Урок русского языка Вспоминаем правило написания прописной буквы (2 класс)
МАОУ СОШ № 17
Урок русского языка во 2 классе
(программа «Начальная школа XXI века»)
по теме: «Вспоминаем правило написания прописной буквы»
Автор: Сергеева Наталья Юрьевна
учитель начальных классов
г.Тобольск
2015 год
Тема: Вспоминаем правило написания прописной буквы
Педагогическая цель: Способствовать развитию умения применять правило написания прописной буквы в именах собственных.
Планируемые результаты (предметные): Знают и применяют правило написания прописной буквы в именах собственных.
Личностные результаты: осознают необходимость самосовершенствования; адекватно судят о причинах своего успеха/ неуспеха в учении, связывая успехи с затраченными усилиями, трудолюбием.
УУД (метапредметные):
познавательные-воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; используют усвоенные приёмы работы.
Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей и условиями её реализации; осуществляют самоконтроль при выполнении письменных заданий.
Коммуникативные – формулируют и обосновывают собственное мнение; соблюдают грамматические нормы письменной речи.
Тип урока: повторение и систематизация знаний и способов действий
Форма: урок- путешествие
Оборудование: 1) компьютер, мультимедиа
2) презентация «Страна больших букв»
3) индивидуальный раздаточный материал, с учётом дифференциации
4) рабочие тетради «Пишем грамотно»№1 М.И.Кузнецовой- М.: Вентана-Граф, 2015г.
Ход урока
I.Орг. момент
1.Настрой
-Ребята, какой сегодня замечательный день Возьмитесь за руки, пожмите руки друг другу, улыбнитесь, пожелайте удачи. Я вам желаю плодотворной работы, тёплой атмосферы в классе.
2.Вступление
-Сегодня у нас необычный урок, мы с вами совершим путешествие в одну интересную страну. Страны этой нет на географических картах. Но вы сможете узнать её название, если соберёте рассыпанные буквы. (2 слайд)
СТРАНА БОЛЬШИХ БУКВ (3слайд)
В этой стране живут большие буквы.
II .Сообщение темы урока
1.Постановка учебной задачи.
Одну и ту же букву можно написать как большую (заглавную), и как маленькую (строчную). А для чего это нужно? Ведь и заглавные, и строчные буквы обозначают одни и те же звуки? (Ответы детей. Заглавная буква показывает начало предложения, ФИО людей пишутся с большой буквы. Клички животных, названия рек, морей, городов, стран пишутся с заглавной буквы)
Вывод ( 4слайд) Фамилии, имена, отчества людей, клички животных, географические названия стран, городов, посёлков, деревень, улиц, площадей, рек, озёр, морей пишутся с заглавной буквы.
- Как одним словом можно назвать все перечисленные слова, которые пишутся с заглавной буквы. (Имена собственные)
Работа в парах.
-Почему они называются именами собственными, обсудите в парах. Какую цель вы себе поставите на урок исходя из темы. (Ответы детей)
-Я вам желаю достичь своих целей.
Сегодня мы вспоминаем правило написания имён собственных. И путешествие по стране Больших Букв поможет нам отработать умение применять это правило. Мы будем путешествовать на различных видах транспорта, а помогут нам в этом герои вашего любимого мультфильма «Смешарики».
2. Повторение знаний и способов действий
1)Отгадайте загадку, и вы узнаете, какой вид транспорта доставит нас до первой остановки.
Братцы в гости снарядились,
Друг за другом зацепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили дымок (поезд) ( 5 слайд)
(Дети изображают движениями поезд)
-С главным машинистом Нюшей мы прибыли на станцию «Угадай-ка». Ваша задача записать имена сказочных героев. Обозначьте орфограммы. ( Работа у доски с комментированием и в тетрадях. По мере отгадывания, открываются записи на слайде)
Добрый доктор. (Айболит)
Злой разбойник (Бармалей)
Знаменитый умывальник. (Мойдодыр)
Их приглашают с другом Геной
На день рожденья непременно
И любит каждую букашку
Забавный добрый (Чебурашка)
Такое лишь в сказке волшебной встречается
Карета из тыквы вдруг получается!
В чудесном наряде, легка, словно пёрышко,
Со сказочным принцем знакомится (Золушка)
2)Продолжаем наше путешествие.
Далее мы продолжим наше путешествие на..
По волнам плывёт отважно,
Не сбавляя быстрый ход
Лишь гудит машина важно
Что же это? (пароход)
И доследующей станции «Размышляй -ка» мы отправляемся на пароходе. Капитан судна Лосяш приготовил нам такие задания. (6 слайд)
Работа в парах
Борис Олегович
Василий Сергеевич
Сергей Павлович
Ольга Борисович
Павел Васильевич
-Что записано в этих столбцах? (имена,отчества)
- Составьте пары слов, запишите.
- какая пара не может образоваться? ( имя женское –Ольга, мужское отчество- Олегович)
-Какой вывод можно сделать? ( Отчества образуются отмужских имён, пишутся с заглавной буквы.)
-Как правильно составить пару, что изменить? (Отчество)
3)Продолжим путешествие. Следующая станция «Отдыхай-ка» (7 слайд)
Заверчу , закручу в небеса улечу(вертолёт), управлять вертолётом будет Пин.
Он приглашает нас отдохнуть, и выполнить физминутку.
Хомка,Хомка, хомячок
Полосатенький бочок
Хомка рано встаёт
Моет щёчки, ушки трёт,
Подметает Хомка хатку
И выходит на зарядку,
Раз, два, три, четыре, пять
Хомка сильным хочет стать
4)Продолжим путешествие. Отгадайте следующую загадку.
Что за чудо - длинный дом?
Пассажиров много в нём.
Носит обувь из резины и питается бензином. (Автобус)
Водитель – Копатыч приглашает нас на станцию «Распутай-ка» (8 слайд)
Прочитайте на слайде словосочетания, что странного вы заметили?
корова Хохлатка
петух Вьюнок
собака Воронок
кошка Петя
курица Мурка
конь Бурёнушка
-Подходят ли клички животным? Составьте устно словосочетания верно. Как пишутся имена собственные?
5)- Вместе с Ежиком мы прогулялись пешком и оказались на станции «Милосердия».(9 слайд)
-Посмотрите на животных, что вы заметили? ( Это бездомные собаки и кошки)
- Как вы думаете, почему у них такие грустные глаза? Почему эти животные оказались на улице? Есть ли у них собственное имя? (Нет, т.к. у них нет хозяев) Это просто собаки и кошки. Как можно помочь таким животным? Что нужно делать, чтобы не было бездомных животных. (Ответы детей)
- Я предлагаю вам представить, что вы подружились с этими замечательными собаками и кошками. Составьте и запишите предложение, дайте кличку вашему новому другу. (Проверка)
В каких случаях вы употребили заглавную букву? (Начало предложения и кличка животного)
6) Мы возвращаемся домой. Следующая станция «Географическая», ( 10 слайд)
Сопровождать нас будет Карыч, а на чём отправимся, угадайте.
Этот конь не ест овса, вместо ног два колеса,
Сядь верхом и мчись на нём, только лучше правь рулём (Велосипед)
Мы вернулись в наш родной город.
Составьте предложения (устно), докажите свой выбор :
Я живу в городе (Т,т)обольске.
Он расположен в (Т,т)юменской области.
На крутом берегу реки (И,и)ртыш возвышается кремль.
Вывод. Как пишутся имена собственные?
7)Самостоятельная работа по-выбору
1уровень
Напиши слова через запятую.
Азбука. Иван. Крокодил. Мальчик. Собака. Тузик. Катя. Девочка.
2 уровень
Рабочая тетрадь «Пишем грамотно №1», стр.3, упр.1
3 уровень
Спиши. Исправь ошибки.
Летом я жыву у бабушки в деревне. Моему приезду рады Пёс полкан, Конь Булат, Корова ночька.
III. итог урока
Над какой темой работали?
-Что значит имена собственные?
IV. Домашнее задание
По выбору: 1) Составить рассказ (устно) о домашнем питомце, записать три предложения с именами собственными.
2) Рабочая тетрадь «Пишем грамотно»№1, упр.4, стр.5
3) Подумайте, почему, так зовут героев мультфильма «Смешарики»? ( Что это – клички, прозвища, отчества, имена?)
V. Рефлексия (11 слайд)
Закончите одно из предложений
На уроке я..
Я научился
Мне было..
Мне надо ещё
СПАСИБО ЗА УРОК!(12слайд)
15