Разработка урока истории по теме: Государственные реформы Петра I


Конспект урока по истории в 7 классе.
Тема урока: Государственные реформы Петра I
Цели урока: _        Раскрыть содержание модернизационных процессов в  области   государственных реформ  Петра I
Задачи урока:
Образовательная:  Определить цель и итоги реформирования государственного управления.
Развивающая:       Раскрытие умений и навыков аналитического мышления, сравнения с другой эпохой.
Воспитательная:   развитие чувства патриотизма и толерантности.
Тип урока: комбинированный ( с применением технологии критического мышления и ИКТ)
 
Задачи  урока:
1.       Показать, что оформление абсолютизма в России происходило в результате укрепления центральных и местных органов власти и управления.
2.       Продолжить формирование у учащихся умения работать с таблицами, схемами, с материалом параграфа учебника, развивать умения учащихся работать в группах.
 
Основные  понятия  и  термины: 
Абсолютизм, аристократия, Правительствующий сенат, генерал-прокурор, коллегии, Тайная канцелярия, Указ о единонаследии, Табель о рангах, губернии, провинции, магистрат, бурмистр, Святейший правительствующий Синод, обер-прокурор. 
Оборудование  урока:
-учебник «российская история нового времени , 7 класс». Под редакцией Д.Д. , Н.С. Павловой
-ПК, мультимедиапроектор, презентация «Реформы Петра 1», видеофильм «Петр 1»

План  урока:
1.Реформа центрального управления.
2.Указ о единонаследии. Табель о рангах.
3.Областная реформа.
4. Реформа городского управления.
5.Церковная реформа.
6.Выступления против реформ. «Дело царевича Алексея».
7.Значение реформ.
 Ход  урока:
1.Оргмомент.
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности (5-6 минут)
а) работа в парах по карточкам ( 1-й ряд- понятия, 2ряд-даты, 3 ряд- события)
б) индивидуальный контроль в виде тестирование по «Северной войне» (приложение 1) и самопроверка учащимися
3.Изучение нового материала
Первая стадия- вызов (актуализация)
Учитель: Прочитайте тему урока ( слайд №1).Дайте значение определения реформа. Предположите, какие реформы необходимы были России в нач.18 века? Для выполнения этого задания я вам предлагаю поработать в парах, предложить свои ответы и наполнить ими «Корзину мнений».
Учащиеся выполняют работу в парах в течение 1-2 минут, каждая пара предлагает свои варианты ответов, учитель фиксирует предлагаемые ответы.
Учитель: Итак, корзина мнений заполнена, узнать, кто отправил в корзину правильные, а кто ошибочные ответы мы сможем только после знакомства с основными реформами Петра 1.
Вторая стадия- осмысление.
Учащиеся выполняют самостоятельную работу в группах:
1 группа -составляет схему государственного управления при Петре 1( стр.196-197).
2 группа - заполняет 2 колонку в таблице по коллегиям(стр.197):
НАЗВАНИЕ  КОЛЛЕГИИ
Чем ведала (компетенция)
Иностранных дел Внешняя политика
Воинская Сухопутная армия
Адмиралтейств-коллегия Морской флот
Юстиц-коллегия Гражданский и уголовный суд
Берг-коллегия Горно-заводская промышленность
Мануфактур-коллегия Мануфактурная промышленность
Коммерц-коллегия Торговля
Штатс-контор-коллегияГосударственные расходы
Ревизион-коллегияКонтроль за финансами
Камер-коллегия Государственные доходы
Вотчинная коллегия Землевладение
Главный магистрат Контроль деятельности городских магистратов (потом добавляется – после городской реформы)
3 группа- работает над указом о единонаследии. Заполняет 2 и 3 колонки таблицы. Делает вывод (стр.202-203).
Вотчина и поместье в России после 1714 года.
До  указа
Указ Петра I от 1714 г. После  указа
Вотчина – наследственная собственность.
Поместье – пользование землёй при условии несения военной службы. Поместья дворян оказались приравнены к боярским вотчинам. Поместье передаётся по наследству.
Обязательность службы для дворян сохранялась.
4 группа - работает над табелем о рангах. Заполняет 3 колонку таблицы. Делает вывод (стр.191).
В 1722 году царь принял Табель о рангах.
Классы
Чины военные сухопутные Чины гражданские Что давало?
 I Генералиссимус,ФельдмаршалКанцлер Власть, титулы (потомственное дворянство), земли, деньги.
II Генерал от артиллерии Действительный тайный советник III Генерал-лейтенант Тайный советник IV Генерал-майор Действительный статский советник V Бригадир Статский советник VI Полковник Коллежский советник VII Подполковник Надворный советник VIII Майор Коллежский асессор IX Капитан Титулярный советник Власть, титулы (личное дворянство без права передачи по наследству), земли, деньги
X Штабс-капитан Коллежский секретарь XI      – Сенатский секретарь XII Поручик Губернский секретарь XIII Подпоручик Сенатский регистратор XIV Прапорщик Коллежский регистратор В каждую коллегию входили: ________________________________________
_________________________________________________________________.
 
Создана Тайная канцелярия – занималась делами ______________________
_________________________________________________________________.
Вывод: Теперь старая и новая аристократия  уравнивалась и в служебном положении. Такая система давала возможность служебного роста любому служилому человеку, вне зависимости от его происхождения.
5 группа - работает над областной реформой. Рисуют схему разделения страны на губернии и провинции (стр.197)
1708 г- ……губерний( каких?)Кто управляет? Кто назначает?
1719 г.-…..провинций .Кто управляет?
Какая коллегия была создана для управления Украиной ? Кто управлял? Кто назначал?
6 группа- работает над реформой городского управления (стр.197).
Городская реформа   (1720 год.).
В городах стали выбирать выборные органы - __________________________, во главе которых стояли ______________________________________.
Горожане делились на ___________и __________.Те подразделялись на ______и _________.
Чему способствовала?
7 группа- работает над церковной реформой( стр.1199-200)
В 1700 году ликвидировано__________, установлена Духовная коллегия – Святейший правительствующий_________ – управлял _________________.
В 1722 году за его надзором введена светская должность _________________, назначаемый ______.Священники несли миссию _______________.
Выступление команд. Ответы учащихся сопровождаются презентацией, в ходе которых еще раз обращается внимание на основные преобразования Петра 1.
Учитель: Рассмотрев основные реформы Петра, теперь вы можете определить: кто забросил в «корзину мнений» ошибочные ответы, а кто правильные.
Какое значение для России имели петровские реформы?.Теперь вернемся к нашему плану. Какой вопрос остался без внимания? А можно ли без него представить полную картину, в каких условиях проходили реформы?
Для разъяснения этого давайте посмотрим на фрагмент видеофильма «Петр1»
( рассказывается о выступлениях против реформ, участие царевича Алексея в заговоре против отца). После фрагмента – вопрос:  в чём вы видите вину царевича Алексея перед отцом и государством?
4.Закрепление изученного материала
Составление синквейна на тему «Реформы Петра 1».
1.Тема синквейна.
2.2 прилагательных.
3. 3 глагола.
4.Краткий вывод по теме.
5.Синоним темы синквейна.
5.Домашнее задание параграф №20, вопросы №1-5, новые слова, документы на стр.204.Эссе «Мое отношение к реформам Петра Великого».
6.Подведение итогов урока.
7.Стадия рефлексии.
Оценивание работы учащихся на уроке по схеме:
Я оцениваю себя-
Я оцениваю свою группу-
Я оцениваю класс-