Коррекционная работа учителя-логопеда с обучающимися с ЗПР




Сахалинское государственное казенное специальное
учебно-воспитательное общеобразовательное учреждение
закрытого типа для обучающихся с девиантным
(общественно опасным) поведением











Коррекционная работа
учителя-логопеда
с обучающимися с ЗПР











Кузнецова Е.В.








с. Костромское, 2016



В последнее время увеличился рост различных отклонений психического развития, в том числе и задержка психического развития (ЗПР), которая проявляется, прежде всего, в замедлении темпа психического развития. Существуют различные классификации нарушений психического развития. Г.Е. Сухарева различает 3 вида психического дизонтогенеза: задержанное, поврежденное и искаженное развитие.
Более развернутой является классификация психического дизонтогенеза (нарушений психического развития), разработанная В.В. Лебединским. Автор выделяет следующие виды:
психическое недоразвитие;
задержка психического развития;
поврежденное психическое развитие;
дефицитарное психическое развитие;
искаженное психическое развитие;
дисгармоничное психическое развитие.
Таким образом, задержка психического развития является одной из форм нарушений, которая в школьном возрасте приводит к возникновению дисграфии, дислексии и дискалькулии.
В последние годы в наше учебное заведение закрытого типа поступают дети с ЗПР. Диагноз был подтвержден областной медико-психолого-педагогической комиссией. Чаще всего – это смешанное расстройство учебных навыков или психического развития (код F 81.3).
В 2013-2014 учебном году в школе находилось 6 обучающихся с таким диагнозом. В 2014-2015 – 9, в 2015-2016 – 9 воспитанников.
При поступлении в школу у детей с ЗПР обнаруживается недостаточность общего запаса знаний, ограниченность представлений об окружающем мире, незрелость мыслительных процессов, недостаточная целенаправленность интеллектуальной деятельности, быстрая ее пресыщаемость, преобладание игровых интересов, отмечаются различные нарушения устной и письменной речи. В одних случаях у детей преобладает задержка развития эмоционально-волевой сферы, в других случаях задержка преимущественно проявляется в замедлении развития познавательной деятельности.
При изучении медицинских карт было выявлено, что при рождении дети получили различные поражения, группа риска при ППЦНС. В основном, это дети из неблагополучных семей, ограниченные в общении в период становления речи. Большинство из них не посещали детские сады, неподготовленные пошли в 1 класс.
Данная проблема в работе с детьми с ЗПР младшего и среднего школьного возраста является актуальной в нашем учебном заведении закрытого типа.


Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда



Коррекционно-развивающая работа учителя-логопеда строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в соответствии со структурой и характером нарушений, их влияние на учебную деятельность и общее развитие ребенка. Основной формой ее организации является индивидуальные коррекционно-развивающие занятия, которые могут иметь коррекционно-развивающую и предметную направленность. В теории и практике обучения детей с ЗПР умственное развитие рассматривается как наиболее значимое направление коррекционной работы.



Важным средством умственного развития является формирование у учащихся приемов умственной деятельности и, в частности, приемов мышления. Известно, что дети с ЗПР имеют характерные особенности мыслительной деятельности, затрудняющие усвоение учебного материала во время работы на уроке. Для них характерна поверхностность мышления, его направленность на случайные, единичные признаки, инертность, малоподвижность мыслительных процессов, склонность к копированию, подражательности.
Особенностью работы логопеда является использования специальных методов, обеспечивающих особые образовательные потребности детей с ЗПР. Формирование приемов на занятиях должно обеспечивать постепенный переход мыслительной деятельности учащихся на продуктивный уровень, предусматривать «пошаговость» при предъявлении материала, дозированную помощь, учитывать индивидуальные возможности ребенка: умение работать самостоятельно, выполнять задание в словесно-логическом плане либо с использованием наглядных опор, воспринимать помощь педагога.
Без специальных коррекционно-развивающих занятий невозможно подавление основного дефекта и выравнивания детей до нормально развивающихся сверстников. Именно логопедическая служба создает условия для осуществления индивидуально-дифференцированного подхода в обучении детей с задержанным развитием. Качественный уровень работы логопедической службы отражен, прежде всего, в постоянной диагностической работе, основанной на принципах нейролингвистики, в составлении программ индивидуального сопровождения с учетом типологии задержки, в комплексной оценке развития ребенка на школьных педагогических консилиумах, в консультировании учителей педагогического коллектива в вопросах обучения лиц с особыми образовательными потребностями.
  Для логопеда-практика особую значимость приобретает проблема сложного дефекта, в структуре которого нарушения речи сопровождаются другими отклонениями психического развития, одно из них – интеллектуальная недостаточность. Нарушения речи у данной категории детей носят системный характер, затрагивают все стороны речевой системы, к тому же они обусловлены недостаточной сформированностью когнитивных процессов. Нарушения познавательной деятельности оказывают отрицательное влияние на весь процесс развития речи: как на овладение семантикой речи, так и на усвоение языковых закономерностей и формирование языковых обобщений.
  Для качественного логопедического сопровождения учебного процесса нужна комплексная программа коррекционно-развивающих занятий, которая соответствовала бы специфике работы с детьми ЗПР. Она рассчитана на весь период обучения ребенка с ЗПР и основывается на следующих теоретических положениях и принципах:
1. Усвоение языковой системы языка детьми с ЗПР должно быть основано на развитии мыслительных операций – это определяет необходимость тесной взаимосвязи развития речи с развитием познавательных процессов.
2. Воздействие на слабые звенья речевой системы и формирование их с учетом зоны ближайшего развития.
3. Взаимосвязь речи и моторики.
4. Учет типологии задержки при планировании коррекционно-развивающей работы.
5. Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода.
  






Алгоритм логопедического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Работа по выявлению учащихся, нуждающихся в логопедической помощи.
Обследование обучающихся, анализ результатов.
Индивидуальные беседы.
Знакомства учителей с результатами обследования.
Ознакомление с данными медицинского осмотра для уточнения причины и характера речевых нарушений.
Ознакомление с рекомендациями и заключениями ПМПК.
Организационная работа.
Оформление документации.
Составление планов работы (годовой, перспективный, календарный).
Оформление журналов логопедического кабинета и  учёта детей с нарушением устной и письменной речи.
Заполнение речевых карт.
Назначение индивидуальных занятий.
Утверждение расписания занятий.
Оборудование кабинета (подбор и изготовление материала, игр с учётом специфики работы с учащимися с речевой патологией).


Коррекционно-развивающие направления
логопедического сопровождения в школе:

1. Уточнение и обогащение словарного запаса детей в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире.
2. Развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказывания, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи, способности к творческому высказыванию, умению строить связный письменный рассказ, развитие текстовой деятельности учащихся.
3. Формирование у детей направленности на звуковую строну речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
4. Совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности у ребенка на основе собственного опыта выделять существенные признаки двух основных групп русского языка - гласных и согласных.
5. Формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
6. Пролонгирование логопедического сопровождения на второй ступени обучения по кор-рекции дизорфографии.

  Учитель-логопед оказывает содействие в успешной адаптации и социализации учащихся в данном образовательном учреждении в современном обществе, качественно помогает детям в освоении общеобразовательной программы.
Характерными особенностями коррекционно-развивающей работы с детьми с задержанным развитием является обязательное систематическое и многократное повторение, которое обусловлено особенностями процессов памяти детей с ЗПР и направлено на отработку и воспроизведение полученных представлений и на более

прочное усвоение знаний. Основными темами логопедической коррекции, которые требуют тщательной отработки и многократного повторения, являются такие: «Речь», «Слово», «Предложение», «Звук», «Звуки речи», «Гласные и согласные», «Звонкие и глухие», «Твердые и мягкие», «Слоговой состав слова». Данные темы являются фундаментом в совершенствовании фонетической системы языка.
  Характерным отличием программы логопедической коррекции является введение подготовительного этапа по коррекции и развитию следующего:
положительной мотивации, устойчивого познавательного интереса к логопедическим занятиям;
значимости правильного письма в обыденной жизни человека;
познавательной деятельности (мыслительных операций, памяти, внимания, воображения, пространственно-временных представлений);
графомоторного навыка и мелкой моторики;
саморегуляции и самоконтроля (данный этап имеет первостепенное значение в коррекции дисграфии и дислексии детей с ЗПР, так как. на первый план в нарушении развития у данной категории детей выходит неспособность контролировать свою деятельность и управлять своим поведением);
поведенческой и эмоционально – волевой сферы.



Письменная речь
Письмо
Трудности формирования навыка письма, с которыми столкнулся не готовый к обучению в школе первоклассник, остаются непреодолёнными и во втором, и в третьем, и в четвертом классах. Особенно трудно детям установить соотношение между звуками и буквами в словах, имеющих несоответствие по количеству звуков и букв. В результате имеющихся трудностей дети не овладевают навыками письма в том объеме, какой требуется в данном классе, оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов и других письменных работ, предусмотренных программой. В их диктантах встречаются ошибки, указывающие на недостаточную сформированность навыков звукобуквенного анализа и синтеза:
пропуски гласных букв в середине слова;
недописывание гласных букв на конце слова;
пропуски слогов;
перестановки букв;
вставка лишних букв.
Кроме данной группы ошибок, в письменных работах обучающихся с дисграфией встречается достаточно много ошибок на замену и смешение букв. Кроме ошибок на уровне буквы в письменных работах учащихся с дисграфией встречается много ошибок, связанных с недоразвитием словарного запаса: на правописание безударных гласных в корне слова, на правописание суффиксов и приставок.
Коррекция ошибок данного типа осуществляется при помощи упражнений, направленных на развитие пространственных представлений учащихся.
К синтаксическим ошибкам, допускаемым в большом количестве учениками, относятся:
- пропуски запятой при однородных членах предложения;
- пропуски запятой в сложном предложении;
- неумение разграничивать предложения (написание одним предложением целого текста или деление его на 2-3 предложения);
-заглавная буква  в начале предложения.



Чтение

Установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Педагог сегодня должен стать создателем новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщённых способов деятельности и создание обучающимися собственных продуктов в освоении знаний. Связующим звеном всех учебных предметов является текст, работа с которым позволяет добиваться оптимального результата. В концепции универсальных учебных действий (авторов Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др.), наряду со многими универсальными действиями, выделены действия смыслового чтения. Смысловое чтение включает в себя умение осмысливать цели и задачи чтения, умение находить и извлекать информацию из различных текстов, умение работать с художественными, научно-популярными, официальными текстами, умение понимать и адекватно оценивать информацию из текста. Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость организации деятельности по формированию смыслового чтения в образовательном процессе. Процесс чтения рассматривали многие ученые Ф. Смит, Н.Н. Светловская, В.М. Филатов, З.И. Клычникова, И.А. Зимняя, по общему мнению, работа с текстом начинается еще до его чтения, разворачивается по ходу чтения и продолжается в размышлениях о прочитанном.
Для совершенствования техники чтения еще Л.Н.Толстой рекомендовал чтение текстов, заученных на слух. Суть такого чтения в том, что ребенок, зная слово, видит его графическое изображение, соотносит напечатанные буквы, их сочетание с живыми звуками.
Дети с недостатками письменной речи не овладевают навыком чтения в объеме, предусмотренном учебной программой. Многие медленно, по слогам читают слова даже простой слоговой структуры, допускают многочисленные ошибки (пропуски букв, перестановки букв и слогов, неправильно ставят ударение в словах).
Дети с ЗПР часто делают неправильное ударение, их чтение является маловыразительным, монотонным. Часто в конце предложения отсутствует интонационная законченность. При пересказе прочитанного дети не могут выделить главную мысль, отразить временные, причинно-следственные связи, оценить ситуацию, поступки действующих лиц. У таких детей вследствие недостаточности процессов синтеза нарушено целостное восприятие текста.
Трудности в формировании навыка чтения могут быть вызваны причинами различного характера:
-- нарушениями пространственных представлений, пространственной ориентировки;
-- нарушением зрительно-моторной координации;
-- нарушением моторики, графомоторных навыков;
-- нарушением слухового, зрительного, фонетико-фонематического восприятия;
-- нарушением произвольного внимания;
-- нарушением памяти, особенно снижением слухоречевой памяти;
-- нарушением функций, при которых затруднено воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
-- нарушениями речевого развития (звукопроизношения), грамматического строя речи, бедностью словарного запаса.
-- слабое развитие у учащихся функции самоконтроля;
-- частыми причинами ошибок чтения может быть и недостаточное развитие концентрации внимания: при чтении текста глаз ребенка совершает хаотичные движения, происходит считывание случайно попадающих в поле зрения ребенка букв. Впоследствии у детей, делающих подобные ошибки, с трудом формируется навык следования направлению чтения - слева направо.
Формирование навыка чтения на логопедических занятиях проводится в три этапа:
1. Диагностика, развитие и коррекция психических процессов, обеспечивающих формирование навыка чтения.
2. Формирование навыка чтения.
3. Формирование эмоционально-положительного отношения к процессу чтения, интереса к чтению.
По развитию скорости чтения можно использовать следующие виды упражнений:
Развитие бокового зрения (смотреть в одну точку, назвать предметы вокруг).
Чтение трудных слов вместе с обучающимся, сначала по слогам, потом целиком.
Восстанови слова, доскажи словечко.
«Мнимое слово» (учитель намеренно ошибается).
Чтение слов, фраз и текстов наоборот – справа налево; чтение сходных слов: эскалатор – экскаватор и т.п.
Чтение текстов, написанных разным шрифтом или разным цветом.
Чтение в зеркальном изображении; «вверх ногами».
Поиск в тексте заданных слов.
Чтение с полосками. Полоска под строкой и полоска над строкой дают возможность ребенку ускорить темп чтения.
Столбик слов. Поочередно читать слова вслух в столбике слов, стараясь за одну минуту прочитать все большее количество раз этот столбик.
Работа со скороговорками.
Найти в тексте нужную строку (это упражнение тренирует вертикальное движение глаз по странице).
За одну минуту найти в тексте слова на какую-либо букву.
Найти вторую половину слова.
Игра «Фотоглаз». Сфотографировать (запомнить) несколько слов, записанных логопедом, и ответить на вопрос, есть ли названное слово в перечне?
Кроме того, параллельно веду работу над правильностью и выразительностью чтения.
Для пополнения словарного запаса и развития речи использую следующие виды упражнений (они же направлены на формирование умений сознательного чтения, то есть на понимание структуры и содержания текста):
1. Метод ассоциаций.
2. Сравнение (придумать, на что похож предмет).
3. Игра «Угадай предмет» (предмет или картинку детям не показываю, они задают разные вопросы, пока не угадают, что это такое).
4. Инсценировки (простые русские народные сказки).
5. Загадки.
6. Подбор однокоренных слов.
7. Восстанови последовательность событий.
8. Составление рассказов по рисункам.
9. Фантазирование.
10. Пересказ от разных лиц.
11. Зрительные диктанты.
12. Классификация слов, поиск заданного слова, отделение слов от псевдослов.
13. Словарная работа.
14. Кроссворды.
15. Работа с синонимами.
16. Работа с фразеологизмами.
17. Прогнозирование содержания текста и развитие смысловой догадки.
Определение жанра, темы, сюжета, эмоционального характера произведения до его чтения, исходя из названия. Перед началом чтения произведения учитель просит учащихся прочитать его название и задает вопросы.
18. Прогнозирование в процессе чтения.
Учитель задает вопросы таким образом, чтобы учащиеся в поисках ответа обращались и к нему, и к своим товарищам, вырабатывая совместное решение.
19. Развитие смысловой догадки.
20. Найдите ошибки в предложениях:
21. Чтение текста, закрыв последние три буквы всех строчек текста листом бумаги, а затем и начальные три буквы. Необходимо прочитать текст, стараясь угадать невидимые части по смыслу.
22. Чтение текста с добавлением недостающего слога или слова.
23. Исправить в тексте смысловые ошибки.
24. Поиск отрывков из разных текстов. Упражнение формирует умение выявлять структурные и смысловые части текста.
Работая над формированием навыка чтения у учащихся и привитием любви к процессу чтения, учитель должен твердо знать, зачем это нужно. Мы учим каждого ребенка читать потому, что это нужно и ему, и обществу. Читая, ребенок взрослеет и очеловечивается. Чем шире круг чтения, тем больше у учащихся возможностей найти самого себя. Мы должны научить тому, чтобы книги становились для ребят постоянными собеседниками, чтобы дети учились оценивать книги, чтобы они узнали широкий мир книг и могли их выбирать. Чтение должно оказывать помощь в становлении личности, в принятии важных решений. Когда дети это поймут, тогда они захотят читать и полюбят книги.
Заключение.

  Необходимость логопедической работы подтверждается результатами обследования устной и письменной речи учащихся с ЗПР.  Учитывая, что дисграфия и дислексия у детей с задержанным развитием возникает на фоне общего недоразвития речи, коррекция нарушений письменной речи ведется на основе лексической темы, что способствует активизации и обогащению словаря учащихся. И все же первостепенное значение в логопедическом сопровождении детей с задержанным развитием принадлежит формированию связной речи. Это обусловлено потребностями детей, так как учитель, работающий в школе, не имеет возможности глубоко и полно подготовить ребенка в вопросах формирования у него текстовой деятельности. После обучения в начальной школе логопеду удается скоррегировать фонематический слух, частично лексико-грамматический строй, а вот развитие связной речи остается на низком уровне. Следовательно, дети не готовы в среднем звене к самостоятельной текстовой деятельности (к написанию изложений, сочинений, описательных рассказов и т.д.), к тому же итоговая аттестация по русскому языку проходит в виде изложения или сочинения.
  Таким образом, система логопедической помощи в условиях общеобразовательной школы  – это целенаправленный и непрерывный процесс оказания действенной помощи детям с особыми образовательными потребностями, без которого невозможно функционирование данного образовательного учреждения.
15