Основные задачи инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья
Толерантность в отношении к инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья как основа успеха инклюзивного образованияПодготовила: Варюхина Р.А.учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №1» Рузаевского муниципального района «Если я чем-то на тебя не похож,я этим вовсе не оскорбляю тебя,а, напротив, одаряю».Антуан де Сент-Экзюпери Увеличение числа детей-инвалидов Ухудшение экологической обстановкиВысокий уровень заболеваемости родителей (особенно матерей)Ряд нерешенных социально-экономических, психолого-педагогических и медицинских проблем В настоящее время в России около 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья или 8% всей детской популяции600 тысяч из них - инвалиды.Это актуализирует необходимость осмысления их положения в обществе, совершенствование системы социальной помощи и поддержки. Проблема «особого ребенка» ограничении его связи с миром, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченности общения с природой,доступа к культурным ценностям, а иногда – и к элементарному образованию,негативного отношения к детям с ограниченными возможностями со стороны сверстников, наличия физических и психических барьеров, мешающих в развитии, Международные документы, защищающих и гарантирующих права этой категории детей «Всеобщая Декларация прав человека», «Декларация о правах инвалидов», «Декларация о правах умственно отсталых лиц», «Конвенция о правах ребенка», «Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов» Педагогическая толерантность Способность понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных форм поведения. Воспитать у сверстников толерантное и уважительное отношение к детям с ограниченными возможностями здоровья. Способы: 1) принимать учеников с инвалидностью "как любых других детей в классе", 2) включать их в одинаковые виды деятельности, хотя ставить разные задачи, 3) вовлекать учеников в коллективные формы обучения и групповое решение задач, 4) использовать и другие стратегии коллективного участия - игры, совместные проекты, лабораторные, полевые исследования и т.д Понятие ТОЛЕРАНТНОСТЬ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ представляет собой такую форму обучения, при которой учащиеся с особыми потребностями: посещают те же школы, что и их братья, сестры и соседи;находятся в классах вместе с детьми одного с ними возраста;имеют индивидуальные, соответствующие их потребностям и возможностям учебные цели;обеспечиваются необходимой поддержкой. Правовая идеология: - если мы делаем это из жалости или благотворительности, мы не сможем получить нужные результаты; все дети могут учиться - мы должны создать подходящие условия для их обучения; есть много учреждений, которые работают в интересах детей со специальными нуждами, и они делают свою работу хорошо, если методы инклюзивного образования разработаны относительно всей системы учреждений, тогда каждый ребенок найдет место для образования, и это место будет наилучшим местом для них, и в этом случае, образование в школе сочетается с проживанием в семье. Основные задачи инклюзивного воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья Укрепление здоровья детей и предупреждение возникновения вторичных нарушений физического и психического развития; Обеспечение прав детей и родителей в получении необходимого комплекса коррекционно-образовательных услуг; Осуществление своевременной социальной адаптации и интеграции ребенка в общество; Своевременное исправление, компенсация нарушений психофизического развития; Формирование жизненно значимого опыта и целенаправленное развитие у детей когнитивных, речевых, моторных, социальных способностей, Преимущества интеграционной системы для личности и когнитивного развития как детей с ограниченными возможностями здоровья, так и детей без подобных ограничений: Преимущества социального характера:развитие самостоятельности всех детей через предоставление помощи;обогащение социального (коммуникативного и нравственного) опыта детей;развитие толерантности, терпения, умение проявлять сочувствие и гуманность;Преимущества психологического характераисключение формирования чувства превосходства или развития комплекса неполноценности;Преимущества медицинского характера:подражание «здоровому» типу поведения как поведенческой норме конкретного социума;исключение социальной изоляции детей, усугубляющей патологию и ведущей к развитию «ограниченных возможностей»;Преимущества педагогического характера:рассмотрение развития каждого ребенка как уникального процесса (отказ от сравнивания детей друг с другом)активизация когнитивного развития через социальные акты коммуникации и имитации. “Дети святы и чисты. Даже у разбойников и крокодилов они состоят в ангельском чине. Сами, мы можем лезть в какую угодно яму, но их должны окутывать в атмосферу, приличную их чину. Нельзя безнаказанно спохабничать в их присутствии… нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топтать их ногами….” (А.П.Чехов)