Тематическое планирование по русскому языку для 2-4 классов по программе Н.В. Нечаевой
Тематическое планирование по русскому языку 2013 – 2014 учебный год. 2 класс
Дидактическая система Л.В. Занкова
Учебник «Русский язык. 2 класс», автор Н.В. Нечаева. – Самара: ИД «Федоров», 2011.
«Рабочие тетради по русскому языку. 2 класс» (в 4-х частях), автор С.Г. Яковлева (под ред. Н.В. Нечаевой). - Самара: ИД «Федоров», 2011.
Программа рассчитана: 5 час. Х 34 недели
№ урока
Содержание урока. Тема.
№ учебника
№ задания в Рабочей тетради
Дополнительный материал. Книга ученика (к-у).
Компетенции
Раздел: Что нужно для общения? – 14 часов
1
Компоненты речевой ситуации. Использование средств устного общения. Звуки речи.
1,2,3
Тетр.№1
2
ОЗ-с. 5
Развитие умения контролировать собственные действия
Умение отделять знания от незнаний
Умение графически отражать мысли
Умение фиксировать сам процесс открытия
Умение удерживать разговор в русле учебной задачи
Умение выслушивать разные точки зрения и сопоставлять их
Понять простейшие способы транскрипции
2
Звуки речи. Вежливые слова. Корень. Однокоренные слова.
1,3,4,5
ОЗ-с. 6
3
Входной контроль. Тест за предыдущий год.
4
Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Многозначность слов. Различие предложений по цели и интонации. Повторение орфограмм.
4-8
6
ОЗ-с. 7
5
Признаки предложения. Правило большой буквы. Звуки речи.
9, 10, 11
7, 8, 9
Большая буква (к-у).
ПО-с.9
6
Повторение фонетических знаний. Правописание гласных после шипящих.
12, 13
10
Жи-ши (к-у).
7
Звуки речи. Непроверяемые безударные гласные. Различие предложений по цели и интонации.
14
11, 12
Словарь (к-у).
Корень. Родственные слова. Безударные в корне. Сочетание слов по смыслу. Фонетика.
15
13, 14, 15
Дерево слова (к-у).
8 -9
Родственные слова. Лексическое и грамматическое значение слова. Сильная и слабая позиция гласного.
16,17,18
20-22
16
ПО-с.9
10
Слова предметы: н/одушевленные; собственные, нарицательные. Большая буква.
23-25
17-19
ТЕСТ
11-12
Звуки речи. Словарь с безуд. гласными. Практика устного общения. Большая буква.
26-28
20, 21, 22
Словарь (к-у).
ПО-с.13
13-14
Обобщение: средства речи. Повторение орфограмм.
Проверочная работа.
29 - 31
23, 24
Раздел: речь начинается со звуков и букв – 17 часов (резерв – 3часа)
1
Дифференциация согласных и гласных звуков. Анализ слова.
32-34
25
Звуки речи (к-у).
ПО-с.7-8
Развивать умения анализировать
Развивать прогностические умения
Развивать умения систематизировать
Развитие мотивации и оптимизма в учении
Развивать умение моделировать процесс рассуждения и выводы
Умение плавно писать
2
Смыслоразличительная роль звуков. Словарные слова. Категория рода.
35-37
26, 27
Категория рода (к-у).
ПО-с.15
3
Характеристика согласных звуков (зв.- глух; тв.-мягкие). Роль звуков в речи. Имена собственные.
38-40
28, 29
Звуки речи: зв-гл. (к-у).
ПО-с.16
4-5
Слабая и сильная позиция согласного. Парные-непарные согласные звуки по твердости – мягкости.
41-44
30-33
Звуки речи (к-у).
6-7
Работа с деформированным текстом. Составление рассказа по картинке. Повторение орфограмм.
45, 46
34
9
Йотированные гласные. Мягкий и твердый знаки. Звуко-буквенный анализ. Слова указатели. Перенос слов.
47-49
35
10
Роли мягкого знака. Звуко-буквенный и грамматический анализ. Лексическое значение слов.
50-55
35 (продолж)
ТЕСТ
11
Обобщение. Йотированные гласные. Роли мягкого знака. Грамматические группы слов. Проверочная работа.
56-58
37
12
Удвоенные согласные – непроверяемая орфограмма
59-61
38
Стран-а удвоен. согл. (к-у).
ОЗ-с.26
Умение анализировать написанное
13
Перенос слов с удвоенной согласной. Слова с непроверяемыми гласными.
62-65
39, 42, 43
ОЗ-с.27
14
Закрепление изученных орфограмм. Служебные слова в предложении. Прямое и переносное значение слов. Проверочная работа.
66-68
40, 41
Стран-а удвоен. согл. (к-у).
ОЗ-с.28
15
Объявление. Компоненты объявления. Составление объявления. Орфографическая работа.
44
16
Обобщение и систематизация знаний по разделу
17
Проверка знаний
18-20
Резервные уроки
Раздел: Что такое родственные слова и формы слов – 30 часов (корень, окончание – 6час.; приставка – 8 час.). Резерв – 8часа.
1
Родственные слова и форма слова. Корень. Сравнение родственных слов по смыслу.
69-71
Тетр.№2
1, 2
Дерево слова (к-у).
ПО-с.28
Умение вести простейший учебный диалог
Наблюдение за единством слова, его значением и грамматическими признаками
2
Корень. Родственные слова и форма слова. Слова с омонимичными корнями. Различение предложений по интонации.
72, 73
3-5
ПО-с.29
3
Чередование согласных в корне родственных слов. Слова с омонимичными корнями.
74, 75
6-8
Дерево слова (к-у).
4
Роль окончания в слове. Родственные слова и форма слова. Предлог. Восстановление деформированного предложения.
76-78
9, 10
Предлог (к-у).
5
Правила общения. Повторение: корень, удвоенные согласные. Звуко-буквенный анализ. Проверочная работа.
79-81
11-13
6
Роль приставок и суффиксов в образовании слов. Орфограммы корня. Деформированный текст. Словарные слова.
82-84
14
Приставка и суффикс (к-у).
ПО-с.30
7-8
Родственные слова. Роль приставки и суффикса. Выделение орфограмм в разных частях слова.
85-89
15-17
Приставка и суффикс (к-у).
ПО-с.30,31
9-10
Образование слов. Обобщение знаний о частях слова. Слова антонимы.
90-92
18
ПО-с.34
11-14
Удвоенные согласные на стыке приставки - корня, корня – суффикса. Образование родственных слов. Проверочная работа.
93-94
36, 23
Раздел: разделительные знаки «ь и ъ» - 5 часов (резерв – 2часа забрала)
1-2
Наблюдение случаев написания Ъ и Ь знаков. Роль приставок в образовании слов. Слова с чередующимися согласными в корне.
95-97
98-99
24
25, 26, 30
Мягкий и твердый знаки – схема (к-у).
Умение сравнивать звучащее слово с его написанием
Верное использование на письме «Ъ и Ь»
3
Правила написания слов с «Ъ и Ь». Роль «Ь». Звуко-буквенный анализ. Слова указатели.
100-102
27-29
4-6
Правила написания слов с «Ъ и Ь». Слова – действия. Предлог. Словообразование.
103, 104
35, 31, 22, 33
ТЕСТ
7
Обобщение. Образование слов при помощи суффикса. Проверочная работа.
34, 37, 38
Раздел: проверяемые безударные гласные в корне - 6 часов (резерв – 4часа забрала).
1
Родственные слова. Форма слова. Позиция гласных. Правила общения.
105-107
39
ПО-с.35
Владеть способами правильного использования безударных гласных в корне слова
2
Определение порядка действий при проверке букв безударных гласных в корне.
108, 109
40, 41
Безударный гласный –схема (к-у).
3
Написание безударных гласных в корне. Состав слова. Приставка. Составление рассказа-описания.
110
43, 44
Приставка (к-у).
4
Схема проверки безударных гласных в корне. Родственные слова и форма слова. Слова – признаки. Разбор по составу.
111 -113
46, 51
Ол. с.46-47
5-8
Урок 61-63 – с 3 декабря
Фонетика. Позиции гласных. Две орфограммы – одна буква. Родственные слова и форма слова. Форма числа. Окончание.
114, 115
45, 47, 48
ТЕСТ
9-10
Повторение. Проверочная работа.
116
50, 52, 49
Раздел: правописание парных согласных в корне слова – 5 часов (резерв – 4часа)
1
Слабая и сильная позиция согласных. Родственные слова. Форма числа. Предложение.
117, 118
53, 54
Схема (к-у).
Владеть способами правильного использования парных согласных
2
Фонетический анализ. Способ действия по выбору согласного в слабой позиции. Самостоятельная формулировка правила.
119, 120
55, 56, 67
3
Правописание парных согласных в корне. Правила общения.
121-123
59
ТЕСТ
4-5
Исследование орфограмм корня. Форма единственного и множественного числа. Прямое и переносное значение слова.
124, 125
126
57, 58
60-63
Ол. с.48-49
6
Орфограммы корня. Повторение. Проверочная работа.
127
64, 65, 66, 68
Раздел: какие бывают в грамматике группы слов – 26 часа (имя существительное – 9час.; имя прилагат. – 7час.; глагол – 9час.)
1
Части речи. Самостоятельные и служебные.
128-132
69-72
ПО-с.64-65
2
Наблюдение грамматических признаков имен существительных. Форма рода. Роль суффиксов. Парные согласные в корне.
133, 134
73, 74
Имя существительное (к-у).
3
Форма числа и рода. Одушевленные и неодушевленные. Родственные слова – части речи.
135-137
76
Имя существительное (к-у).
4
Орфография корня. Форма рода, числа.
138, 139
77, 81
Имя существительное (к-у).
5
Начальная форма им.существительного. Лексическая работа.
140, 141
78, 82
ПО-с.36
6
Роль «ь» на конце имен существительных. Грамматический разбор.
142-144
79, 80
7
Правописание гласных после шипящих. Начальная форма им.существительного. Грамматические признаки слов.
145-147
ТЕСТ
8
Отработка навыка определения грамматических признаком им. существительного. Объявление.
148, 149
75
М-с.20
9
Сравнение текста объявления и записки. Составление объявления. Проверочная работа.
150, 151
10
Имя прилагательное. Окончание и грамматические формы. Согласование имени сущ. и прилагательного
152-155
Имя прилагательное (к-у).
11
Грамматические признаки имени прилагательного. Составление текста о зиме. Стили текста.
156, 157
83
ПО-с.66
12
Редактирование текста. Описание предмета. Составление загадок. Звуко-буквенный анализ.
158
84-86
13
Редактирование текста – описания. Однокоренные слова.
159, 160
14
Имя прилагательное. Грамматические признаки. Роль суффикса в образовании слов.
161, 162
87
Имя прилагательное (к-у).
15
Имя числительное. Орфографическая работа.
163-165
Имя числительное (к-у).
18
169-172
ТЕСТ
19
Глагол. Орфографическая работа. Правила общения.
173-175
88
Глагол (к-у). ПО-с.37
20-21
Роль глагола в речи. Родственные слова. Приставка. Местоимение.
176-178
ПО-с.66
22-23
Глагол. Форма числа. Начальная форма имени существительного. Местоимение. Корень.
179-181
24-25
Глагол. Характеристика предложений по цели. Правила общения.
182-184
89
26-
27
Определение частей речи. Грамматические признаки. Восстановление деформированного текста. Проверочная работа.
185-187
ПО-с.66-67
Раздел: непроизносимые согласные – 5 часов
1
Непроизносимые согласные в корне слова. Анализ способа проверки орфограмм. Продолжение рассказа по его началу.
188, 189
Тетр. № 3
1
Непроизносимые согласные – схема (к-у).
Владеть способами правописания непроизносимых согласных
2
Способ действия при подборе проверочных слов с непроизносимыми согласными. Имя прилагательное.
191
5, 6
Ол.- с.50
3-4
Непроизносимые согласные в корне слова. Слова с удвоенными согласными. Роль «ь». Звуко-буквенный анализ.
192-195
196-198
7, 8
ТЕСТ
5
Непроизносимые согласные – способ проверки. Удвоенные согласные. Лексическое и грамматическое значение слова. Проверочная работа.
199, 200
10
Раздел: как образуются предложения? – 17 часов
1
Предмет речи. Подлежащее. Сказуемое. Главные члены предложения. Исследования грамматической основы. Второстепенные члены предложения. Распространенные предложения.
201-203
11
Схема предложения (к-у).
Умение анализировать предложение
Умение строить предложение – высказывание по данной теме
Умение наблюдать за ролью слова в предложении
2
Основа предложения. Распространенные и нераспространенные предложения.
204
12-15
М-с.36
3
Установление связи между главными и второстепенными членами предложения. Различение предложений по цели и интонации. Монолог. Местоимение. Деформированные предложения.
205-207
16
4
Основа предложения. Лексическая работа (омонимы). Определение частей речи. Окончание. Правописание безударных гласных в корне.
208, 209
17, 20
ПО-с.135
5
Грамматическая основа. Определение частей речи. Служебное слово (предлог) и часть слова (приставка). Местоимение. Фразеологизмы. Различение предложений по интонации.
18, 19, 21
6
Распространенные и нераспространенные предложения. Лексическая работа (омонимы). Поздравительная открытка.
210, 211
21
омонимы . (к-у).
7
Основа предложения. Связь слов в предложении. Форма слова. Окончание. Служебная часть речи – предлог.
212, 213
24
ТЕСТ
8
127
Роль предлога. С какой частью речи используется предлог. Правописание слов с предлогами и приставками.
214, 215
29, 22
Ол.-с.52
9
Роль предлога в предложении. Форма слова. Окончание. Грамматическая основа. Связь слов в предложении. Числительное.
216-218
23, 25
10
Предлог и приставка. Словосочетания. Лексическая работа.
219, 220
26, 27
Схема «Предлог и приставка» (к-у).
11
Различение приставки и предлога. Основа предложения. Связь слов в предложении. Звуко-буквенный анализ.
221, 222
28, 30
ПО-с.68
12
Основа предложения. Грамматические признаки слова. Различение приставки и предлога. Деформированный текст.
223, 224
31
Ол.с.72-77
13
Основа предложения. Грамматические формы. Составление рассказа о том, как играли дети. Различение предложений по интонации.
225-227
35
14
Восстановление деформированных предложений. Монолог. Диалог. Реплики.
228
32, 33
ПО-с.104
15
Диалог. Реплики. Адекватное использование средств устного общения. Звуко-буквенный анализ.
229-231
34
ПО-с.105,108
16
Главные члены предложения. Правописание предлогов. Однокоренные слова. Части речи.
232, 233
36, 37
ТЕСТ
17
Составление рассказа о своей любимой кукле. Восстановление диалога. Проверочная работа.
234
38, 39
Раздел: каждому слову свое место - 13 часов
1
Сочетание слов по смыслу. Родственные слова. Слова омонимы. Небылицы.
235-237
40, 41
Умение выслушать противоположное мнение
Умение редактировать предложения
2
Лексическое значение слова. Небылицы. Различение предложений по цели. Звуко-буквенный анализ.
238-240
42
Ол.с.54
3
Связь грамматической и лексической сочетаемости слов. Составление предложений. Состав слова.
241, 242
43, 44
4
Редактирование предложений. Лексическое значение слов. Части речи.
243, 244
45
М.-с.31
5
Повторение изученных орфограмм. Звуко-буквенный анализ. Главные члены предложения. Правила вежливости.
245-247
М.-с.50
6 -7
Многозначность слова. Прямое и переносное значение. Диалог. Главные члены предложения.
251, 252
253, 254
46, 48
47, 49
ПО-с.142, 135
Умение использовать словари русского языка
8
Синонимы. Родственные слова. Части речи.
255-257
Тетр. №4
2
ПО-с.141
9
Сравнение. Синонимы. Прямое и переносное значение. Словарные слова.
258-260
1, 3
ПО-с.130
10
Синонимы. Антонимы. Роль суффиксов.
261-263
4, 5
ПО-с.132
11
Определение слов синонимов, антонимов. Клички животных. Главные члены предложения.
264-266
6, 8
ПО-с.140
12
Синонимы. Антонимы. Сравнение. Деформированный текст.
267, 268
7, 9, 10
М.-с.27
13
Фразеологизмы. Звуко-буквенный анализ. Проверочная работа.
269, 270
11, 12, 13
ПО-с.143; М.-с.32
Раздел: как строится текст - 8 часов
1
Признаки текста: целостность, связность, законченность. Части текста: вступление, основная часть, заключение. Редактирование.
271, 272
14, 15
М.-с.27
Умение доказать свою точку зрения
Умение строить развернутое высказывание
Умение использовать словари русского языка
2
Текст. Составление текста о весеннем лесе. Редактирование. Переносное значение.
273
16
3
Продолжение рассказа по его началу. Синонимы. Главные члены предложения. Категория рода.
274-276
18, 19
М.-с.7
4
Диалог. Монолог. Антонимы. Звуко-буквенный анализ. Безударные гласные в корне.
277-279
ТЕСТ
5
Фразеологизмы. Антонимы. Однокоренные слова. Части речи.
280, 281
21, 22
М.-с.20
6
Однокоренные слова. Имена собственные, нарицательные. Литературная викторина.
282, 283
М.-с.32
7
Текст. Части речи. Местоимение. Глагол. Непунктированный текст. Составление плана текста. Главные члены предложения.
284, 285
20
М.-с.42
8
Составление плана текста. Составление текста о животном. Форма слова. Проверочная работа.
Раздел: законы языка в практике речи - 15 часов (резерв – 6часов)
1
Речь – характеристика человека. Диалог. Реплики. Повторение безударных гласных.
287-289
23
М.-с.27
Умение участвовать в диалоге
Расширение словарного запаса
Умение вести спор, беседу
Умение строить монологическое высказывание на определенную тему
2
Средства письменной и устной речи. Диалог. Слова вежливого общения. Части речи. Грамматический анализ.
290, 292
24, 25
ПО –с.109
3
Ознакомление с функциями речи. Повторение орфограмм.
293, 294
4
Средства устного общения. Смыслоразличительная роль звуков. Словарные слова. Звуко-буквенный анализ.
295-297
29, 30
ПО –с.126
5
Роль стихотворного текста. Фонетический и грамматический анализ. Редактирование текста.
298-300
26
ПО –с.127
6
Исследование текста, его редактирование. Обобщение знаний о слове. Повторение орфограмм.
301, 302
27, 31, 32
М.-с.42
7
Функции речи в разных речевых ситуациях. Слогоделение. Перенос слов. Однокоренные слова, форма слова.
303
35, 36
ПО –с.128
8
Смыслоразличительная роль звуков. Лексическое и грамматическое значение слов. Анализ функции текста. Составление своего текста.
304, 305
28
М.-с.36
9
Составление текста по его началу. Словообразование. Орфографическая работа.
306-308
37
10
Анализ речевой ситуации. Лексическое и грамматическое значение слова. Повторение изученных орфограмм.
309, 310
33, 34
ТЕСТ
11
Грамматический анализ слова. Состав слова. Сравнение предложений по смыслу. Анализ речевой ситуации.
311-313
12
Смыслоразличительная роль звуков. Звуко-буквенный анализ. Речь – характеристика литературного героя. Многозначность слова.
314, 315, 317
М.-с.36
13
Восстановление пропущенной части текста. Анализ предложений по цели и интонации. Переносный смысл слова. Звуко-буквенный анализ.
316, 318
14
Анализ разных видов объявления. Написание объявления.
38, 39
15
Повторение изученного за курс второго класса. Викторина по русскому языку.
319-321
Тематическое планирование по русскому языку 2010 – 2011 учебный год. 3 класс
Дидактическая система Л.В. Занкова
Учебник «Русский язык. 3 класс», автор Н.В. Нечаева. – Самара: ИД «Федоров», 2008.
Программа рассчитана: 5 час. Х 34 недели Учитель: Смородинова Зоя Ивановна
№ п/п
Система уроков
Педагогические средства
Вид деятельности учащихся
Задачи. Планируемый результат и уровень освоения
№ упражнений в учебнике; домашнее задание
Компетенции
Учебно-познавательная
Информационная
Базовый уровень
Повышенный уровень
1
2
3
4
5
6
7
8
I. Что нужно для общения (12часов)
1
Речь. Текст. Роль общения в жизни человека. Лексическое и грамматическое значение слова.
Урок-наблюдение
Фронтальный, работа в паре
Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения
Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации и распознавать их в тексте
Должны иметь представление о лексической сочетаемости; средствах художественной выразительности
1-6; д. 5
7-13; д. 9, 12
14-16; д. 15
2-3
Роль интонации. Роль предлогов. Признаки текста.
4
Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова
Урок-практикум
Работа в парах
Должны уметь выделять лексическое и грамматическое значение. Составлять предложения.
Должны уметь определять лексическое и грамматическое значение слова
Должны иметь представление о влиянии многозначности на лексическую сочетаемость.
17-20; д.18
Олимпиадные задания (ОЗ)
5
Средства устной и письменной речи. Звуки речи. Различие предложений по цели и интонации. Повторение орфограмм.
Урок-практикум
Фронтальный, работа в паре
Должны уметь ставить в конце предложения нужные знаки препинания, используя интонацию, темп высказывания, голос, мимику, жесты в соответствии с конкретной ситуацией общения
Должны уметь распознавать предложения по цели высказывания и интонации
Должны иметь представление о стилевой окраске слов; стилистических синонимах
21-24; д.22
6
Речевая ситуация. Виды предложения. Главные члены предложения и части речи. Повторение: состав слова.
Урок-наблюдение
Индивидуальный
Должны уметь выделять главные члены предложения, производить разбор по частям речи, выделять основы предложения
Должны уметь осознавать, что подлежащие, выраженные существительными, должны стоять в именительном падеже
Словарь морфем. Словарно-орфографи-ческая работа
25-29; д. 26
7
Синонимы и однокоренные слова. Чередование в русском языке: позиционное и историческое. Состав слова.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны овладеть алгоритмом разбора слова по составу
Должны понимать и уметь видеть чередование в простых случаях
Должны получить представление о чередованиях в корне слова
30-35;
д. 33, 34
8–9
Виды предложений по цели и по интонации. Члены предложения. Синтаксический разбор предложения по схеме. Значение частицы НЕ. Корни-омонимы.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь определять главные члены предложения, устанавливать связь слов в предложении
Должны получить представление о том, что подлежащее может быть выражено не только существительным, но и личным местоимением
Должны получить представление о лексической сочетаемости; оформлении реплик в письменной речи;
36-42; д. 37
(ОЗ)
10-11
Обобщение знаний. Входной контроль. Диктант с грамматическим заданием
Урок-контроль
Индивидуальный
Должны уметь обобщать знания.
Должны уметь выполнить диктант, применяя полученные знания
Алгоритм обобщения.
43-49;
12
Работа
над ошибками
Урок-наблюдение
Индивидуальный
Должны уметь группировать ошибки по видам орфографии
Должны уметь анализировать свои ошибки
Работа над текстом диктанта, использовать памятку работы над ошибками
Памятка работы над ошибками
II. Секреты появления слов в русском языке (32 часа)
1. Заимствованные слова (3часа)
1
Словарный состав языка. Способы появления новых слов. Словарные слова.
Урок-исследование
Фронтальный
Должны получить представление о заимствовании как о способе появления новых слов.
Должны уметь использовать и распознавать иноязычные слова.
Словарь иностранных слов
Задания олимпиадного уровня
50-54; д. 53
2
Определение лексического значения иноязычных слов. Произношение. Составление текста. Фонетический анализ.
Урок-практикум
Групповой
Должны иметь представление о заимствовании слов.
Должны уметь использовать словарь иностранных слов.
55-59; д. 59
(ОЗ)
3
Старославянизмы в современном языке. Повторение гласных и согласных звуков.
Урок-исследование
Фронтальный
Должны иметь представление о старославянском языке.
Должны уметь различать формы старославянских слов
Словарь В. Даля.
Схема фонетического разбора
60-62; д. 60
2. Основа слова (2часа)
1-2
Основа слова. Этимология терминов: префикс, суффикс. Лексическое значение и основа слова. Сравнение основ словаи корня
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны иметь представление об основе как о части слова; уметь сравнивать основы по составу; выполнять морфемный разбор слова; выделять кореньи отличать его от основы
Должны уметь дописать фразеологизм
Словарь фразеологизмов.
Схема «Состав слова»
63-68; д. 65, 67
3. Какую работу выполняет в основе слова суффикс (10часов)
1
Состав слова. Суффикс как словообразовательная морфема. Суффиксы существительных.
Урок-исследование
Фронтальный
Должны иметь представление о суффиксе; уметь его выделять.
Должны уметь образовывать формы слова при помощи суффикса
Словарь морфем.
Схема «Состав слова»
69-73; д. 71
(ОЗ)
2-3
Приставка и суффикс как средство выразительности. Состав слова и перенос.
Урок-практикум
Групповой
Должны получить представление о правописании гласных и согласных в суффиксах
Должны уметь изменять форму имен существительных по вопросам и числам;
образовывать новые слова при помощи суффиксов, распределять слова по частям речи.
Должны уметь правильно писать сочетания -чк, -чн ,-нщ, -щн.
Должны получить представление о способе проверки безударной гласнойв суффиксах -ик, -ек
Алгоритм способа про-верки гласных в суффиксах
74-80; д. 75,76
Правописание суффиксов -ик, -ек, -очк-, -ечк-. Словообразующая роль суффиксов
Урок-практикум
Фронтальный
4
Определение значений суффиксов. Суффикс и лексическое значение слова.
Урок-практикум
Фронтальный
Должны получить представление о суффиксах-омонимах.
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
81-86; д. 84,86
5
Формообразование и словообразование.
Урок-практикум
Групповой
Должны получить представление о способе образования слов при помощи суффикса.
Алгоритм способа про-верки согласных и гласных в суффиксах
Схема в книге правил
87-92; д. 90
(ОЗ)
6
Способы образования слов. Значение суффикса.
Урок-практикум
Групповой
93-97; д. 97
7
Литературный и разговорный языки. Обращение. Суффикс как средство художественной выразительности.
Урок-практикум
Фронтальный
Должны знать о литературном и разговорном языках
Должны получить представление о литературной норме современного русского языка
Словарь-справочник по культуре речи.
Наблюдение за употреблением устаревших слов.
98-101; д. 101
8
Суффикс как средство художественной выразительности. Сравнение. Виды текстов. План.
Урок-практикум
Фронтальный
Должны получить представление о видах текстов.
Должны уметь составлять текст. Уметь корректировать собственный текст.
Наблюдение за использованием суффиксов с уменьшительно-ласкательным значением.
102-105;
д. 105
(ОЗ)
9-10
Текст-описание. Значение суффиксов. Суффиксы-омонимы.
Повторение орфограмм.
Урок-практикум
Групповой
Должны получить представление о стилистических ошибках; словах-паронимах и лексической сочетаемости.
106-111;
д. 108
4. Какую работу выполняет в основе слова приставка (8 часов)
1
Обращение к ранее изученному: предложение; части речи; приставка как часть слова; правописание приставки и предлога. Орфограмма гласного в приставке.
Урок-практикум
Групповой
Должны получить представление о приставке как о части слова; знать словообразующую роль приставки.
Уметь образовывать новые слова с помощью приставки; находить и выделять в слове корень, суффикс, приставку
Должны уметь понимать переносное значение фразеологического оборота, в результате наблюдения сделать вывод, что приставки употребляются преимущественно в глаголах
Оформление реплик в устной и письменной речи
Наблюдение за употреблением приставок;
звучание и написание приставок;
уметь отличать приставку от предлога.
Способы словообразования.
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
112-115;
д. 115
(ОЗ)
2
Правописание гласного в приставке. Предлоги и приставки. Время глагола.
Урок-практикум
Групповой
116-118;
д. 117
3
Средства выразительности. Обращение. Способы словообразования. Безударные гласные в корне и приставке.
Урок-практикум
Групповой
119-122;
д. 122
4
Приставочный способ словообразования. Полногласные варианты приставок. Правописание гласных и согласных в приставке.
Урок-наблюдение
Групповой
123-128;
д. 128
(ОЗ)
5
Лексическое значение слова и приставки. Правописание приставок. Приставки-синонимы. Приставки и стилистические особенности слов. Подготовка к сочинению. Время глагола.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь:
– вывести алгоритм разбора слова по составу;
– подбирать однокоренные слова;
– определять часть речи
Должны понимать и уметь употреблять фразеологические обороты.
Иметь представление о приставках и стилистической особенности слов.
Алгоритм разбора слова по составу
Схема в книге правил
129-132; д. 130
6
Сочинение на тему «Уж небо осенью дышало». Редактирование сочинения
Урок-сочинение
Индивидуальный
Должны уметь составлять текст на заданную тему, правильно оформлять предложения; учиться редактировать предложения
Должны уметь использовать в письменной речи разные по цели высказывания предложения; соблюдать орфографические нормы
Стихотворения об осени А. Майкова, А. Твардовского, И. Бунина, А. Пушкина
Д. 133
(ОЗ)
7-8
Правописание парных согласных в приставках, корнях, суффиксах. Стилистическая сочетаемость. Изложение. Текст-повествование.
Урок-исследование
Фронтальный
Должны уметь анализировать структуру слова,
определять части речи
Должны уметь использовать в речи разные фразеологические обороты
Работа по словарюсо словарной статьей
134-142; д. 140
5. Сложные слова (9часов)
1-2
Способы словообразования. Перенос слов с приставками.
Сравнение с формой слова. Повторение звукобуквенного анализа, орфограмм согласных.
Урок-наблюдение
Индивидуальный
Должны уметь делить слово на морфемы; сравнивать схемы слов, составлять предложения с данными словами
Должны уметь анализировать структуру сложного слова.
Определение лексического значения сложных слов.
Использование сложных слов в письменной речи.
Алгоритм способа образования сложного слова как сложение основ
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
143-147;
д. 144, 147
3
Правописание соединительных гласных в сложных словах. Работа со схемами. Повторение: части речи, роль мягкого знака.
Урок-наблюдение
Групповой
148-151, д. 152
4
Правописание сложных слов. Описание. Составление реплик.
Урок-поиск
Работа в парах
Должны уметь писать сложные слова разного вида; составлять реплики
152-156; д.156
5
Определение лексического значения сложных слов. Сложение без соединительной гласной. Время глагола.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Алгоритм способа образования сложного слова без соединительной гласной
157-161; д. 161
6-7
Правописание сложных слов. Составление текста-рассуждения (устно). Повторение орфограмм
Урок-поиск
Работа в парах
Должны уметь различать стили языка.
Должны понимать лексические особенности стилей языка и уметь употреблять их
Схема стилей в книге правил
162-171; д.163,169
8
Обобщение темы: «Состав слова. Словообразование»
Урок-поиск
Работа в парах
Должны иметь представление об образовании сложных слов путем сложения двух слов или их частей при помощи соединительных гласных о, е и без них;
Должны уметь на основе наблюдений осмыслить разнообразие морфемного состава сложных слов уметь образовывать сложные слова
Словарно-орфографи-ческая работа на материале фольклора (загадки, пословицы)
Олимпиадные задания (ОЗ)
III. Как из слов образуются предложения (27 часов)
1. Средства связи слов в предложении (2часа)
1
Средства связи слов в предложении. Разбор словосочетаний. Изменение глаголов прошедшего времени по числам и родам.
Урок-исследование
Работа в паре
Должны уметь использовать формы, порядок слов, служебные слова, интонации
Должны развивать познавательный интерес к русскому языку
Схема в книге правил (глагол)
172-177; д. 177
2
Обобщение знаний. Лексическое ударение в предложении.
Урок-исследование
Групповой
Должны понимать как логическое ударение влияет на понимание смысла высказывания
Задания олимпиадного уровня
178-181
(ОЗ)
2. Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы
2.1. Роль предлогов в предложении (5 часов)
1
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Научно-популярные тексты.
Повторение: перенос слов с двойными согласными
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь образовывать слова с помощью различных морфем, ведущихк удвоению согласных
Должны уметь составлять определения на основе научно-популярного текста.
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
182-185; д. 185
2
Текст. Признаки текста. Словосочетания. Предлог как средство связи слов в предложении. Повторение: словообразование, части речи, структура предложения.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны иметь представление о типах и стилях текста.
Должны уметь создавать собственные тексты
Уметь распознавать местоимение
186 188; д. текст
3
Роль предлогов и приставок. Словосочетания. Употребление предлога с существительным. Время глагола. Окончание имен существительных.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь составить определение предлога.
Должны иметь представление о смысловом значении предлога и союза
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
189-192; д.189
(ОЗ)
4
Предлог как часть речи. Предлоги-антонимы. Слабая позиция парного согласногов середине слова
Урок-исследование
Групповой
Должны уметь пользоваться правилом написания предлогов с именами существительными и местоимениями
Должны иметь представление о стилях высказывания; отрицательных предложениях
Книга правил: предлоги-антонимы.
193-196; д. 196
5
Обращения, знаки препинания при обращении. Интонация. Произношение и правописание парных согласных в предлогах и приставках.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь находить парный согласный звук
Должны уметь понимать смысл использования интонации
Работа с текстами: лексическая и грамматическая сочетаемость слов
197-201; д. 201
(ОЗ)
2.2. Роль союзов в предложении (4часа)
1
Стиль и тип текста. Признаки текста. Союз как часть речи. Роль союзов. Частица НЕ. Повторение: синонимы; звукобуквенный разбор
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь различать типы текста и его признаки; значение союзов
Должны иметь представление о соединительных и противительных союзах; о сравнении текстов
Инсценирование диалога.
202-207; д. 205
2
Различение соединительных и противительных союзов. Повторение: орфограммы.
Урок-исследование
Групповой
Составление текстов о служебной части речи
208-211; д.211
3-4
Обобщение знаний о союзах. Текст: стиль, тип, тема, микротема. Особенности употребления частей речи в различных типах текстов.
Урок-исследование
Работа в паре
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
212-217; д.217
(ОЗ)
2.3. Роль частиц в предложении. Правописание частицы НЕ с глаголами (4часа)
1
2
3
4
5
6
7
8
1
Частица как часть речи. Значение частиц. Правописание частиц.
Урок-практикум
Индивидуальный
Должны уметь грамотно писать частицы
Должны иметь представление о стиле и употреблении частиц
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
218-220; д.220
2
Смысл частицы НЕ. Предложения утвердительные и отрицательные. НЕ с глаголами. Обращение. Главные члены предложения; фонетический разбор.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь определять частицы и правильно писать
Должны иметь представление о предложениях утвердительных и отрицательных
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
221-224; д.224
(ОЗ)
3–4
Глаголы, которые без НЕ не употребляются. Преобразование предложений. Обобщение. Время глагола. Орфограммы. Звуко-буквенный разбор.
Урок-практикум
Фронтальный
Должны уметь списывать текст, выделяя изученные орфограммы; подбирать проверочные слова; выполнять синтаксический разбор предложения
Должны уметь закончить фразеологизм и использовать его в речи
Схема в книге правил.
Задания олимпиадного уровня
225-229; д.227.228
3. Изменение форм глагола: форм времени, числа, рода. Неопределенная форма (12часов)
1
Глагол как часть речи. Глагол и тип текста. Инсценирование. Повторение: роль приставки в образовании глагола; прямое и переносное значение слов.
Урок-наблюдение
Фронтальный
Должны уметь выделять глаголы в тексте
Иметь обобщенное представление о новой части речи
А.В. Лемов. Школьный лингвистический словарь. Схема в книге правил
230-233; д. 233
2
Грамматические признаки глагола. Вопросы к глаголу. Повторение: орфограммы.
Урок-наблюдение
Работа в паре
Должны уметь выделять признаки глагола
Работа со схемой.
Задания олимпиадного уровня
234-237; д. 237
3