Рабочая программа по истории Тувы
МБОУ Терлиг-Хаинская СОШ
МР «Кызылский кожуун» РТ
РАССМОТРЕНО:
ПРОТОКОЛ № 1
От «___» __________ 2015 г.
Руководитель ШМО:
________________ У.А. Ондар.
СОГЛАСОВАНО:
Заместитель директора
по УВР:
__________________ М.А. КонгарУТВЕРЖДЕНО:
ПРИКАЗ №_____
От «___» ____________ 2015 г.
Директор:
___________________ Д.Д. Салчак.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
И КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПО ИСТОРИИ ТУВЫ
9 КЛАСС
УЧИТЕЛЬ: Салчак Д.Д.
Терлиг-Хая, 2015 г.
Пояснительная записка к учебному плану
История Тувы
Рабочая программа 9 класса способствует реализации единой концепции исторического образования. При разработке программы учтены особенности линейной системы обучения.
УМК состоит из учебника известного авторов М.Х. Маннай-оол и И.А. Достай, который освещает все предусмотренные школьной программой вопросы.
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных часов 1 час в неделю.
Учебно-методический комплект для обучающегося:
Учебник М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай «История Тувы». 9 класс, Кызыл, «Тувинское книжное издательство», 2004 г. Рабочая программа предусматривает следующие формы промежуточной и итоговой аттестации: контрольные работы, тестирование, обобщающие уроки.
А также данная программа предусматривает проведение экскурсий в музеи города на экспозиции, посвященные истории края;
В цели курса входят: дать учащимся знание об основах исторической науки, достоверное и целостное представление об истории Тувы с древнейших времен до наших дней на основе документальных источников и данных археологических исследований. Изучение курса истории позволит учащимся лучше понять и осознавать, что тувинцы имеют богатую историю, уходящую своими корнями вглубь веков, и самобытную культуру. Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарном подходе. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в истории Тувы.
Цели и задачи курса:
- познакомить учащихся с богатейшими и разнообразными археологическими памятниками (стоянки, памятники горного дела и металлургии, курганы, города и поселения, каменные изваяния, наскальные изображения, надписи на стелах и скалах);
- хозяйством, бытом, материальной и духовной культурой мощных раннесредневековых государств и самого народа.
- воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений учащихся на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, этнонациональных традиций, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
развитие способности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
освоение систематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
овладение умениями и навыками поиска, систематизации и комплексного анализа исторической информации;
формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам прошлого и современности.
подготовка выпускника к успешной жизнедеятельности после окончания школы с учётом сложившихся особенностей региона;
формирование у обучающихся знаний и практических навыков проявления заботы о людях, природе и культуре родного края через самоорганизацию своей жизнедеятельности;
обеспечение дальнейшего процесса умелого выбора варианта самореализации и самоутверждения.
Также при реализации программы использовали и традиционные технологии, такие как технология формирования приёмов учебной работы, изложенная в виде правил, алгоритмов, образцов, планов описаний и характеристики объектов.
При реализации программы используются практически все методы организации учебно-познавательной деятельности, классифицирующиеся по характеру познавательной деятельности школьников (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, метод проблемного изложения, частично-поисковый); по источникам знаний (словесные, наглядные, практические); по логике раскрытия учебного материала (индуктивные и дедуктивные) и по степени самостоятельности учащихся; обобщающая беседа по пройденному материалу, практические работы, работа с кластерами, ментальными картами, тестирование, фронтальный опрос, индивидуальная работа (карточки, устный опрос), дискуссии, проектная работа, составление презентаций, публикаций.Формы работы с учащимися: комбинированный урок, урок – беседа, урок – путешествие, урок – суд, урок – практикум, «круглый стол», обобщающий урок.Календарно-тематический план по истории Тувы.
1 час в неделю (34 часов) 9 класс.
Авторы: М. Х. Маннай-оол, И. А. Достай.
№ п/п № ур. Дата Темы уроков Часы Тип урока ЗУН Межпредметные связи Домашнее задание
план факт Тема 1. Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы. (2 ч).
1 1-2 Начало заселения Тувы: палеолит, неолит, бронзовый век. 2 ч Комбинированный урок Знать: о заселении людей в территорию Тувы, уметь: работать текстом учебника, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: палеолит, дошельская, шельская и ашельская стадия, неолит, бронзовый век §1, 2, 3 и 4 повторить.
Тема 2. Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов.(2 ч).
2 1-2 Тува в период разложения первобытнообщинного строя.. Племена Тувы во II в. до. н. э.-V в.н.э. 2 ч Комбинированный урок Знать: о разложении первобытнообщинного строя, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: уюкская культура, шурмакская культура Вопросы на
§ 5, 6 и 7.
Тема 3. Наш край в эпоху раннего средневековья (VI-VII вв.) (5 ч).
3 1 Тува в составе Тюркского каганата: хозяйство, быт, культура, общественные отношения. 1 ч Комбинированный урок Знать основные положения урока уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: тюркский каганат §9, 10, 11; 12; 13;14;15 повторить.
4 2-3 Обмен, торговля, письменность, религия. Роль древних тюрков в формировании тувинского народа. 2 ч Комбинированный урок Знать: основные положения, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: Вопросы на 1-3.С.38
§ 16, 17, 18 повторить..5 4 Тува в составе древних кыргызов: хозяйства, общественный строй, население и культура. 1 ч Комбинированный урок Знать основные положения урока, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: уйгурский каганат Пересказ параграфа.
6 5 Повт-обобщ урок на тему: «Тыва в древний период» 1 ч Урок проверки ЗУН Знать: пройденные темы, уметь: объяснять термины и понятия. Разобрать перевод текста.
Тема 4. Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) (1 ч).
7 1 Тува под игом монгольских феодалов. 1 ч Комбинированный урок Знать: основные положения урока, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: дубо§28-29 повторить.
Тема 5. Наш край в XVII-I пол.XVIII вв.(1 ч). 8 1 Тува в составе монгольских государств Алтын-Ханов и Джунгарии. 1 ч Комбинированный урок Знать: основные положения, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: Джунгарская ханство §30;31;32 и 33 повторить.
Тема 6. Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.) (3 ч).
9 1 Захват Тувы маньчжурской династией Китая: население, хозяйство, общественный строй, быт, культура и религия. 1 ч Комбинированный урок Знать: о захвате Тувы маньчжурской династией, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: салчакский, тоджинский, оюннарский, хасутский, бээзи и даа хошун, дунгур, орбаВопросы на §34;35;36;37;38;39.
10 2 Происхождение тувинцев. 1 ч Комбинированный урок Знать: о происхождении тувинцев, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: чики, азы, дубо, тюрки-тюгу, теле, уйгуры §40 повторить.
11 3 Национально-освободительная борьба, восстание 60 богатырей. 1 ч Комбинированный урок Знать: о восстании 60-ти богатырей, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Вопросы на §41-42.
Тема 7. Тува в период освобождение от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917 гг.) (2ч)
12 1 Освобождение Тувы от маньчжурского ига. Присоединение Тувы к России. 1ч Комбинированный урок Знать: об освобождении Тувы маньчжуров, уметь: анализировать, отвечать на вопросы учителя. 13 2 Повт-обобщ уорк на тему: «Тува в период классовой борьбы» 1 ч Урок проверки ЗУН Знать: пройденные темы, уметь: объяснять термины и понятия. Повторить.
Тема 8. Особенности развития Тувы в нач.XX в. (3ч)
14 1 Социально-экономическое развитие Тувы в начале 20 века. 1 ч Комбинированный урок Знать: развитие Тувы 20 в., уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. §47;48 и 49 повторить.
15 2-3 Иностранная военная интервенция и гражданская война в Туве. 2 ч Комбинированный урок Знать: основные положения урока, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. §50;51;52 повторить.
Тема 9. Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917 гг.) (1 ч).
16 1 Оттук-Дашский бой. Освобождение Тувы от интервентов и белогвардейцев. 1 ч Комбинированный урок Знать: основные положения урока, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. §53-54 повторить.
Тема 10. Создание и развитие ТНР (1924-1944 гг.) (5 ч).
17 1 Подготовка и созыв Всетувинского Учредительного Хурала. РСТК. 2 ч Знать: о созыве Учредительного Хурала, уметь: анализировать информацию, отвечать на вопросы учителя. Вопросы 2,3
18 2 Образование и деятельность общественных организаций. Конфискация собственности феодалов и ликвидация их как класса. 1 ч Знать: образование и деятельность общественных организаций, уметь: работать текстом учебника, анализировать. повторить
19 3 Литература, театр, живопись, музыка, здравоохранение. 1 ч Комбинированный урок Знать: основные положения урока, уметь: уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Вопросы на §55;56 и 57.
20 4 Повт-обобщ урок на тему: «Развитие ТНР» 1 ч Урок проверки ЗУН Знать: пройденные темы, уметь: объяснять термины и понятия. Повторение предыдущих тем.
21 5 Разрушение и уничтожение монастырей. Репрессии 30-40 гг. 1 ч Комбинированный урок Знать: о разрушении и уничтожении монастырей, уметь: уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. § 58;59;60 повторить.
Тема 11. Тува в годы Великой Отечественной войны. (2 ч).
22 1 Тува в годы ВОВ. 1 ч Комбинированный урок Знать: в годы ВОВ Туву, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Всенародная помощь фронту § 66;67; 68 повторить.
23 2 Участие тувинских танкистов, кавалеристов в ВОВ. 1 ч Комбинированный урок Знать: об участии тувинских танкистов, кавалеристов ВОВ уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Вопросы на § 69-70.
Тема 12. Тува в составе СССР. (2 ч).
24 1 Вступление ТНР в состав СССР. 1 ч Комбинированный урок Знать: вступлении ТНР в состав СССР, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: переход аратов-колхозников на оседлость § 71 повторить.
25 2 Развитие промышленности, строительства, транспорта и связи. Успехи культурной революции 1 ч Комбинированный урок Знать: основные положения урока, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Театр, музыка, искусство, улучшение условий жизни и быта населения § 72;73;74;75;76 повторить.
Тема 13. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991-й год.(5 ч)
26 1 Образование Тувинской АССР. Социально-экономическое развитие. 1 ч Комбинированный урок Знать: образование Тув. АССР, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: Вопросы на §77;78.
27 2 Достижение сельского хозяйства. Развитие культуры и искусства. 1 ч Комбинированный урок Знать: образование Тувинской АССР, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: §80,81 читать
28 3 Распад СССР как унитарного государства. Образование РТ. Политическая жизнь республики в 90-е гг. 1 ч Комбинированный урок Знать: распад СССР как унитарного государства, уметь: работать текстом учебника, а вопросы учителя, анализировать, отвечать на вопросы учителя. Понятия: § 82;83 и 84.
29 4 Повт-обобщ урок на тему: «Становление РТ» 1ч Урок проверки ЗУН Знать: пройденные темы, уметь: отвечать на вопросы учителя, объяснять термины и понятия. Подготовиться к итоговому повторению
30 Итоговое повторение по курсу: «История Тувы» 1ч Итоговое повторение
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
№ п/п Название глав: Часы:
1 Тема 1. Наш край в древности. Эпоха первобытнообщинного строя на территории Тувы. (2 ч).
2 Тема 2. Тува в период разложения первобытнообщинного строя и возникновения племенных союзов. (2 ч).
3 Тема 3. Наш край в эпоху раннего средневековья ( VI-VII вв.) (5 ч).
4 Тема 4. Тува под игом монгольских феодалов (XIII-XIV вв.) (1 ч).
5 Тема 5. Наш край в XVII-I пол.XVIII вв. (1 ч).
6 Тема 6. Тува под игом маньчжурской династии (1757-1911 гг.) (3 ч).
7 Тема 7. Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917 гг.) (2 ч).
8 Тема 8. Особенности развития Тувы в нач.XX в. (3ч)
9 Тема 9. Тува в период освобождения от маньчжурского ига. Вступление под протекторат России (1911-1917 гг.) (1 ч).
10 Тема 10. Создание и развитие ТНР (1924-1944 гг.) (5 ч).
11 Тема 11. Тува в годы Великой Отечественной войны. (2 ч).
12 Тема 12. Тува в составе СССР. (2 ч).
13 Тема 13. Развитие Тувы в период с 1961 по 1991-й год. (5 ч)
В сумме количество часов 34 - равно итоговому – 34 ч.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
Основные факты, процессы и явления, характеризующее целостность и системность отечественной истории
Периодизацию истории Тувы
Особенности исторического пути Тувы, её роль в сообществе
Учащиеся должны уметь:
Проводить поиск исторической информации в источниках разного типа
Критически анализировать источник исторической информации
Анализировать историческую информацию в разных знаковых схемах
различать в исторической информации факты, мнения, исторические описания и исторические объяснения
устанавливать причинно-следственные связи между событиями и явлениями, пространственно -временные рамки изучаемых явлений и процессов
учувствовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения
представлять результаты изучения исторического материала в форах конспекта, реферата, рецензии
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности
использование навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации
соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения
осознания себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина Тувы.
Дополнительная литература:
1. История Тувы, тт. I-II, 1964 г. Кызыл, 1966.
2. История Тувы, т. I, Новосибирск, 2001.
3.Труды Тувинской комплексной археолого-этнографической экспедиции, тт. I-III, М. – Л., 1961-1971.
4. Ученые записки ТНИИЯЛИ, вып. II- X, Кызыл, 1954-2003.
5. Новейшие исследования по археологии Тувы и этногенезу тувинцев. Кызыл, 1980.
6. Проблемы истории Тувы, Кызыл, 1984.
7. В. И. Дулов. Социально-экономическая история Тувы. XIX- начало XX в. М., 1956.
8. Л. Р. Кызласов. История Тувы в средние века. М., 1969.
9. Л. Р. Кызласов. Древняя Тува. М., 1979.
10. С. И. Вайнштейн. Тувинцы-тоджинцы. М., 1961.
11. С. И. Вайнштейн. Историческая этнография тувинцев. М., 1972.
12. С. И. Вайнштейн. История народного искусства Тувы. М., 1974.
13. С. И. Вайнштейн. Мир кочевников Центра Азии. М., 1991.
14. Л. П. Потапов. Очерки народного быта тувинцев. М., 1969.
15. А. Д. грач. Древние кочевники в Центре Азии. М., 1980.
16. Л. В. Гребенев. Тувинский героический эпос. М., 1960.
17. Я. Ч. Сунчугашев. Горное дело и выплавка металлов в древней Туве. М., 1969.
18. И. А. Батманов, А. Ч. Кунаа. Памятники древнетюркской письменности Тувы. Вып. 1 и 2, Кызыл, 1963; вып. Ш, Кызыл, 1965.
19. В. П. Дьякононова. Погребальный обряд тувинцев как историко-этнографический источник. Л., 1971.
20. М. А. Дэвлет. Петроглифы Улуг-Хема. М., 1976.
21. М. А. Дэвлет. Петроглифы Мугур-Саргола. М., 1979.
22. М. А. Дэвлет. Петроглифы на кочевой тропе. М., 1982.
23. М. Х. Маннай-оол. Тува в скифское время. М., 1970.
24. М. Х. Маннай-оол. Археологические памятники Тувы. Кызыл, 1964.
25. М. Х. Маннай-оол. Тува в эпоху феодализма. Кызыл, 1986
26. М. Х. Маннай-оол. Тайна кургана Аржан. Кызыл, 1995
27. М. П. Грязнов. Курган Аржан. Л., 1980.
28. Н. А. Сердобов. История формирования тувинской нации. Кызыл, 1971.
29. И. Л. Кызласов. Древнетюркские рунические письменности Евразии. М., 1990.
30. И. Л. Кызласов. Рунические письменности евразийских степей. М., 1994.
31. Д. Д. Васильев. Корпус тюркских рунических памятников в бассейне Енисея. Л., 1983.
32. Ю.Л. Аранчын. Исторический путь тувинского народа к социализму. Новосибирск, 1982.
33. Ю. Л. Аранчын. Алдан-Маадырларнын тура халыышкыны. Кызыл, 1986.
34. Свод археологических памятников РТ. Кызыл, 1995.
35. С. Н. Астахов. Палеолит Тувы. Новосибирск, 1986.
35. М. В. Монгуш. Тувинцы Монголии и Китая. Новосибирск, «Наука», 2002.
36. М. В. Монгуш. История буддизма в Туве. Новосибирск, «Наука», 2002.
37. З. В. Анайбан. Межнациональные отношения в Туве в1990-е годы. М., 1999.