конспект урока по литературе на тему Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми» Приключения – игра – жизнь.
Раздел 4. «Как мы становимся взрослыми»
Приключения – игра – жизнь.
Этапы урока
Содержание
Формирование УУД и технология оценивания
Цель урока
На данном уроке: учащиеся анализируют поведение героя на материале глав «Моисей в тростниках» и «Страшная клятва нашей шайки» и стараются ответить на проблемный вопрос раздела «как мы становимся взрослыми»?
II. Введение в тему.
1.Актуализация знаний. Формулирование темы урока.
- Всё на свете начинается с игры. Сначала мы двигаем куклами или солдатиками, потом сами включаемся в систему социальных ролей. Сначала делаем кораблики из бумаги и пускаем в луже, потом – проектируем и спускаем на воду настоящие корабли.
В жизни Гека Финна всё начинается с игры. Но как он относится к этой игре?
Формулируем тему урока: Приключения – игра – жизнь.
III. Работа с текстом.
1. Анализ прочитанного и пересказ с компрессией.
2. Работа с текстом во время чтения
3.Работа с текстом после чтения
- Давайте в кратком варианте представим, как звучал бы рассказ Гека Финна о его жизни у вдовы Дуглас, с сохранением интонации Гека, характерных словечек, манер. (Можно задействовать трёх человек: один начинает, второй продолжает, третий заканчивает.)
По ходу чтения задаём вопросы:
- Как вы думаете, изменило ли Гека богатство?
- Гек смотрит на мир глазами взрослого или ребёнка? Почему?
- Какие черты, на ваш взгляд, присутствуют у Тома Сойера, но отсутствуют у Гека Финна?
- Составьте литературный портрет Гека Финна и Тома Сойера (работа в парах). Обменяемся портретами, подчеркнём совпадающие характеристики, выделим отличия.
- Охарактеризуйте вдову Дуглас и мисс Уотсон со слов Гека Финна, составьте их литературные портреты. Попробуйте охарактеризовать Гека Финна со стороны вдовы Дуглас.
Возможные варианты характеристики:
Гек Финн: умеет прощать и снисходительный, любознательный и любопытный; мечтает стать взрослым («Скоро мне захотелось курить а сама небось нюхает табак – это ничего, ей-то можно.»); любит свободу, не терпит над собой насилия («Её сестра, мисс Уотсон, старая дева в очках пристала ко мне с букварём «Не клади ноги на стул», «Не скрипи, сиди смирно», «Не зевай и не потягивайся веди себя как следует.»); знает приметы и верит в них; ищет приключений.
- Выполняем задания I.1 и II.1, 2 в рабочей тетради. (с.20-21). (Уточняем еще раз понятия «автор», «рассказчик», «писатель».)
Пользуемся словариком в конце книги: «Рассказчик (повествователь) – условный образ человека, от лица которого ведётся рассказ (повествование) в литературном произведении».
- Где мы уже встречались с образом рассказчика?
(В рассказе Э.А. По «Золотой жук» и в романе Р.Л. Стивенсона «Остров сокровищ». Рассказчиком (повествователем) является и Гек Финн в повести Марка Твена «Приключения Гекльберри Финна».)
- Сохранилась ли дружба Гека с Томом Сойером? Докажите текстом. Почему Гек послушно идёт за Томом даже тогда, когда ему этого не хочется?
- Докажите, что Том и Гек в душе совсем ещё дети. Что привлекает их? Какую клятву дают члены «Шайки Тома Сойера»? Почему она была такой «кровожадной»? Как относятся к тексту клятвы члены «шайки»?
«Страшная клятва нашей шайки».
Мы пошли на цыпочках по дорожке между деревьями в самый конец сада мне не терпелось поскорее убраться подальше.
(Приключения начинаются, и самое интересное впереди!)
<> Мы спустились с горы, разыскали Джона Гарпера и ещё двух или трёх мальчиков Мы отвязали лодку и спустились и там высадились на берег. (Всё продумано до мелочей в этой игре.)
Когда мы подошли к кустам, Том Сойер заставил всех нас поклясться, что мы не выдадим тайны (Клятва – обязательная часть игры!), а потом показал ход в пещеру<>
– Ну вот, мы соберём шайку разбойников и назовём её «Шайка Тома Сойера». (В. Почему именно Тома Сойера? Это значит, ... (предположения детей).) Кто захочет с нами разбойничать, тот должен будет принести клятву и подписаться своей кровью.
(Неужели это обязательно?)
Все согласились. Тогда Том достал листок бумаги, где была написана клятва, и прочёл её <>
Все сказали, что клятва замечательная, (Согласны? В. Неужели сам написал?) а остальное взял из книжек про разбойников и пиратов (П. Вот и ответ на наш вопрос. А есть здесь ответ на вопрос, почему такое название – «Шайка Тома Сойера?) – у всякой порядочной шайки есть такая клятва. ( так по всем правилам!)
Почти целый месяц мы играли в разбойников (Почти месяц для такой игры – это много или мало?) Никого мы не ограбили и не убили – так только, дурака валяли (Геку нравится?) И, вернувшись в пещеру, мы хвастались тем, что сделали и сколько человек убили и ранили. (По-настоящему?)
- Чем привлекали наших героев пираты и разбойники? Обратите внимание на слова Тома Сойера: «Мы не воры. Воровать – это совсем не шикарно. Мы разбойники». В чём видел Том разницу между понятиями «кража» и «грабеж», «вор» и «разбойник»?
- Охарактеризуйте персонажей. Кто из них «играет жизнь», а кто живёт?
Вывод: игра – неизменный атрибут взросления.
Регулятивные УУД
1. Самостоятельно
формулировать тему, проблему и цели урока.
2. В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки своей работы.
Познавательные
УУД
1.Самостоятельно вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную.
2. Пользоваться изучающим видом чтения.
3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст: иллюстрация, таблица, схема).
4. Пользоваться ознакомительным и просмотровым чтением.
5. Излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выбо-
рочно.
6. Пользоваться словарями, справочниками.
7. Осуществлять анализ и синтез.
8. Устанавливать причинно-следственные связи.
9. Строить рассуждения.
Коммуникативные
УУД
1. Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
2. Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её.
3. Задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности.
4. Осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека.
5. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра.
6. Высказывать и обосновывать свою точку зрения.
7. Слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.
8. Выступать перед аудиторией сверстников с сообщениями.
Личностные результаты
1. Формирование эмоционально-оценочного отношения к прочитанному.
2. Формирование восприятия текста, как произведения искусства.
Технология оценивания
«На уроке ученик сам по алгоритму самооценивания определяет свою оценку и (если требуется) отметку, когда показывает выполненное задание. Учитель имеет право поправить оценки и отметку, если докажет, что ученик завысил или занизил её.
После уроков за письменные задания оценку и отметку определяет учитель. Ученик имеет право поправить эту оценку и отметку, если докажет (используя алгоритм самооценивания), что она завышена или занижена.
АЛГОРИТМ САМООЦЕНКИ
(вопросы к ученику):
1 шаг. Что нужно было сделать в этом задании (задаче)? Какая была цель, что нужно было получить в результате?
2 шаг. Удалось получить результат? Найдено решение, ответ?
3 шаг. Справился полностью правильно или с незначительной ошибкой (какой, в чем)?
4 шаг. Справился полностью самостоятельно или с небольшой помощью (кто помогал, в чем)?
Какую оценку ты себе ставишь?
Необходимый уровень (базовый) – решение простой типовой задачи, где требуется применить сформированные умения и усвоенные знания, прежде всего опорной системы, что необходимо всем. Это «хорошо, но не отлично».
Программный уровень (повышенный) – решение нестандартной задачи, где требуется либо применить знания по новой, изучаемой в данный момент теме, либо «старые» знания и умения, но в новой, непривычной ситуации. Это уровень функциональной грамотности - «отлично».
Максимальный уровень - решение «сверхзадачи» по неизученному материалу с применением самостоятельно добытых знаний или самостоятельно усвоенных умений.
IV. Итог урока.
1. Что вышло из «кровожадных» разбойничьих планов «Шайки Тома Сойера»? Почему через месяц мальчики, в том числе Гек, бросили играть в разбойников?
Проводите параллель: приключения – игра – жизнь.
2. Подтвердите текстом, что Марку Твену в этих главах не изменяет чувство юмора.
V. Домашнее задание
К следующему уроку учащиеся читают главы 6 и 7
15