Урок развития речи в 9 классе. Изложение с элементами сочинения. «В скором поезде».
9 класс. УРОК развития речи. ТЕМА: Изложение с элементами сочинения. «В скором поезде».
1.Личностные УУД:
- осознавать и проявлять себя гражданином России в добрых словах и делах – объяснять взаимные интересы, ценности, обязательства свои и своего общества, страны;
2.Метапредметные УУД:
регулятивные:
-работать по плану, сверяясь с целью, находить и исправлять ошибки под руководством учителя;
коммуникативные:
- создавать устные и письменные тексты для решения задач общения с помощью учителя;
познавательные:
- составлять простой план текста;
- находить (в учебниках и др. источниках, в т.ч. используя ИКТ) достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
3. .Предметные УУД:
уметь: работать с текстом, производить лексический разбор слов; подбирать к словам текста синонимы; делать выводы из прочитанного текста и самостоятельно излагать на бумаге свои мысли, закреплять умение работать над подробным изложением текста с элементами сочинения.
Оборудование урока: проектор, экран, компьютерное сопровождение урока.
Ход урока.
I. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Включаю видео: Андрей Макаревич, песня "Я смысл этой жизни вижу в том"( 4 минуты).
Работа с классом: как вы думаете, ребята, о чем мы с вами будем говорить на уроке?
Что вы вкладываете в понятие «смысл жизни»?
В чем заключается ваш смысл жизни?
Частичный итог: обратите внимание, ребята, у каждого из нас свой смысл в жизни. Для меня он заключается в том, что жива моя мама, но у меня мало свободного времени, хотелось бы больше ей уделять внимание, для кого-то – это учеба в школе без троек, чтобы потом поступить в высшее учебное заведение, для других – закончить успешно 9 класс и поступить в колледж, техникум. И все вы будете правы.
II. Сообщение темы и цели урока. Сегодня на уроке мы будем писать изложение с элементами сочинения.- Что это значит?
III. Работа над текстом.
текст читает подготовленный ученик.
Беседа:- какова тема данного текста? А идея? Ваше отношение к данной ситуации?
Подбор синонимов. Словарь: Инженер профессия Пассажир- человек, который едет в поезде, в автобусе Телефонограмма – телеграмма по телефонудоставить- привезти Жизнь спасена- жизнь вне опасности
Беседа по прочитанному.- Что случилось с пожилым инженером? - В чём он нуждался? - Кто пришёл на помощь? - С какой просьбой обратились по телефону на станцию? -Как врач доставала лекарство? - Кто отвёз врача на станцию? - Жизнь больного была спасена?
Работа над планом изложения. План. 1. Пожилому инженеру стало плохо. 2. Просьба о помощи. З. Всем хотелось прийти на помощь. 4. Дежурный врач приняла телефонограмму. 5. Жизнь больного спасена. 6. Что стало бы с больным, если бы ему не оказали помощь?
IV. Слово учителя: ребята, вы помните, что пишете изложение с элементами сочинения, пункт № 6 плана – это рассуждение, ваши мысли по теме.
V. Лексическая работа: нужно начинать с нового абзаца , можно использовать начало предложений: - Я думаю, что .- Мне кажется, что.
- Я считаю, что
-Наверное, .VI. Повторное чтение текста.
VII. Написание изложения на черновиках.
VIII. Домашнее задание: на своих черновиках продолжите работу дома: напишите рассуждение, ваши мысли по теме.
IX. Рефлексия: что было сложным? Над чем необходимо еще поработать? Спасибо всем за работу. Оценки:
В СКОРОМ ПОЕЗДЕ. Пожилой инженер ехал из Сибири к своей дочери в Ленинград, у него было больное сердце. Ночью в пути ему стало плохо. Он нуждался в срочной медицинской помощи. Начальник поезда обратился по радио ко всем пассажирам: «Если в поезде есть врач, просим прийти в шестой вагон и оказать больному медицинскую помощь» Среди пассажиров оказалось пять врачей и одна медицинская сестра. Хотя была полночь, все они немедленно явились к больному. Первой пришла пассажирка из соседнего вагона молодой врач. Она только что окончила медицинский институт и ехала работать в больницу. Вслед за ней явился седой профессор знаменитый хирург. Всем хотелось помочь больному. Один пассажир принес таблетки от сердечной боли, но они не помогали. Больному становилось все хуже и хуже. Ему нужно было редкое лекарство.Когда поезд проезжал мимо железнодорожной будки, из вагона бросили записку с просьбой сообщить по телефону на станцию, чтобы к приходу поезда подготовили нужное лекарство и кислородную подушку. Ночью дежурный врач на станции приняла эту телефонограмму, но у нее нужного лекарства не оказалось. До прихода поезда оставалось два часа. Она решила сходить в городскую аптеку. От станции до города было 8 километров. Чтобы успеть к поезду, врач бежала в аптеку не по дороге, а прямо через поля и овраги. Когда она прибежала в аптеку, до прихода поезда оставалось 30 минут. Нужное лекарство было у нее в руках, но как доставить его к поезду за полчаса? Тогда аптекарь позвонил своему другу, у которого был мотоцикл и попросил его отвезти врача на станцию. Лекарство доставили вовремя. Жизнь больного была спасена.