет куриный бульон, жареные румянные пирожки и клюквеный сок». Типовые задания для формирования регулятивных УУД (прогнозирование)Прочитайте предложения. 1.Скажите о своих чувствах. 2.Как вы скажете, так и будет. Вопросы : -Как вы думаете, какие трудности могут возникнуть при написании этих слов? -Как вам кажется, от чего будет зависеть написание в этих словах? Типовые задания для формирования регулятивных УУД (прогнозирование)Тема: «Фонетический разбор слова». Задание: 1.Выполните фонетический разбор выделенного слова. 2.Достаточно ли знать порядок фонетического разбора? 3.Какие трудности могут возникнуть при выполнении разбора? 4.В чём состоят особенности звукового состава выделенного слова? Типовые задания для формирования регулятивных УУД (волевая регуляция)Задание. Учитель предлагает прослушать музыкальную композицию «Музыка летнего дождя» и устно рассказать о воображаемой картине. Типовые задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)Определите часть речи омонимичных слов. Обоснуйте свой ответ. Выводы запишите в тетрадь. Командир говорил просто и убедительно. – Я просто ослеп от яркой вспышки света .Мал золотник, да дорог. – Да здравствует мир на планете! Типовые задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)Тема: «Фонетический разбор слова». Задания: Подтвердите примерами из текста, что одна буква может обозначать два звука. 2. Какие буквы и когда могут обозначать два звука? 3. В каких случаях количество букв и звуков может не совпадать?   Типовые задания для формирования познавательных УУД (общеучебные) Типовые задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)Тема: Многозначные и однозначные слова. Даны загадки: Они обычно для шитья, И у ежа их видел я. Бывают на сосне и елке, И называются … (Иголки)Мухи белые летели На дворы, на крыши сели. Не сочтете белых мух, Что летают, словно пух. (Снежинки)В тетради я бываю косая и прямая, В другом совсем значении Я планка для черчения. И наконец, порою в шеренгу всех построю. (Линейка) Задание: отгадайте загадки. Найдите орфограммы в словах-отгадках. Что общего у этих слов? В чем их различие? Нет ли здесь лишнего слова?  Типовые задания для формирования познавательных УУД (общеучебные)Задание «Классификация по разным основаниям».Даны слова: петь, болеть, бежать, грустить, строить, рисовать, видеть. Попробуйте объединить их по разным основаниям. (Возможные виды классификации: по значению, видам). Типовые задания для формирования познавательных УУД (логические)Сколько слов с Ъ в тексте стихотворения? Почему? Докажите свою точку зрения.Эта буква – твердый знак,Знак-отшельник, знак-бедняк…Редко, робок и не смел,Встанет в предложен..еСловом вз..ем, вз..ярился, с..ел,В..явь, об..явлен .(Ну об..ект , еще об..ем,Об..яснение, под..ем).И опять сидит, скучает,Никого не замечает.  Типовые задания для формирования познавательных УУД (логические)Тема «Двойная роль букв е, ё, ю,я»ЗаданиеГеографические названия Ямал, Ереван, Юрмала и Йемен начинаются с одного и того же звука. -Какого? -Почему? -Объясните это языковое явление. Типовые задания для формирования познавательных УУД (действия постановки и решения проблем)Тема: Корень слова Задание: Почему нужно использовать корень слова для объяснения лексического значения слова? Типовые задания для формирования познавательных УУД (действия постановки и решения проблем)Тема «Имена собственные». Долгосрочное домашнее задание: проведите мини-исследование о том, почему так называется улица, на которой вы живете. Представьте результаты исследования на уроке Типовые задания для формирования коммуникативных УУД (общение и взаимодействие)Урок-дискуссия «Нерусский русский язык»( о лексических, орфоэпических нарушениях в нашей речи)Инструкция ведения дискуссии для учащихся:1) Аргументированно доказывать истину.2) Уметь доказать несостоятельность позиции оппонента.а) Указать на ложный тезис, который опровергается другими фактами.б) Указать на отсутствие логичности, недостаточность аргументированности в речиоппонента.в) Выдвинуть свои аргументы, позволяющие по – другому рассматривать факт.3). Уметь выслушать другую точку зрения до конца.4). Высказывать свою точку зрения, не унижая оппонента. Типовые задания для формирования коммуникативных УУД (общение и взаимодействие)Игра-«цепочка» Главный принцип этой игры — высказывание друг за другом по порядку всех учеников.В большой группе можно просить высказаться не всех, а выбранных по определенному принципу. Например, строго через одного. Или соседи по парте быстро решают, кто из них будет говорить. Или «девочка–мальчик–девочка–мальчик…». Или учащийся, который высказал свое мнение, выбирает того, кто должен говорить после него (выбирать уже говорившего нельзя).Чтобы было интереснее и неожиданнее, учитель может поменять этот принцип в середине цепочки. Типовые задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)Задание «Проверь знания у соседа». 6 класс.Урок систематизации и обобщения знаний по разделу «Словообразование и орфография».Форма выполнения задания: работа в парах.Описание задания: задание состоит из теоретической и практической частей. Теоретическое задание: составить устный рассказ по плану, рассказать его соседу по парте. Поставить оценку соседу за устный ответ. После выполнения задания несколько человек представляют классу свой ответ.Практическое задание: учащиеся получают карточки с заданиями, после выполнения задание также оценивается соседом. Учащиеся объясняют друг другу свои ошибки. 2 человека делают это задание на закрытой стороне доски (для последующей проверки). Типовые задания для формирования коммуникативных УУД (работа в группе)Групповой проект «Портрет одного слова» Инструкция: 1.Разбейтесь на 4 группы. 2. Выберите слово, с которым будете работать. 3. Найдите это слово в различных словарях и энциклопедиях. 4. Выясните, как часто и где используется это слово сейчас. 5. Объедините результаты своих поисков в презентацию. 6. Выберите докладчика. 7. Представьте свой проект одноклассникам.