Урок математики на тему Зависимость между компонентами действия сложения


Открытый урок в 1 А классе математики
Дата 11.02.16
Тема : Взаимосвязь между компонентами действия сложения.
Учитель: Воробьева Е.А.
Цель: познакомить  с взаимосвязью между компонентами действия сложения, вывести правило.
Задачи:
Образовательные:
формировать способности к сравнению выражений на основе закономерностей между компонентами действия сложения;
отрабатывать навыки сложения в пределах 10.
Развивающие:
создать условия для развития познавательной активности обучающихся, умения рассуждать, делать выводы;
развивать умения работать в паре;
развивать чувство ответственности за результат своей работы
Воспитывающие:
воспитывать дружеские отношения в коллективе;
воспитывать самостоятельность, трудолюбие, интерес к предмету.
Тип урока: открытие нового знания.
Вид урока: проблемный урок.
Формы организации: фронтальная, индивидуальная, парная, групповая.
Методы обучения: частично-поисковый, проблемный.
Оборудование: учебник математики, 1 класс, М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова;, экран с фломастером, презентация, листы индивидуальной работы, пазлы, чашки из ткани..
Планируемые результаты:
Личностные:
представление о себе и о своих возможностях;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности
Метапредметные:
познавательные:
анализ объектов с выделением существенных связей;
установление причинно-следственных связей;
использование информации учебника и других источников, своего жизненного опыта
регулятивные:
умение принимать и сохранять учебную задачу;
умение высказывать своё предположение, определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом
коммуникативные:
умение осознанно строить речевые высказывания в устной речи;
умение слушать и понимать речь других, вступать в беседу на уроке
Предметные:
умение употреблять в речи названия компонентов и результата сложения;
умение выполнять сложение в пределах 10.
Этап урока Цель Содержание учебного материала ОУД(организации учебной деятельности) Деятельность учителя Деятельность обучающихсяОрганизационный
(1 мин.) Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу  Раз топни, раз хлопни,
Посмотри на друзей – улыбнись,
Мы за знаниями собрались?
Дружно будем мы их постигать.
Ведь хотим мы учиться на…   Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, создает эмоциональный настрой на успех. Приветствует учителя, проверяет свою готовность к уроку
Актуализация знаний (10 мин.)
Математический диктант
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, актуализация опорных знаний и умений СЛАЙД 2
Посмотрите фрагмент мультфильма. Кто узнал это произведение? Как фамилия автора сказки?
СЛАЙД 3
Краткие сведения об авторе.
Николай Корнейчуков, позже взявший себе литературный псевдоним «Корней Чуковский», был русским советским поэтом, литературным критиком, переводчиком, детским писателем, журналистом. В возрасте 35 лет Чуковский начал писать сказки для детей. Назовите какие сказки вы знаете? «Федорино горе» детская сказка в стихах. Опубликована в 1926 году.
О чем сказка «Федорино горе?» тараканы заполнили в доме Федоры все. Ей предстоит нелегкая задача с ними разобраться.
СЛАЙД 4
Какое число меньше 7 на 5?
Первое слагаемое 1, второе – 3. Найдите сумму.
Увеличьте 3 на 6.
Части 1 и 4. Найдите целое.
Уменьшите 8 на 1.
Целое 9, часть 6. Найдите часть.
К 2 прибавить 4. Чему равна сумма?
Найдите сумму чисел 3 и 5.
– Расположите ответы в порядке возрастания, и вы сможете расшифровать слово. СЛАЙД 5
– назовите все нечетные числа из этого ряда.
3 5 7 9 Фронтальная 1.Крокодил.2. Мойдодыр.3. Айболит.4. Бармалей.5. Федорино горе.6. Телефон.7. Муха-цокотуха.8. Краденое солнце.9. Путаница.10. Тараканище.
Работа на экранах.
Руководит счетом. Отвечают на вопросы учителя, получают бонусные карточки.
Записывают ответы на задания математического диктанта на досках, сверяют с доской ответы, выстраивают числовой ряд.
(1 ученик у доски), если согласны хлопок в ладошиВедут счет.
Постановка темы и цели урока (4 мин.)
4. Совместное открытие нового знания (5 мин.) Подведение детей к формулированию темы и постановке задач урока. -Как называются компоненты действия сложения?
СЛАЙД 6
-Прочитайте равенства, используя название компонентов. (2 + 3 = 5 3 + 2 = 5). О каком свойстве мы можем рассказать?
СЛАЙД 7-Рассмотрите выражения
607695-171450029019512509500 3 + 5 =
3+ =8
86995317500 +5=8
–Найдите закономерность. Можно ли здесь воспользоваться этим свойством? В данных равенствах.
Как вы думаете, каким действием можно воспользоваться для нахождения неизвестного слагаемого? Почему? Взаимосвязаны ли слагаемые с суммой? Кто догадался, какова будет тема урока?
Что мы хотим сегодня научиться делать на уроке? Фронтальная, индивидуальная
Организует
диалог с обучающимися, в ходе которого формулируются тема и некоторые задачи урока
СЛАЙД 8. А мы продолжим знакомиться со сказкой.
СЛАЙД 9.
– Рассмотрите кружки на верхней полке. Составьте задачу по картинке.
Назовите решение
Рассмотрите кружки на второй полке
Что нам известно?
Что будем искать?
Как будем рассуждать?
Расскажите о третьей полке. 4+2=6
6-4=2
6-2=4 Организует
диалог с обучающимися. Организует проверку выполненного задания. Напоминает о самооценке.  
5. Аналитико-познавательная работа
А теперь попробуем составлять примеры на вычитание сами, используя пример на сложение. Запишем их в  карточки
Игра в пазлы. СЛАЙД 10-11
Для решения пазлов каким свойством изученным на уроке пользовались?
Оцените выполнение задания.
Выборочная проверка.  Организует
Аналитико-познавательную работу, игру объясняет задания.
Организует проверку выполненного задания. Работа на индивидуальных картах по цепочке.
Работа в бригадах с пазлами.
6.Физминутка «Верю не верю»
Верю – встать и хлопнуть, не верю – подпрыгнуть и топнуть
5 увеличить на 2 – это 3;
Первое слагаемое 1, второе 4, сумма 5;
9 больше 5;
Сумма 10, это 4 и 3 7. Применение полученных знаний. Решение задач
Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий в объекте изучения СЛАЙД 12
– Где можно применить данное правило узнаем в учебнике на с. 26.
Прочитайте задачу №4.
Что известно. Каким словом можно заменить в задаче слово теперь? Что означает 4 ложки, 10 ложек? Какие знания применили?
Как будем решать?
Запишите решение в карточку.
Задачу 5 решаем самостоятельно.
Как решили? Почему?
Оцените выполнение задание. Фронтальная, индивидуальная Дает задание. Карточки успеха.
Организует проверку выполненного задания. Напоминает о самооценке.
Объясняет задание.
Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется вывод
 Объясняет задание.
Напоминает о самооценке. Выполняют задание на листах индивидуальной работы.
Проверяют и оценивают свою работу.
Составляют пазлы.
Наблюдают, сравнивают, делают вывод.
 
Выполняют задание в парах. Взаимопроверка.
Оценивают свою работу.
Работа с геометрическим материалом Повторение и закрепление навыков работы с линейкой. Воспроизведение элементарных геометрических представлений СЛАЙД 13
Поможем Федоре все привести в порядок. У каждого из вас лежит необычный предмет из ткани. Это чашка. Определите какие геометрические фигуры спрятались в ней. Измерьте фигуру желтого цвета. Какие выводы можно сделать о ней? Приклейте к своей чашке квадрат так, как вам нравится. Организует диалог с обучающимися, в ходе которого формулируется вывод
Объясняет задание.
5. Итог урока. Рефлексия (5 мин.) Формирование личной ответственности за результат деятельности – Какое открытие мы сделали сегодня на уроке?– Что было легким? В чем затруднялись?– Что было самым интересным?– Поднимите руку тот у кого3,4, 5 карточек успеха! (Вывод по работе учеников)– Как вы оцениваете ваше достижение на уроке?
СЛАЙД 14
Как вы думаете, заслужили мы сегодня от Федоры похвалу? Чему нас учил К.Чуковский в этой сказке? Вот и математика требует чистоты и порядка. Поэтому мы все можем продемонстрировать свои достижения. Украсьте стол Федоры своими чашками.
ПООЩРЕНИЕ Фронтальная Задает вопросы, делает вывод Отвечают на вопросы. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Анализируют, что получилось, что не получилось, и почему.

САМОАНАЛИЗ УРОКА.
По типу урок изучения нового материала и формирования умений - проблемный.
Мотивация основных этапов урока имеет место: привлечение занимательного материала; применение наглядных и раздаточных средств, использование эмоциональной разрядки, использование известной информации, формулировка и принятие учебной задачи, разработка совместного плана действий, создание успеха.
На организационном этапе приветствие учеников их психологический настрой готовность к уроку и установка проходит через использование фрагментов мультфильма и читалочек…УУД
Этап-актуализация знаний. Предлагалось ребятам вспомнить знания, которые понадобятся им для изучения темы. Задания: нахождение чисел и расположение их по порядку, устный счет в пределах 10 - обратная связь состояла в решении математического диктанта.
Следующий этап – это использование продуктивного задания, формулирование темы и целепологания урока совместно учителем и учениками. Учащимися были названы умения: решать, составлять, придумывать, которые сформировались с помощью заданий: составление задач по рисунку, схеме, нахождение нужной схемы к задаче, решение задач,. Для того, что бы вызвать интерес к уже знакомым сведениям и для того, что бы каждый ученик выбирал те способы которые ему известны, пользуясь текстом, схемой, рисунком, которые позволяют ответить на интересующие его вопросы, применяла различные формы работы: фронтальная работа; самостоятельная работа, работа в паре и групповая на пазлах. Кроме того, что умения и навыки формировались они и развивались: речевые, общеучебные, давая возможность высказать то, что знает ученик, учитывая индивидуальные особенности каждого отвечающего.
Для снятия физического напряжения, развитие эмоционально – волевой сферы, сбрасывания негативной энергии, уверенности в себе, укрепления здоровья использовала физминутку:
Этап подведения итогов работы проведен Мини – опросом с обобщением умений, которые развивались у учеников в ходе выполнения заданий с указанием учащимся на удачные рациональные моменты их деятельности.
Рефлексивно - оценочная деятельность проведена на работу класса при организации вопросов и ответов. Ребята смогли прорефлексировать свою деятельность, дать самооценку собственной деятельности по конечному результату: умею ли я. Отразили ее через рисунок
Тема урока, цели, тип и форма урока соответствуют друг другу. Применяемая методика и технология соответствует возрастным особенностям учащихся. Обстановка на уроке способствовала активизации умственной деятельности.
Цели урока достигнуты.