Как понимать и правильно общаться с ребенком, имеющим диагноз ДЦП
"Как понимать и правильно общаться с ребенком, имеющим диагноз ДЦП»
Педагог- психолог Лунева Н.А.
Каждой семье хочется иметь здорового ребенка. Пожалуй, не найдется родителей, которые не желали бы, чтобы их дети были крепкими, умными и красивыми, чтобы в будущем они сумели занять достойное место в обществе.
Появление больного ребенка, несомненно, ведет к определенного рода трудностям и проблемам, которые на разных этапах развития ребенка, будут решаться либо совместно с родителями, либо с ребенком. Как правило, родители не готовы к тому, чтобы осмысленно принять случившееся, определить для себя задачи, согласно которым будут действовать. Семья, в которой появился ребенок с детским церебральным параличом, проходит множество этапов, среди которых чаще всего встречаются:
растерянность родителей, их несостоятельность в принятии решений относительно болезни ребенка;
неприятие или отвержение ребенка, когда родители проявляют эмоциональную холодность, стараются переложить ответственность за развитие ребенка на остальных членов семьи (бабушку, дедушку);
поиск виновных в случившемся, когда семейная пара или один из супругов обвиняют кого-то конкретно, либо ситуацию;
замкнутость, когда семья резко ограничивает социальные контакты, старается скрыть случившееся.
То, каким образом родители сумеют адаптироваться к такой тяжелой ситуации, является очень важным для благополучного будущего ребенка, но и всей семьи.
Семья является первой и самой главной группой в жизни ребенка, поэтому и определяет полностью развитие в первые годы и во многом – в последующие. Основными характеристиками этих отношений являются сотрудничество, принятие ребенка, солидарность.
Без правильной психологической поддержки большинство удрученных родителей пробует достичь хоть какого-то согласия, которое бы облегчило их страдания, но нередко это происходит путем нарушения отношений как с ребенком, так и с остальными членами семьи. Наилучшим вариантом будет сохранение добрых нормальных отношений в семье, однако родителям потребуется развить у себя дополнительные качества для того, чтобы помогать малышу преодолевать его проблемы.
Это значит, что ребенку нужно, чтобы его любили и относились к нему, как к здоровому, воспринимая его таким, каков он есть, независимо от его проблем.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем связанных со здоровьем, трудностей с обучением в школе, общением со сверстниками.
Нужно не забывать о том, что подрастающему больному ребенку нужно то же, что и остальным детям:
- игры;
- дружба, уважение, любовь;
- участие в семейных делах;
- путешествие, приключения;
- школа и другие формы обучения;
- участие в общественной жизни.
Помощь ребенку, имеющему нарушения опорно- двигательного аппарата – это не только лечение и работа специалистов, но и прежде всего, - огромный повседневный труд родителей, освещенный их любовью и проводимый на основе приобретенных специальных знаний.
Совместная деятельность родителей и детей направлена на сближение, нахождения эмоционального контакта контакта, понимания. Важный принцип в воспитании ребенка, который хочется донести до каждого из родителей - безусловное принятие ребенка. Без соблюдения этого принципа все попытки наладить отношения с ребенком оказываются безуспешными.
Безусловно принимать ребенка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, способный, отличник, помощник и т.д., а просто так, просто за то, что он есть.
Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому, - одна из фундаментальных человеческих потребностей.
Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший.
Проведенное анкетирование «Я и мои родители. Как мы понимаем друг друга» выявило потребности ребенка с ограниченными возможностями.
Пожелания ребенка родителям.
Разговаривайте со мной.
«Очень часто я чувствую себя одиноко, даже если в квартире присутствуют все члены семьи. Так и хочется иногда крикнуть «Ау, я здесь, поговорите со мной».
Помните : каждого человека есть потребность говорить с окружающими и слушать, что говорят они. Нормальное полноценное общение друг с другом необходимо ребенку. Телевизор, виртуальное общение в интернете никогда не заменит тесное общение с близким человеком. Общение с ребёнком важнее всего. Если Вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом, не отталкивайте ребёнка. Уделите ему внимание, расспросите, как его дела, что интересного он сегодня узнал. Ребёнок – это человек, а ужин с работой могут и подождать.
Услышьте меня.
«Не задавайте мне слишком много вопросов, дождитесь ответа, пожалуйста... Ведь у меня есть, что вам рассказать, день был такой длинный, столько событий, хороших и не очень. Посиди со мной рядом, мама, давай возьмемся за руки. Так хочу увидеть твои красивые, немного усталые глаза. Тебе конечно трудно со мной, но ты должна знать, что я стараюсь всему научиться, просто мне нужно больше времени, чем другим детям».
Помните: Способность слушать - ключ к взаимопониманию. Ваш ребенок хочет, чтобы его слушали, не перебивали, не вступали с ним в спор, интересовались его чувствами, взглядами, мыслями, идеями, не настаивали на том, чтобы он слушал только взрослого.
Будьте рядом
« Когда у меня случаются неудачи, проблемы, я хочу видеть вас рядом, потому что вы не только мои родители, но и друзья. Семья -
·это моя крепость, где я чувствую себя защищенным и сильным».
"Помогите мне поверить в себя, решиться сделать то, что до этого не получалось"
Помните: важно, чтобы дети знали, что дверь к вам всегда открыта, что у них есть возможность поговорить или просто побыть рядом с вами.
Помогите общаться со сверстниками
" У меня нет возможности встречаться с друзьями каждый день, а так хочется в выходной день сходить в кино, в театр, парк. Пожалуйста, найдите время чтобы организовать нам встречу. Можно они придут к нам в дом».
Самые важные пожелания детей, выявленных анкетированием.
- Любите меня
- Проводите со мной больше времени.
- Обнимайте меня чаще.
- Говорите мне, что я самый лучший.
Дети и языки любви.
1.Слова поощрения.
Марк Твен как-то сказал: « Добрым словом я могу питаться два месяца». Если понимать это буквально, то чтобы наполнить его сосуд любви, хватило бы шести слов в год. Свою любовь мы можем выразить, поддерживая друг друга словами. Похвала и благородство всегда помогут вам выразить свою любовь. И лучше облечь их в простые искренние слова.
Например: « Ты - мое солнышко»
« Я вчера сидел за письменным столом и думал: «Как я скучаю по своей дочурке!».
« Какой молодец, помыл посуду!».
« Спасибо, что вынес мусор».
Бывает, в той или иной области мы чувствуем себя неуверенно. Нам не хватает смелости, и это часто мешает добиться того, чего бы хотели и к чему у нас есть способности. Возможно ваш ребенок ждет, чтобы вы поддержали и ободрили его.
« Вчера мама сказала, что я безответственный. И что, если я не изменюсь, я никогда не поступлю в колледж. Она говорит, что я неповоротливый и невежливый».
Время.
Проводить с ребенком время - значит отдавать ему все ваше внимание. Если он еще мал, вы можете, сидя на полу, катать с ним мяч. С ребенком постарше - играть в куклы, в машинки, строить замки в песочнице. Ребенок взрослеет, у него появляются новые интересы. Пусть они станут и вашими. Если вы внимательны к ребенку, он чувствует, что важен для вас, что вам приятно быть с ним. Один из самых распространенных языков - беседа, дружеский разговор; обмен мыслями, чувствами, желаниями. Еще один язык времени - совместные занятия. Вместе мы можем делать все, что интересно хотя бы одному из нас. Цель - быть вместе.
«Когда я пытаюсь поговорить с тобой, ты никогда не уделяешь мне внимания. Ты, то шьешь, то читаешь книгу, то работаешь, то смотришь телевизор, то такое чувство, словно я тебе мешаю. Когда пытаюсь поговорить с тобой, мне хочется чтобы иногда ты просто посидела со мной и поговорила, ничего больше не делая в это время».
Язык любви: подарки.
На этом языке любви говорят все родители. И многие считают, что он единственный. Одному кажется, что это лучший способ выразить любовь. Другой хочет дать ребенку все, о чем сам мечтал в детстве. Помните, «дорог не подарок, дорого внимание». Для ребенка самодельные игрушки иногда дороже магазинных. Подарок это не плата за оказанную ребенком услугу, он дарится потому, что родитель хочет поделиться своей безусловной любовью с ребенком. Дарить подарки могут не только богатые.
Я не уверен, что мои родители любят меня. Они никогда не делали мне сюрпризов, как родители Паши, они покупают то, что мне не надо, не знают, что бы я хотел даже на день рождения».
4. Язык любви: помощь.
О маленьком ребенке нужно заботиться все время. Без нашей помощи он погибнет. Родители кормят его, купают, пеленают, стирают и глядят пеленки. Все это требует много сил. Ребенок подрос появляются новые заботы: собрать завтрак, отвести в школу, проверить домашние задания. Обычно дети воспринимают эти хлопоты, как должное. Но некоторые видят в них любовь.
Если ребенок благодарит вас за любую мелочь, которую вы сделали для него, значит, ваша забота ему важна. Помощь означает любовь. Он радуется, что вы помогаете ему с уроками не только из-за отметок. Он говорит: « Меня любят». Если ребенок во всем старается помочь вам, возможно, помощь его родной язык.
« Вы никогда не помогаете мне делать домашнюю работу, вот почему у меня плохие оценки».
5. Прикосновения.
Все мы знаем, как важны для детей прикосновения. Младенцы, которых часто берут на руки, развиваются быстрее, чем те, которые не знают ласки, утверждают врачи. Малышей держат на руках, укачивают, целуют, обнимают. Задолго до того, как они узнают слово «любовь», они любовь чувствуют. Ребенку хочется ласки. С подростком сложнее. Ему может и не нравится, что его целуют, как маленького, особенно если рядом приятели. Если он отталкивает вас, это вовсе не значит, что прикосновения ему нужны.
Если подросток то и дело берет вас за локоть, пытается в шутку бороться и каждый раз, когда вы проходите мимо, хватает вас за ногу, - значит, прикосновения важны ему.
« Мой папа больше не обнимает меня, как раньше. Наверное, он думает, что я уже взрослая и в этом не нуждаюсь. Но мне не хватает его объятий. Они заставляют меня чувствовать себя особенной».
Родительская любовь является важным условием нормального личностного развития ребенка и создает основу для удовлетворения основных его потребностей.
Именно семья - эта та микрогруппа, в которой дети знакомятся с нормами и правилами межличностного взаимодействия, переживают опыт принятия и отвержения и формируют личностные установки на взаимодействие с другими людьми. Осознание своего отношения к ребенку, а также средств его выражения позволяет управлять процессом удовлетворения основных потребностей детей в любви и безопасности.
15