Поурочные разработки по истории 5 класс Древний мир

Урок 1

Тема урока: Что изучает история Древнего мира.

Цель урока: Заинтересовать учебным материалом, создать у учащихся первичные представления об истории как науке.

Учебное оборудование: карта мира, учебник

Организационный момент
Актуализация опорных знаний у учащихся по ранее изученному материалу
Итак, в прошлом учебном году вы познакомились с историей нашей Родины.
- Как называется наша Родина? (наша Родина - Россия).
Это самое большое государство на планете, расположенное сразу в двух частях света – Европе и Азии.,
- А как важные события из истории нашего государства вы запомнили? (Великая Отечественная война 1941-1945 г.)
Но как бы ни была велика Россия, весь мир намного больше. На земле около двухсот стран. Каждый умный и любознательный человек хочет знать о жизни людей в чужих – близких и далеких – странах. Прошлое народов всего мира с древнейших времен до наших дней называется Всеобщей, или Всемирной историей.
В пятом классе вы познакомитесь с ее первой частью – историей Древнего мира. А сегодня на уроке мы выясним следующее.
Изучение новой темы
План:
1. Что изучает история Древнего мира?
2. Как ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
На доске: тема урока, новые слова: археология, исторический источник, история, Всеобщая история.
1. Самостоятельная работа учащихся с учебником.
2. Итак, на уроках истории Древнего мира мы познакомимся с жизнью первобытных людей истории древнейших цивилизаций Египта, Западной Азии, Индии, Китая, Греции и Рима. Узнаем, как проводились первые олимпийские игры, кто такие Спартак и Александр Македонский, где впервые были изобретены порох и фарфор, появились шахматы
Подробную информацию обо всем этом, мы получим, изучив этот учебник. А как же настоящие ученые узнают о жизни людей в далеком прошлом?
3. Самостоятельная работа с текстом учебника (стр.6.)
4. Беседа по прочитанному.
- Что еще дает информацию ученым о жизни людей в прошлом? (надписи на камне и глине, старинные книги, знаменитые постройки, которые позволяют)


Итог урока
Домашнее задание: 1. Прочитать стр. 6 учебника;
2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Как ученые узнают о жизни людей в прошлом?».




Урок 2

Тема урока: Древнейшие люди.

Цель урока: 1.Подвести учащихся к пониманию того, что способность трудиться поставила древнейших людей в более выгодное, сравнительно с остальными животным миром, положение, помогла выжить.
2.Продолжить формирование умений пересказывать содержание текста учебника, работать с ним, исторической картой и иллюстрациями.
3.Правильно употреблять и объяснять исторические термины.
Учебное оборудование: карта мира.

Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Что изучает история Древнего мира?».
1. Проверка домашнего задания.
2. Фронтальная беседа с классом по вопросам.
- Дайте определение понятию «Всемирная или Всеобщая история».
(Прошлое народов всего мира с древнейших времен и до наших дней называется Всеобщей историей.)
- Как называется первая часть Всемирной истории? (История древнего мира.)
- Что изучает история Древнего мира? (История Древнего мира изучает жизнь первобытных людей, цивилизации Египта, Индии, Китая, Греции и Рима.)
Итак, мы выяснили, что с помощью археологии и других исторических источников, ученые получают научную информацию о жизни людей в далеком прошлом. Со знакомства с жизнью первобытных людей мы и начнем изучение истории Древнего мира.
Наша задача узнать: - Как жили древнейшие люди?

Изучение новой темы
План
1. Облик далеких предков.
2. Первое орудие труда.
3. Охота и овладение огнем.

На доске: тема урока, слова: орудия труда, человеческое стадо, палка-копалка, рубило.
Согласно научным данным первобытные люди появились на Земле более 2 млн. лет назад. Люди произошли от обезьян (но не тех, которые в наше время обитают в южных лесах, а от давно вымерших обезьян, кости которых находят в земле).
1. Самостоятельная работа учащихся с иллюстрациями учебника.
- Рассмотрите рисунки на стр. 8 учебника и опишите облик древнейших людей.
- Чем древнейшие люди отличались от людей нашего времени?
- Чем древнейшие люди отличались от обезьян?
- Что называется орудием труда? ( Орудие труда – это то, чем человек работает).Это определение давайте запишем в тетрадях.
- Что могли делать этими орудиями труда первобытные люди?
2. Работа с текстом учебника (стр.9)
- Выяснить, как охотились древнейшие люди?
3. Работа с новыми терминами.
Человеческое стадо – древнейший коллектив людей, в котором они трудились, и свои умения передавали по наследству.

Подумайте, как люди могли овладеть огнем? Попробуйте потереть ладошки. Что вы чувствуете? Тепло? Что-то подобное испытывал человек, когда долго тер друг об друга кусочки сухого дерева, они начинали тлеть и постепенно появлялся огонь. Но этому человек научится не скоро, а пока ему предстояло приручить огонь и непрерывно дежурить у костра. Если дежурный не справлялся, происходило страшное.
Итог урока
Домашнее задание: 1.Прочитать § 1 учебника. Ответить на вопросы 1,2,5 на стр.11.









































Урок 3

Тема урока: Родовые общины охотников и собирателей

Цель урока: 1. Подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни первобытных людей.
2. Продолжить формирование несложные выводы, сравнивать и описывать ор
·удия труда, черты первобытного человека.

Учебное оборудование: карта мира, учебник.

Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Древнейшие люди».
1. Проверка домашнего задания.
2.Творческая работа (2 ученика).
Представьте, что на «машине времени» вы перенеслись в период первобытности. Опишите глазами очевидцев охоту древних людей. Свои ощущения при этом.
3. Проверка терминов.
- Дайте определение понятий «Всемирная история», «исторический источник», «человеческое стадо», «орудия труда».
- Что означает выражение «труд создал человека»? (Без умения изготовлять примитивные орудия труда, поддерживать огонь, человек не смог бы выжить в суровых при родных условиях).

Итак, благодаря умению трудиться, древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошло сотни тысяч лет. Облик человек постепенно менялся. Увеличивался его мозг. Возникла речь. Около ста тысяч лет назад на планете наступила резкое похолодание. С севера на территорию Европы и Азии надвигался ледник – огромный слой льда толщиной около двух километров

Изучение новой темы
План
1. Жизнь в суровых климатических условиях.
2. Охота на диких животных. Изобретение лука и стрел.
3. Родовая община.

На доске: тема урока, новые слова: родовая община, гарпун, остроконечник.

1. Самостоятельная работа с текстом. Прочитать § 2 стр. 11-12 стр.
- Что помогло первобытным людям выжить морозными зимами?
2. Работа с иллюстрациями учебника.
- Опишите по рис.3 стр.12 учебника охоту на диких козлов. В чем ее трудности и опасности?

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение – охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.
Выжить в суровых условиях, человеческий коллектив мог если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых Такой коллектив стадом уже не назовешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры родственники (родичи) свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сообща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.
Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хозяйство.

- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях?

Обратите внимание на то, что изменились не только внешний облик человека, орудия труда, способы охоты, изменился и коллектив людей. Выделим черты родовой общины.

Родовая община



Состояла из родичей

Совместный труд

Общее имущество



Итог урока
Домашнее задание: Прочитать §2. Ответить на вопросы стр.14. Составить рассказ по рисунку стр. 13.

































Урок 4

Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.

Цель урока: 1. Обеспечить усвоение учащимися понятий «религия», «искусство», причины их появления.
2. Продолжить формирование умения рассуждать, логически мыслить, элементарно анализировать исторические факты.

Учебное оборудование: карта мира, учебник.

Организационный момент
Актуализация опорных знаний учащихся по теме: «Родовые общины охотников и собирателей»
1. Проверка домашнего задания
2. Решение творческих задач с классом.

Изучение новой темы

Итак, первобытный человек многое умел, но он мог объяснять явления природы. На помощь приходит религия. Что такое религия? Почему она появилась?
План
1.Причины появления религии.
2.Появление искусства.
На доске: тема урока, новые слова: Саутуола, Альтамира, религия, искусства.

Естественных причин явлений природы люди не знали. У них вохникла вера в то, что между животным и его изображением, которое создает художник, существует какая-то сверхъестественная связь. Если в глубине пещеры нарисовать животных, думали люди, то живые звери будут заколдованы и не уйдут из этой местности. А если изображение поразить копьем, то это поможет добиться успеха на охоте. Узнать это ученым помогли наблюдения за племенами в Австралии, сделанные в наши дни. Люди пытались понять причины тех явлений, которые происходят и в них самих. Например, почему человек видит сны? Люди поверили в то, что у человека есть душа. Если человек спит – душа его встречается с ушами других людей.
- Так что же называется религией?
Религия – это вера в сверхъестественное (богов, духов, души, идолов) и поклонение им.
1. Работа с текстом учебника. Прочитать § 3 п.1
- О чем свидетельствуют найденные рисунки на стенах пещер? (О зарождении искусства)
Искусство – творческое отражение действительности.
Итог урока
Домашнее задание: 1. Прочитать §3.
2. Подготовить развернутый ответ на вопрос: «Почему появилась религия и искусство?». Уметь объяснить эти понятия. Вопросы 1,2 – устно.