Материал Комплексный анализ текста при подготовке к сочинению


«Работа с комплексным анализом текста при подготовке к ЕГЭ средствами УМК по русскому языку»
Анализ результатов экзаменов (как за курс основной, так и средней школы) убеждает в том, что именно комплексная работа с текстом служит надежным средством подготовки к итоговой аттестации независимо от формы ее осуществления: к изложению, сочинению, к устным экзаменам, к ЕГЭ. При подготовке к ЕГЭ не следует увлекаться «натаскиванием», используя для этого различные формы тестирования. Ошибки в выполнении ряда заданий прежде всего связаны с тем, что многие учащиеся, читая текст, на основе которого им предстоит дать ответ на разнообразные вопросы, не могут глубоко понять содержание этого текста. Следовательно, для них трудными оказываются задания речеведческого характера (связанные с такими понятиями, как стиль, тип речи, средство связи между предложениями в тексте, средства художественной выразительности), а еще более трудным – задание написать сочинение (отзыв, рецензию, эссе) на основе прочитанного текста (ведь текст часто прочитан формально, он не воспринят, не «услышан»). • Комплексная работа с текстом в течение всего учебного года позволяет, избегая «натаскивания», вести постепенную подготовку к итоговым заданиям. Особое внимание мы обращаем на анализ текстов публицистического стиля, содержание которых может вызвать интерес у школьников, стать основой изложения с дополнительными творческими заданиями, сочинения-рассуждения. Многие тексты, отобранные нами, направлены на эстетическое воспитание учащихся, на формирование у них не только коммуникативной, но и культуроведческой компетенции.
• Когда учитель отбирает текст для анализа, для комплексной работы на уроках русского языка, он должен непременно принимать во внимание, что далеко не любой текст может выдержать «нагрузку» пристального внимания к каждому слову, каждому предложению. Уместно вспомнить мнение Л.В. Щербы о том, что следует анализировать тексты – «безукоризненные образцы».
• Если в процессе комплексной работы к одному тексту предлагать много заданий, то ученик может выбрать из них те, которые для него особенно интересны, полезны. И в то же время число заданий к тексту можно увеличить.
Прослушайте текст и напишите сжатое изложение.
Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «Письма, пользуясь её слепотой, вынули не из шкатулки – их вынули из её души, и теперь ослепла и оглохла не только она, но и её душа…».
Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования).
Комплексная работа с текстом включает элементы филологического, лингвистического, речеведческого, лингвостилистического анализа, задания по фонетике, морфемике, лексике, синтаксису, работу по орфографии и пунктуации, а также подготовку к выразительному чтению текста, к изложению и сочинению.
• 1. Работа с духовно формирующим лексическим материалом, текстами нужной содержательной направленности и глубины.
• 2. Целенаправленный отбор текстов позволяет создать на уроке развивающую речевую среду- основу формирования языковой личности.
• 3. Тексты учебника соотносятся с направлениями тем итогового сочинения по литературе.
• 4. Обучение способу действия на основе текста позволяет сформировать навыки работы с текстом и самостоятельно создавать тексты на заданные темы.
Работа с текстом
Работа с текстом позволяет комплексно формировать предметные, метапредметные и личностные результаты
Работа с текстом
Памятки
• Выписываем варианты того, как может начинаться текст:
• с назывного предложения;
• с предложения, четко формулирующего тезис (обычно роль зачина выполняет двусоставное предложение с тире между подлежащим и сказуемым);
• с вопросительного предложения (в том числе риторического вопроса);
• с предложения, включающего цитирование;
• со сложноподчинённого предложения, в котором придаточное обстоятельства с союзами когда, если обычно предшествует главному.
Как раскрыть тему сочинения
1. Определить тему текста (часть С – К1 – 1)
2. Согласны ли вы с тем, что своеобразие стиля писателя и мастерство владения словом во многом определяют судьбу его произведений? (часть С – К4 – 3)
3. Чьё мнение вам кажется верным: «одной известной писательницы» или автора? Аргументируйте вашу точку зрения.(часть С – К4 – 3)
4. Напишите сочинение в формате части С ЕГЭ
Рабочая тетрадь 9 класс
Первый раздел
• вы научитесь строить текст-рассуждение с соблюдением всех необходимых требований к его содержанию и структуре. Второй раздел
• представлены задания, направленные на обучение создавать особый вид текста-рассуждения – эссе. Эссе – это не любое сочинение малого объема, а текст, имеющий определённые жанровые признаки: оригинальный авторский взгляд на ту или иную проблему, субъективно-эмоциональное отношение автора к предмету речи, творческий подход к расположению композиционных частей. Третий раздел
• посвящен сочинению на литературную тему, в котором необходимо продемонстрировать знание художественного произведения, понимание предложенной темы, умение последовательно и логично строить рассуждения, доказывая с помощью текста правильность своего понимания.
Рабочая тетрадь 9 класс
Задания из первого раздела: «Учимся писать сочинение-рассуждение». Закончите формулировку тезисов. Я хочу стать……………………………………., чтобы………………………….. Быть профессионалом – это ………………………………………………… Знания нужны, чтобы ………………………………………………………….. Человек не может прожить без …………, потому что……………. Без интернета жить невозможно, потому что…………………….. Сформулируйте тезис, который вы будете доказывать, отвечая на данный вопрос. Что важнее для современного человека: знание родного или иностранного языка? Что в большей степени привносит компьютер в нашу жизнь: вред или пользу? Можно ли прожить без книг?
Познакомьтесь с основными видами аргументов. Приведите все возможные виды аргументов, подтверждающие следующие тезисы. Мечты можно достичь, если приложить все необходимые усилия и не отступать от намеченной цели. Статистические факты:………………………………………………………………………… Факты из жизни:………………………………………………………………………………….. Нучные факты:…………………………………………………………………………………….. Факты из литературы:…………………………………………………………………………. Факты из истории:………………………………………………………………………………. Пословицы, поговорки:………………………………………………………………………. Законы:………………………………………………………………………………………………… Аксиомы:……………………………………………………………………………………………… Правила:………………………………………………………………………………………………. Чтение развивает человека… Человек может избавиться от своих отрицательных качеств, если будет заниматься самовоспитанием…
Подберите по 2-3 аргумента к тезисам. Хорошая речь – показатель высокого культурного уровня человека. ………………………………………………………………………………………………………….. Необходимо вести здоровый образ жизни…………………………………………………….. Надо выполнять свои обещания……………………………………………………………………... Мобильный телефон нужен каждому…………………………………………………………….. Онегин не видит истинного смысла жизни…………………………………………………….. Ложь – один из самых осуждаемых пороков в комедии «Ревизор»……………. Превратите приведенные ниже фразы в аргументы к какому-либо тезису. (используйте слова-помощники, помещенные в конце задания.)…………….. Вчера весь день был снегопад, ………………………………………………………………………. Люди стали допускать гораздо больше речевых ошибок, …………………………….. В школе учащиеся перегружены, …………………………………………………………………….. Приобрести квартиру могут далеко не все, ……………………………………………………. Детский дом не заменяет семью, ……………………………………………………………………. В доме Фамусова ждали появления Чацкого, …………………………………………………. Печорин был уверен, что его «душа испорчена светом», ………………………………. Слова и словосочетания для связи частей высказывания: поэтому, неудивительно, вот почему, отсюда следует, именно из-зи этого и др. Объясните, как вы понимаете латинскую пословицу: «Доказательства следует не считать, а взвешивать». Дайте развернутый аргументированный ответ.