Рабочая прогамма по внеурочной деятельности Очень умелые ручки. 1 класс.
Учитель начальных классов
МБОУ Поваровской СОШ
Коротова М. А.
2014-2015 уч.г.
Рабочая программа по внеурочной деятельности .Направление: трудовая деятельность.
Название курса: «Оч. умелые ручки»
Форма организации: разнообразные приемы работы с различными материалами, экспериментальная работа на пришкольном участке.
Пояснительная записка
Под традиционное определение труда как осознанной, энергозатратной, общепризнанной целесообразной деятельности, требующей от человека приложения усилий и осуществления работы, попадает и учебная деятельность. Однако, справедливо возвышающий учение принцип «хорошая учёба – это настоящий труд» в последнее время стал использоваться, к сожалению, и как прикрытие исчезновения прочих, неучебных форм трудовой активности детей из школьной жизни. Говоря о трудовой деятельности школьников, вводится уточнение – «производственная». То есть речь пойдет о труде, в котором дети по меньшей мере производят продукт (вещь, услугу, информацию и т.п.), причём значимый не только для них, но и для других людей.
Цель и задачи программы
Цель данного курса: дать возможность детям проявить себя, творчески раскрыться в области различных видов трудовой деятельности.
Задачи:
Развивать природные задатки и способности, помогающие достижению успеха в том или ином виде трудовой деятельности;
Научить приемам работы с различными материалами, приемам трудового мастерства;
Научить понимать необходимость привития трудовых навыков, анализировать работу, объективно оценивать выполненные действия, создавать проекты, защищать их.
Особенности программы
Данная программа строится на принципах:
Научности; в основе которых содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.
Доступности; которых определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.
Системности; определяющий взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.
При этом необходимо выделить практическую направленность курса.
Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.
Обеспечение мотивации
Быть активным, непассивным – значит быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.
Занятия носят трудовой и эстетический характер.
Основные виды деятельности учащихся:
навыки дискуссионного общения;
изготовление сувениров к праздникам, подарков для близких;
ролевая игра социального характера.
Режим проведения занятий:
1-й год обучения 2ч в неделю, итого: 66 ч.
2-й год обучения 2 ч в неделю, итого: 68 ч.
3-й год обучения 2ч в неделю, итого: 68 ч.
4-й год обучения 2ч в неделю, итого: 68 ч.
Изучение программного материала начинается с 1 класса на доступном младшим школьникам уровне, преимущественно в виде учебных игр и в процессе практической деятельности. Кроме того, курс включает в себя дополнительные виды деятельности:
организация подвижных игр;
проведение опытов;
выполнение упражнений на релаксацию, концентрацию внимания, развитие воображения.
Организация учебных занятий предполагает, что любое занятие для детей должно стать уроком радости, открывающим каждому ребёнку его собственную индивидуальность.
Место курса в учебном плане
Программа рассчитана на 4 года, 270 часов. В 1 классе – 66 ч, 2-4 классы по 68 ч. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 35 минут (в 1 классе), по 45 минут в 2 - 4 классах. Программа рассчитана на детей 7-10 лет, реализуется за 4 года. Количество учащихся составляет 25 человек.
Ожидаемые результаты:
развитие индивидуальности каждого ребёнка в процессе самоопределения в системе внеурочной деятельности;
приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), понимания социальной реальности и повседневной жизни;
формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом;воспитание уважительного отношения к своему городу, школе, труду своему, товарищей. взрослых;
получение школьником опыта самостоятельного социального действия;
формирования коммуникативной, этической, социальной, гражданской компетентности школьников;
формирования у детей социокультурной идентичности: страновой (российской), этнической, культурной, гендерной и др.
увеличение числа детей, охваченных организованным досугом;
воспитание у детей толерантности, навыков здорового образа жизни;
формирование чувства гражданственности и патриотизма, правовой культуры, осознанного отношения к профессиональному самоопределению;
реализация, в конечном счете, основной цели программы – достижение учащимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирование в них принимаемой обществом системы ценностей.
Тематическое планирование. 1 год обучения - (66 ч)
№ Тема занятия Кол-во часов
1. Вводное занятие. Открытие фабрики – комбината по изготовлению сувениров и подарков «Оч.умелые ручки» 1ч
2 Открытие цеха заготовки материалов. Экскурсия в парк за природными материалами. 1ч
3. Сортировка и закладка на хранение собранного материала 1ч
4-5. Цех природного материала. Аппликации из листьев. (совместная и индивидуальная поделки) 2ч
6. Аппликация из листьев. Мышка. 1ч
7. Панно «Цветок». 1ч
8. Мозаика. Составление композиции «Заяц и ёж». 1ч
9. Мозаика из гальки на пластилиновой основе. 1ч
10-13. Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на отдыхе, лесные строители, папа и сыночек. 4ч
14. Художественное конструирование из природных материалов. Цветы. 1ч
15. Открытие пластилинового цеха. Пластилин – волшебник. 1ч
16-17. «Рисунки» жгутиками из пластилина. Радуга. Цветик – семицветик. 2ч
18. Лепка из отдельных частей. Игрушки. 1ч
19. Рисунки пластилином. 1ч
20. Открытие бумажного цеха. Аппликация из бумаги. Пальмы. 1ч
21. Аппликация из бумаги. Тележка с яблоками. 1ч
22. Мозаика из бумаги. Морская звезда. 1ч
23. Мозаика. Осеннее дерево. 1ч
24. Елочное украшение «Складная звезда». 1ч
25. Ёлочная подвеска «Золотая рыбка». 1ч
26-27. Подвеска из конусов «Петрушка». 2ч
28-29. Открытие цеха ниточного производства. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик». 2ч
30-31. Детали карнавального костюма «Каменный цветок». Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. 2ч
32-33. Оригами. Заяц и лиса. 2ч
34. Оригами. Объёмная композиция. 1ч
35. Моделирование на плоскости. Чебурашка. 1ч
36-37. Объёмное моделирование. Грузовик. Черепаха. 2ч
38. Игрушка из бумаги. Божья коровка. 1ч
39. Модели самолётов. Планер. 1ч
40-41. Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик». 2ч
42-43. Тетрадка-малышка. 2ч
44-45. Лягушонок-озорник из бумажных конусов. 2ч
46. Фигурки из бумажных салфеток: «Лилия», «Шляпа кардинала», «Королевская мантия». 1ч
47. Плетеный браслет. 1ч
48-49. Сумочка сюрпризная. 2ч
50-52. Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» .3ч
53-55. Открытие цеха комплексных работ. Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. 3ч
56. Плетение в три пряди. 1ч
57. Аппликация с использованием «косичек». 1ч
58-60. Открытие цеха шитья и вышивания. Изготовление салфетки. 3ч
61-62. Пришиваем пуговицы. Узор на салфетке из пуговиц. 2ч
63-64. Игрушки из нескольких помпонов. Сова, совёнок. 2ч
65-66. Подготовка экспонатов для выставки. Лучшие работы фабрики. Декоративное оформление предметов быта и жилища. 2ч
Содержание программы
Тема 1. Вводное занятие.
Тема 2. Открытие цеха заготовки материалов. Экскурсия в парк за природными материалами. Краткая характеристика операций сбора, хранения и обработки природных материалов (последовательность, инструменты и приспособления)
Тема 3. Сортировка и закладка на хранение собранного материала. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Тема 4-5. Цех природного материала. Аппликации из листьев. (совместная и индивидуальная поделки) Дары природы. Техника работы с природным материалом.
Тема 6. Аппликация из листьев. Мышка. Техника работы с засушенными листьями.
Тема 7.Панно «Цветок». Техника мозаики из природного материала.
Тема 8. Мозаика. Составление композиции «Заяц и ёж». Техника мозаики из природного материала.
Тема 9. Мозаика из гальки на пластилиновой основе. Освоение приёма выкладывания мозаики из гальки, керамзита.
Тема 10-13. Объемные игрушки из природных материалов. Райская птичка, на отдыхе, лесные строители, папа и сыночек. Изготовление объемных изделий из природных материалов. Выбор материалов с учетом их поделочных качеств, формы и размеров изделия. Основные способы соединения деталей изделия.
Тема 14. Художественное конструирование из природных материалов. Цветы. Совершенствование технологии работы с природным материалом.
Тема 15. Открытие пластилинового цеха. Пластилин – волшебник. Техника работы с пластилином.
Тема 16-17. «Рисунки» жгутиками из пластилина. Радуга. Цветик – семицветик. Техника «рисования» и изображения пластилиновыми жгутиками.
Тема 18. Лепка из отдельных частей. Игрушки. Техника работы с пластилином отдельными деталями.
Тема 19. Рисунки пластилином. Техника выполнения рисунка пластилиновыми пластинами приёмом налепа.
Тема 20. Открытие бумажного цеха. Аппликация из бумаги. Пальмы. Техника работы с бумагой, симметрия.
Тема 21. Аппликация из бумаги. Тележка с яблоками. Техника составления композиции из бумаги.
Тема 22. Мозаика из бумаги. Морская звезда. Освоение приёма контурной мозаики.
Тема 23. Мозаика. Осеннее дерево. Техника работы с бумажной мозаикой.
Тема 24. Елочное украшение «Складная звезда». Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте.
Тема 25. Ёлочная подвеска «Золотая рыбка». Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий. Определение этапов работы .Тема 26-27. Подвеска из конусов «Петрушка». Основные приемы обработки бумаги. Изготовление объемных изделий. Определение этапов работы .Тема 28-29. Открытие цеха ниточного производства. Новогодние сувениры из ажурного нитяного кокона «Снеговик». Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями.
Тема 30-31. Детали карнавального костюма «Каменный цветок». Оформление домашних праздников: разработка и изготовление сувениров для конкурсов, подарков. Основные приемы обработки бумаги, картона. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия.
Тема 32-33. Оригами. Заяц и лиса. Освоение основных приёмов оригами. Техника работы оригами.
Тема 34. Оригами. Объёмная композиция. Освоение технологии объёмной композиции из бумаги.
Тема 35. Моделирование на плоскости. Чебурашка. Совершенствование технологических приемов работы с бумагой.
Тема 36-37. Объёмное моделирование. Грузовик. Черепаха. Освоение технологии объёмного моделирования из готовых геометрических фигур.
Тема 38. Игрушка из бумаги. Божья коровка. Конструирование из бумаги «мягкой» игрушки.
Тема 39. Модели самолётов. Планер. Освоение навыков технического моделирования из бумаги.
Тема 40-41. Ребристая упаковка для объемного подарка «Секретик». Краткая характеристика операций обработки бумаги (последовательность, инструменты и приспособления). Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией.
Тема 42-43. Тетрадка-малышка. Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией.
Тема 44-45. Лягушонок-озорник из бумажных конусов. Основные способы соединения деталей изделия, изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия. Разметка с использованием разметочных инструментов (линейки, карандаша, циркуля). Декоративное оформление изделия аппликацией.
Тема 46. Фигурки из бумажных салфеток: «Лилия», «Шляпа кардинала», «Королевская мантия». Складывание и сгибание заготовок. Последовательность и краткая характеристика операций. Изготовление объемных изделий из бумаги по эскизам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, соединение деталей изделия, сборка изделия.
Тема 47. Плетеный браслет. Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте.
Тема 48-49. Сумочка сюрпризная. Изготовление изделий из бумаги по образцам, экономная разметка заготовок, резание ножницами по контуру, складывание и сгибание заготовок, соединение деталей изделия склеиванием, сборка изделия, выявление несоответствия формы и размеров деталей изделия относительно заданного. Определение последовательности изготовления изделия по операционной карте.
Тема 50-52. Динамическая игрушка «Зайчик-прыгунчик» .Разметка заготовок деталей по шаблонам и с использованием разметочных инструментов.
Тема 53-55. Открытие цеха комплексных работ. Конфетница из половинки нитяного ажурного кокона. Клеевое и ниточное соединение деталей. Декоративное оформление изделия накладными деталями.
Тема 56. Плетение в три пряди. Освоение приёма плетения «косичкой».
Тема 57. Аппликация с использованием «косичек». Совершенствование приёма плетения «косичкой».
Тема 58-60. Открытие цеха шитья и вышивания. Изготовление салфетки. Техника освоения приема разметки ткани и простейших видов швов. Техника работы с тканью; совершенствование навыка прокладывания стежков.
Тема 61-62. Пришиваем пуговицы. Узор на салфетке из пуговиц. Совершенствование техники шитья.
Тема 63-64. Игрушки из нескольких помпонов. Сова, совёнок. Изготовление объемных изделий из текстильных материалов.
Тема 65-66. Подготовка экспонатов для выставки. Лучшие работы фабрики. Декоративное оформление предметов быта и жилища. Многообразие материалов и область их применения. Природные и искусственные материалы (название, сравнение свойств, использование). Выбор материалов по их свойствам. Подготовка материалов к работе. Бережное использование и экономное расходование материалов.
Результаты внеурочной деятельности
Воспитательный результат внеурочной деятельности — непосредственное духовно-нравственное приобретение ребёнка благодаря его участию в том или ином виде деятельности.
Воспитательный эффект внеурочной деятельности — влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребёнка.
Все виды внеурочной деятельности учащихся на ступени начального общего образования строго ориентированы на воспитательные результаты.
Уровни результатов внеурочной деятельности
Первый уровень Второй уровень Третий уровень
Школьник знает и понимает общественную жизнь (1 класс) Школьник ценит общественную жизнь (2-3 классы) Школьник самостоятельно действует в общественной жизни (4 класс)
Приобретение школьником социальных знаний, понимание социальной реальности и повседневной жизни. Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура) и к социальной реальности в целом..Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.
Достижение всех трех уровней результатов внеурочной деятельности будет свидетельствовать об эффективности работы по вопросам воспитания.
Литература.
В. И. Усачёв. Технология 1 класс. Волгоград «Учитель», 2006
И. Агапова, М. Давыдова. 114 игрушек и поделок из всякой всячины. Москва «Лада», 2010
И. Агапова, М. Давыдова. Поделки из бумаги: оригами и другие игрушки из бумаги и картона. Москва «Лада», 2010
Д. В. Григорьев. П. В. Степанов. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «просвещение», 2010
Е. С. Савинов. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа. Москва «Просвещение», 2010
Планируемые результаты начального общего образования под редакцией Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. Москва «Просвещение», 2010