Технологическая карта урока по русскому языку Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши (2 класс)
Технологическая карта
по русскому языку для учащихся 2 класса
Учитель Кривошеина Ольга Ивановна
Класс 2
УМК ОС «Школа 2100» Бунеев Р.Н., Бунеев Е.В., Пронина О.В.
Тема Наблюдение за написанием буквосочетаний жи-ши.
Цели
1.Сформировать способность к наблюдению правописания сочетаний жи-ши.2.Способствовать развитию мыслительных операций: сравнение, анализ.3.Развивать орфографическую зоркость.
Вид учебной деятельности Познавательная
Образовательная форма Фронтальная, парная
Технологии Технология проблемно-диалогического обученияТехнология оценивания учебных успехов учащегося
Планируемые результаты:
Личностные Развиваем умения высказывать своё отношение к ситуации, выражать свои эмоции.
Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные УУД:
Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
Развиваем умения извлекать информацию из текстов.
Представлять информацию в виде алгоритма.
Выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Обобщать и классифицировать по признакам.
Ориентироваться на развороте учебника.
Коммуникативные УУД:
Развиваем умение слушать и понимать других.
Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
Оформлять свои мысли в устной форме.
Умение работать в паре.
Предметные
Видеть и писать слова с сочетаниями жи, ши.
Подбирать слова с орфограммой жи-ши с целью проверки орфограмм, действовать согласно правилу.
Находить и исправлять орфографические ошибки.
Организация образовательной среды Оборудование: микрофон, магнитные буквы Ж, Ш, И, Ы, карточки со слогами НО, ПИ, МЫ, ЛЫ, ДЫ, карточки с разноуровневыми заданиями и с самопроверкой.
Содержательно-технологическая характеристика
Этапы занятия. Деятельность учителя Деятельность учащихся Планируемые результаты, комментарии
Самоопределение к деятельности.
- Приветствуем всех, кто время нашёл. И сегодня на урок к нам пришёл! Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь себе и гостям, передайте частичку своего хорошего настроения другому. Девизом урока предлагаю–пословицу.
Прочитайте. «Знания собираются по капле!» Как вы её понимаете?
Минутка чистописания (ж-ш)
Словарная работа. Игра «Ручеёк». Создание ситуации успеха. Побуждение учащихся к плодотворной деятельности на уроке.
Дети объясняют смысл пословицы (Знания человек получает постепенно, в течение всей жизни, а не все сразу)
Включение в урок элемента занимательности с целью заинтересовать учащихся новой темой.
Личностные УУД: самоопределение. Создание благоприятного психологического настроя.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.
- Внимание, внимание! Сегодня перед вами выступают звуки. Ой, ребята, микрофон перестал работать. Как же вы узнаете, кто сегодня будет выступать? (дети отгадывают звуки – учитель по ходу отгадывания выставляет буквы на доске).
Певица поёт – И. Ы.Змея шипит – Ш.Жук жужжит - Ж.
- Эти буквы нам сегодня ещё пригодятся, а пока минутка правильного письма.Дети записывают слова с разными орфограммами и проговаривают их.
Сосна, жизнь, вьюга, съел, дуб, Москва.
- Ребята, а зачем нам надо видеть опасные места в словах? Что нам помогает их правильно писать?
- В русском языке опасные места называются орфограммой. Давайте откроем учебник и познакомимся с этим словом (с.101).
- В переводе с греческого языка: орфос обозначает - правильно, а графос – пишу. То есть, правописание.
- А теперь вернёмся к нашим буквам, ведь не случайно они у нас на доске. При чём тут орфограммы и эти буквы (правописание жи-ши)
Тема, цель урока.
- Ребята, а какая здесь буква лишняя? - Ы Дети наблюдают за написанием и произношением слов с безударными гласными в корне.
Ребята формулируют сами тему и цель урока.
Познавательные УУД: дети ориентируются в системе знаний.
Коммуникативные УУД: развиваем умение слушать и понимать других.
Регулятивные УУД:
формирование умений ставить цель – создание творческой работы, планировать достижение этой цели.
3. Выявление причин затруднений и постановка целей деятельности.
- Скажите, а почему с буквой –Ы не дружат шипящие ж, ш? Упражнение по учебнику, (стр.100 упр. 162)- Давайте понаблюдаем за согласными, (Выполняется по заданию).Прочитай слоги.
Бы - би мы - ми
Ны - ни ды - ди
Сы - си жи - жи
Ты - ты ши - ши
- Каждый слог находится на своем месте? А последние два слога? Правильно ли они написаны ? Вспомните, что вы знаете о правописании этих слогов. Создана проблемная ситуация, связанная со столкновением противоречивых мнений.
Личностные УУД: формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
Регулятивные УУД:
развиваем умение высказывать своё предположение.
Познавательные УУД:
выявлять сущность, особенности объектов.
На основе анализа объектов делать выводы.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме.
4. Построение проекта выхода из затруднения.
- Ребята? А вы хотите узнать почему жи- ши пишутся с гласной и? Тогда сказку «Про шипящие». Жили- были на свете шипящие ж, ш - неразлучные друзья. Всюду они ходили парой - никогда не расставались, а неподалеку жили гласные ы, и. Жили очень дружно. И вот однажды «Давайте поиграем в прятки» – предложили буквы. Выпало водить шипящим, остальные побежали прятаться. Сидят буквы в потайных местах, ждут, когда их будут искать. Но шипящие во все щели заглянули, хорошо ищут, шуршат кругом - нашли уже многих. Вот только никак не могут найти гласную ы. Искали - искали, с ног сбились, до вечера искали. И вот спотыкаясь, обиженные, усталые, голодные, решили пойти домой спать.И вдруг проходят мимо соседнего дома и видят, что ы , как ни в чем не бывало сидит, смеется и пьет чай. Обиделись шипящие - с тех пор у них дружба врозь. Никогда не стоят они вместе. И с этого времени ш и ж пишется с и.
- Сказка ложь, да в ней намёк добрым молодцам урок? Чему она нас учит. (писать жи-ши с и)
- Но мы с вами знаем, почему на самом деле ж и ш не дружат с гласной ы. Почему? (ж и ш всегда твёрдые).
Работа с правилом. (с.101)
Физкультминутка. Подводящий диалог ведёт к формулировке темы детьми.
Дети сами составляют алгоритм написания безударной гласной в корне.
Соответствие здоровьесберегающего момента с тематикой данного урока.
Познавательные УУД: умение использовать необходимые для решения проблемы.
5. Первичное закрепление во внешней речи
На доске ЛУ, НО, КРЫ, НА, МЫ.
У. Я вам буду показывать слоги НО, ПИ, МЫ, ЛЫ, ДЫ, а вы припишите справа сочетания жи, ши, чтобы получались слова.
1 слово комментируем хором, 2 других проговаривает один ученик у доски, 2 следующих – в парах.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
Разноуровневые задания.
Спишите. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.
У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.
Спишите слова. Вставь пропущенную букву. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.
Маш..на, еж.., уж.., стриж.., душ..стые, ж..тели, ш..ны, кувш..н, лыж.., ш..шки, леж..т, ш..ть, пиш.., нож.., морж…
ППрочитай. Замени каждое предложение одним словом. Запиши слова и выдели орфограмму.
Жвачное животное с очень длинной шеей.
Соцветия и плоды хвойных растений округлой и овальной формы.
Инструмент для прокалывания отверстий.
Дикая роза с ярко красными ягодами.
Упругая стальная полоса, согнутая спиралью.
Белая звездочка с неба упала.Мне на ладошку легла - и пропала.
Самопроверка
Спишите. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.
У Даши душистые ландыши. У Наташи и Гриши живут ежи и чижи. Пушистый кот Рыжик живет у Сережи и Алеши. Пиши, но не спеши.
Спишите слова. Вставь пропущенную букву. Выделите орфограмму ЖИ - ШИ.
Машина, ежи, ужи, стрижи, душистые, жители, шины, кувшин, лыжи, шишки, лежит, шить, пиши, ножи, моржи.
Прочитай. Замени каждое предложение одним словом. Запиши слова и выдели орфограмму.
Жвачное животное с очень длинной шеей.
Соцветия и плоды хвойных растений округлой и овальной формы.
Инструмент для прокалывания отверстий.
Дикая роза с ярко красными ягодами.
Упругая стальная полоса, согнутая спиралью.
Белая звездочка с неба упала.Мне на ладошку легла - и пропала. Внешнее оформление нового алгоритма.
Дети анализируют работу на уроке и оценивают свою деятельность.
Фиксирование оформленного знания с громким проговариванием.
Работа в парах.
Индивидуальная деятельность ученика во время проверки.
Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Познавательные УУД:
развиваем умения извлекать информацию из текстов.
Коммуникативные УУД:
умение работать в паре.
Итог урока.
- Кто остался доволен своей работой?
- С какой орфограммой мы познакомились?- Конечно, с каждым днем мы приобретаем знания, делаем шажок вперед, и если что-то не получается – не огорчайтесь, а попробуйте сами разобраться с затруднением, ведь научится, пользуясь умом и знаниями других людей, нельзя! Настрой на положительное эмоциональное состояние детей. Фиксация новых знаний.
Самооценка детьми своей деятельности Личностные УУД:
оценивать учебную деятельность в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной форме.
Домашнее задание.
упр.163
Творческое задание – поисковая работа. Личностные УУД: осмысление мотивов своих действий при выполнении заданий.