Конспект Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Русский язык
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель: Тесаловская Наталья Павловна.
Класс 3а
Тема урока: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. (1 урок)
Цель для учителя
Цель для обучающихся
Планируемый результат
Критерии оценки
Организовать работу по открытию правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, формировать умение написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило.
Знание правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.
Знание правила написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.
Задачи для учителя
Задачи для обучающихся
Создать условия для включения учащихся в учебную деятельность.
Организовать деятельность детей по принятию и удержанию цели.
Активизировать познавательную деятельность.
Повторить содержание понятий: шипящие звуки, имя существительное, окончание.
Создать условия для овладения способом написания окончаний существительных с основой на шипящий и ц.
Формировать умение написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных через систему упражнений (слуховых и зрительных).
Выявить степень первичного усвоения написания предложенных орфограмм.
Обучать планированию.
Учить оценивать свою деятельность.
Развивать монологическую речь.
Воспитывать интерес
к изучению родного языка.
Воспитывать уважение друг к другу при работе в коллективе; помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
1.Повторить (вспомнить) буквы, которые обозначают шипящие звуки.
2. Повторить, что такое имя существительное.
3. Повторить, что такое окончание.
4. Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
5. Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
6. Написать самостоятельную работу, пользуясь правилом.
7.Оценить свою работу.
Оборудование: условные знаки для обозначения плана урока, учебник, тетрадь на печатной основе.
Содержание и технология урока
Этапы урока
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Формируемые УУД
1.Вводно – мотивационный.
1.1. Организационный.
Организует класс на работу.
Наш урок мне хотелось бы начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: какую мысль хотел выразить автор в этих строках.
Все уроки, как люди, и похожи, и разны,
Если к ним приглядеться с различных сторон.
Есть уроки, как светлый и радостный праздник,
Есть другие – как страшный, мучительный сон.
Владимир Троицкий
А когда уроки проходят быстро, интересно?
Наверное, когда у вас всё получается, когда всё понимаете и запоминаете, и эти знания вы можете применить на практике.
Проверяют организацию рабочего места.
Слушают стихотворение.
Ответы детей: Автор хотел сказать нам этими строками, что
Познавательные УУД: общеучебные (контроль процесса)
1.2. Определение темы урока.
1.3. Целеполагание и мотивация.
С чего начинаем каждый урок?
-Назовите тему нашего урока.
- Ребята, поставим цель урока.
-Зачем нам нужно уметь правильно оформлять эту орфограмму на письме?
С определения темы
урока и постановки цели.
Дети смотрят в учебник и определяют тему урока. (Стр.57)
Тема: Написание букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило.
Ответы детей. (Чтобы быть грамотными, правильно писать слова с данной орфограммой,)
Познавательные УУД: общеучебные (поиск и выделение необходимой информации)
Познавательные УУД: (формулирование познавательной цели)
Регулятивные УУД: целеполагание.
Личностные УУД: смыслообразование (учебная мотивация)
Познавательные УУД: общеучебные (осознанное построение сообщения в устной форме)
1.4. Планирование и постановка задач.
Какие задачи надо выполнить, чтобы достичь цели? В помощь вам на доске находятся опорные слова: повторить, узнать, поупражняться, сам.работа.
Предложите 1 пункт плана. (1 задача)
Предложите 2 пункт плана. (2 задача)
Предложите 3 пункт плана. (3 задача)
Озвучьте 4 пункт плана. (4 задача)
- По каким критериям предлагаете оценить свой результат самостоятельной работы.
К чему подойдём, выполнив все пункты плана?
Что будет результатом?
Ответы детей.
- Повторить, какие буквы обозначают шипящие звуки, сто такое существительное, что такое окончание.
-- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Выполнить сам. работу и оценить её.
Ответы детей. (По критерию:
Умение правильно писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.
-Мы подойдем к результату.
Результатом будет: знание правила написания букв О и Е после шипящих и ц в окончаниях существительных, умение применять правило на практике.
Регулятивные УУД: планирование
(составление плана и последовательности действий)
Коммуникативные УУД:
планирование учебного сотрудничества
(определять цели взаимодействия)
ЛичностныеУУД: смыслообразование
(осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью)
2. Актуализация знаний.
2.1. Повторение пройденного материала.
3. Открытие новых знаний.
3.1. Формирование первичного представления о орфограмме.
3.2. Практическая деятельность обучающихся.
Физминутка
4.Рефлексивно-оценочный
-С чего начнём работу для достижения цели?
1. Приступаем к решению первой задачи.
- Вспомните, какие буквы обозначают шипящие звуки.
(вывешиваю карточку с буквами Ж, Ш, Щ, Ч)
-Ребята, посмотрите на тему урока, какой буквы не хватает в данном ряду?
Буква Ц обозначает шипящие звуки?
Но буква Ц, сегодня также будет относиться к новому правилу, которое мы узнаем, поэтому я её добавляю на доску.
-Повторим, что такое имя существительное?
Что обозначает? На какие вопросы отвечает?
Как изменяется?
- Что такое окончание?
- Для чего служит окончание?
- Молодцы! Решили первую задачу.
2. -Следующий пункт плана, 2 задача.
- Итак, наша цель урока узнать, в каких случаях пишется буква о, а в каких –буква е после шипящих и ц в окончаниях существительных, т.е. правило.
- Предлагаю провести наблюдение и вывести правило написания букв о и е после шипящих и ц в окончаниях существительных.
- Учебники открыты, упр.59. (с.57)
Прочитайте задание.
- С чем нам предлагают поработать?
Открой словарь на –Е.(стр.167) Посмотри, какое окончание у всех слов с основой на –ц. Стоит ли окончание под ударением, или оно безударное?
А какое окончание у слов с основой на –щ? В этих словах оно также безударное?
- А теперь открой словарь на букву –о (стр.173). Найди в конце списка слова с основой на –ц и ч-. Какое окончание у этих слов? Является ли оно ударным?
- Ребята, какой вывод можно сделать по данным наблюдениям?
-Давайте обратимся к учебнику и проверим наши выводы. Правы ли мы с вами?
- Можем ли мы перейти к следующему пункту плана?
Прочитайте 3 задачу.
- Скажите, пожалуйста, на какую форму слова обращено внимание в данном правиле?
- Где мы можем встретить существительные в начальной форме?
- В своей речи мы применяем существительные только в начальной форме?
Я предлагаю вам поработать в группах, провести исследовательскую работу – будет ли данное правило работать с другой формой слов: форма тв. падежа ед.ч., и самостоятельно сделать вывод: в каких случаях в существительных после шипящих и Ц в окончаниях пишется О, а в каких Е.
- Делимся на группы. У вас на столах карточка-информатор, которая поможет вам идти правильным путем. Чтобы наша работа была продуктивнее, каждой группе будут предложены разные слова с основой на одну из шипящих или ц.
- Ребята, представьте, пожалуйста, свой результат: с какой шипящей работали, какой вывод у вас получился, пример вынести на доску.
- Открываем тетради, пишем число, классная работа. Примеры оформляем в два столбика.
- Рассмотрите, что у нас получилось, какой вывод можно сделать по проделанной работе?
-Выведем общее правило, которое будет действовать на разные формы слова.
-Ребята, оцените себя по критерию понимания правила о написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- Назовите вторую часть цели нашего урока
- Продолжаем упражняться.
Следующее задание выполняем устно. На столах у вас лежат сигнальные карточки: буква О и Е. Я называю вам слова, ваша задача на слух определить какую букву нужно писать О или Е в данном слове после шипящей и ц, пользуясь правилом. Поднять карточку.
Слова: мячом, товарищем, птенцом, сердцем, чижом, глупцом, кашей, шалашом, душем, ландышем, душой, врачом, страницей, свечой, зайцем.
(Осуществляю контроль)
4.-Переходим к следующему пункту плана.
Самостоятельная работа.
Найдите в учебнике упр. 70., прочитайте задание.
Что нужно сделать?
- Ребята, поставьте на полях волшебную линеечку, спрогнозируйте сою оценку по критерию умение писать буквы О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, пользуясь правилом.
-Приступаем к выполнению задания.
-Проверка. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверяем друг друга.
-Кто может поделиться своим результатом?
- Посмотрите на доску, все ли учебные задачи решены.
- Решение каких задач у вас вызвало затруднения? Какое задание для вас было самым трудным? Почему?
-Какую цель мы ставили?
-Достигли мы с вами поставленной цели урока?
Дом. задание. Уч. с. 57-58 правило наизусть, упр. 69 часть 1.
Урок закончен.
- С решения поставленных задач.
Читают 1 пункт.
Ответы детей.
Ж, Ш, Щ, Ч.
- Не хватает буквы Ц.
- Нет.
Ответы детей.
Имя существительное – это самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет. В начальной форме отвечает на вопросы КТО? ЧТО? Имеет род, может изменяться по числам и по падежам. В предложении является главным или второстепенным членом.
Ответы детей.
Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образования разных форм одного и того же слова, а также для связи слов в словосочетании и предложении.
- 2 задача:
-- Узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
Дети находят упражнение, читают задание, выполняют задание.
- С обратным словарём.
- Окончание –е.
- Окончание безударное.
- Окончание –е.
- Окончание безударное.
- Слова: лицо, яйцо, кольцо, плечо.
- Окончание –о.
- Окончание ударное.
Ответы детей.
Дети читают правило: В существительных с основой на шипящий или ц пишем в начальной форме окончание –е, если это безударное окончание. В существительных с основой на шипящий или ц пишем окончание –о, если это ударное окончание.
-Да. Мы узнали правило.
-- Поупражняться в написании букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
- На начальную форму слова.
- В словаре. Слова в им. Падеже, ед.числе.
- Нет, в разных формах.
Работа в группах.
(Детям выданы карточки информаторы)
Ответы по группам.
Дети выслушивают друг друга, параллельно работают в тетради: записывают по одному примеру от каждой группы.
-Ответы детей. (Правило работает с другой формой слов)
-Правило: в окончаниях имён существительных после шипящих и ц под ударением пишем букву О, без ударения Е.
- Встаньте те, кто может сказать про себя, что я понимаю и могу рассказать другому, когда пишется буква О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных.
-Встаньте те, кто сомневается, необходима помощь.
- Встаньте те, кто не знает, нужны разъяснения.
-Учиться применять правило на практике.
Дети выполняют задание.
Дают комментарии по своим ответам.
Дети читают задание.
Поставить каждое слово в форму Т.п. ед.ч., записать формы слов парами по образцу, выделить окончания, подчеркнуть шипящую или ц, поставить ударение.
-ставят прогностическую оценку.
-выполняют задание.
-Взаимопроверка. Оценивают друг друга на волшебной линеечке по критерию правильность в выборе буквы при написании.
- Да, все.
-Ответы детей.
Цель: узнать правило написания букв О и Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных, учиться применять правило.
- Да, достигли, узнали правило и учились его применять.
- Читают дом. задание.
Познавательные УУД: логические (подведение под понятие)
Познавательные УУД: логические (анализ,сравнение)
Познавательные УУД: работа с несколькими источниками информации
Познавательные УУД: логические(установление причинно-следственных связей: открытие правила)
Познавательные УУД: логические(анализ)
Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение
Познавательные УУД: самостоятельное создание способа решения проблемы.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации
Коммуникативные УУД: умение договариваться, находить общее решение с товарищем.
Регулятивные УУД: контроль или самоконтроль (сравнение способа действия с целью обнаружения отклонений от эталона.
Регулятивные УУД: оценка
Регулятивные УУД: контроль и самоконтроль
(умение осуществлять действие по заданному правилу).
Регулятивные УУД: планирование( составление плана и последовательности действий)
Познавательные УУД: логические(анализ, сравнение)
Коммуникативные УУД: работа в паре.
Регулятивные УУД:
учиться удерживать цель
Коммуникативные УУД:
умение полно и точно выражать свои мысли в соответствие с задачей.
Регулятивные УУД:
оценка ( осознание уровня и качества усвоения)
15