Урок на тему: Верстка печатной продукции с использованием шаблонов в MS Publisher
Министерство образования Иркутской области ГБПОУ «Иркутский техникум машиностроения им. Н. П. Трапезникова»
Верстка печатной продукции с использованием шаблонов в MS Publisher
Методическая разработка урока
Преподаватель информатики Потеряева Т.А.
Иркутск, 2016 г.
Оглавление TOC \o "1-3" \h \z \u Оглавление PAGEREF _Toc447011951 \h 1Введение PAGEREF _Toc447011952 \h 2Предварительная подготовка: PAGEREF _Toc447011953 \h 3План урока: PAGEREF _Toc447011954 \h 4Ход урока: PAGEREF _Toc447011955 \h 5Заключение PAGEREF _Toc447011956 \h 8Приложение 1. Индивидуальные задания для студентов PAGEREF _Toc447011957 \h 9Приложение 2. Обязанности главного редактора PAGEREF _Toc447011958 \h 10Приложение 3. Оценочный лист: PAGEREF _Toc447011959 \h 11Приложение 4.Слайды презентации с вопросами для повторения PAGEREF _Toc447011960 \h 12Приложение 5. Слайды презентации с заданием PAGEREF _Toc447011961 \h 13Приложение 6. Примеры работ, выполненных студентами PAGEREF _Toc447011962 \h 14Приложение 7. Кроссворд PAGEREF _Toc447011963 \h 16Литература PAGEREF _Toc447011964 \h 18
ВведениеДанный урок является уроком проверки и оценки знаний, умений и навыков работы cшаблонами в мини издательской системе MSPublisher. Данный раздел дисциплины «Информатика» включает в себя знания, умения и навыки работы с текстом на ПК, редактирования, форматирования, вставки в текст графических изображений и т.д.
В качестве основного метода работы на уроке выбрана РОЛЕВАЯ ИГРА — игра, имитирующая реальную ситуацию, в которой участники действуют в соответствии с выполняемой ролью.
Студентам предлагается следующая ситуация: в техникуме идет подготовка Дня Здоровья, им поручено провести организационную работу, а именно, проинформировать всех об этом мероприятии, привлечь к нему как можно больше внимания, используя печатную продукцию.
Использование ролевой игры на данном уроке дает возможность участникам в наибольшей мере проявить свой творческий потенциал. Именно поэтому, в настоящее время на уроках стали чаще использоваться игровые методики. Они, включая в себя практически все формы работы (диалог, работа в группе и т.д.), предоставляют широкие возможности для творческой деятельности, интеллектуального развития студента. Игра дает возможность создать и сплотить коллектив, выявить студентов с организаторскими способностями, неформальных лидеров, раскрывая студентов порой с неожиданной стороны.
В методической разработке имеется подробный план занятия и его структура.
Предварительная подготовка:Урок является одним из заключительных уроков по теме «Обработка текстов». Студенты уже изучили приемы редактирования и форматирования текста и объектов, размещаемых в тексте, знают, что такое шаблон и как с ним работать. Поэтому особой предварительной подготовки студентов к уроку не требуется.
Преподаватель должен подготовить текст и иллюстрации к нему, разместить их в папке на каждом компьютере или в сети для экономии времени на уроке. В этой же папке размещается программа КРОССВОРД с подготовленным кроссвордом.
Возможен вариант, выдачи домашнего задания по подготовке текстовых материалов по теме работы, тогда все тексты должны быть заранее предоставлены преподавателю на проверку.
Обязанности главного редактора, оценочные листы, комплекты индивидуальных заданий для студентов распечатываются в необходимом дляпроведении игры количестве.
Для проведения проверки теоретических знаний студентов к уроку требуется подготовить презентацию с вопросами.
ОГБОУ «Иркутский техникум машиностроения»
План урока № 62
По дисциплине «ИНФОРМАТИКА И ИКТ»
Преподаватель Потеряева Т.А.
Для 1 курса специальности «Сварочное производство»
ТЕМА: Верстка печатной продукции с использованием шаблонов в MS Publisher.
ЗАДАЧИ:
а) образовательная –контроль уровня усвоения студентами программного материала, повторить и закрепить навыки форматирования текста;
б) воспитательная – способствовать воспитанию коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива;
в) развивающая – развитие творческих способностей учащихся, развитие интереса к предмету, развитие умения давать оценку своим знаниям и умениям.
ВИД ЗАНЯТИЯ: практическая работа
ТИП ЗАНЯТИЯ: урок проверки и оценки знаний, умений и навыков.
ФОРМА ОБУЧЕНИЯ: групповая.
МЕТОД ОБУЧЕНИЯ: мозговой штурм, ролевая игра.
МЕТОДЫ УЧЕТА И КОНТРОЛЯ: контроль со стороны учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, наблюдения со стороны учителя
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА: ПК, клавиатура, мышь, мультимедийный проектор, экран, презентациис вопросами для повторения материала и заданием, текст и рисунки для выполнения работы.
План урока:Орг. момент (Отметка в журнале, постановка целей и задач урока). 1 минута
Сообщение темы, постановка цели и задач урока. 3 минуты
Повторение теоретического материала. 7 минут
Создание игровой ситуации. 5 минут
Работа в группах. 20 минут
Проверка полученных результатов и подведение итогов. 5 минут
Анализ итогов работы. Оценка результатов работы. 3 минуты
Итог урока. 1 минута
Ход урока:№ этапа Наименование этапов и его структурных элементов Норма времени Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся Предполагаемый результат
Организационный момент 1 мин Проверка посещаемости, готовности к уроку Создание рабочей атмосферы
Сообщение темы, постановка цели и задач урока 3 мин Мы с Вами заканчиваем изучение программ обработки текстов, на следующем занятии Вы будете сдавать тест по этой теме, а сейчас урок будет проводиться в форме игры, в ходе которой мы проверим ваши знания, умения и навыки работы с текстами, повторим основные приемы работы. Ребята, до сих пор вы работали с обучающими упражнениями, содержащими инструкции по выполнению задания. Вы научились создавать текст, форматировать абзацы, работать с графическими объектами, заголовками, таблицами. Вы изучили новые понятия: колонтитул, форматирование и другие, которые используются в издательском деле. Сегодня аналогичные задания необходимо выполнить самостоятельно, без каких-либо инструкций.
Урок мы проведем в виде соревнования двух команд, поэтому, прежде чем приступить к игре, нам нужно разделиться на две команды и выбрать лидеров – будущих главных редакторов наших отделов публикаций. Мотивация студентов на выполнение задания.
Разбиение на группы (отделы), количество студентов в группе 6 человек.
Выбор главных редакторов.
Повторение теоретического материала. 7 мин Итак, проверим ваши теоретические знания по обработке текста.
Проверка знаний проводится с помощью презентации.
Каждая команда называет число от 1 до 8, каждому из этих чисел соответствует вопрос, на который она должна дать ответ. За правильный ответ команда получает 5 баллов. Если команда ответить не может или отвечает неправильно, слово дается тем, кто первым поднимет руку. Команды по очереди отвечают на вопросы. Актуализация имеющихся знаний.
Создание игровой ситуации. 5 мин
Качество жизни студенческого коллектива, зависит от активности самих студентов. Представьте себе, что студсовет нашего техникума, поручил Вам подготовку к такому мероприятию как День Здоровья. Ваша задача проинформировать студентов о порядке проведения мероприятия, подготовке к нему, конечно же о дате, времени и месте проведения мероприятия. Какие материалы Вы можете подготовить на компьютере?
Преподаватель записывает идеи студентов на доске. Называют виды печатной продукции, которые могут подготовить сами, которые могут пригодиться для подготовки и проведения мероприятия Определение видов материалов:
Объявление, стенгазета, листовки, лозунги, приглашения, программа, афиша
Мы не располагаем большим количеством времени, поэтому, я предлагаю Вам оформить в программе MSPublisher с использованием шаблонов следующие материалы:
- объявление
- приглашение
- листовки
- информационные таблички
- программки
- грамоты
Текст и иллюстрации к нему можно взять в папке Задание на Рабочем столе. Кто хочет найти картинки в интернете, помните – Ваше время ограничено, на работу у Вас будет только 20 мин.
Действия: использование шаблона, редактирование содержания, изменение макета и стандартных элементов. Слушают преподавателя, задают вопросы.
Выработка плана работы
Работа в группах 20 мин Консультирование по текущим вопросам.
Проверка сданных работ. Главный редактор распределяет задания. Каждый студент выполняет задание, которое ему досталось. Выполненное задание проверяется главным редактором и сохраняется в папке Задание на рабочем столе. Повторение и закрепление умений и навыков по работе с текстом
Дополнительное задание Студенты, закончившие работу раньше всех, разгадывают кроссворд. Проверка полученных результатов и подведение итогов 5 мин Просмотр готовых работ. Группы проверяют работу друг друга, выставляют оценки. Каждый студент проверяет аналогичную работу из другой группы, замечания записываются и сдаются Главному редактору, который предоставляет отчет преподавателю. Заполненные листы с оценкой работ
Анализ итогов работы. Оценка результатов работы 3 мин Подводит итоги, комментирует работы студентов и выставленные ими оценки. Главные редакторы «Выдают зарплату», т.е. оценивают работу студентов своей группы. Итог урока.Домашнее задание 1мин Кроссворд, прикрепляется в дневнике в качестве домашнего задания.
Физкультминутка Если останется время.
ЗаключениеУрок был проведен в форме ролевой игры, что способствует активизации познавательного интереса студентов и развитию интереса к предмету «Информатика», способствует развитию творческих способностей студентов.
Так как работа была организована в группах, то и такая воспитательная цель, как «воспитание коллективизма, ответственности за себя и других членов коллектива» тоже нашла отражение на данном уроке.
В ходе урока был повторен теоретический материал (на 3 этапе урока с помощью презентации), и был проверен и оценен уровень сформированности навыков и умений работы с шаблонами документов.
Также учащиеся имели возможность оценить самих себя, что способствует становлению самооценки.
В общем, считаю, что урок прошел успешно.
Приложение 1. Индивидуальные задания для студентовВид печатной продукции Назначение Содержание Требования к оформлению Общие требования к оформлению публикаций
Объявление
Информирует всех студентов о мероприятии, привлекает внимание участников Название мероприятия
Место проведения
Дата проведения
Время начала мероприятия
Кто участвует в мероприятии
Кто проводит мероприятие Название мероприятия оформить в виде объекта WordArt.
Вставить в объявление 3 фотографии. Оформить фотографии различными эффектами.
Шаблон - Объявления Все работы должны быть оформлены в едином стиле, иметь одинаковые шрифтовые и цветовые схемы.
Дополнительный плюс: в оформлении отражена тематика мероприятия.
Критерии оценки создаваемых документов:
Эстетичность оформления (рамки, картинки, соответствие текста и рисунка); (10 баллов)
Читаемость текста (размер шрифта, стиль шрифта, расположение на листе, межстрочные интервалы); (10 баллов)
Соблюдение требований к оформлению. (10 баллов)Информационные таблички Отображают отдельные лозунги, призывы Таблички:
Не курить
Старт
Финиш
Время начала
Пословица, связанная со здоровым образом жизни Текст таблички должен хорошо читаться
Шаблон – Информационные таблички Приглашение Информируют конкретного человека, группу людей о мероприятии Пустое поле для ввода данных об адресате
Название мероприятия
Место проведения
Дата проведения
Время начала мероприятия
Кто участвует в мероприятии
Кто проводит мероприятие
Как принять участие в мероприятии. Использовать стандартные клипы МSOffice.
Шаблон - Приглашения Листовки Нужны для более подробного описания мероприятия, его целей и задач. Название мероприятия
Цели и задачи мероприятия.
Что значит вести здоровый образ жизни
Рекомендации по правильному питанию, тренировкам, режиму дня.
К чему приводят вредные привычки.
В содержание отдельной листовки включить только один из пунктов 3, 4, 5 Название мероприятия оформить в виде объекта WordArt.
Обязательна иллюстрация по выбранной теме листовки.
Шаблон - Объявления Грамоты Используются для награждения участников мероприятия Должны быть грамоты за 1, 2, 3 место Шаблон – Почетные грамоты Программа мероприятия Ознакомление с порядком проведения мероприятия, проводимыми конкурсами. Название мероприятия
Место проведения
Дата проведения
Время начала мероприятия
Кто участвует в мероприятии
Кто проводит мероприятие
Порядок проведения конкурсов. Название мероприятия оформить в виде объекта WordArt.
Шаблон – Каталоги Приложение 2. Обязанности главного редактораГлавный редактор распределяет задания между студентами своей группы.
Главный редактор создает в папке Задание папку для сохранения работ своих сотрудников.
Каждый студент выполняет задание, которое ему досталось. Выполненное задание проверяется главным редактором, после чего сохраняется в созданной им папке под именами, соответствующими теме работы (объявление, программа, и т.п.).
Главный редактор обобщает результаты работы своей группы, подает отчеты преподавателю, «выдает зарплату» своим сотрудникам (выставляет оценку).
Приложение3.Оценочный лист:Вид печатной продукции Эстетичность оформления (рамки, картинки, соответствие текста и рисунка); (10 баллов)
Читаемость текста (размер шрифта, стиль шрифта, расположение на листе, межстрочные интервалы); (10 баллов) Соблюдение требований к оформлению. (10 баллов)
Объявление Информационные таблички Приглашение Листовки Грамоты Программа мероприятия Итого: Перевод баллов в оценку
Максимальное количество балов: 200 (20 баллов за ответы на вопросы и 180 за выполненные группой работы)
Баллы, заработанные группой, распределяет главный редактор.
Оценка в журнал:
30-35 баллов – 5 (отлично)
25-29 баллов – 4 (хорошо)
16-24 баллов – 3 (удовлетворительно)
Менее 16 баллов – 2 (неудовлетворительно)
Приложение 4.Слайды презентации с вопросами для повторения
Приложение 5. Слайды презентации с заданием
Приложение 6. Примеры работ, выполненных студентами
Приложение7. Кроссворд
По горизонтали2.Команда для распечатки готового текста на бумагу
3. Прямоугольник, обрамляющий абзац
4. Графический объект в текстовом документе
8. Интервал, с которого начинается первая строка абзаца
10. Команда для проверки текста на ошибки
12. Второй экземпляр документа
13. Промежуток между строками абзаца
14.Перечень глав и пунктов документа
16. Команда для создания фона текста
18. Совокупность характеристик символа или абзаца
По вертикали
1. Команда, изменяющая величину букв в тексте
5. Набор, используемый припроверки орфографии
6. Расположение текста улевой или правой границе абзаца, или по центру
7. Команда, изменяющая начертание букв в тексте
9. Команда, отвечающая за нумерацию строк в тексте
11. Команда для поиска и замены слова (или части слова) в тексте
15. Команда для создания рамки вокруг текста
17. Разработчик документа или программы
Ответы:
Кроссворд выполнен в программе «Кроссворд» Версия 1.
Литератураhttp://spisok-literaturi.ru/cross/kategorii-gotovyh-crossvordov/informatika/microsoft-word.htmlИнформатика и ИКТ, М.С.Цветкова, Л.С. Великович, М.: Издательский центр «Академия», 2012, стр.193-196