Технологическая карта по теме Методы изучения природы
Технологическая карта к уроку по биологии 5 класс.
Тема
Методы изучения природы.
Цели
Формирование представлений об основных методах изучения природы.
Задачи
Образовательные: Расширить знания учащихся о методах изучения природы, об основных инструментах, приборах, применяемых для познания природы; обеспечить образовательные потребности каждого обучающегося с учетом его склонностей, возможностей и интереса.
Развивающие: Развивать логическое мышление, делать выводы, умения применять знания в жизни, развивать познавательного интереса к предмету.
Воспитательные: Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- ЛичностныеУУД:
1. Соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
2. Действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
3. Умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
- Регулятивные УУД:
1. Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения.
2. Оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
3. Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целое.
- Коммуникативные УУД:
1. Планирование учебного сотрудничества.
2. Умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи.
3. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование умения работать в парах и малых группах; формирование вербальных и невербальных способов коммуникации
4. Умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли; умение планировать учебное сотрудничество.
5.Понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
- Познавательные УУД:
1.Поиск и выделение необходимой информации; смысловое чтение; умение структурировать знания.
2. Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; применять таблицы, схемы, модели для получения информации; презентовать подготовленную информацию.
3. Заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст; классифицировать методы изучения живой природы.
4. Смысловое чтение, поиск информации; моделирование.
5.Установление причинно-следственных связей.
Планируемый результат
Предметные:
Знают: признаки живой природы, органы организма и основные методы изучения живой природы;
Умеют: давать определение биологическим терминам; составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу ; различать методы изучения живой природы и приводить примеры, пользуясь учебником; работать с таблицами и схемами; ставить цель и планировать свои действия.
Личностные:1.Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности, обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
2.Знаютосновных принципов и правил отношения к живой природе.
Метапредметные:
1.Самостоятельно определяют цели своего обучения.
2.Умеют работать с разными источниками биологической информации: находят биологическую информацию в тексте учебника, анализируют и оценивают информацию.
Основные понятия
Наблюдение, описание, эксперимент, сравнение, моделирование.
Межпредметные связи
«Окружающий мир»
Ресурсы:
- основные
- дополнительные
1. И.Н. Пономарева, И.В. Николаев, О.А. Корнилова. Биология. 5 класс. Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Вентана-Граф, 2012
2. В качестве ЭОР на этом уроке можно предложить различные фотографии, на которых представлены методы изучения живой природы.
1. Таблица сравнения методов изучения живой природы:
· [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
· Наблюдательные приборы.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
· Наблюдение за зайцем
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
· Наблюдение за процессами происходящими в растительной клетке
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Организация пространства
Фронтальная работа, индивидуальная работа
Технология проведения
Деятельность
учеников
Деятельность
учителя
Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов
Планируемые результаты
Предметные
УУД
1
2
3
4
5
6
I. Мотивация к учебной деятельности (2 мин)
Цели: Подготовка учащихся к работе на занятии.
Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно-познавательной деятельности.
Слушают, настраиваются на восприятие материала урока.
Принять рапорт от старосты класса, проверить присутствующих. Проверить готовность к занятию.
Подготовить все необходимое к уроку. Учитель: «Сегодня мы будем изучать интересную тему, и активная работа на уроке поможет вам усвоить новый материал. Результат проделанной работы будет зависеть от работы каждого из вас. Поэтому вы должны работать в атмосфере сотрудничества, взаимопомощи и добра. Кто сегодня хочет узнать много нового? Кто хочет побывать настоящим исследователем интересного мира – мира живых организмов?».
Личностные: соотносить поступок с моральной нормой; оценивать ситуации с точки зрения правил поведения и этики; мотивировать свои действия.
II. Проверка знаний (проверка выполнения домашнего задания) (5 мин)
Цели: Установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания всеми учащимися, выявление пробелов и их коррекция.
Рассказ учащихся о живых организмах и условиях их обитания. Об основных процессах жизнедеятельности живого организма - обмене веществ, питании, дыхании, выделении, размножении, росте и развитии живых организмов.
Проверяет домашнее задание, выявляет пробелы и корректирует их.
Учитель: «Прежде чем стать настоящими учеными мы с вами должны проверить - насколько вы готовы к нашему путешествию в страну исследователей. Билетом в исследовательскую лабораторию будут служить ответы на вопросы, которые мы рассматривали на предыдущем уроке:
1. Расскажите, что такое живая природа? Какие объекты являются частью живой природы?
2. Как вы думаете,каковы основные процессы жизнедеятельности живых организмов? На ваш взгляд, какова их роль в жизни живых организмов?»
Знают что такое живая природа, перечисляют основные процессы жизнедеятельности живых организмов, какова их роль в жизни живых организмов.
Дают определение биологическим терминам;
Познавательные: Структурируют свои знания; устанавливают причинно-следственных связей
Коммуникативные: умение полно и точно выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи. Составляют устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу.
III. Формулирование темы урока, постановка цели
(5 мин)
Цели: Актуализация опорных знаний и умений.
Запись темы урока в рабочую тетрадь по биологии. Предположения по поводу изучаемой темы. Отвечают на заданные вопросы.
Записывает тему урока на доске. Задает вопросы, для выявления опорных знаний и умений.
Учитель: «Ну, вот мы попали в лабораторию, следующий этап нашей работы – это перевоплощение в ученых исследователей, для этого давайте вместе попробуем ответить наследующие вопросы:
1. Кто изучает природу?
2. Как, на ваш взгляд, изучают природу?
3. Какие приборы используют в изучении природы?»
Знает кто занимается изучением природы и при помощи чего происходит изучение живой природы.
Умеет планировать свои действия.
Личностные: действие смыслообразования – мотивация учебной деятельности.
Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; установление причинно-следственных связей.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать.
IV. Изучение нового
(10 мин)
Цели: Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, связей и отношений в объекте изучения.
Ввести понятия:
1. Наблюдение;
2. Описание;
3. Эксперимент;
4. Сравнение;
5. Моделирование.
Просматривают видео, высказывают свои предположения по поводу увиденного. Отвечают на вопросы. Делают выводы по изученному материалу.
Организует учебную деятельность, объясняет новый материал.
· Демонстрирует видео:
· Наблюдение за зайцем:
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Учитель: «А сейчас самый главный этап работы в нашей исследовательской лаборатории-сейчас мы с вами превратились в самых настоящих исследователей. Давайте просмотрим видео и попробуем выяснить, как же все- таки происходит изучение живой природы, которая окружает нас».
Демонстрация видеофрагмента.
Учитель:
«1. Что вы увидели, при просмотре данного видеофрагмента?
2.Что вы можете рассказать об увиденном?
3.На основе чего вы построили свой рассказ?
Теперь просмотрите текст учебника и выберите из него те методы, которые вы использовали при построении своего рассказа».
Выслушивает ответы учеников.
А сколько же всего существует методов изучения природы?
Верно!!! Молодцы!!!
Существуют пять методов изучения природы:
1. Наблюдение;
2. Описание;
3. Эксперимент;
4. Сравнение;
5. Моделирование.
Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладении способами действий.
Знаютосновные методы изучения живой природы.
Умеют различать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам;.
Коммуникативные:
умение полно и точно выражать свои мысли; отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; формирование;
составлять устно небольшое монологическое высказывание по заданному вопросу
Познавательные: поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска; воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; анализ компонентов с целью выделения особенностей; выбор оснований и критериев для сравнивания и классификации объектов.
V. Закрепление нового (5 мин)
Цели: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.
Выявление качества и уровня овладения знаниями и способами действий, обеспечение их коррекций.
Самостоятельная работа с учебником, с целью закрепления нового материала и поиска ответов на поставленные вопросы. Отвечают на вопросы учителя и находят искомый код.
Постановка вопросов. Помощь, при формулировке ответов на них.
Учитель: «Ребята, вы большие молодцы!!! Отлично поработали на уроке!!! Теперь нам пора возвращаться в класс. А для того что бы открылись двери лаборатории, необходимо ввести код. Кодом служат верные ответы на следующие вопросы:
1. Какие методы изучения природы вы узнали?
2. Как можно использовать компьютер при биологических исследованиях?
3. Кого называют орнитологом?
4. Какие методы применяют в природе, а какие в лаборатории?
Физкультминутка
Активные действия учащихся с содержанием обучения, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний.
Знают методы изучения природы.
Умеютразличать методы изучения живой природы и приводить примеры;
давать определения биологическим терминам;
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы; умение выражать свои мысли, умение планировать учебное сотрудничество.
Личностные: мотивировать свои действия.
VI. Контролирующее задание (10 мин)
Цели: Проверить умение учащихся анализировать полученную информацию и использовать ее в измененной ситуации, проверить умение учащихся различать методы изучения живой природы и приводить примеры.
.
Отвечают на вопросы учителя
Самостоятельно заполняют предложенную таблицу, используя текст учебника.
Постановка проблемного вопроса. Контроль над выполнением поставленного задания.
Учитель: «На основе полученных знаний, давайте попытаемся вместе ответить на вопросы:
Какие методы были применены автором этих строк для изучения природы.-За 1 час муравьи берут в плен на 0, 4 га леса вокруг муравейника 2 тыс. гусениц?-Лен цветет голубыми цветочками только до обеда.-Самое крупное соцветие у одной из индийских пальм. Оно достигает в высоту 14 м, его диаметр 12. м
А сейчас вам придется поработать самостоятельно и проверить, как вы усвоили новый материал».
Заполните, пожалуйста, следующую таблицу:
Методы изучения природы:
Примеры:
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
Самостоятельное выполнение заданий, требующих применения знаний в знакомой измененной ситуации.
Знать: методы изучения природы
Уметь: различать методы изучения живой природы и приводить примеры; работать с предложенными таблицами и схемами.
Познавательные:
заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
классифицировать методы изучения живой природы.
Регулятивные: прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения; оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Коммуникативные: умения работать с текстом; ставить и отвечать на вопросы
Личностные: мотивировать свои действия.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке(2 мин)
Цели: Мобилизация учащихся на рефлексию своего поведения (мотиваций, способов деятельности). Усвоение принципов саморегуляции и сотрудничества.
.Высказываются по поводу изученного материала – что понятно, а что следует разобрать повторно.
Анализ и оценка успешности достижения цели, поставленной в начале урока.
Учитель: «Сейчас я хотела бы выслушать ваше мнение о прошедшем уроке - что вы сегодня узнали, понравился ли вам сегодняшний урок?»
Открытость учащихся в осмыслении своих действий и самооценке. Прогнозирование и способов саморегуляции и сотрудничества.
Коммуникативные:
понимать возможность существования различных точек зрения, не совпадающих с собственной.
Регулятивные:
Выделять моменты своей и чужой деятельности как единое целого.
Личностные:
умение рассуждать, анализировать и делать выводы.
15