Как помочь неуспевающему школьнику. Советы логопеда.
КАК ПОМОЧЬ НЕУСПЕВАЮЩЕМУ ШКОЛЬНИКУ. СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА
Проблема грамотного письма всегда была актуальной. К счастью, проблемы нарушений письма волнуют не только учителей и логопедов, но и родителей. Цель данной статьи - помочь родителям, имеющих детей с нарушениями письма. Хочется отметить, что ошибки при письме часто происходят не из-за детской лени и невнимательности, а из-за особенностей их нейропсихологического развития. Ребенок с нормальным слухом, зрением и интеллектом может писать неграмотно из-за незрелости некоторых отделов мозга, отвечающих за двигательные функции рук, речевое внимание, зрительно-пространственную ориентацию.
Определить, что вашему ребенку действительно трудно дается правописание можно по характеру ошибок:
отсутствуют пропуски между словами и предложениями;
не соблюдаются границы полей в тетради и устойчивые правила переноса;
зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и другие перевернуты в другую сторону;
повторение одной и той же буквы: пироп, вместо пирог;
замена букв: б-д (колодок), ж-х (мужомор), и-у (клумат), т-п (пигр);
ошибки в ударных слогах: учетель вместо учитель;
пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов (гамазин вместо магазин);
забывание начертания редко встречающихся букв («ъ», «э») или прописных букв;
нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого к крупному).
Эти и другие ошибки в детских тетрадях говорят о дисграфии. Дисграфия – частично специфическое нарушение процесса письма. Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Помочь ребенку может логопед, знающий основы нейропсихологии, понимающий, что происходит в голове ученика, а также заботливые родители.
Вот некоторые советы родителям:
обращайте внимание на характер ошибок в тетради вашего ребенка;
помните, что постоянные наказания за плохие отметки только ухудшат ситуацию;
не торопите неуспешного ребенка;
постарайтесь избегать отрицательных оценок при неудачах, лучше лишний раз похвалите за его старание;
сравнивайте ребенка с ним самим вчерашним, а не с другими детьми;
знайте все задания ребенка по русскому языку и тщательно следите за их выполнением, но помните: это все же его задания, а не ваши;
проверяя домашние задания, избегайте отрицательных оценок;
радуйтесь вместе с ним его маленьким победам;
выделите ребенку комнату, которая станет его собственной территорией, повесьте над столом интересные и смешные цитаты из произведений, научите ребенка искать их в книгах;
играйте в рифмы, сочиняйте и записывайте веселые стихи, заведите для них специальную тетрадь;
обсуждайте с ребенком ваши совместные произведения;
попросите ребенка информировать вас о его успехах;
помните, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности, играйте с ребенком в словесные игры на улице, во время лыжной или пешей прогулки;
верьте в успех вашего ребенка;
не забудьте о важной составляющей грамотного письма – чтении.
У чтения почти те же механизмы, что и у письма. «Без чтения не бывает письма», - уверен учитель.
Чтение – не только признак интеллигентности. Книги расширяют словарный запас, поэтому для начитанного ребенка значительно облегчается поиск проверочных слов или написание творческой работы. Внимательный ребенок, читая, непроизвольно запоминает и написание слова, что, несомненно, повышает его уровень грамотности. Имея перед собой классические образцы, ученик иначе организует собственную речь, легче строит фразы, устные ответы, пересказы. Для детей, которые дружат с книжками, не существует проблемы понимания условия задачи или задания к упражнению. Одним словом, читающие школьники всегда более успешны.
Вот еще несколько советов родителям:
пусть ребенок чаще видит вас с книгой в руках;
дарите детям книги;
постоянно обращайтесь к книжным примерам: ребенок привыкнет искать ответы у великих писателей, на страницах книг;
попробуйте перед началом «скучного» произведения прочитать детям один из наиболее веселых, коротких отрывков;
ищите такую книгу, которая «захватит» вашего ребенка;
обсуждайте с ребенком содержание прочитанной им книги, будьте в курсе его предпочтений, обменивайтесь мнениями, уважайте его выбор;
вместе с ребенком ищите в книгах ответы на разные вопросы школьной программы.
Школьные трудности так многообразны, так переплетены с другими условиями жизни, что порой и специалисту трудно определить - что от чего. Сложно разобраться в них учителю, чаще всего не хватает терпения и понимания родителей, - но больше всех страдает ребенок.
Иногда начинается все, казалось бы, с незначительных вещей, на которые родители внимания не обращают. Это может быть медленный темп работы, и трудности запоминания букв, и неумение сосредоточиться. Что-то списывается на возраст – дескать, не привык, маленький, что-то – на воспитание; что-то на нежелание. Так упускается очень важный момент – начало трудностей, пока их относительно просто обнаружить, они достаточно легко и без последствий поддаются коррекции, одна трудность еще не тянет за собой другую, третью…. Именно в этот момент родители должны быть не только особенно внимательны, но и готовы протянуть ребенку руку помощи, поддержать его. Чем позднее вы обратите внимание на школьные трудности, чем безразличнее будете относиться к неудачам ребенка – тем тяжелее будет разорвать их порочный круг. Постоянные неудачи настолько обескураживают ребенка, что трудности «переползают» с одного действительно трудного предмета, который плохо дается, на все остальные.
Итак, внимание и понимание - самая большая помощь, которую вы можете оказать ребенку. Не смотря на неудачи в учебе, он должен чувствовать поддержку дома, верить: здесь его всегда поймут. Не стоит переоценивать необходимость вашего присутствия во время приготовления уроков. Лучше все объяснить, спланировать работу, а дальше – сам. Ведь очень важен и нужен опыт именно самостоятельной работы! Не стойте над душой – этим вы только убеждаете ребенка в его беспомощности. Не делайте постоянно замечание («Не качайся на стуле!»; «Не грызи ручку!»; «Сядь правильно!») – они отвлекают, создают ощущение дискомфорта, неуверенности. Не отрывайте от уроков вопросами просьбами, не подгоняйте. И еще одно, последнее напоминание: своевременность принятых мер увеличивает шансы на успех! Ваше искреннее желание помочь ребенку и совместная работа обязательно принесут плоды!