Обобщение опыта работы Пропедевтика дисграфии и дислексии в системе работы учителя начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №1» г. Губкинский


















ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ:
« Пропедевтика дисграфии и дислексии в системе работы учителя начальных классов »




учителя начальных классов МБОУ «ООШ №1»
Болдыревой Людмилы Александровны












г.Губкинский
2015 г.
В современном мире всё меняется и развивается очень стремительно. Эпоха ежедневных открытий и новых технологий в разных областях науки требуют от человека максимального использования своих интеллектуальных способностей. Поэтому сейчас как никогда актуален вопрос о наиболее эффективном и качественном обучении подрастающего поколения. В связи с этим современный учитель стоит перед выбором методик и технологий, которые предлагает ему наука.

Условия возникновения, становления опыта
Инновационные процессы, идущие сегодня в системе педагогического образования, наиболее остро ставят вопрос о подготовке высокообразованной интеллектуально развитой личности. Научно–технический прогресс диктует определенные требования к человеку ХХI века: он должен быть не просто созидателем, а созидателем творческим и интеллектуально развитым, поэтому я считаю ,что воспитанием и становлением такого человека должна заниматься современная школа, где реализуются принципы индивидуального подхода к учащимся.
Все чаще и больше идет в школу детей с нарушением фонематического слуха, с задержкой развития. Как противостоять этому, что делать? Ведь научить нужно каждого.
Письменная речь состоит из двух видов речевой деятельности-письма и чтения. Дисграфия и дислексия - неспособность (или затрудненность) овладения письмом и чтением при сохранном интеллекте и физическом слухе.
Работая учителем начальных классов больно осознавать, что с развитием всего, наши дети не стали ни здоровее, ни более подготовленными к школе.
И я решила подробно разобраться в этой проблеме. Мои находки помогают мне –помогут и другим.

Актуальность опыта
В настоящее время разрабатываются основополагающие принципы реформы общеобразовательной школы. Основная цель реформирования современной школы – повышение качества образования.
Перед массовой школой стоит важная и ответственная задача – обеспечить в процессе обучения и воспитания всестороннее развитие каждого ребенка. Осуществляя эту сложную задачу, педагогический коллектив школы иногда сталкивается с наличием у некоторых детей затруднений в обучении, которые обусловлены теми или иными отклонениями в их развитии, приводящим к неуспеваемости этих детей в школе.
В специальных исследованиях, проведенных в лаборатории логопедии НИИ дефектологии АПН, была установлена зависимость между состоянием речевого развития ребенка и возможностью усвоения им школьных знаний. Выявлено, что одна треть учащихся с дефектами речи являются неуспевающими или слабоуспевающими по родному языку. Это прежде всего дети, у которых недостатки произношения сопровождаются недоразвитием процессов фонемообразования. При этом наблюдаются не только нарушения внятности речи, но и аномальное овладение звуковым составом слова.
Отставание в фонематическом развитии создает серьезные препятствия для успешного усвоения ребенком программного материала по чтению и письму, так как у него оказываются недостаточно сформированными практические обобщения со звуковым составом слова, которые у ребенка с нормальным речевым развитием вырабатываются задолго до обучения в школе.
Еще большие затруднения при обучении испытывают дети с не резко выраженным общим недоразвитием речи, которое проявляется в нарушениях не только произношения, но и лексико - грамматических средств языка. Попадая в общеобразовательную школу, такие дети становятся неуспевающими учениками только из-за своего аномального речевого развития.
В России создана развернутая сеть специальных учреждений школьного и дошкольного типа, которые обеспечивают условия, необходимые для обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.
Однако не все учащиеся с отклонениями в речевом развитии нуждаются в специальных школах. Значительная их часть может обучаться в общеобразовательных школах, но при условии, что им будет оказана логопедическая помощь. Имея опыт работы учителя начальных классов, своевременно выявляю учеников с недостатками речи, упорно ведут работу над преодолением имеющихся у них нарушений устной и письменной речи, что способствует достижению хорошей успеваемости.
Своевременное распознавание и понимание характера речевого дефекта позволяет мне определить основные методы коррекции устной и письменной речи.
Разобравшись в причинах неуспеваемости ученика, в зависимости от степени нарушения речи, от места дефекта во всей речевой системе я должна либо направить ребенка в специальную школу или на логопедический пункт при общеобразовательной школе, либо организовать специальные коррекционные занятия, которые позволят ему успешно обучаться в общеобразовательной школе.

Ведущая педагогическая идея
Обучая – развивать. Создание условий для успешной познавательной деятельности учащихся с трудностями в обучении и повышение качества их знаний.
Расширять знания педагога о причинах и механизмах трудностей обучения письму и чтению.

Длительность работы над опытом
Работа над данным опытом велась в течение 5 лет в МБОУ «ООШ №1».

Теоретическая база опыта
В повышении качества образования и воспитания немаловажную роль играет психолого-педагогическое изучение школьников, своевременное выявление причины отставания отдельных учеников и выбор наиболее эффективных путей устранения этих отставаний.
Решением многих проблем в преодолении трудностей в обучении детей вижу в системно - деятельностном подходе, который основывается на теоретических положениях концепций Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина, П.Я. Гальперина, раскрывающих основные психологические закономерности процесса развивающего образования и структуру учебной деятельности учащихся с учетом общих закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Концепция развивающего образования была теоретически обоснована и развита в трудах Л.С. Выготского. Он рассматривал обучение как движущую силу развития.
Л.С. Выготский делал вывод о том, что обучение ведет за собой развитие и должно осуществляться в зоне ближайшего развития ребенка;
Зона ближайшего развития это расхождение между уровнем развития, обнаруживаемым в самостоятельной деятельности ребенка, т. е. уровнем его актуального развития, и уровнем, который ребенок достигает в сотрудничестве со взрослым. Уровень, достигаемый в сотрудничестве, это потенциальный уровень развития ребенка, который станет актуальным в ближайшем будущем.
Организация учебной деятельности как особой формы активности ребенка, направленной на изменении самого себя – субъекта обучения, тесно связана с проблемой развития его речи. Процесс обучения продолжает анализ и обобщения признаков изучаемого предмета, в частности – родного языка, как знаковой системы.
Коммуникативные навыки, опираются на свойство языка, как средства общения и речемыслительной деятельности в целом. Поэтому формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно высоком уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение и различение звуков, словарный запас, грамматический строй), а также умений свободно и адекватн6о пользоваться этими средствами в целях общения.

Технология опыта
Как известно, умение пользоваться в общении с окружающими правильной речью, понятно выражать свои мысли, говорить на родном языке чисто и выразительно является одним из необходимых условий полноценного развития личности ребенка.
Роль речи в полноценном развитии ребенка очень велика. Ведь все психические процессы человека-восприятие, память, внимание, воображение, мышление - развиваются с прямым ее участием. Нарушение речевой функции - это одно из отклонений, существенно сказывающихся на всех сторонах жизни и деятельности ребенка. Причин, вызывающих речевые нарушения, множество: это и органические поражения центральной нервной системы в силу разных обстоятельств, и социально-психологические факторы. Те или иные проблемы с устной или письменной речью имеют около половины детей, обучающихся в массовых школах
На успеваемость детей в школе влияют множество факторов, но существует фактор № 1, воздействие которого на успеваемость неоспоримо. Это фактор – уровень развития устной и письменной речи ребенка. Ведь именно речь является средством получения и выражения знаний. Как показывает практика, в наши дни в целом по стране свыше 30 % детей, поступающих в школу, имеют стойкую речевую патологию, которая носит различный характер и по-разному сказывается на общем развитии ребенка. Нередко, когда по причине речевых нарушений ребенок практически не усваивает программу общеобразовательной школы.
Главная задача начальной школы – научить учиться и развить общеучебные способности и навыки, такие как усидчивость, произвольность, чтение, счет, письмо, пересказ. При отсутствии или недостаточном уровне развития одного из этих качеств и умений дальнейшее усвоение знаний будет проблематично. Программы, рекомендованные для освоения чтения, письма, счета, в общеобразовательных школах, предполагают, что к моменту поступления в 1–вый класс у учащихся имеется определенный уровень нейропсихологического, интеллектуального, личностного развития, школьной мотивации.
Особый акцент в этом учебном году в связи с переходом школы первой ступени на новые образовательные стандарты был сделан на развитие универсальных учебных действий учащихся, формирование «умения учиться».
Важно научить школьника ставить перед собой цель, актуализировать необходимые для решения орфографической задачи знания, определять способы и алгоритм своих действий, соотносить полученные результаты с поставленной целью.
Дислексия и дисграфия, довольно часто встречаются у учащихся массовых школ и являются большим препятствием в овладении грамотой, а на более поздних этапах - в усвоении грамматики родного языка.
Реализуя процесс становления чтения и письма, опираемся на следующие принципы:
Принцип поэтапного формирования умственных действий, что составляет сложный и длительный процесс.
Принцип опоры на сохранное звено психических функций, на сохранные анализаторы, на их взаимодействие.
Принцип постепенного усложнения заданий и речевого материала с учётом «зоны ближайшего развития».
Принцип системности. Методика устранения каждого вида дислексии и дисграфии представляет собой систему методов, направленных на преодоление основного дефекта, на сознание навыков, люеспечивающих овладение чтением и письмом.
Итак, процесс письма и чтения является многоуровневым. В нем участвуют четыре анализатора:
Речедвигательный, который помогает осуществлять артикулирование, то есть наше произношение;
Речеслуховой, который помогает произвести отбор нужной фонемы;
Зрительный, который подбирает соответствующую графему;
Двигательный, с помощью которого осуществляется перевод графемы в кинему (совокупность определенных движений, необходимых для записи).
Только при согласованной работе всех анализаторов, при сохранности определенных структур головного мозга будет обеспечено успешное овладение письменной речью.
Какие же причины лежат в основе тех нарушений, с которыми чаще всего сталкиваются учителя в школе?
Слабая готовность ребенка к школе;
Нерегулярность школьного обучения;
Недостаточное внимание к развитию речи ребенка в семье;
Двуязычие в семье;
Неправильная речь окружающих;
Неблагоприятная обстановка в семье;
Ослабленное соматическое здоровье;
Наличие неврологического диагноза;
Леворукость;
Несформированность той или иной психической функции;
Помимо перечисленных причин свое влияние оказывают и школьные факторы риска. К ним относятся факторы, связанные с неэффективной организацией учебного процесса, неадекватными методиками и требованиями. К их числу относятся:
Стрессовая тактика педагогического воздействия
Несоответствие методик и технологий обучения возрастным и функциональным возможностям детей
Интенсификация и нерациональная организация учебного процесса
Недостаточный уровень знаний педагога о причинах и механизмах школьных трудностей
Из вышеперечисленных причин хочется отметить недостаточное знание педагогом причин и механизмов трудностей, способов и вариантов эффективной помощи детям, а также отсутствие комплексной системной работы педагога, логопеда, психолога и родителей при трудностях обучения. Все это ведет к тому, что на начальных этапах обучения трудностям не уделяется должное внимание, а ликвидировать проблемы во 2-м или 3-м классе очень сложно, а порой и невозможно.
Поэтому, чтобы не было необратимых последствий, я в первую очередь знакомлюсь с детьми, выясняю способности ребенка к звуко - произносительной речи, дефекты речи, уровень учебных знаний и навыков, намечаю план индивидуальных упражнений (в том числе и с родителями).
Стараюсь добиваться поставленных передо мною задач:
Первичное изучение детей, поступивших в первый класс (выявление общего и речевого развития детей, уровня владения учебными знаниями и навыками)
Развитие интереса к обучению
Воспитание навыков речевого общения
Развитие фонематического слуха
Отработка произносительной стороны речи
Формирование зрительного и пространственного восприятия и представления
Коррекция моторного праксиса.
Для своевременного выявления детей, имеющих нарушения письменной речи, учитель должен быть знаком с проявлениями этих нарушений. (Но необходимо помнить, что эти знания дают учителю возможность только вовремя обратить внимание на проблемы ребенка, посоветовать родителям обратиться к логопеду, но ни в коем случае не дают право самостоятельно делать заключение, тем самым подвергая и ребенка, и родителей лишнему беспокойству, вполне возможно – и не обоснованному).
Классифицирование проявлений речевой недостаточности у младших школьников помогает мне раскрыть их влияние на успеваемость и правильно организовать коррекционное обучение по профилактике и предотвращению дислексии и дисграфии, по формированию навыка правильного письма и чтения.
Существенным критерием классификации дисграфии и дислексии является несформированноть той или иной психической функции, несформированность определенных операций процесса письма и чтения.
Существует несколько видов нарушений письма и чтения, каждому виду соответствуют свои ошибки и своя коррекционная работа.
1 вид: Фонематическая дислексия (дисграфия)
Причина такого нарушения в том, что у детей не сформированы фонетико-фонематические процессы. Основные пути коррекционной работы:
Коррекция звукопроизношения
Развитие фонематического слуха
Формирование звукового анализа и синтеза
Формирование психологической базы
Развитие речеслуховой памяти, внимания
2 вид: Оптическая дислексия (дисграфия)
В основе этого нарушения - неумение ребёнка правильно опознать образ буквы, затрудняется в выборе фонемы к данной букве. Чаще встречается как зеркальное письмо. Основные пути коррекционной работы:
Нормализация оптико-пространственного представления ребёнка
Ориентирование, как в схеме собственного тела, так и в окружающем пространстве
Ориентирование с помощью предложений
Ориентирование в буквах (структуре, элементах, положении на плоскости листа)
Работа по развитию зрительного восприятия и начинать предметное восприятие
Зрительное восприятие букв в условиях различного изображения
Работа над развитием произвольного устойчивого внимания
3 вид: Аграмматическая дислексия (дисграфия)
Причина возникновения этого нарушения в том, что у детей не сформирован грамматический строй речи. Основные пути коррекционной работы:
Работа по формированию навыков словоизменения
Работа по формированию навыков словообразования
Работа по формированию навыков построения предложений.
4 вид: Семантическая дислексия (дисграфия)
Причина возникновения этого нарушения в том, что дети забывают или не понимают значений слов. Основные пути коррекционной работы:
Работа по формированию лексического строя языка
Работа над расширением объёма речеслуховой памяти
Работа над развитием речеслухового восприятия
Работа над развитием речеслухового внимания
5 вид: Мнестическая дислексия (дисграфия)
В основе этого нарушения специфика психических процессов. Ребёнок путает буквы, не может их запомнить.
Основные пути коррекционной работы: Развитие ВПФ: внимание, мышление, память.

Орфографическая дисграфия (дизорфография)
Орфографическая дисграфия в последние годы выделяется специалистами в самостоятельную подгруппу и причины ее появления проявляются в неспособности запомнить, логически употребить и проконтролировать на письме хорошо усвоенные и неоднократно повторяемые устно правила орфографии.
В работе использую различные виды деятельности учащихся: интеллектуальную, сенсорную, моторную; каждую орфограмму выделяем и голосом, и графически.
Ежедневно проводим комплекс упражнений, способствующих развитию межполушарного взаимодействия, мелкой моторики, памяти и внимания, мышления и речи, повышающих умственную работоспособность и интеллектуальную готовность детей (Зегебарт Г.М., Ильичева О.С. «Гимнастика для мозга»).
Считаю, что если работу учителя начальных классов по устранению дислексии и дисграфии начать с первых месяцев обучения в школе, то можно все упущенное в раннем детстве, скорректировать и дать возможность учиться каждому ребенку без ущерба для психического и физического здоровья и, что очень важно, для его полноценного общения.
Предлагаю ряд упражнений, которые помогают ребенку справиться с дизорфографией:
Ежедневно в течение пяти минут (не больше) ребенок в любом тексте (кроме газетного) зачеркивает заданные буквы. Начинать надо с одной гласной, затем перейти к согласным. Например: букву « А» ЗАЧЕРКНУТЬ, а букву «О» ОБВЕСТИ. Можно давать парные согласные, а также те, в произношении которых или в их различении у ребенка имеются проблемы. Например: Р-Л, С-Ш . . . и т. д. Из опыта своей коррекционной работы, через 2-2,5 месяца таких упражнений ( но при условии- ежедневно и не более 5 минут) улучшается качество письма.
Каждый день нужно писать короткие диктанты карандашом, потому что такие тексты не утомляют ребенка.
Даю упражнения на списывание текстов (карандашом) по 150-200 слов, с проверкой. Ошибки не исправляю в тексте, а помечаю на полях зеленой, черной или фиолетовой пастой (только не красной!) Затем даю тетрадь на исправление ребенку. Учащийся имеет возможность не зачеркивать, а стереть свои ошибки, написать правильно. Такие упражнения позволяют зафиксировать в памяти ребенка правильный образ слов, ошибки найдены самим ребенком, исправлены, а тетрадь в прекрасном состоянии.
Даю ребенку упражнения на медленное прочтение с ярко выраженной артикуляцией и последующим списыванием этого же текста.
Убеждена, что такие упражнения создают необходимый таким детям режим благоприятствования. После многочисленных двоек и троек, неприятных разговоров дома, он должен почувствовать хоть маленький, но успех. И самое главное - детям с дизорфографией нельзя давать упражнения, в которых текст написан с ошибками, подлежащими исправлению. Позволяют повысить успеваемость, значительно сократить количество ошибок, а в некоторых случаях предотвратить их проявление. Но данная работа должна носить системный характер и продолжаться в течение всего учебного года.
Наибольшую сложность для детей с дисграфией представляют проверка, поиск ошибок и сверка результатов с эталоном. Успешность контроля напрямую зависит от развития памяти, поэтому активно использую зрительные диктанты, учу запоминать не отдельные слова, а единую конструкцию из них. Это не только повышает грамотность, но и увеличивает скорость чтения.
Учитывая психологические особенности младшего школьного возраста, систему контроля организую с использованием ИКТ, когда ученик может самостоятельно проверить собственные результаты. Появление на экране слов «ПРАВИЛЬНО», «МОЛОДЕЦ» вселяет уверенность, позволяет поднять самооценку.
Считаю, что система проведения таких уроков сегодня актуальна по ряду причин:
во-первых, сложившаяся на сегодняшний день стойкая негативная тенденция увеличения числа детей с недоразвитием словесно-логического и абстрактного мышления, бедностью словарного запаса;
во-вторых, нарушение в развитии фонематического восприятия младших школьников, расстройства в системах, обеспечивающих пространственное и временное восприятие;
в-третьих, недостаточная мотивация современных младших школьников на чтение художественной литературы, а родителей – на организацию совместного домашнего чтения вслух и, как следствие, недоразвитие устной речи большинства младших школьников.
Заповеди, которым я следую при работе с детьми:
Любая деятельность успешна настолько, насколько она несет радость исполнителю. И эту радость не надо скрывать.
Учитель должен быть личностью. А личность всегда неравнодушна. Неравнодушный педагог не способен сломать хрупкий мир доверившегося ему ученика, он помогает и ему стать личностью.
Главная ценность общества – ребенок. Мой педагогический принцип осторожно и бережно помочь юному человеку раскрыться, вселить в него уверенность, дать почувствовать свою самоценность.
Урок в начальной школе – это время знаний, время развития, время общения в атмосфере доверия и психологического комфорта.
Не навреди! Внимательный выбор стратегии развития и воспитания необходим и «успешным» и «трудным» детям.

Трудоёмкость осуществления
По моему мнению, трудоёмкость осуществления опыта заключается в том, что работу по устранению дислексии и дисграфии необходимо проводить регулярно, как на уроках так и во внеурочное время. Задания необходимо преподносить в игровой форме, чтобы повысить интерес детей к их выполнению и сделать процесс обучения увлекательным для учеников.

Область применения опыта
Мой опыт может использоваться учителями начальных классов общеобразовательных школ. Он может быть внедрён полностью или частично. Опыт может быть использован родителями чьи дети испытывают трудности в обучении.



Список использованной литературы

Логинова Е.А. Нарушения письма.
Полякова М.А. Коррекция нарушений письменной речи АНО Логопед Плюс М.,2010
Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе. М., 2009
Свободина Н.Г. Профилактика и коррекция нарушений письменной речи АНО логопед Плюс М., 2010
Мисаренко Г.Г. Методика обучения младших школьников русскому языку с коррекционно-развивающими технологиями. М., 2004
Ефименкова Л.Н., Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов. М., 1991.
Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисгрфии у детей. С.-П. 2004.