Конспект урока литературы в 7 классе Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Муниципальное казённое образовательное учреждение
«Петровская средняя общеобразовательная школа №2»
Омского района, Омской области
Конспект урока литературы
в 7 классе
Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
подготовила
учитель русского языка и литературы
Деркач Наталья Васильевна
Урок литературы в 7 классе
Тема: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта»
Цели:
1) Попытаться обнаружить многогранность стихотворения М.Ю. Лермонтова «Смерть поэта», эмоционально включиться в стихотворение, углубленно воспринять своеобразие его мысли.
2) Развивать умение анализировать лирическое произведение.
3) Воспитывать интерес к изучению творчества М.Ю. Лермонтова.
Оборудование: ПК (с подключенными динамиками), экран, проектор, видеоролик, аудиозаписи (чтение стихотворения Лермонтова «Смерть поэта» Остужевым, Качаловым, Яхонтовым), слайды с портретами и краткими данными об актёрах.
Предварительное домашнее задание: прочитать стихотворение «Смерть поэта»; индивидуальное задание (1 ученик) – подготовить краткий рассказ об истории создания стихотворения.
Ход урока
I. Организационный момент. Приветствие. Запись числа и темы урока.
II. Постановка цели урока
Учитель на доске делает исправление в теме урока: Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Смерть Поэта» (т.е. букву п в слове «поэта» исправляет на П).
- Ребята, как вы думаете, зачем я сделала это исправление?
(Примерный ответ: потому что в стихотворении говорится о Пушкине, а А.С. Пушкин – это Поэт с большой буквы).
- Как относился к А.С. Пушкину Лермонтов?
(Примерный ответ: он боготворил его, уважал, преклонялся перед его талантом).
- Ребята, дома вы прочитали стихотворение «Смерть поэта». Как вы думаете, какие мысли и чувства хотел донести до нас поэт?
(Примерный ответ: горечь утраты, негодование, разочарование в обществе, чувство обиды и т.п.).
- Чтобы разобраться, понять, что именно хотел донести до нас, читателей, М.Ю. Лермонтов, мы попробуем рассмотреть это стихотворение в разных актёрских исполнениях. Итак, цель нашего урока
Дети пытаются сами сформулировать цель урока
(Примерный ответ: с помощью разных исполнений стихотворения выяснить, что именно хотел передать Лермонтов своим читателям).
III. Анализ стихотворения
1) История создания стихотворения
- Давайте для начала послушаем, как и когда появилось это стихотворение.
Выступление подготовленного ученика.
2) Стихотворение в исполнении А.А. Остужева
- Послушайте, пожалуйста, это стихотворение в исполнении мастеров художественного слова.
(Демонстрация слайдов. Включение аудиозаписей).
Слайд 2.
- Как читает стихотворение Александр Алексеевич Остужев?
(Примерный ответ: когда «Смерть поэта» читает Остужев, мы слышим звучный и благородный голос, который прерывается от волнения, от слёз. Остужев полон гневного возмущения, он читает «Смерть поэта» как очевидец ужасных событий. И лейтмотивом стихотворения
в чтении Остужева оказывается защита благородства поэзии от ничтожества света).
3) Стихотворение в исполнении В.И. Качалова.
Слайд 3.
- Что характерно для чтения стихотворения В.И. Качаловым? Есть ли отличия от предыдущего исполнения?
(Примерный ответ: Качалов читает это стихотворение по-иному. В его голосе слышится горе, лирическое раздумье, сожаление и сердечность. Все стихотворение дано как исповедь другу, смягчено этим обращением к человеку, который поймёт, какие, чувства переполняют чтеца. В трактовке Качалова главным в стихотворении становится защита гуманности от жестокости).
4) Стихотворение в исполнении В.Н. Яхонтова
Слайд 4.
- Что вы можете сказать об этом исполнении?
(Примерный ответ: страстный и гневный оратор, человек, произносящий речь на площади, потомок, судящий когда-то совершённое преступление с жаром и пылкостью (ведь рана так и не зажила). Стихотворение «Смерть поэта» прочитано Яхонтовым не как горькое свидетельство очевидца (Остужев), не как сердечная исповедь потрясенного болью человека (Качалов). В голосе Яхонтова звучит непреклонный приговор. Это защита высокой справедливости от произвола, насилия, варварства).
5) Анализ стихотворения
- Возможно, одна из этих трактовок лермонтовского стихотворения покажется вам более убедительной.
Итак, вы назвали различия. А что общего в исполнении этих 3 актёров?
(Примерный ответ: скорбь, горечь, грусть и восхищение, боль и негодование эти чувства в их смене и данной последовательности не могут быть отброшены при любой трактовке).
- Чтецы по-разному объясняют причины возникновения этих чувств, изменяют характер выражения чувства и ситуацию, в которой стихотворение произносится. Но сами чувства, их последовательность неизменны, они определяются композицией, мыслью, образным строем произведения.
- Сколько героев вы видите в стихотворении?
(Примерный ответ: в стихотворении три героя: Пушкин, «невольник чести», светская толпа и поэт, клеймящий вероломство света и Пушкина оплакивающий).
- В чём видит поэт причины гибели Пушкина?
(Примерный ответ: прежде всего в том, что свет не терпит «его свободного, смелого дара», свету чужды «звуки чудных песен». Лермонтов видит прямого убийцу Пушкина, но он делает явными и его тайных убийц, тех, что поэта «злобно гнали»).
- Однако лермонтовское стихотворение не только сатира, гневная, скорбная, дерзкая. «Смерть поэта» ещё и элегия. Пушкин погиб потому, что «восстал он против мнений света один как прежде...». В Лермонтове есть восхищение мятежностью поэта и одновременно сознание трагизма этого одинокого бунта. Поэт вступил в борьбу и тем самым нарушил запрет судьбы, повелевающей ему быть вне низкого круга:
Зачем от мирных нег и дружбы простодушной
Вступил он в этот свет завистливый и душный
Для сердца вольного и пламенных страстей?
Зачем он руку дал клеветникам ничтожным,
Зачем поверил он словам и ласкам ложным,
Он, с юных лет постигнувший людей?..
Вот в чем для Лермонтова внутренние причины трагедии: поэт в свете обречён на одиночество и не может его вынести, поэт бросается в чуждый мир и гибнет.
IV. Рефлексия
- Посмотрите, пожалуйста, видеоролик. Вы услышите ещё две версии чтения стихотворения в исполнении современных актёров.
Демонстрация видеоролика.
- Каковы ваши впечатления?
- Кому какое чтение понравилось больше, показалось более убедительным?
- Я вижу, что однозначного ответа нет. И это хорошо! Ведь разнообразные исполнительские трактовки открывают многогранность произведения. Каждая из них имеет право на существование. Даже при явных отличиях в этих трактовках есть общий мотив, составляющий существо произведения.
V. Домашнее задание
- Напишите сочинение-размышление «Как я понимаю стихотворение Лермонтова»;
Отрывок из стихотворения выучите наизусть.
Литература:
Маранцман В. Г., Чирковская Т. В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.: «Просвещение», 1977.
13PAGE \* MERGEFORMAT14615
Рисунок 1Рисунок 3Рисунок 415