Статья на тему Метапредметное обучение как инновационный процесс в современном образовании

ФИО: Карпова Любовь Ивановна
учитель математики
МКОУ «Нижнемарьинская СОШ»
Лискинского муниципального района
«Метапредметное обучение как инновационный процесс в современном образовании»
Великий русский педагог Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Голова, наполненная отрывочными, бессвязными знаниями, похожа на кладовую, в которой все в беспорядке и где сам хозяин ничего не отыщет; голова, где только система без знаний, похожа на лавку, в которой на всех ящиках есть надписи, но в ящиках пусто».
Сам того не подозревая в 19 веке К.Д.Ушинский обращает внимание на проблему, которая стала очень актуальной в свете направлений разработки федеральных государственных стандартов второго поколения.
Мир, в котором мы живем, предельно сложен, но в то же время органичен и целостен. Чтобы понимать его, зачастую недостаточно знаний, полученных не только в школе, но и в нескольких вузах. А все потому, что мы в течение многих лет изучаем разрозненные дисциплины, не выделяя никакой связи между ними. Сегодня есть надежда, что ситуация кардинально изменится. В декабре 2010 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации утверждён Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. В указанном ФГОС в качестве нового методологического подхода уже заложено требование к метапредметным результатам освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории.
В соответствии с ФГОС метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:
1)  умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
2) умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
3) умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
4) умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
5) владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
6) умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
7) умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
8) смысловое чтение;
9) умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
10) умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;
11) формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;
12) формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Таким образом, образовательный стандарт рассматривает метапредметные результаты большей частью как развитые универсальные учебные действия, вместе с тем, не отрицая некой интегративной составляющей содержания образования, имеющей отношение ко многим предметам на уровне понятий.
Сегодня понятия «метапредмет», «метапредметное обучение» приобретают особую популярность. Что же такое метапредметность, метадеятельность, метазнания, метаспособы?
«Мета» с древнегреческого – «стоящее за», «через», «над»,т.е. выход за рамки собственного предмета.
Метадеятельность - универсальная деятельность, которая является «надпредметной».
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки.
Метепредмет- учебный предмет нового типа, в основе которого лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала. Это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных учебных предметов. Метапредметность характеризует выход за предметы, но не уход от них.
В педагогической литературе предлагается два пути достижения метапредметных результатов: непосредственное включение в учебные планы образовательных организаций специально организованных метапредметов; формирование метапредметных умений средствами учебного предмета, включая в учебное занятие соответствующие виды деятельности. С точки зрения оптимальности и экономии личного времени обучающихся, целесообразно придерживаться второго пути.
Доминирующее значение при этом будет иметь учебный предмет «математика», так как ее изучение играет системообразующую роль в образовании. Ее сущность и содержание предполагает наличие ситуаций, в которых бы ученик выстраивал логические рассуждения, делал выводы, создавал понятия, доказывал, обосновывал, устанавливал причинно-следственные связи, применял и преобразовывал знаки и символы, таким образом, учился бы средствами предмета «математика» требуемым умениям.
В качестве метапредметов (метапредметных понятий) Ю.В. Громыко были выделены: Знание, Знак, Проблема, Задача.
- Знак (способность к схематизации, умение выражать с помощью схем то, что понимают, промыслить, то, что хотят сделать, умение по схеме создать образ объекта).
- Знание (способность работать с системами знаний, использовать специальные техники, которые обеспечивают рождение нового знания).
- Проблема (получение соответствующего оснащения для работы с проблемами).
- Задача (способность понимания и схематизации условий, моделирования объекта задачи, конструирования способов решения, выстраивания деятельностных процедур достижения цели).
В 5 классе я проводила цикл внеурочных занятий по решению задач.
Работа с задачей состоит из четырех элементов: понимание, моделирование, выдвижение способа, реализация способа.
В 5 классе учащиеся знакомятся с задачами из разных предметных областей: математики, информатики, географии, истории, обществознания. Работая с ними, учащиеся деятельностно осваивают важнейшие предметные понятия и способы, а также метапредметные различия и схемы, элементы моделирования, учатся строить модели и на их основе выдвигать способ решения задачи.
Планируя проведение данных занятий, я преследовала цель научить обучающихся обобщенным способам решения задач различных типов и развитие на этой основе базовых способностей.
При разработке занятий я использовала схему метапредмета «задача», которая фиксирует процесс решения как полипроцесс, включающий понимание, моделирование, выдвижение гипотезы о способе, реализацию способа, рефлексию.
Особое внимание уделяла процессу моделирования, потому что именно от него многое зависит в решении задачи, а иногда и само решение.
Я считаю, что важно научить обучающихся при работе с задачами делать рисунки, чертежи, изображать то, что понятно из условия.
На этапе выдвижения гипотез ученики слушают версии, выдвинутые одноклассниками, и учатся отстаивать свою точку зрения.
При решении задач происходит освоение знаний, необходимых для получения ответа, но отсутствующих у учащихся. Каждое такое знание является единицей осваемого содержания - дидактической единицей.
В конце каждого занятия проводится рефлексия. Я предлагаю обучающимся восстановить последовательность работы, выразить свое мнение, обсудить полученные результаты.
На начальном этапе работы над задачей важно добиться понимания учениками смысла текста задачи, понятий, новых слов. Учитывая содержание и характер задач, я использую различные методы работы с обучающимися: фронтально, в парах, в группах. Причем группы формирую всегда по-разному.
Приведу пример одного из занятий.
Тема: Схематизация при решении задач на движение.
Задача: Формировать исследовательские навыки учащихся, умение составлять и анализировать схемы движения, связывать условие задачи с жизненными ситуациями.
Цели:
Образовательная: Обучение учащихся способам решения задач на встречное движение и движение в одну сторону. Обеспечение условий для усвоения всеми учащимися понятий скорости сближения и скорости удаления.
Развивающая: Развитие умений сравнивать, анализировать, обобщать. Развитие творчества обучающихся.
Воспитательная: Воспитание у учащихся чувства уверенности в своих силах. На примерах задач учить разрешать жизненные вопросы и проблемы.
Единица содержания: Научиться строить модели задач на движение и на их основе выдвигать способ решения задачи.
Ожидаемый результат:
- Каждый ученик должен проводить классификацию задач по виду движения;
- Уметь выбирать наиболее рациональный способ решения задачи;
- Использовать изученный материал для решения задач в других темах курса.
Ход занятия:
Дополните ответ:
Скорость обозначается буквой
Расстояние измеряется в .
Чтобы найти скорость, надо.(запишите формулу)
Скорость измеряется в ..
Чтобы найти время, надо(запишите формулу)
Если скорость равна 15 км/ч, время 3 часа, то расстояние равно
Если тела движутся навстречу друг другу, то расстояние между ними.
Математическая разминка:
1.Пассажир такси ехал в село. По дороге ему навстречу проехали 5 грузовиков и 3 автомашины. Сколько машин ехало в село? (1 такси)
2. Какое колесо у машины не вращается при ее спуске с горы? (запасное)
3. Что больше 130 минут или 2 часа? Почему? (130 мин)
4. Грузовая машина весит 3 тонны, это в 3 раза больше веса легкового автомобиля. Сколько весит легковой автомобиль? (1т)
5. Сколько времени потребуется лыжнику, чтобы пройти 40 км, если скорость его равна 10 км/ч? (4ч)
6. Переведи в метры 21 км 10м (21010 м)
7. Автобус едет от города до села 3 часа, а обратно 180 минут. Как объяснить такую разницу? (3ч=180 минут)
8. Скорость пешехода 3 км/ч, а скорость велосипедиста 15 км/ч. Во сколько раз скорость велосипедиста больше скорости пешехода? ( в 5 раз).
Какие существуют виды задач на движение?
- Движение в противоположном направлении с удалением
- Движение в противоположном направлении навстречу друг другу
- Движение в одном направлении с отставанием
- Движение в одном направлении вдогонку.
Что общего и в чем различия этих задач?
Общее: Есть объекты движения, есть величины: скорость, время, расстояние.
Различия: Направление движения объектов, место отправления, значения величин и единицы их измерения.
Повторение функциональной зависимости между величинами скорость, время, расстояние.
Вспоминаем формулы для нахождения скорости, расстояния и времени.
Работа со схемами: ( соединить стрелочками) и назвать представленные виды задач.
Работа в группах: Решить задачу, сделав чертеж.
1 группа: Задача: Вася и Петя отправились навстречу друг другу из двух пунктов, расстояние между которыми 24 км. Вася движется со скоростью 2 км/ч, Петя- 4 км/ч. На какое расстояние они сблизятся за 1ч, за 2ч? Через сколько часов они встретятся?
2 группа: От места встречи Вася и Петя отправились одновременно в противоположных направлениях друг от друга. Вася движется со скоростью 2 км/ч, Петя- 4 км/ч. На какое расстояние они удаляться за 1ч, за 2ч?
3 группа: Вася и Петя отправились одновременно из двух пунктов, расстояние между которыми 24 км. Они движутся в одном направлении, так, что Петя догоняет Васю. Вася движется со скоростью 2 км/ч, Петя- 4 км/ч. На какое расстояние они сблизятся за 1ч, за 2ч? Через сколько часов Петя догонит Васю?
4 группа: После того, как Петя догнал Васю, они продолжали движение в одном направлении, так что Петя удалялся от Васи. Вася движется со скоростью 2 км/ч, Петя- 4 км/ч. На какое расстояние они удаляться друг от друга за 1ч, за 2ч?
На основании работы первых двух групп делается вывод, что при движении в противоположных направлениях скорость сближения и скорость удаления равна сумме скоростей.
На основании работы третьей и четвертой групп делается вывод, что при движении в одном направлении скорость удаления и скорость сближения равна разности скоростей.
На этапе закрепления обучающиеся работают в группах, решая любые задачи из 16 предложенных.( на все виды движения). Каждая группа работает в своем темпе. В конце урока на слайдах открываются решения и обучающиеся производят самопроверку.
Рефлексия:
Давайте подведем итоги. Задачи какого вида мы рассматривали сегодня?
Мы проделали большую работу и очень хочется узнать ваше мнение и впечатление от занятия. Сформулируйте его, продолжив предложения:
Я научился.
Я хотел бы больше узнать о
Оказывается, что.
Подводя итог, хочу отметить, что реализация метапредметного подхода позволяет создать необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить, ориентироваться в новой ситуации, находить свои подходы к решению задач. Повышается эмоциональный отклик учащихся на процесс познания, повышается мотивация учебной деятельности, интерес к овладению новыми знаниями, умениями и практическому их применению.
Метапредметное образование создает условия для формирования личностного развития учащихся, для социальной и социально- психологической ориентации в окружающей действительности.
Список использованной литературы:
Алексеева Л.Н., Устиловская А.А. « Из опыта освоения мыследеятельностной педагогики» М.,2007
Громыко Ю.В. « Метапредмет «Проблема»» Учебное пособие для учащихся старших классов. М., Институт учебника «Пайдейя»,1998
Громыко Н.В. « Метапредмет «Знание»» Учебное пособие для учащихся старших классов. М., Пушкинский институт, 2001
Громыко Н.В. « Метапредмет «Знак»» Учебное пособие для учащихся старших классов. М., Пушкинский институт, 2001
Громыко Н.В., Половкова М.В. « Метапредметный подход как ядро Российского образования». Сборник статей для участников финала Всероссийского конкурса «Учитель года России-2009» СПб, 2009
Громыко Ю.В. « Мыследеятельностная педагогика» Минск, 2000
Устиловская А.А. «Метапредмет «Задача»».Учебное пособие для педагогов. М,, НИИ Инновационных стратегий развитияобщего образования, Пушкинский институт, 2011
Хуторской А.В. «Метапредметный подход в обучении» М., Издательство Института образования человека,2012
Щедровицкий Г.П. « Схема мыследеятельности- системно-структурное строение, смысл и содержание» М., 1995

15