урок по истории на тему Роль культуры в годы Великой Отечественной войны (9класс)
Роль культуры в годы Великой Отечественной войны
Цели урока
обучающая: раскрыть воспитывающую роль культуры в годы Великой Отечественной войны, показать, что советское искусство формировало у людей стремление отстоять независимость своей Родины, считало себя мобилизованным, укрепляло и закаляло дух народа, оно было сражающимся.
развивающая: развивать навыки работы с дополнительной литературой, делать сообщения, применять знания, полученные на одном уроке, на других уроках.
воспитательная: продолжить работу по патриотическому и эстетическому воспитанию учащихся путем показа сражающегося характера искусства, тысячи деятелей которого с оружием в руках добывали свободу, раскрытия его патриотического содержания.
Основные понятия: сражающееся искусство, патриотическое содержание искусства.
Средства обучения: карта “Великая Отечественная война Советского Союза”, презинтацияХод урока
I. Вводно-мотивационный этап урока.
Написать мини-сочинение “Мои впечатления от урока”.
II. организация учебной деятельности.
Учитель
Сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Наш урок соединил в себе и литературу, и историю. (слайд 1) Его тема: “Роль культуры в годы Великой Отечественной войны”. На уроке мы должны выяснить Какую роль сыграла культура в годы войны, каков ее вклад в победу?
Прошло уже 70 лет, как отгремели залпы Великой Отечественной войны, а она продолжает жить в памяти народной, в сердцах миллионов людей, в искусстве и песенном творчестве.
(песня “Журавли” в исполнении Хворостовского) (слайд 2)
.Ведущий 1
Гудят колокола памяти. Гудят они над тихими полями Белоруссии, над Хатынью и Брестом, Бабьим Яром и Киевом, над малыми поселками и большими городами – всюду, где ступал кованый сапог фашиста. И в этом гуле слышится нам реквием и гимн. Реквием тысячам убитых, замученных, сожженных заживо, и гимн в честь устоявших, выживших в страшных условиях войны и победивших. И огромная роль в этой победе по праву принадлежит советской культуре. Деятели литературы и искусства почувствовали себя мобилизованными и призванными своим искусством служить народу с первых же дней войны. Искусство укрепляло и закаляло дух народа, вдохновляло его на подвиги, поддерживало в нем уверенность в победе, оно само было сражающимся. Тысячи деятелей культуры встали в строй и с оружием в руках защищали независимость Родины.
Ведущий 2
Литература Великой Отечественной войны начала складываться задолго до 22 июня 1941 года. Поэтому главной задачей литературы стало помочь партии организовать, направить, сделать целеустремленным и неотразимым боевой дух народа, укрепить его веру в свои силы, готовность сражаться за свое Отечество. В первые дни войны на фронт в качестве бойцов и командиров, политработников и корреспондентов ушло около тысячи литераторов. Для одних это была первая война, для других – четвертая. Чувство братской солидарности и помогло советской литературе стать грозным оружием в борьбе народа за свободу.
Учитель
Мы познакомимся с некоторыми жанрами литературы: песня плакаты, листовки, лирическое стихотворение .По ходу урока вам предстоит выполнить задания составленные вашими одноклассниками. Обратите внимание они находятся у вас на столе .В конце урока вы их сдадите на проверку.
.
(слайд 3)
“Поэзия военных лет – это и летопись жизни народной и лирический дневник одновременно. Она сразу выразила всю гамму чувств, которые переживали люди, она поддерживала, помогала, вдохновляла. Именно поэзия отразила необыкновенную душу нашего человека. Поэты прославляли ратные подвиги соотечественников, поднимали боевой дух солдат, звали на бой с фашистами. Одним из наиболее ярких поэтов этой поры стал Константин Симонов. Когда началась война, Симонову было уже 26 лет, но он уже был известным военным корреспондентом и признанным поэтом. Начало войны потрясло Симонова и наложило отпечаток на все его последующее творчество. Он сразу же отправился на фронт и в течение всей войны работал в качестве корреспондента газеты “Красная звезда”. Ради нескольких строчек в газете Симонов переезжал с фронта на фронт. Войну Константин Михайлович видел собственными глазами, бывал в окопах вместе с солдатами, дружил с офицерами, очень хорошо знал тех людей, которые командовали полками и дивизиями, разрабатывали военные операции. Войне и ее героям он посвятил большое количество стихотворений. Наиболее ярким и сильным является “Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины”. Это стихотворение он посвятил своему фронтовому другу, поэту, Алексею Суркову. По призванию участников войны, оно было самым первым поэтическим произведением, которое глубоко затронуло души воинов. Послушайте отрывок из этого стихотворения…
Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины, Ну, что им сказать, чем утешить могли мы их?
Как шли бесконечные злые дожди, Но, горе поняв своим бабьим чутьем,
Как кринки несли нам усталые женщины, Ты помнишь, старуха сказала: “Родимые,
Прижав, как детей, от дождя их к груди. Покуда идите, мы вас подождем”.
Как слёзы они вытирали украдкою, “Мы вас подождем!” - говорили им пажити.
Как вслед нам шептали: “Господь вас спаси!” “Мы вас подождем!” - говорили леса.
И снова себя называли солдатками, Ты знаешь, Алеша, ночами мне кажется,
Как встарь повелось на великой Руси… Что следом за мной их идут голоса.
Ты помнишь, Алеша: изба под Борисовом, Нас пули с тобою пока еще милуют,
По мертвому плачущий девичий крик, Но, трижды поверив, что жизнь уже вся,
Седая старуха, в салопчике плисовом, Я все-таки горд был за самую милую
Весь в белом, как смерть одетый старик. За горькую землю, где я родился.
“…Жди меня Эти слова стали клятвой, призывом для всех, кто оставался в тылу и сражался на передовой. “Жди меня” - это стихотворение, которое Константин Симонов посвятил своей жене. В Серовой и всем, кто ждал своих любимых. Сейчас вы услышите отрывок из стихотворения…
“Жди меня, и я вернусь, Жди, когда других не ждут,
Только очень жди, Позабыв вчера.
Жди, когда наводят грусть Жди, когда из дальних мест
Жёлтые дожди, Писем не придет,
Жди, когда снега метут, Жди, когда уж надоест
Жди, когда жара, Всем, кто вместе ждет”.
“…Перед смертью Константин Симонов попросил исполнить его последнюю волю. Он хотел навсегда остаться с теми, кто погиб в начале войны, поэтому его прах был развеян на поле, неподалеку от Бобруйска”
Учитель:
“Говорят, у войны не женское лицо, но женщины уходили на фронт. Они помогали раненым, подносили снаряды, были снайперами, летчиками… Они были солдатами. Слово их тоже было оружием.( слайд ) Среди них были Анна Ахматова и Ольга Бергольц, стихи которых знали и ждали, а также Юлия Друнина, которая в 17 лет ушла на фронт.
(слайд )Ученик
Ольга Федоровна Бергольц – “блокадная поэтесса”, влюбленная в свой город, в свой народ, в свою страну. Большие и тяжелые испытания выпали на долю поэтессы. Она не с чужих слов знает, что такое блокада. В годы войны Бергольц создала свои лучшие произведения: “Ленинградскую поэму”, “Февральский дневник”, стихотворения, вошедшие в книгу “Ленинградская тетрадь”. Голос Бергольц, который звучал по радио в осажденном городе, внушал веру в победу, рассказывал о стойкости и мужестве ленинградцев…(слайд ) Поэтесса Юлию Друнина, прошедшая санитаркой вся войну и сохранившая о ней память на всю жизнь, принадлежала к поколению, которое проходило испытание на зрелость на фронтовых дорогах. 17-летней выпускницей она в 1941 г. добровольно ушла на фронт бойцом санитарного взвода. В ее характере наиболее яркими чертами были решительность и твердость. Если уж что она решила, ничем ее не собьешь. Юля была медсестрой, санитаркой в пехоте, самом неблагоустроенном роде войск, и не где-нибудь в госпитале, а на самой передовой, в пекле, где под огонь приходилось некрепкими девичьими руками вытаскивать тяжелораненых. Смертельная опасность и тяжкий труд шли рядом:
Я только раз видела рукопашный,Раз – наяву! И тысячу – во сне.Кто говорит, что на войне нестрашно,Тот ничего не знает о войне”.
Ученик
(слайд ) Анна Ахматова. Великая Отечественная война застала Анну в Ленинграде, откуда она была эвакуирована в Ташкент. Лирика А. Ахматовой многогранна и глубока. В ее творчество органически входит тема войны; стихи отражают во всей глубине трагизм происходящего, веру в победу, любовь к стране, к человеку. За годы войны она создает сборник “Ветер войны”. Написанное ею стихотворение “Клятва” звучит как торжественное обещание, обращенное как к будущему поколению, так и к памяти предков. “Мы детям клянемся, клянемся могилами, что нас покориться никто не заставит”. В стихотворении “Мужество” возникает глубинный, по своему содержанию, образ – символ “великого русского слова”:
Мы знаем, что ныне лежит на весахИ что совершается ныне.Час мужества пробил на наших часах,И мужество нас не покинет.Не страшно под пулями мертвыми лечь,Не горько остаться без крова, -И мы сохраним тебя, русская речь,Великое русское слово”.
Учитель
“И хочется сказать еще об одном поэте – Александре Твардовском.(слайд )
Ученик
В 1939 г. поэт заканчивает Московский институт истории, философии и литературы и его призывают в армию. В то время он еще не знал, что снимет шинель только после Победы. Начиная с 1940 г. и до самого окончания войны поэт не прерывает своих литературных занятий и работает над “Фронтовой хроникой”. Ее герой – еще не солдат, а тот же крестьянин, волей судеб попавший на войну. Из этого цикла и выросла поэма “Василий Теркин”. Ее замысел возник у Твардовского, когда он вместе с группой других писателей, работавших в газете “На страже Родины”, решил завести в ней “уголок юмора” и придумал фельетонный персонаж –(слайд Васю Теркина, который имел у бойцов огромный успех. Но только пройденные им тяжелые военные дороги превратили Теркина в сильного, мужественного, бесстрашного и находчивого русского солдата. Поэма имеет несколько глав и каждая глава печаталась в очередном номере газеты. Бойцы на фронте с нетерпением ждали следующий выпуск “На страже Родины” с продолжением поэмы. Послушайте отрывок из поэмы:
(слайд ) “Зимой 1942 г. в прифронтовой землянке, еле освященной самодельным светильником, познакомился с поэмой Твардовского художник Юрий Михайлович Непринцев. Один из бойцов читал поэму вслух, и Непринцев видел, как светлели сосредоточенные лица солдат, как, забыв об усталости, смеялись они, восхищались любимым литературным героем. Плененный этим чудесным, глубоко правдивым образом, художник пишет картину “Отдых после боя”. В зимнем фронтовом лесу на поляне расположилась на отдых после недавнего боя группа солдат – пехотинцы, разведчики, танкисты. Они сгруппировались вокруг бывалого солдата, балагура и весельчака, каким и был Василий Теркин. Выразительно жестикулируя, он рассказывает что-то такое, от чего смех озаряет лица окруживших его людей. Художнику удалось в несложном сюжете выразить большое содержание, раскрыть простоту и сердечность, веселье и гуманность советского человека. Каждый герой картины имеет свою биографию, свой характер. А все вместе – это коллективный портрет советских людей, солдат великой армии-освободительницы”.
Физкультминутка (песня В землянке)
Учитель
Выдающееся место в культуре Великой Отечественной войны заняли стихи, ставшие песнями. Песни войны. Как необходимы они были воинам, как тянулись к ним тысячи сердец…
(слайд )Ученик
Кто сказал, что надо бросить песни на войне?
После боя сердце просит музыки вдвойне.
“В годы войны массовая песня – самый распространенный жанр советской музыки. Она одной из первых отразила события войны и стала ее музыкальной летописью. 4 года войны стали знаменательным периодом, утвердившим новый песенный стиль, характеризующийся взаимопроникновением лирики и героики. Песня была могучим духовным оружием на фронте и в тылу. Темы, образы и содержание песен воплотили борьбу советского народа против немецко-фашистских захватчиков, эмоциональную атмосферу военного времени. Было написано, исполнено, прочувствованно и принято множество песен: “Заветный камень” Мокроусова и Жарова, “Вечер на рейде” Соловьева-Седова и Чуркина, “В землянке” Листова и Суркова и другие. Их пели в тылу и на фронте, на поле боя и в короткие минуты отдыха, в землянках и партизанских отрядах. Они звучали в исполнении концертных бригад и отдельных певцов.(слайд Выдающимися исполнителями были: Лидия Русланова, Леонид Утесов, Клавдия Шульженко…”
И у каждой из песен была своя судьба, свой жизненный путь, своя история, может быть, такая же романтическая, как у “Синего платочка”.
О песне и ее исполнении.
Учитель
Особую роль в годы Великой Отечественной войны в военной литературе сыграли газеты, плакаты и листовки.(слайд )
Ученик
Все мастера советского искусства стремились своим творчеством содействовать разгрому врага. Боевой дух советских воинов в то тяжелое, суровое время поднимали плакаты, станковая живопись .Военные плакаты различались как по качеству исполнения, так и по форме. Некоторые из них были грубыми карикатурами, в то время как другие были картинами на военную тематику или получившими известность фотографиями, с разьяснением о происходящем или стихотворным комментарием. Плакат Ираклия Моисеевича Тоидзе “Родина-мать зовет!”. Являлся набатом, поднимавшим боевой дух советских воинов. Одна фигура приковывает к себе внимание зрителя: это простая русская женщина. Она сурова и гневна, она обращается к каждому из нас. Страстно зовет Родина-мать своих сынов стать в ряды ее защитников. Женщина изображена в красном, а это – цвет крови и цвет советского знамени. Небо над ней не голубое, а серое – это цвет хмари войны, заволокшей нашу Родину. За ее спиной – штыки, они символизируют оружие, которое ты обязан взять в руки, чтобы защитить свою Родину-мать! По его словам, идея будущего шедевра родилась, когда он увидел лицо своей жены Тамары, вбежавшей с сообщением о начавшейся войне .Плакат «Родина-мать!» был создан в конце июля 1941г. Агитационный плакат «Родина-мать» пришелся по душе советским людям. Небольшие репродукции хранились у многих советских воинов в нагрудном кармане, рядом с фотографиями родных и близких людей.
Дементий Алексеевич Шмаринов и Виктор Борисович Корецкий в годы В.О.в выполнили ряд политических плакатов, повествующих о страданиях и мужестве советского народа в борьбе с врагом . Плакаты ‘’Освободи,, , «Воин Красной Армии, спаси » были созданы в 1942 . Они отличаются эмоциональной напряженностью передачи драматизма переживаний советских людей . Они призывали воинов Советской армии вести активные действия по изгнанию врага с территории нашей родины . Если ты фашисту с ружьемНе желаешь навек отдатьДом, где жил ты, жену и мать,Все, что Родиной мы зовем, -Знай: никто ее не спасет,Если ты ее не спасешь,Знай: никто его не убьет,Если ты его не убьешь. (К. Симонов)”.
1943 год связан с первыми значительными победами нашей армии. Плакаты советских художников Виктора Семеновича Иванова и Николая Михайловича Аввакумова призывают «пить воду из Прута, Немана и Буга» «По вражьей земле ,вперед к победе» -фигура солдата на переднем плане , перешагивающая трупы немецких солдат ,символизирует Советскую армию которую уже не остановить в деле борьбы с фашизмом . Плакаты проникнуты оптимистическим чувством ,уверенностью в победе.
Плакаты 1945 года возвещали всему миру о славной победе нашей армии и нашего народа.
Большую роль сыграли произведения плакатистов и художников Кукрыниксов.
“Кукрыниксы – Куприянов Михаил Васильевич, Крылов Порфирий Никитич, Соколов Николай Александрович – творческий коллектив графиков и живописцев. Действительные члены Академии Художников СССР, народные художники СССР, Герои Социалистического Труда. Художники-сатирики, мастера уничтожающе-язвительного политического шаржа и карикатуры, в годы войны Кукрыниксы выступали как авторы героического плаката. Гитлеровское командование в бессильной злобе расстреливало из орудий сатирические плакаты Кукрыниксов, которые наши солдаты выставляли перед немецкими окопами. В мае 1945 года, сразу же после падения Берлина, они прилетели в город. В гитлеровском бункере делают зарисовки задуманной картины о последних днях Гитлера и его ставки в подземелье. На их основе и личных впечатлениях от бункера и создают свою знаменитую картину “Конец”. Мы видим бомбоубежище рейхсканцелярии Гитлера в момент решительного штурма Берлина советскими войсками. Раскрылась тяжелая металлическая дверь, и в комнату, где сидят трое фашистских главарей, вваливается, почти падая, кровавый “фюрер” с безумно выкаченными глазами. Он задыхается и рвет на себе ворот. Все кончено, уже некому приказывать и звонить – телефонная трубка болтается в воздухе. На полу стоит чемодан, но бежать уже поздно, да и некуда. Покосились картины на стенах, погасло электричество, комната освещена мертвенно-бледным светом фонаря. Близкое дыхание смерти веет над этим логовом извергов, загубивших миллионы людей, разоривших много стран и городов. Пришло неизбежное возмездие… Конец…
Ведущий:
Давно заросли раны на полях сражений. Давно сняли гимнастерки участники войны. Многие не вернулись с войны. Среди них поэты и писатели. Но сколько бы не прошло лет со дня Победы, стихи и песни, которые возникли в грозные годы, остались в строю. Они всегда будут жить в наших сердцах, они всегда будут теребить наши души.
Учитель: В начале урока перед вами была поставлена проблема Какую роль сыграла культура в годы войны, каков ее вклад в победу? Сейчас мы выясним как вы это поняли.
III. Заключительный этап.
Ведущий:
Есть такая профессия – Родину защищать. Ее овладевают лучшие из лучших. Эта профессия называется офицеры, сердца которых действительно находятся под прицелом. На суше и на море, в воздухе и под водой защищают они независимость нашего Отечества. В годы Великой Отечественной войны профессией по защите Родины овладел каждый советский человек. И среди них не на последнем месте находились деятели искусства. И вам, нынешнему поколению, продолжать их традиции по защите Родины… Нет в России семьи такой, где б непамятен был свой герой…
Песня из к/ф “Офицеры”.
IV. Итоги урока.