Методическая разработка «Как помочь неуспевающему школьнику»
«Как помочь неуспевающему школьнику»
/Материалы были представлены на методическом объединении
учителей начальных классов МАОУ СОШ № 20/
Автор: учитель-логопед Конищева О.Д.
МАОУ СОШ №20 п. Баранчинский, Свердловская обл.
Проблемы школьной неуспеваемости волнуют всех участников педагогического процесса. Учителя, родители, школьная администрация и сами дети обеспокоены проблемой неуспешной учебы. В школе нет ни одного ребенка, который сознательно хотел бы плохо учиться.
Учителя говорят: «Ленивый», «Невнимательный», «Медлительный», «Витает в облаках», «Ничего не понимает», «Играет под партой во время объяснения» Родители говорят: «Шустрый, много вертится», «Трудная программа» Все они, и родители, и учителя, говорят об одном и том же. Об успеваемости ребенка, о том, что наш ребенок не усваивает учебную программу. Они просят помочь ученику.
Авторы Г. Монина и Е. Панасюк в своей книге "Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником" приводят результаты анкетирования родителей, педагогов, психологов, где учителя среди причин неуспеваемости на первое место ставят здоровье (60%), далее – семейные проблемы (32%), педагогическую запущенность детей (24%), тревожность (18%), сложность программы (16,5%), низкую самооценку учащихся (16%). Родители склонны считать, что главные причины неуспеваемости детей – это: неинтересное преподавание (36%), лень ребенка (32%), недостаток внимания детей (28%), отсутствие индивидуального подхода (24%), большие учебные нагрузки (24%). Анкетирование психологов показало, что они считают причинами неуспеваемости: амбиции родителей по поводу способностей детей (30%), незрелость психических функций детей (28%), недостаточный учет индивидуальных особенностей детей (28%), проблемы здоровья (20%).
Из представленных результатов видно, что мнения всех членов педагогического процесса отличаются. Но все же здесь можно проследить закономерность. Все опрошенные категории ставят не на последнее место такие причины, как недостаточное развитие психических функций (внимание, память, мышление), здоровье, программа и учебная нагрузка.
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования 2-х терминов: «неуспеваемость»; «отставание».
В основе отставания в учении лежит расхождение требований, предъявляемых к познавательной деятельности школьников, с реально достигнутыми ими уровнем умственного развития и их потенциальными возможностями.
Неуспеваемость - несоответствие подготовки учащихся требованиям содержания образования, фиксируемое по истечении какого-либо значительного отрезка процесса обучения (например: цепочки уроков, посвященных изучению одной темы или раздела курса, учебной четверти, полугодия, года).
По мнению Абрама Марковича Гельмонта, «неуспеваемость - это отставание в учении, при котором за отведенное время учащийся не овладевает на удовлетворительном уровне знаниями, предусмотренными учебной программой, а также весь комплекс проблем, который может сложиться у ребенка в связи с систематическим обучением (как в группе, так и индивидуально)».
По наблюдениям психологов набор средств помощи отстающим ученикам в основном сводится к организации дополнительных занятий, на которых применяются традиционные (такие же, как на уроке) методы обучения, и оказанию различных мер давления на ученика. Но эти средства не всегда эффективны, и нередко оказываются даже вредны, так как не воздействуют на причину и позволяют запустить «болезнь» неуспеваемости.
Выделяют 3 основные причины неуспеваемости:
Социальные причины – неблагополучные условия жизни, недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, безнадзорность ребенка, материальное положение семьи.
Физиологические причины – частые болезни, общая слабость здоровья, инфекционные болезни, болезни нервной системы, нарушение двигательной функции.
Психологические причины – особенности развития внимания, памяти, мышления, медленность понимания, недостаточный уровень развития речи, несформированность познавательных интересов, узость кругозора.
Психологические причины неуспеваемости делятся на 2 группы:
1. Недостатки познавательной деятельности
несформированность приемов учебной деятельности;
недостатки развития психических процессов, главным образом мыслительной сферы ребенка;
неадекватное использование ребенком своих индивидуально-типологических особенностей.
2. Недостатки в развитии мотивационной сферы ребенка.
Выделяют следующие виды неуспеваемости:
ОБЩЕЕ И ГЛУБОКОЕ ОТСТАВАНИЕ - по многим или всем учебным предметам длительное время.
Частичная, но относительно СТОЙКАЯ НЕУСПЕВАЕМОСТЬ - по одному - трем наиболее сложным предметам (как правило, русский и иностранный языки, математика).
НЕУСПЕВАЕМОСТЬ ЭПИЗОДИЧЕСКАЯ - то по одному, то по другому предмету, относительно легко преодолеваемая.
Существуют определенные признаки, которые сигнализируют педагогу о том, на какого ученика и на какие его действия надо обратить внимание в ходе обучения, с тем, чтобы предупредить развивающуюся неуспеваемость.
Ученик не может сказать, в чём трудности задачи, наметить план её решения, решить задачу самостоятельно, указать, что получено нового в результате её решения. Ученик не может ответить на вопросы к тексту, сказать, что нового из него узнал. Эти признаки могут быть обнаружены при решении задач, чтении текстов и слушании объяснения учителя.
Ученик не задаёт вопросов по существу изучаемого, не делает попыток найти и не читает дополнительных к учебнику источников. Эти признаки проявляются при решении задач, восприятии текстов, в те моменты, когда учитель рекомендует литературу для чтения.
Ученик не активен и отвлекается в те моменты урока, когда идёт поиск, требуется напряжение мысли, преодоление трудностей. Эти признаки могут быть замечены при решении задач, при восприятии объяснения учителей, в ситуации выбора по желанию задания для самостоятельной работы.
Ученик не реагирует эмоционально (мимикой и жестами) на успехи и неудачи, не может дать оценку своей работе, не контролирует себя.
Ученик не может объяснить цель выполняемого им упражнения, сказать, на какое правило оно дано, не выполняет предписаний правила, пропускает действия, путает их порядок, не может проверить полученный результат и ход работы. Эти признаки проявляются при выполнении упражнений, а также при выполнении действий в составе более сложной деятельности.
Ученик не может воспроизвести определения понятий, формул, доказательств, не может, излагая систему понятий, отойти от готового текста: не понимает текста, построенного на изученной системе понятий. Эти признаки проявляются при постановке учащимися соответствующих вопросов.
Школьные трудности не являются персональными трудностями одного ребенка. Трудности эти – наши общие, и преодолимы они только сообща...
Чтобы учитель мог выделить процесс неуспеваемости у школьника, необходимо знать ряд типологий неуспевающих школьников, которые мы подробно описали на методическом объединении. В своем выступлении за основу мы взяли типологию Тамары Алексеевны Шиловой:
Педагогическая запущенность
Интеллектуальная пассивность
Нерациональные способы учения, механическое заучивание
Общее отставание в учении
Рассогласование в личностной сфере: слабоволие
Учатся под давлением извне
Низкий уровень воспитанности
Рассогласование в личностной сфере: эффект неадекватности, акцентуации
Далее были рассмотрены методы стимулирования учащихся в целях предупреждения отставания и неуспеваемости.
1-ая группа. Посредством содержания (содержательные).
1. Особый подход к содержанию учебного материала, характеру его преподнесения:
а) эмоционально-образный (эмоциональный, наглядно-образный, увлеченный);
б) аналитический (разъяснительный, логический, проблемный);
в) деловой;
г) необычный.
2. Использование, показ, подчеркивание различных элементов, привлекательных сторон содержания:
а) важность отдельных частей;
б) трудность, сложность (простота, доступность);
в) новизна, познавательность материала;
г) историзм, современные достижения науки;
д) интересные факты, противоречия, парадоксы.
3. Задание с интересным содержанием, занимательными вопросами.
4. Показ значимости знаний, умений:
а) общественной;
б) личностной.
5. Межпредметные связи.
2-ая группа. Посредством организации деятельности (организационные).
Целевая установка на работу, ее краткая характеристика, постановка задач.
Предъявление требований к учащимся. По содержанию: к дисциплине, работе; по форме: развернутые, свернутые (указания, замечания, мимика), алгоритмы; единые и индивидуально-групповые, общие и детальные, прямые и косвенные.
Характер деятельности (копирующий, репродуктивный, творческий).
Создание ситуаций различного характера: интеллектуального (проблемная, поисковая, с дискуссии, противоречия); игрового (познавательной игры, соревнования), эмоционального (успеха, увлеченности темой).
Анализ ошибок и оказание необходимой помощи.
Контроль над деятельностью учащегося (тщательный, беглый), взаимо- и самоконтроль, оценка.
Четкое использование ТСО, наглядности, дидактических материалов, красочных пособий.
3-я группа. Посредством воспитательных взаимодействий в плане общения, отношения, внимания (социально-психологические).
Демонстрирование достижений в развитии личности, проявление доверия к силам и возможностям учащихся.
Проявление личного отношения учителя к ученику, классу, высказывание собственного мнения.
Проявление учителем собственных качеств, данных личности (в плане общения, эрудиции, отношение к предмету, деловых качеств и т.д.) и побуждение учащихся к подобным направлениям.
Организация сотрудничества в коллективе (взаимопроверка, обмен мнениями, взаимопомощь).
Система работы по формированию положительного отношения к учению
у неуспевающих школьников
Виды помощи неуспевающему ученику на каждом этапе урока
И, конечно же, мы подготовили рекомендации, памятки - «добрые советы» учителю, работающему с проблемными детьми.
СОЗДАВАЙ в классе благоприятный психологический климат;
НЕ РАЗДРАЖАЙСЯ, будь терпелив и настойчив;
требуя, УЧИТЫВАЙ реальные возможности ученика;
КАЖДОМУ УЧЕНИКУ - ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПОДХОД, дозированный темп и объем работы;
УЧИТЫВАЙ зоны ближайшего развития, постепенно увеличивай и усложняй нагрузку;
УЧИ посильным приемам регуляции поведения.
10 правил работы со «слабоуспевающими»
Верьте в способности «слабоуспевающего» ученика и старайтесь передать ему эту веру.
Помните, что для «слабоуспевающего» необходим период «вживания» в материал. Не торопите его. Научитесь ждать.
Рационально распределяйте учебный материал (трудное – сначала!). Многократно повторяйте основной материал. Каждый урок – продолжение предыдущего.
Вселяя слабым веру в то, что они запомнят, поймут, чаще предлагайте им однотипные задания (с учителем, с классом, самостоятельно).
Работу со «слабоуспевающими» не понимайте примитивно. Тут идёт постоянное развитие памяти, логики, мышления, эмоций, чувств, интереса к учению.
Не гонитесь за обилием новой информации. Умейте из изучаемого выбрать главное, изложить его, повторить и закрепить.
Общение – главная составляющая любой методики. Не сумеете расположить ребят к себе – не получите и результатов обучения.
Научитесь управлять классом. Если урок однообразен, дети сами найдут выход – займутся своими делами.
Начав целенаправленно работать со слабыми, помните: спустя короткое время их среда вновь расколется – на способных, средних и «слабоуспевающих».
Научитесь привлекать к обучению слабых более сильных ребят. Изложив материал, опросили сильных – посадите их к слабым, и пусть продолжается учёба.
Благодарим вас за внимание!
15