Разработка урока по истории на тему: Государственные реформы Петра I (7 класс)
Конспект урока по истории в 7 классе.
Тема урока: Государственные реформы Петра I
Цели урока: _ Раскрыть содержание модернизационных процессов в области государственных реформ Петра I
Задачи урока:
Образовательная: Определить цель и итоги реформирования государственного управления.
Развивающая: Раскрытие умений и навыков аналитического мышления, сравнения с другой эпохой
Воспитательная: развитие чувства патриотизма и толерантности.
Тип урока: комбинированный.
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1. Самоопре-
деление
к деятельности (1-2 минуты) Здравствуйте ребята. На прошлом уроке мы рассматривали тему «Северная война», давайте проверим, как вы усвоили данную тему. самоопределение, коммуникативные2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 минут) Выявление уровня знаний:
- индивидуальный контроль в виде тестирование по «Северной войне» (приложение 1) и самопроверка учащимися Выполнение теста и самопроверка по заданным учителем критериям Логические – анализ объектов с целью выявления признаков, осознание того, что усвоено
3. Постановка учебной задачи
(2-3 минуты) Активизация знаний учащихся, создание проблемной ситуации
Вступительное слово учителя. Зачитывает строки о Петре I
"Сей шкипер был тот шкипер славный,Кем наша двинулась земля,Кто придал мощно бег державныйРулю родного корабля" А.С.Пушкин
О ком и о чем идет речь в этих строках А.С. Пушкина? ( О Петре 1 и его реформах, преобразованиях)
Учитель: Какие словосочетания подойдут для формирования темы нашего урока?
Запись темы на доске: «Государственные реформы ПетраI»слайд 1.
Формулирование целей и задач урока
Проблемный вопрос: Эпоха великих преобразований – так иначе называют годы правления первого императора Российского Петра I Великого. Так ли это предстоит нам сегодня доказать на нашем уроке. Ученики предлагают варианты ответа
формулируют тему урока
Ученики записывают тему в тетрадь
Формулирование целей и задач урока учениками инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации, целеполагание, формулирование познавательной цели, коммуникативные
4.Построение проекта выхода из затруднения (18 минут) 1.Организация учащихся по исследованию проблемной ситуации
Вспомните, какой была система государственного управления при Алексее Михайловиче и в первые годы правления Петра I? (схема гос. системы – слайд 2 )Сформулируйте причины вызвавшие реформы Петра I в области государственного управление (создание четко действующего государственного механизма, замена устаревшей громоздкой системы приказов новыми органами управления).
2. Работа учащихся с раздаточным материалом в группах по 2-3 человека
Группа 1. Сенат (приложение 2) слайд 3-4
- Прочитайте отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и ответьте на вопросы.
1) С какой целью учреждён Сенат? Каковы его функции
2) Как решались дела в Сенате?
3) Какую роль играл Сенат в системе государственного управления?
Построение схемы слайд 5
Группа 2. Коллегии (приложение 3) слайд 7-8
Вопросы:
- Прочитайте отрывок из полного собрания законов Российской империи, ответьте на вопросы.
Кто автор этого указа?
Назовите дату учреждения коллегий в России?
Какие факты приведены в документе? Какие выводы можно из них извлечь?
Кто входил в состав коллегий?
Назовите созданные коллегии
Построение схемы слайд 9
Группа 3. Указ о единонаследии и Табели о рангах (приложение 4,5) слайд 10-11
- Вспомните, по какому принципу назначались на службу чиновники в допетровские времена. В чём недостаток этой системы?
-С какой целью был издан Табели о рангах?
- Представьте себя служилым человеком. Вы военный, рядовой Преображенского полка. Вы умны, прилежны в службе, проявляете смекалку и инициативу. Вас заметил командир. Какие возможности продвижения по службе открываются перед вами?
-К каким последствиям привело бы сохранение родовых имений в руках одного наследника?
-Какое обеспечение получали остальные дети?
- В чьих интересах принят указ? Кто мог быть недоволен?
Группа 4. Церковная реформа слайд 12
Поработайте с учебником на с. 118-119 и ответьте на вопросы:1) Как называлась эта коллегия, которая управляла церковными делами?
2) Кто входил в неё?
3) Какова роль императора в этой коллегии?
4) Кто руководил Синодом?
5) Чего добился Пётр I, проведя эту реформу?
Построение схемы слайд 13
Группа 5.
Административная реформа(приложение 6) слайд 14-15
-Ознакомьтесь с представленными вами картами и на их основе сделайте выводы о том, что нового появилось в административно-территориальном делении страны. Дополните свои знания данными учебника (с.117) и на их основе постройте схему местного управления
Построение схемы государственного устройства при Петре I .Слайд 16
Каковы итоги реформ Петра I? Слайд 18
Ответ на проблемный вопрос поставленный в начале урока опираясь на схему ученики формулируют ответ
ученики предлагают варианты ответов
чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы
чтение
учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы
чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос
Чтение учащимися документа и формулирование ответов на вопрос, построение схемы
Работа с картами, учебником. Построение схемы
запись схемы в тетрадь
формулирование вариантов ответа учениками Умение структурировать знания, умение правильно и осознанно строить речевое высказывание, умение выстраивать логическую цепь, умение работать с исторической картой и схемой
5. Первичное закрепление (3 минуты) Решение типовых заданий в форме коммуникативного взаимодействия. Слайд 18
Вставьте пропущенные термины:
1. Взамен устаревшей системы приказов в 1718 году было создано 12 _____ (коллегий), каждая из которых ведала определенной отраслью и сферой управления
2. В 1708 году была начата перестройка органов власти и управления на местах. Страна была разделена на 8 ________(губерний)
3. В 1721 году было ликвидировано патриаршество, для управления церковью был создан ________(Святейший правительствующий Синод) предложение вариантов ответа учащимися Контроль и коррекция того, что усвоено, осознание качества и уровня усвоения
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по (10 минут) Учитель организует деятельность по применению новых знаний
Задание: заполните таблицу.Слайд 19
Таблица заполняется учениками на интерактивной доске Ученик самостоятельно заполняет таблицу и проверяет правильность заполнения Контроль, коррекция, выделение того, что уже усвоено и что подлежит усвоению
7. Рефлексия (3-4 минуты) Учитель организует рефлексию:
-Вы узнали новое на уроке?
- Тема, которую мы разобрали на уроке, тебе понятна?
- Покажите смайлик, который соответствует вашему настроению. Ученик поднимает зеленую (все понял) или красную (ничего не понял) карточки
Ученик поднимает смайлик соответствующий его настроению Умение выражать свои мысли, рефлексия
Домашнее задание § 15, вопросы. Слайд 20 (1 минута) Методы: частично-поисковый, работа в группе
Оборудование: учебник Д.Д.Данилова, Н.С.Павловой"Российская история нового времени», иллюстрации, настенная карта "Российская империя в первой четверти XVIII века", раздаточный материал, компьютер, интерактивная доска, презентация «Реформы Петра I»
Технологическая карта урока.
Приложение 1.
Тест по теме «Северная война».
1. Основание Санкт-Петербурга относится:
а) к 1709 г.; б) к 1714 г.; в) к 1703 г.; г) к 1721 г.
2. Битва близ деревни Лесной произошла:
а) в 1706 г.; б) в 1705 г.; в) в 1703 г.; г) в 1712 г.; д) в 1708
3. В результате Прутского похода
а) Россия утвердилась на Азовском море
б.) Россия потерпела поражение от турецко-крымской армии
в.) крепость Азов перешла к России
г.) ускорилось завершение Северной войны
4. Расположите события Северной войны в хронологической последовательности:
а.) Ништадтский мир б). битва у острова Гренгам в) взятие крепости Шлиссельбург г) Полтавская битва.
5. К чему привела победа России в Северной войне?
а) к выходу к берегам северного моря
б) к укреплению международного авторитета России
в)к господству на Черном море
г) к потере Швецией независимости.
6.Северная война 1700-1721 гг. завершилась подписанием:
а) Полянского перемирия; в) Вечного мира;
б) Столбовского мира; г) Ништадского мира.
7. Россия стала империей:
а) в 1654 г. после воссоединения Украины и России;
б) в 1613 г., когда Земский собор выбрал на российский трон Михаила Романова;
в) после успешной Полтавской баталии в Северной войне;
г) после заключения Ништадтского мира 1721 г., когда Петр I был провозглашен императором.
Приложение 2
…Более десяти лет старинная душа привыкла к новому положению – управлять во время отсутствия царя. Привыкла к самостоятельной деятельности и к необходимо связанной с такой деятельностью ответственности, ответственности перед царём, о котором знали, что не пропустит никакого упущения, не посмотрит ни на что сквозь пальцы. Высшее правительственное собрание называется уже конзилию, и члены его – министрами. В 1711г. Эта конзилия министров получила новое название и более определённое значение и устройство: Правительствующий Сенат, к которому каждый должен был прислушиваться, как к самому царю, и в тоже время явилась новая форма присяги государю и государству. Первый суд, наказание несправедливых судей и ябедников, соблюдение строгой бережливости в расходах, умножение доходов, снабжение войск людьми, усиление торговли – вот первые обязанности Сената, приписанные ему учредителем. Дела решались единогласно, каждый указ должны были подписать все члены собственноручно; если один откажется подписать, то приговор остальных недействителен, но несоглашающийся сенатор должен изложить причины своего несогласия на письме.
(Соловьёв С.М. Чтение и рассказы по истории России М.: Правда,1989.с.522)
Приложение 3
Генеральный регламент, 1720г.
Понеже его царское величество…по примерам других христианских областей, всемилостивейшее намерение восприятии изволил, ради порядочного управления государственных своих дел, и исправного определения своих приходов, и поправления полезной юстиции и полиции (то есть в расправе судной и гражданстве), такожде ради возможного охранения своих подданных и содержания морских и сухопутных войск в добром состоянии, також коммерций, художеств и мануфактур, и доброго учреждения своих морских и земских пошлин, и ради умножения и приращения рудокопных заводов, и прочих государственных нужд, следующие к тому потребные и надлежащие Государственные Коллегии учредить. А именно: Иностранных дел, Камор-, Юстиц-, Ревизион-, Воинская, Адмиралтейская, Коммерц-, Штатс-контор, Берг- и Мануфактур – коллегии.
И в оной президентов, вице- президентов и прочих принадлежащих к тому членов и канцелярских и конторных служителей, а более из собственных подданных определить, такожде и потребные канцелярии и конторы при том же учредить. Того ради, запотребно разсудить изволил всем вышеписанных Государственных Коллегиях обретающимся высоким и нижным служителям обще, и каждому особо, сим Генеральным регламентом в известие, и вместо генеральной инструкции (наказа)…объявить.
(В.А. Орлов Хрестоматия по истории России М.,2003. С. 172-173)Приложение 4
Указ о единонаследии, 23 марта 1714 г.
Всем недвижимых вещей, то есть, родовых, выслуженых и купленых вотчин и поместей, также и дворов и лавок не продавать и не закладывать, но обращатися оным в род таким образом.
Кто имеет сыновей и ему же, аще хощет, единому из оных дать недвижимое, чрез духовную, тому в наследие и будет. Другие же дети обоего полу да награждены будут движимыми имении, которые должен отец их или мать разделити им при себе, как сыновьям, так и дочерям, колико их будет, по своей воли, кроме оного одного, который в недвижимых наследником будет. А ежели у оного сыновей не будет, а имеет дочерей, то должен их определити таким же образом. <…>
Приложение 5
Табель о рангах, 1722 г.
Класс Гражданские чины Военные чины Морские чины Придворные чины
I Канцлер Генерал-фельдмаршал Генерал-адмирал –
II Действительный Тайный Советник Генерал от кавалерии; Генерал от инфантерии; Генерал от артиллерии; (в XVIII в. – Генерал-аншеф) Адмирал Обер-камергер; Обер-гофмаршал; Обер-шталмейстер; Обер-егермейстер; Обер-гофмейстер; Обер-шенк; Обер-церемониймейстер; Обер-форшнейдер (1856 г.);
III Тайный Советник Генерал-лейтенант Вице-адмирал Гофмаршал; Шталмейстер; Егермейстер; Гофмейстер;
IV Действительный Статский Советник Генерал-майор Контр-адмирал Камергер
V Статский Советник Бригадир Капитан-командор (XVIII в.) Церемониймейстер (с 1884 г.)
VI Коллежский Советник; Военный Советник Полковник Капитан 1-го ранга Камер-фурьер(до 1884 г.)
VII Надворный Советник Подполковник Капитан 2-го ранга Камер-фурьер (до 1884 г.)
VIII Коллежский асессор Майор (до 1884 г.) Капитан-лейтенант (до 1884 г.) –
IX Титулярный советник Капитан; Ротмистр (кавалерия) Лейтенант Камер-юнкер
X Коллежский секретарь Штабс-капитан; Штабс-ротмистр Мичман (с 1884 г.) –
XI Корабельный секретарь – – –
XII Губернский секретарь Поручик Мичман (до 1884 г.) –
XIII Провинциальный секретарь; Сенатский регистратор; Синодский регистратор; Кабинетский регистратор Подпоручик; Корнет (кавалерия) Мичман (до 1884 г.) –
XIV Коллежский регистратор Прапорщик (с 1884 г. только в военное время)