Доклад «Особенность методики преподавания информатики с 5-го класса»


Министерство образования и науки Республики КазахстанСеверо-Казахстанская область Тайыншинский районКГУ «Летовочная средняя школа»
Доклад
на секционное заседание августовской конференции
учителей информатики
«Особенность методики преподавания информатики
с 5-го класса»
Подготовил: Морев И.А.
учитель информатики
г.Тайынша, 2015 год
(1 слайд) Морев Иван Андревич - учитель информатики КГУ «Летовочная СШ».
Тема моего доклада: «Особенность методики преподавания информатики с 5-го класса».
(2 слайд) Современное обучение информатике требует индивидуального отношения к учащимся, формирования в них функциональной грамотности. Слова М.Жумабаева: «Ребенок – как ивовый прутик: как согнешь его в детстве, таким он и вырастет» находят отражение в моей педагогической деятельности.
(3 слайд)Перед методикой преподавания информатики, как и перед всякой предметной школьной методикой, ставится традиционная триада основных вопросов:
• зачем учить информатике?
• что надо изучать?
• как надо обучать информатике?
(4 слайд)Методика преподавания информатики — молодая наука, но она формируется не на пустом месте. Проработка важных вопросов общеобразовательного подхода к обучению информатике имеет в общей сложности почти полувековую историю. Будучи фундаментальным разделом педагогической науки, методика информатики опирается в своем развитии на философию, педагогику, психологию, а также обобщенный практический опыт средней школы.
(5 слайд)Характерными признаками современного урока
являются:
• постоянный состав учебных групп учащихся;
• строгое определение содержания обучения в каждом
классе;
• определенное расписание учебных занятий;
• сочетание индивидуальной и коллективной форм работы
учащихся;
• ведущая роль учителя;
• систематическая проверка и оценка знаний учащихся.
(6 слайд)Представляю вашему вниманию сравнительный мониторинг количества обученных информатике вКГУ «Летовочная СШ». В 12-13 уч. году в школе обучалось 110 учащихся, информатика велась с 7 по 11 классы и было обучено 53 учащихся. В 13-14 уч. году в школе обучалось 106 учащихся, информатика велась с 5 по 11 классы и было обучено 61 учащийся. В 14-15 уч. году в школе обучалось 107 учащихся, информатика велась с 5 по 11 классы и было обучено 65 учащихся.
(7 слайд) На следующем слайде отображен график участия в предметных дистанционных олимпиадах и конкурсах вКГУ «Летовочная СШ» за 3 предыдущих учебных года.
В 12-13 уч. году приняли участие 7 учащихся. В 13-14 уч. году приняли участие 11 учащихся. В 14-15 уч. году приняли участие 23 учащихся. Из них 5 по информатике.
(8 слайд) Представленные круги Венна демонстрируют перспективы обучения информатике в КГУ «Летовочная СШ» в преемственности прошлого, настоящего и будущего.
С 2013 года информатика ведется с 5 класса, это важный шаг на пути к будущему, когда информатика будит преподаваться с 1-го класса. Считаю, что это правильная стратегия в обучении, так как информатика призвана стать основополагающим предметом в обучении всех наук, чтобы выпускник школы был конкурентноспособнымгражданином республики Казахстан в мире инноваций, новых гаджетов и технологий.
(9 слайд) Особенностью методики преподавания информатики
с 5-го класса я считаю …
(10 слайд) Во первых, согласно инструктивно-методическому письму2015-2016 г. можно отметить следующее:
«Методической особенностью обучения информатике является развитие ИКТ-компетенций, которые необходимы в условиях быстроменяющегося мира. Изучение предмета должно быть направлено на повышение уровня информационной грамотности; знание и понимание основ ИКТ-квалификации; обладание алгоритмическим и логическим мышлением».
(11 слайд) Во вторых, с 2013-2014 учебного года информатика в КГУ «Летовочная СШ» ведётся с 5 класса.
Считаю, что этот возраст наиболее продуктивен для формирования устойчивого восприятия к интеграции предметов школьного образования, является основополагающим для приобретения знаний и усвоения материала по всем предметамдля обучающихся.
(12 слайд) В своей деятельности я использую творческий подход в подготовке и проведении уроков, внеклассных мероприятий. На уроках с учащимися применяю различные формы и методы. Провожу как традиционные формы урока, так и нетрадиционные. Например: урок-путешествие, урок-лекция, урок-экскурсия, урок-игра, интегрированный урок - обучаю свободному владению компьютером как инструментом, умению пользоваться ресурсами Интернет.
(13 слайд) В своей деятельности применяю разные педагогические технологии:
технология модульного обучения
технология дифференцированного обучения
игровые технологии.
На уроках и внеклассных мероприятиях использую компьютерные технологии. Учащиеся старших классов используют сведения изИнтернет при подготовке сообщений по предметам, подготовке к ВОУД и ЕНТ.
(14 слайд) Красота решения, неожиданный поворот мысли, логика рассуждений - все это усиливает эмоциональное восприятие детей. Мне очень нравится проводить интегрированные уроки, где прослеживается связь с другими предметами.
(15 слайд) На слайде представлены фото с открытых и интегрированных уроков информатики:
интегрированный урок-путешествие по информатике и географии «Планета Информатики»
интегрированный урок-игра по информатике и английскому языку «Алфавит языка Паскаль»
открытый урок «Технология обработки текстовой информации. Вставка и редактирование формул»
открытый урок «Компьютерный текстовый документ как структура данных»
открытый урок «Технология обработки текстовой информации. Вставка и редактирование формул».
(16 слайд) Урок – это часть жизни ребёнка, и проживание этой жизни должно совершиться на уровне высокой общественной культуры.
(17 слайд) В этом году республика Казахстан отмечает знаменательные даты: 20-ти-летие Ассамблеи народов Казахстана, а также приближается дата 20-ти-летия Конституции Республики Казахстан. Желаю всем присутствующим и вашим семьям мирного неба над головой и высоких результатов в творческом труде.
(18 слайд) Желаю всем любознательных учащихсяи интересных уроков!